|
|
Слайд 1, 2 | - Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
|
Слайд 3 (тест 36) | - Проверка домашнего задания.
1. Ответьте на вопросы теста: Тест 36 Новейшее время: история продолжается сегодня - С какого века мы ведём отсчёт истории Новейшего времени?
- с XVIII века
- с XIX века
- с ХХ века
2. Какой путешественник в начале XIX века достиг Северного полюса? - Роберт Пири
- Руал Амундсен
- Фернан Магеллан
3. Какое техническое изобретение не относится к периоду Новейшего времени? - телефон
- видеомагнитофон
- компьютер
4. Какой путешественник покорил Южный полюс? - Роберт Пири
- Руал Амундсен
- Фернан Магеллан
5. Какое техническое изобретение прочно вошло в жизнь людей в ХХ веке? - фотография
- кино
- телеграф
6. Каким транспортом стали постоянно пользоваться в ХХ веке? - пароходом
- паровозом
- самолётом
7. Сколько времени длится история Новейшего времени? - около 100 лет
- около 200 лет
- около 300 лет
8. Как расшифровывается название международной организации – ООН? - организация общественных наблюдений
- организация объединенных наций
- организация основных наций
9. В каком веке в нашей стране начали пользоваться метро? - в XIX веке
- в ХХ веке
- в XXI веке
10. В каком году был совершён первый полёт человека в космос? - в 1917 году
- в 1945 году
- в 1961 году
Ключ к тесту: № вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | № ответа | в | а | а | б | б | в | а | б | б | в |
|
Слайд 4 (ссылка 1, 2, 3 на презентацию 1) | - Работа по теме урока
Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса истории – «Страницы истории Отечества». Для того чтобы узнать, о каком времени, о ком мы будем говорить на этом уроке, необходимо выяснить значение ключевого слова, входящего в это название. С этой целью давайте выполним ряд заданий. - (!) Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:
- предки (! ссылка)
- современники (! ссылка)
- потомки (! ссылка)
|
| - На линии времени обозначьте год, в котором живем мы и наши современники;
дугой выделите части схемы, которые соответствуют времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.
В результате получится следующее: предки 2012 потомки |
Слайд 6 | - Прочитайте три высказывания, найдите среди них ложные (неправильные):
- Наши предки живут в далеком будущем.
- Наши потомки жили в далеком прошлом.
- Наши предки жили в далёком прошлом.
Действительно, истинным (правильным) является только последнее высказывание. Сегодня на уроке мы поговорим о наших предках. |
Слайд 7 | Прочитаем вопросы. (!) Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока. Кто? Как? Откуда? Где? Какие?
|
Слайд 8
Физическая карта России | Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. Пришли они на эту землю с предгорий Гималаев из Индии. Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое, как у нас, так и в Индии.
Найдем на карте Восточно-Европейскую равнину. Именно эти территории начали заселять славяне в 6-м веке. Заселение шло вверх по берегам реки Днепр и его притокам. Здесь уже начинались густые леса – сначала лиственные, а севернее – смешанные и хвойные. |
Слайд 9 Ссылка на историческую карту | Откройте учебник на с.35. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрим карту (!) расселения славян. (Можно посмотреть на с.35 учебника.) (!) « … Славяне пришли и сели по Днепру и назывались полянами, а другие – древлянами, потому что осели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назывались дреговичами, иные сели по Двине и назывались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие осели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами»… От восточных славян произошли русские, украинцы, белорусы. |
Слайд 10 (ссылка на слайд 11) | Мы ответили на вопросы ОТКУДА они пришли? КАК их называли и ГДЕ они жили? Дополнительный вопрос - ПОЧЕМУ? (!) - Почему именно на этих территориях поселились древние славяне? Выслушиваются ответы детей. (!) На уроках окружающего мира вам уже говорили о том, что люди селились возле водоемов, потому что легко передвигаться, дают воду для питья и земледелия. Древние славяне – не исключение. В поисках мест, удобных для земледелия, богатых зверями и птицей, рек и озер, богатых рыбой, люди поднимались по Днепру. Они заселили обширные земли по берегам рек. Места были водные, медовые, охотничьи. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. - Чем занимались древние славяне? (Рыболовство, охота, разведение скота, земледелие, бортничество – добыча меда.) (!) Но не только это привлекало первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому древние славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом, непроходимыми болотами. |
Слайд 12 | (!) Создавались укрепленные поселения, которые объединяли несколько семей, состоящих в родстве между собой. (!) Такие объединения назывались родом. Начальника рода называли князем. Им мог быть старший по рождению человек или выбранный родичами. (!) Поселения славян образовывали обширные гнездовья, в составе которых были «грады» или «кромы» с поселениями вокруг них. Вокруг возводили земляные валы, копали глубокие рвы, обносили территорию деревянным частоколом (горизонтально поставленные бревна с остро отесанными концами вверх). Какой материал был в распоряжении славян? (Дерево, глина, земля.) Все это они использовали для строительсва жилья и укрепления своих поселений от врагов. |
Слайд 13 | - Как выглядело жилище древних славян? (!) Ученым – археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в которых жили наши предки в 6 – 10-м веках. Жильем служили землянки, выкопанные в земле. По стенам шли скамьи. В центре находился очаг, топившийся «по-черному». У землянок не было трубы, как у современных изб, не было окон, поэтому дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже. В середине землянки устраивалось подполье, перекрытое досками. Там хранились продукты. Сверху землянку выстилали жердями, покрытыми для тепла пластами дерна (верхним слоем земли с травой). Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. В зимнее время очаг топили дровами, а в огонь подкладывали крупные камни из твердых горных пород. Камни раскалялись докрасна и служили источником тепла. И в настоящее время в русских банях используют этот прием. Если на раскаленные камни плеснуть водой, то поднимется густой пар, что очень хорошо для пропаривания тела. |
Слайд 14 | - Как выглядели славяне? - Как и во что одевались? - Во что верили? Чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте статью на с. 36-37 учебника. Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки, а мужчины – просторные рубахи, подпоясанные кожаными ремнями, и штаны из грубого холста. На ногах носили лапти, сплетенные из лыка (коры липы) или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.
