УМК "Школа России" 1класс Урок Ознакомления с окружающим миром.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Запровская Елена Николаевна

Урок с презентацией по теме: "Почему солнце светит днем, а звезды ночью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_solntse_svetit_dnem.docx15.8 КБ
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

УМК: Школа России

Школа: 464

Класс: 1 класс

Учитель: Запровская Елена Николаевна, 1 квалификационная категория

Цели

Образовательные: Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать и обосновывать причины почему солнце светит днем, звезды ночью.

Уметь различать созвездия.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Солнце, звезда, созвездие, астрономия, астроном, телескоп.

Межпредметные связи

Окружающий мир, Астрономия

Ресурсы:

Мультимедийное оборудование, мяч, фрукты, тарелки, глобус, фонарик, таблички звезд.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 34-35

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.



Предварительный просмотр:

                                                              Ход урока.

  1. Организационный момент.

Энергизатор «Испорченный телефон». Группам слова: космос, планета, Земля.

Вывод: -Чтобы быть понятым и услышанным, нужно внимательно слушать и правильно , четко говорить.

  1. Введение в тему.

Отгадайте загадку.

Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …
(Солнце)

Коль ночь ясна – прозрачен воздух,
Тогда мы небо видим …
(в звёздах)

- Когда мы можем их увидеть? На какие два вопроса мы должны сегодня ответить?

(Почему солнце светит днем, а звезды – ночью?)

  1. Раскрытие темы урока.
  • - А знаете ли вы, что такое солнце? (варианты детей)

Солнце – самый знакомый всем людям астрономический объект. Это наша звезда, дающая нам жизнь.

- Выберите на своих столах тот предмет, на который походит солнце. (работа в  группах)

Мяч

Круг

тарелка

Апельсин

Круг

крышка

Яблоко

Круг

блюдце

-Солнце, как и наша планета Земля имеет шарообразную форму. Оно настолько велико, что его можно сравнить с мячом, нашу планету с горошиной.

-Почему нам днем светло? (освещает солнце)

-Как это происходит?

Опыт 1.  Смена дня и ночи. ( Один ученик в роли солнца, второй в роли планеты Земля. У «солнца» светильник. Ученики демонстрируют, как происходит смена дня и ночи)

-Наша планета расположена настолько близко, что лучи солнца хорошо достигают ее поверхности.

-Какой вывод можно сделать? (Солнце само создает день, т.к. расположено близко к планете)

-На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему солнце светит днем)

  • -Когда же у нас наступит ночь? (когда планета повернется обратной стороной к солнцу)

-Что же мы увидим на ночном небе?

-Хотели бы вы совершить полет к звездам?

-На чем полетим?

Учитель:

Ученики:

Сесть удобнее

Пристегнуть ремни

Ключ на старт

Контакт

Включить мотор

Пуск.

Есть сесть

Есть пристегнуть ремни

Есть ключ на старт

Есть контакт

Есть включить мотор

1,2,3,4,5 –Поехали!

  • Физкультминутка.

-Как полет?

-Что экипажи видят в открытом космосе?

Вечер зимний в небе синемвстать из-за стола
Звезды синие зажег
встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок

-Каждый экипаж приземляется на своей звезде.

  • Работа в группах

-Из цветной бумаги, что у вас на столах вырежьте ту звезду, цвет который подходит к вашей звезде. Для этого вы может воспользоваться учебником. (с. 32)

1 группа (красный цвет)

Альдебаран

2 группа (синий цвет)

Сириус

3 группа (белый цвет)

Регул

-Теперь экипажи поделются своими впечатлениями об увиденном. Для этого возвращаемся в класс.

  • Физминутка

А сейчас мы с вами, дети,

Приземлимся на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

1,2,3,4-

Вот летит ракета вниз.

-Расскажите, на каких звездах вы побывали?

-Их мы приклеим к звездному небу.

