Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Данная программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе и календарно-тематическое планирование на 66 часов (2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – 66 часов
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИе
№ п/п | Тема(общая) и подтемы | Кол-во часов | Сроки освоения | Форма организации учебной деятельности | Форма контроля | Оборудование | |
фк | рк | ||||||
І Что и кто? 20 ч | |||||||
1 | Что такое Родина? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
2 | Что мы знаем о народах России? | 1 | Урок усвоения новых знаний | телевизор | |||
3 | Что мы знаем о Москве? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
4 | Что у нас над головой? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
5 | Что у нас под ногами? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
6 | Что общего у разных растений? | 1 | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проектор | ||
7 | Что растет на подоконнике? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
8 | Что растет на клумбе? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
9 | Что это за листья? | 1 | Урок-игра | Проектор | |||
10 | Что такое хвоинки? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
11 | Кто такие насекомые? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
12 | Кто такие рыбы? | 1 | Урок-конкурс | ||||
13 | Кто такие птицы? | 1 | Урок- фантазии | Телевизор | |||
14 | Кто такие звери? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проектор | |||
15 | Что такое зоопарк? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Видеокамера | |||
16 | Что окружает нас дома? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
17 | Что умеет компьютер? | 1 | Урок-игра | ||||
18 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Урок-конкурс | ||||
19 | На что похожа наша планета? | 1 | |||||
20 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | Урок контроля | ||||
ІІ Как, откуда и куда? 13 ч | |||||||
1 | Как живет семья? | 1 | Урок-игра | ||||
2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
3 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Урок- фантазии | ||||
4 | Как путешествует письмо? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проектор | |||
5 | Куда текут реки? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
6 | Откуда берется снег и лед? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
7 | Как живут растения? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Телевизор | |||
8 | Как живут животные? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
9 | Как зимой помочь птицам? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
10 | Откуда берутся шоколад, изюм и мед? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
11 | Откуда берется и девается мусор? | 1 | Урок-игра | Проектор | |||
12 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
13 | Как,откуда и куда? Проверочная работа. | 1 | Урок усвоения новых знаний. Урок контроля | Пр/ р | |||
ІІІ Где и когда? 11 ч | |||||||
1 | Когда учиться интересно? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
2 | Когда придет суббота? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
3 | Когда наступит лето? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Телевизор | |||
4 | Где живут белые медведи? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
5 | Где живут слоны? | 1 | Урок-игра | ||||
6 | Где зимуют птицы? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
7 | Когда жили динозавры? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проектор | |||
8 | Когда появилась одежда? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
9 | Когда изобрели велосипед? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
10 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
11 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | Урок контроля | П/р | |||
IV Почему и зачем? 22ч | |||||||
1 | Почему солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
2 | Почему луна бывает разной? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проектор | |||
3 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | Урок-игра | ||||
4 | Почему звенит звонок? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
5 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Урок- фантазии | ||||
6 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Телевизор | |||
7 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
8 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
9 | Почему их так назвали? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
10 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
11 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
12 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
13 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
14 | Зачем нам нужны автомобили? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
15 | Зачем нужны поезда? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проектор | |||
16 | Зачем строят корабли? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
17 | Зачем строят самолеты? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
18 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
19 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
20 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проектор | |||
21 | Почему мы часто слышим слово экология? | 1 | Урок усвоения новых знаний | ||||
22 | Итоговая проверочная работа | 1 | Урок усвоения новых знаний | П/р |
Требования к уровню подготовки, обучающихся по данной программе
Содержательные линии | Образовательный минимум | |
знать | уметь | |
І Что и кто? | о народах, проживающих на территории России о разных национальностях; как выглядят русские национальные костюмы, расскажут о родном городе. О государственных символах России (флаге, гимне, гербе); о разных национальностях; как выглядят русские национальные костюмы, расскажут о родном городе. | рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. научатся отличать российские государственные символы от символов других стран, национальную одежду от другой. составлять текст по картинке. отличать российские государственные символы от символов других стран, национальную одежду от другой. |
Как, откуда и куда? | наиболее узнаваемые созвездия, объекты неживой и живой природы, комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; наиболее распространённые комнатные растения, основные правила ухода за комнатными растениями безопасную дорогу от дома до школы; важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; название страны, в которой они живут, ее столицы; правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); | работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок, узнавать ковш Большой Медведицы. разделять объекты живой и неживой природы и изделия группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; — различать изученные растения; Уметь слушать и отвечать на заданный вопрос; |
Где и когда? | Компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное или придуманное человеком); |
|
Почему и зачем | свой домашний адрес и адрес школы; правила безопасности при переходе улицы; правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом; основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе. простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой; названия дней недели, времен года; имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах; цвета радуги; назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход. | соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой; использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»; различать овощи и фрукты .различать объекты неживой и живой природы; различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей; |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова (УМК « Школа России»).
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания предмета являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа | Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч. М.: Просвещение, 2010. |
Учебник | Плешаков А.А. Окружающий мир. 1кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. |
Плешаков А.А. Рабочая тетрадь –1,2 части М.: Просвещение, 2011. |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный предмет является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
- МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально- нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». | 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...