урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок  с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.


Тема урока: «Жизнь древних славян».

Задачи урока:

  1. Раскрыть происхождение древних славян;
  2. Дать характеристику качеств личности древних славян, их поведения, внешнего вида, быта;
  3. Развивать логическое мышление.

Оборудование: 

  1. карточки с заданиями,
  2. презентация «Жизнь древних славян»,
  3. тест «Новейшее время: история продолжается сегодня».

Ход урока.

Слайд 1, 2

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Слайд 3

(тест 36)

  1. Проверка домашнего задания.

 1. Ответьте на вопросы теста:

Тест 36

Новейшее время: история продолжается сегодня

  1. С какого века мы ведём отсчёт истории Новейшего времени?
  1. с XVIII века
  2. с XIX века
  3. с ХХ века

2. Какой путешественник в начале XIX века достиг Северного полюса?

  1. Роберт Пири
  2. Руал Амундсен
  3. Фернан Магеллан

3. Какое техническое изобретение не относится к периоду Новейшего времени?

  1. телефон
  2. видеомагнитофон
  3. компьютер

4. Какой путешественник покорил Южный полюс?

  1. Роберт Пири
  2. Руал Амундсен
  3. Фернан Магеллан

5. Какое техническое изобретение прочно вошло в жизнь людей в ХХ веке?

  1. фотография
  2. кино
  3. телеграф

6. Каким транспортом стали постоянно пользоваться в ХХ веке?

  1. пароходом
  2. паровозом
  3. самолётом

7. Сколько времени длится история Новейшего времени?

  1. около 100 лет
  2. около 200 лет
  3. около 300 лет

8. Как расшифровывается название международной организации – ООН?

  1. организация общественных наблюдений
  2. организация объединенных наций
  3. организация основных наций

9. В каком веке в нашей стране начали пользоваться метро?

  1. в XIX веке
  2. в ХХ веке
  3. в XXI веке

10. В каком году был совершён первый полёт человека в космос?

  1. в 1917 году
  2. в 1945 году
  3. в 1961 году

Ключ к тесту:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа

в

а

а

б

б

в

а

б

б

в

Слайд 4

(ссылка 1, 2, 3 на презентацию 1)

  1. Работа по теме урока

Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса истории – «Страницы истории Отечества». Для того чтобы узнать, о каком времени, о ком мы будем говорить на этом уроке,  необходимо выяснить значение ключевого слова, входящего в это название. С этой целью давайте выполним ряд заданий.

  1. (!) Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:
  1. предки (! ссылка)
  2. современники (! ссылка)
  3. потомки (! ссылка)

  1. На линии времени обозначьте год, в котором живем мы и наши современники;

дугой выделите части схемы, которые соответствуют времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.

        В результате получится следующее: 

                                             предки                                                 2012                                        потомки

Слайд 6

  1. Прочитайте три высказывания, найдите среди них ложные (неправильные):
  1. Наши предки живут в далеком будущем.
  1. Наши потомки жили в далеком прошлом.
  1. Наши предки жили в далёком прошлом.

Действительно, истинным (правильным) является только последнее высказывание. Сегодня на уроке мы поговорим о наших предках.

Слайд 7

Прочитаем вопросы.  (!) Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока.

Кто?

Как?

Откуда?

        Где?

        Какие?

Слайд 8

Физическая карта

России

Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина.

Пришли они на эту землю с предгорий Гималаев из Индии. Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое, как у нас, так и в Индии.

Найдем на карте Восточно-Европейскую равнину. Именно эти территории начали заселять славяне в 6-м веке. Заселение шло вверх по берегам реки Днепр и его притокам. Здесь уже начинались густые леса – сначала лиственные, а севернее – смешанные и хвойные.

Слайд 9

Ссылка на историческую карту

 Откройте учебник на с.35. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. Подчеркните названия племен в тексте.

 Рассмотрим карту (!) расселения славян. (Можно посмотреть на с.35 учебника.)

(!) « … Славяне пришли и сели по Днепру и назывались полянами,

а другие – древлянами, потому что осели в лесах,

а еще другие сели между Припятью и Двиною и назывались дреговичами,

иные сели по Двине и назывались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота.

Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом.

А другие осели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами»…

От восточных славян произошли русские, украинцы, белорусы.