-Что вы можете сказать об увиденных звездах? (Они отличается цветом и размером)

-Мы улетели так далеко, что солнце стало казаться горошиной. (Приклеиваем на макет)

  • Работа в группах.

1 группа. Расположите звезды таблички в порядке увеличения.

2 группа. Рабочая тетрадь стр.21, задание 1

3 группа. Расположите таблички звезды в порядке уменьшения.

Выступление групп.

  • Создание проблемной ситуации.

-Мои ребята в классе нарисовали для вас звезды, такими какими они их себе представляют. Но они получились сверкающими, остроконечные. Вы вырезали звезды круглыми. Почему? И кто из вас прав? (Варианты детей).

Опыт 2. Фонарик –звезда, свет пропускаем через мутную пленку.

Вывод: так устроен наш глаз, далекий свет звезды пройдя через слои газов и атмосферы , расплывается, и звезды нам кажутся мерцающими.

  • Создание проблемной ситуации.

-Заканчивается ночь и звезды выключают свет, ложатся спать. Правда ли это? (Варианты ответов)

 Опыт 3. Для опыта нам понадобится картонный ящик, гвоздь, лист белой бумаги, небольшая настольная лампа. В боковой стене картонного ящика пробивают несколько отверстий, а снаружи наклеивают лист белой бумаги. Ящик помещают в тёмную комнату и освещают его изнутри.  На пробитой стенке тогда явственно выступают освещённые изнутри отверстия-дырочки – это звёзды на ночном небе. Но стоит только, не прекращая освещения изнутри, зажечь в комнате достаточно яркую лампу , и искусственные звёзды на листе бумаги бесследно исчезают: это “дневной свет” гасит “звёзды”.

Вывод. Теперь вы видите, что звёзды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их.

-На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему звезды видны ночью?)

  1. Закрепление изученного.

-Красивое звездное небо. Люди из давно любовались им. (На доске астроном смотрит в телескоп).

-Что это за персонаж? (звездочет, астроном)

Астроно́мия — наука о Вселенной.

Астроном изучает небесные тела: звезды, планеты, их спутники и кометы.

ТЕЛЕСКОП (от теле... и ...скоп), астрономический инструмент для изучения небесных светил.

-Что он рассматривает?

-Мысленно он соединял линией звезды и воображал какого либо персонажа или предмет. Придумывал названия. Чаще всего давали имена в честь мифических героев. Так появлялись созвездия. Перед вами созвездие Льва.

  • Работа в рабочей тетради. (с.22, задание 3)

-Соедините линиями точки на рисунке так, чтобы получилось созвездие Льва. Проверь себя по учебнику.

  1. Итог урока.

- На какие два вопроса мы сегодня ответили?

-Почему солнце светит днем?

-Почему звезды видны ночью?

  1. Рефлексия.

-Иногда наше настроение зависит от того, солнечный сегодня день или пасмурный. И по тому какое у вас настроение, я пойму по вашим солнышкам. Если на уроке вам было интересно и все понятно нарисуйте веселое солнышко, а если на уроке вам было не интересно и скучно нарисуйте грустное солнышко.

Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами!
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.

Спасибо вам за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков ознакомления с окружающим миром в 3 классе

Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по учебнику Плешакова А. А. ...

УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

1 КЛАСС ТЕМА: « Вода и ее свойства». ...

Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.

Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...

Урок ознакомления с окружающим миром в 1 классе "Свойства снега и льда"

Опытным путем  учащиеся  1 класса знакомятся с некоторыми физическими свойствами снега и льда; анализируя и систематизируя накопленные знания по теме, ищут ответ на вопрос Снеговика-помощник...

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

Урок ознакомления с окружающим миром по теме"Кто такие звери" 1 класс

Окружающий мир 1 класс автор учебника Плешаков.На уроке создаются условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средством технологии проблемного обучения....

Урок ознакомления с окружающим миром "В гости осень к нам пришла".

Конспект урока ознакомления с окружающим миром в 4 классе (коррекционном). Тема: "В гости осень к нам пришла"....