Урок на тему "Жизнь древних славян".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок "Жизнь древних славян" является первым в разделе "Страницы истории Отечества". Программа "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_drevnih_slavyan.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема. Жизнь древних славян.

Цель. Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.

Задачи: 1. Развивать общеучебные навыки: устную речь, внимание, память.

             2. Развивать умение работать по карте.

             3. Прививать интерес к жизни наших предков – древних славян.

             4. Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе, к окружающему миру.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, плакаты с иллюстрациями из жизни древних славян, проектор.

Ход урока

  1. Организация класса. Сообщение темы урока.

- Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории Отечества. Тема урока «Жизнь древних славян».

  1. Работа по теме урока.
  1. Слово учителя.

- Новый раздел учебника поможет нам узнать о важных событиях истории России. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью древних славян: их занятиями, верованиями, праздниками.

2. Работа с картой. Расселение древних славян (учебник, стр.35).

- Откройте учебник на стр.35. Перед вами карта «Расселение древних славян». По территориальному признаку различали западных славян, восточных славян, южных славян. (С помощью проектора появляется карта на доске). Посмотрите на условные обозначения и определите территории, на которых жили восточные, западные и южные славяне ( рассмотреть, каким цветом показаы территории).

- Какие славяне жили за р. Дунай?

- Южные славяне (показ по карте).

- Западные славяне жили по берегам многих рек, одна из которых называется?

- Висла ( показ по карте).

- По берегам каких рек жили восточные славяне?

- Днепр, Зап. Двина, Дон, Волга (показ по карте).

- Наши с вами предки – восточные славяне (именно от них позднее произошли русские, украинцы и белорусы). Жили славяне племенами. На карте (стр.35) показаны племенные объединения восточных славян. О них мы поговорим на следующем уроке.

  - Что же собой представляли территории, которые населяли восточные славяне? Найдём ответ в учебнике на стр.34.

- Дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки (читает ученик).

III  Работа  со статьёй учебника и дополнительным материалом (стр.36-38).

- Накануне вы получили задание по следующему плану (плакат на доске).

-1 ряд, какую часть вы отметили в статье учебника?

- Занятия древних славян.

    - 3 колонка, какую часть отметили вы?

    - Места для поселения.

    - 4 колонка, какую часть отметили вы?

    - Жилища и их убранство.

    - 5 колонка, какую часть отметили вы?

    - В кого верили славяне.

    - 6 колонка, какую часть отметили вы?

    - Славянские праздники (представители

   групп называют темы, по которым они работали, на доске вывешивается

   таблица с указанием этих тем):

                 Занятия древних славян

                 Места для поселения

                 Жилища и их убранство

                 В кого верили славяне

                 Славянские праздники

1 ряд.

- Зачитайте, чем занимались мужчины.

- Мужчины были охотниками, рыболовами, бортниками.

- Кто такие бортники?

- Собиратели мёда диких пчёл.

- Рассмотрите иллюстрацию с изображением охотника-славянина (учебник стр.36 и плакат на доске). Чем он охотился?

- Нож, топор, рогатина.

- Чем занимались женщины?

- Готовили пищу, разводили огороды, пряли, шили… (ученик читает).

- Какое занятие требовало от славян сплочённости?

- Земледелие (зачитывают).

- О каких качествах славян можно сделать вывод?

- Крепкие, выносливые, дружные, смелые, трудолюбивые.

- Что доказывает их мудрость, заботу о будущих поколениях?

- Передавали опыт от отца к сыну, от матери к дочери (читает ученик).

3 колонка.

- Как же выбирали славяне место для поселения?

- Отрывок на стр.37 читает ученик.

- Послушайте дополнительную информацию по этому вопросу…

   (выступает докладчик)

- Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго (вопросы на восприятие: Как называлась изгородь из крепких брёвен? Для чего ставили частокол?)

4 колонка.

- Как выглядели жилища древних славян?

- Жилища почти до половины уходили в землю (читает ученик на стр.37).

- Каково было убранство дома?

- Неприхотливым… (читает ученик на стр.37).

- Послушайте дополнительную информацию по этому вопросу (выступает с докладом ученик).

- В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток и коры.  Жерди соединены между собой деревянными шипами, связанны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на неё – толстый слой соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. В доме почти всё свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели (ученик рассказывает и показывает указкой на плакат на доске). Вопросы на восприятие: На сколько пол был углублён в землю? Как топилась печь? Какой была постель?

- На стр.36 рассмотрите предметы быта древних славян. Из чего изготовлена посуда? (из глины) Из чего шили одежду? (из льна и шерсти)

5 колонка.

- Каким казался славянам окружающий мир?

- Всё казалось славянам живым, одушевлённым… (читает ученик на стр.38).

- Кем они его населяли?

- Домовой, леший, водяной, русалки (ученик читает на стр.38).

- Откройте рабочую тетрадь на стр.14 и выполните задание №3 самостоятельно.

- Проверяем. Какие же фантастические существа и почитаемые животные были у древних славян? Зачитайте.

- Рассмотрим иллюстрации с изображением этих существ (рисунки приготовили сами ученики: водяной, леший, русалки, домовой).

- Было ещё одно удивительное существо, которое появлялось в доме по представлению др. славян. Рассказывает…

- Когда рождался малыш, в доме поселялась Леля – богиня нежности, заботы и любви. По имени этой богини детскую кроватку назвали люлькой. В славянских языках осталось трепетное слово «лелеять», т. е. беззаветно любить, ухаживать и защищать от беды. Вопросы по восприятию: по имени какой богини детскую кроватку назвали люлькой?

- Объясните значение слова «лелеять».

- Любить, ухаживать и защищать.