Слайд 10 (ссылка на слайд 11)

Мы ответили на вопросы ОТКУДА они пришли? КАК их называли и ГДЕ они жили? Дополнительный вопрос - ПОЧЕМУ? (!)

- Почему именно на этих территориях поселились древние славяне?

Выслушиваются ответы детей.

(!) На уроках окружающего мира вам уже говорили о том, что люди селились возле водоемов, потому что легко передвигаться, дают воду для питья и земледелия. Древние славяне – не исключение. В поисках мест, удобных для земледелия, богатых зверями и птицей, рек и озер, богатых рыбой, люди поднимались по Днепру. Они заселили обширные земли по берегам рек. Места были водные, медовые, охотничьи. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту.

- Чем занимались древние славяне? (Рыболовство, охота, разведение скота, земледелие, бортничество – добыча меда.)

(!) Но не только это привлекало первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому древние славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом, непроходимыми болотами.

Слайд 12

 (!) Создавались укрепленные поселения, которые объединяли несколько семей, состоящих в родстве между собой. (!) Такие объединения назывались родом. Начальника рода называли князем. Им мог быть старший по рождению человек или выбранный родичами. (!)

Поселения славян образовывали обширные гнездовья, в составе которых были «грады» или «кромы» с поселениями вокруг них. Вокруг возводили земляные валы, копали глубокие рвы, обносили территорию деревянным частоколом (горизонтально поставленные бревна с остро отесанными концами вверх). Какой материал был в распоряжении славян? (Дерево, глина, земля.) Все это они использовали для строительсва жилья и укрепления своих поселений от врагов.

Слайд 13

- Как выглядело жилище древних славян? (!)

Ученым – археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в которых жили наши предки в 6 – 10-м веках.

Жильем служили землянки, выкопанные в земле. По стенам шли скамьи. В центре находился очаг, топившийся «по-черному». У землянок не было трубы, как у современных изб, не было окон, поэтому дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже. В середине землянки устраивалось подполье, перекрытое досками. Там хранились продукты. Сверху землянку выстилали жердями, покрытыми для тепла пластами дерна (верхним слоем земли с травой). Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. В зимнее время очаг топили дровами, а в огонь подкладывали крупные камни из твердых горных пород. Камни раскалялись докрасна и служили источником тепла. И в настоящее время в русских банях используют этот прием. Если на раскаленные камни плеснуть водой, то поднимется густой пар, что очень хорошо для пропаривания тела.

Слайд 14

- Как выглядели славяне?

- Как и во что одевались?

- Во что верили?

Чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте статью на с. 36-37 учебника.

Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки, а мужчины – просторные рубахи, подпоясанные кожаными ремнями, и штаны из грубого холста. На ногах носили лапти, сплетенные из лыка (коры липы) или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.

Слайд 15

Продолжим искать ответ на вопрос, какими были славяне, выполняя следующие задания.

Славянских воинов образно можно было назвать подводными десантниками. Им удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки.

- Как нашим предкам это удавалось?

Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша.

- Каким качеством обладали славяне? (Сообразительность.)

Слайд 16, ссылка на  слайд 17

Прочитайте текст.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем, в простых рубахах.

- О каких качествах вы узнали из этого текста? (Выносливость, смелость, сила, терпеливость, преданность, верность слову.)

Слайд 18

Славяне ненавидели рабство и были очень свободолюбивыми:

  1. В мирное время жили без вождей, т.к. не терпели никакого над собой насилия.
  2. Даже в боях, имея вождя, они не хотели следовать общему плану боевых действий, каждый воин действовал самостоятельно.
  3. Пленных не превращали в рабов, а, заставив их отработать несколько лет, отпускали домой.

Славяне были гостеприимными. Уходя на сенокос или другие работы, оставляли на столе продукты. Вдруг какой-нибудь путник зайдет, погреется, поест и хозяев добрым словом вспомнит.

Слайд 19

- Почему славяне почитали более всех солнце? (!) В каких богов верили славяне? (!)

Слайд 20

Всё необходимое для своего существования наши предки получали в постоянной борьбе с природой, таившей в себе много жуткого и непонятного для них. Славяне не могли объяснить всё, что происходило в природе, в самом человеке, и считали, что всё зависит от воли богов и духов.  