|
Слайд 15 | Продолжим искать ответ на вопрос, какими были славяне, выполняя следующие задания. Славянских воинов образно можно было назвать подводными десантниками. Им удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки. - Как нашим предкам это удавалось? Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша. - Каким качеством обладали славяне? (Сообразительность.) |
Слайд 16, ссылка на слайд 17 | Прочитайте текст. Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем, в простых рубахах. - О каких качествах вы узнали из этого текста? (Выносливость, смелость, сила, терпеливость, преданность, верность слову.) |
Слайд 18 | Славяне ненавидели рабство и были очень свободолюбивыми: - В мирное время жили без вождей, т.к. не терпели никакого над собой насилия.
- Даже в боях, имея вождя, они не хотели следовать общему плану боевых действий, каждый воин действовал самостоятельно.
- Пленных не превращали в рабов, а, заставив их отработать несколько лет, отпускали домой.
Славяне были гостеприимными. Уходя на сенокос или другие работы, оставляли на столе продукты. Вдруг какой-нибудь путник зайдет, погреется, поест и хозяев добрым словом вспомнит. |
Слайд 19 | - Почему славяне почитали более всех солнце? (!) В каких богов верили славяне? (!)
|
Слайд 20 | Всё необходимое для своего существования наши предки получали в постоянной борьбе с природой, таившей в себе много жуткого и непонятного для них. Славяне не могли объяснить всё, что происходило в природе, в самом человеке, и считали, что всё зависит от воли богов и духов. Славяне поклонялись силам природы, верили в богов. Они считали, что внешне боги похожи на людей. Вера во многих богов называется язычеством. Т.е. славяне были язычниками. В кого, помимо богов, верили славяне? ( В духов.) |
Слайд 21 | Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог солнца – Даждь-бог. Своими лучами – стрелами он прогоняет ночь, рассеивает туман, весною плавит лед и снег. Благодаря его силе расцветают цветы, плодоносят растения. |
Слайд 22 | Вот чёрные тучи закрыли солнце. Яркая молния освещает тьму. Страшные удары грома потрясают землю. Это разбушевался могучий бог грозы Перун. (!) В руках у него лук со стрелами и дубина. Он бьёт дубиной (отсюда гром), стрелами – молниями рассекает тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун. Он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба на полях, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун», - говорили тому, кому желали зла. В день Перуна не пели песни, не водили хороводы. В этот день приносили жертвы грозному божеству, молили о милости. |
Слайд 23 | Мокошь – единственный бог женского пола. От слова мокрота, влага, вода. Её почитали, в-основном, женщины. Она покровительствовала всем женским занятиям, в особенности прядению. |
Слайд 24 | Славяне верили в духов. Их никто не видел, а только слышал, но представляли в образе, близком к человеческому. Духи бывают злые и добрые. Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону. (!) Соотнесите названия духов с их ролью. покровитель дома, семьи | леший | хозяин леса | банник | хозяин воды | домовой | хозяин бани | водяной |
- Домовой – маленький старичок, обросший шерстью, с большими ушами. Живет за печкой, греется у огня. Ему надо угождать, потому что он смотрит за домом, огородом, бережёт и охраняет скот. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин.
- Леший – косматый, зелёный, с рожками на голове. Ножки у него подобны козлиным, а на пальцах рук длинные когти. (Чем не чёрт из сказок?!)
Ему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам может обернуться любым зверем или животным. Может сбить путника с дороги, завести его в болото. Но лешего можно задобрить, принеся в жертву овцу или корову, положить для него пирог, хлеб на пенёк. - Водяной – косматый, весь в тине, с выпуклыми зелёными глазами, лицо опухшее, живот толстый.
- Мог утопить человека или увести всю рыбу из одного водоёма в другой. Но и его можно было умилостивить – утопить в реке, озере или болоте овцу или корову.
|
Слайд 25 | Жертвоприношения славяне приносили на особых огороженных площадках – святилищах, (!) на которых стояли вырезанные из дерева или камня идолы – изображения богов. Жертвоприношениями ведали особые люди – кудесники и волхвы. |
Слайд 26 | Ответьте на вопросы: - Откуда пришли и где обосновались древние славяне?
- С помощью карты перечислите племена славян.
- Из чего строили жилье переселенцы?
- Как наши предки защищали свои поселения от врагов?
- Почему древних славян называли народом богатырей?
- Перечислите основные занятия древних славян.
|
Слайд 27 | Рефлексия. И последнее задание: выберите тот смайлик, который отразит ваше настроение после урока. - На уроке было интересно! Все запомнил!
- Обычно! Запомнил частично!
- Трудно! Помогите!
|
Слайд 28 | Вот и закончился наш урок. Впереди вас ждут новые открытия, знания. |