- Назовите одного из главных богов древних славян.

- Перун – бог грома и молнии.

- Древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги. Давайте узнаем, какие…

Просмотр презентации «Боги древних славян»:

1. Чтение учеником отрывка о роли богов в жизни славян.

- В далёкие времена мир для русского человека был полон тайн. Древние славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы они не находились, их всегда сопровождали добрые и не очень боги, шумные и незаметные духи. Славянские боги были грозны, но справедливы и добры. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне.

- Какими были славянские боги?

2. Сварог – родоначальник богов. Чтение ученика.

- Сварог – верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Он олицетворял собой небо, был отцом солнца и огня. Большинство славянских богов – дети Сварога.

 - Кто олицетворял собой небо?

- Сварог.

3. Даждьбог – сын Сварога, бог Солнца. Рассказывает ученик.

- Даждьбог – сын Сварога, бог солнца. Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог по небу на чудесной колеснице едет. Славяне верили, что солнце всё видит: и хорошие поступки, и плохие.

- Кто такой Даждьбог?

- Сын Сварога, бог солнца.

4. Перун – бог грома и молний. Рассказывает ученик.

- Помогает Даждьбогу и бог громовик Перун. Ведь это он тёмные тучи, что грозят солнышко спрятать, стрелами-молниями поражает. Пройдёт гроза и легче становится дышать. Поговаривали, что от молний Перуна вся нечистая сила погибает, а живая вода, которую туча-чудище хотела скрыть от людей, на землю проливается.

- Что поражал своими стрелами-молниями Перун?

- Нечистую силу.

5. Стрибог – бог ветров. Рассказывает ученик.

- Стрибог – царь ветров. Все ветры называли Стрибожьими внуками. Они выпускали из открытого рта вихри, вьюги и метели. У древних славян ветер был всемогущ. Об этом рассказывается в сказках и былинах.

- Как славяне называли ветры?

- Стрибожьими внуками.

6.  Белбог – воплощение света, бог добра, удачи, счастья, олицетворение дневного и весеннего неба. Бог богатства и плодородия.

    Чернобог – бог земного мрака, вселенской тьмы.

    Гамаюн – вещая птица, посланница славянских богов, поющая людям божественные гимны и предвещающая будущее. Рассказывает о них один ученик.

- Бог удачи?

- Бог тьмы?

- Вещая птица?

7. Святобор – владыка лесной.

    Зевана – его жена, богиня охоты. Рассказывает о них один ученик.

   Святобор – верховный владыка лесной. Горе охотнику, убившему олениху с детёнышем: рано или поздно Святобор ему отомстит. Горе рыбаку, что ловит рыбу, когда она нерестится: всё равно его ждёт грозная расплата.

Женой Святобора была Зевана – славянская богиня охоты. Она посылала удачу охотникам, подставляя под их стрелы зверей слабых, старых или больных.

- Какими были Святобор и его жена Зевана?

- Справедливыми.

На доске:

1  Сварог

2  Даждьбог

3  Перун

4  Стрибог

5  Белбог

6  Чернобог

7  Гамаюн

8  Святобор

9  Зевана

(Названия славянских богов открываются детьми в ходе ответов на вопросы)

Проверка уровня восприятия информации:

- Ребята, перед вами листочки, на которых вы будете в строчку писать номера, соответствующие названиям славянских богов.

-  Родоначальник богов (1 – Сварог)

- Бог света, добра и удачи (5 – Белбог)

- Владыка лесной (8 – Святобор)

- Вещая птица (7 – Гамаюн)

- Славянская богиня охоты (9 – Зевана)

- Проверяем: 1   5   8   7    9

- Почему верования славян были так тесно связаны с природой?

     - Их жизнь зависела от природы: урожай, охота, здоровье.

     - Почитая богов, как относились славяне к природе?

     - Уважительно, трепетно, бережно.

        6 колонка

     - С почитанием природы связаны многие славянские праздники.  Но прежде чем мы прочитаем об одном из них, давайте  посмотрим, какое слово спрятано за числами: переворачиваю числа и читаем слово «огонь». Именно огонь являлся одним из важнейших элементов этого праздника. Читаем на стр. 38.

- О каком празднике прочитали?

- Праздник Ивана Купала.

- Почему прыгали через костёр?

- Верили, что огонь очищает.

- В чью честь был праздник, если верили в очищающую силу огня?

- В честь солнца.

- Самостоятельно узнайте, какие ещё праздники в честь солнца были у древних славян, один из которых мы до сих пор с удовольствием отмечаем.

 

III. Подведение итогов.

  1. Проверочное тестирование.

  - Поставьте знак + у верного высказывания.

  1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

    - восточных славян

    - западных славян

    - южных славян

  1. Древние славяне жили:

    - семьями

    - в одиночку

    - племенами

  1. Посуду древние славяне делали из:

    - глины

    - металла

    - дерева

  1. Богом грома и молнии у древних славян был:

     - Зевс

    - Перун

    - Марс

  1. Праздник Ивана Купалы:

    - в честь воды

    - в честь солнца

    - в честь земли

- Проверяем результаты. Приготовьте сигналы.

  1. - Для чего мы знакомимся с жизнью древних славян?

- Чтобы знать, как они жили, чем занимались, в кого верили.

- Чему мы можем поучиться у наших далёких предков?

- Трудолюбию, умению работать сплочённо, уважительному и бережному отношению к природе.

- Оценки за урок (всем выступающим, всем, кто делал иллюстрации, за тест).

- Рекомендую вам следующие книги для подбора дополнительного материала ( показ книг из школьной библиотеки и книг, принесённых учащимися).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"

Цели: воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;развивать  устную речь, воображе...

урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"

Урок  с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...