Славяне поклонялись силам природы, верили в богов. Они считали, что внешне боги похожи на людей.

Вера во многих богов называется язычеством. Т.е. славяне были язычниками.

В кого, помимо богов, верили славяне? ( В духов.)

Слайд 21

Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог солнца – Даждь-бог. Своими лучами – стрелами он прогоняет ночь, рассеивает туман, весною плавит лед и снег. Благодаря его силе расцветают цветы, плодоносят растения.

Слайд 22

Вот чёрные тучи закрыли солнце. Яркая молния освещает тьму. Страшные удары грома потрясают землю. Это разбушевался могучий бог грозы Перун. (!) В руках у него лук со стрелами и дубина. Он бьёт дубиной (отсюда гром), стрелами – молниями рассекает тучи, поливает землю дождем.

Страшен в гневе Перун. Он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба на полях, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун», - говорили тому, кому желали зла.

 В день Перуна не пели песни, не водили хороводы. В этот день приносили жертвы грозному божеству, молили о милости.

Слайд 23

Мокошь – единственный бог женского пола. От слова мокрота, влага, вода. Её почитали, в-основном, женщины. Она покровительствовала всем женским занятиям, в особенности прядению.

Слайд 24

 Славяне верили в духов.  Их никто не видел, а только слышал, но представляли в образе, близком к человеческому. Духи бывают злые и добрые. Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону.

(!) Соотнесите названия духов с их ролью.

покровитель дома, семьи

леший

хозяин леса

банник

хозяин воды

домовой

хозяин бани

водяной

  1. Домовой – маленький старичок, обросший шерстью, с большими ушами. Живет за печкой, греется у огня. Ему надо угождать, потому что он смотрит за домом, огородом, бережёт и охраняет скот. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин.
  2. Леший – косматый, зелёный, с рожками на голове. Ножки у него подобны козлиным, а на пальцах рук длинные когти. (Чем не чёрт из сказок?!)

Ему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам может обернуться любым зверем или животным. Может сбить путника с дороги, завести его в болото.

Но лешего можно задобрить, принеся в жертву овцу или корову, положить для него пирог, хлеб на пенёк.

  1. Водяной – косматый, весь в тине, с выпуклыми зелёными глазами, лицо опухшее, живот толстый.
  2. Мог утопить человека или увести всю рыбу из одного водоёма в другой. Но и его можно было умилостивить – утопить в реке, озере или болоте овцу или корову.

Слайд 25

Жертвоприношения славяне приносили на особых огороженных площадках – святилищах, (!) на которых стояли вырезанные из дерева или камня идолы – изображения богов. Жертвоприношениями ведали особые люди – кудесники и волхвы.

Слайд 26

Ответьте на вопросы:

  1. Откуда пришли и где обосновались древние славяне?
  2. С помощью карты перечислите племена славян.
  3. Из чего строили жилье переселенцы?
  4. Как наши предки защищали свои поселения от врагов?
  5. Почему древних славян называли народом богатырей?
  6. Перечислите основные занятия древних славян.

Слайд 27

Рефлексия.

И последнее задание:

выберите тот смайлик, который отразит ваше настроение после урока.

  1. На уроке было интересно! Все запомнил!
  2. Обычно! Запомнил частично!
  3. Трудно! Помогите!

Слайд 28

Вот и закончился наш урок. Впереди вас ждут новые открытия, знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "От Древней Руси к единой России". Окружающий мир. 3 класс.

Тема: "От Древней Руси к единой России". Цель: создание условий для ознакомления  учащихся с эпохой усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московск...

Урок истории. 3 класс.тема: " От Древней Руси к единой России". ОС "Школа 2100"

Урок истории в 3 классе по ОС "Школа 2100". Тема урока: "От Древней Руси к единой России". Ученики работают в группах и сами открывают новые знания....

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Во времена древней Руси» УМК "Школа России"

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Во времена древней Руси»...

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Жизнь древних славян» УМК "Школа России"

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Жизнь древних славян»...

Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"

Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....

Технологическая карта урока изобразительного искусства (4 класс). Тема: Архитектура древней Эллады. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: способствование формированию знаний о древнегреческой культуре и архитектуре на примере изучения памятников архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты:Предметные:...