разработка урока по познанию мира"Многообразие животных"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Тулеева Кульжан Тлегеновна

полный конспект открытого урока по познанию мира"Многообразие жвотных",использование ИКТ на уроке(видеоролик+слайды.презентации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_poznaniya_mira_na_temumnogoobrazie_zhivotnogo_mira.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок познания мира на тему: «Многообразие животного мира».3-й класс

Цель: знакомство с основными группами животного мира.

Задачи: развитие умения находить отличительные черты животных, группировать их на основе анализа характерных признаков; расширить круг известных детям животных, развивать наблюдательность; прививать желание познавать мира животных; воспитывать внимательное отношение к природе.

Средства урока: Презентация к уроку,слайды с изображением животных, таблицы для индивидуальной работы, клип «В мире животных»,  карточки для групповой работы

                                                      Ход урока:

  1. Организация начала урока. 

Здравствуйте ,дорогие ребята! Сегодня у нас с Вами необычный урок.Сегодня мы с Вами отправимся в удивительный мир живой природы.

“Природа! Многоликая и разнообразная! Ее нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться! Эти слова мы слышим постоянно. Кроме того, на каждом уроке их подтверждаем. Мы ознакомились только с двумя царствами живых организмов, предстоит знакомство еще с одним. Но, прежде чем открыть новую страницу нашего путешествия в мир живой природы, мы вспомним самое важное из предыдущих страничек.”

II. Проверка знаний (для актуализации опорных знаний)

Повторение изученного материала.

Работа с классом.

-Давайте, мы с Вами сыграем в одну игру и заодно проверим ваше домашнее задание. Я буду говорить вам предложения, а вы попробуйте угадать верно ли мое утверждение. Вы отвечаете «верно» или «неверно»

Игра “Доверяй, но проверяй”

- Малина живет 2 года. Это многолетнее растение.(двулетнее)

- Тополь живет много- много лет, значит он вечное растение.(многолетнее)

- К однолетнему растению относится помидор, огурец, морковь.(неверно)

- У шиповника и смородины сухие плоды.(только у шиповника)

- Под ель приникает много солнца, поэтому там вырастает купена, вороний глаз, иван-чай.(неверно)

- Мы гуляли за селом в степи и увидели верблюжью колючку.(верно)

- Растения, которые растут в хорошо освещенных местах, называются солнцелюбивыми.(неверно,светолюбивые)

 

- Растения создают друг другу благоприятные условия и образуют содружество.(верно)

- Рис, пшеница, кукуруза одуванчик - культурные растения.(верно, кроме одуванчика)

 - Белена, дурман - ядовитые растения.(верно)

- Из ромашки, календулы варите чай и пейте как лекарственное и укрепляющее растение.(верно)

III Работа над новым материалом

– Когда вы слышите слово животные, то кого вы представляете? ( Черепахи, коровы, свиньи, курицы,.. . Записываем слова на доске.)

– На какие группы можно разделить этих животных (дикие животные и домашние животные)

– Кто знает, как называется наука о животных? (зоология). Это еще один из разделов биологии.

Тема нашего урока “Многообразие животного мира” 

 -Мы с вами начинаем путешествие еще по одному царству-государству – Царству Животных! Животные разнообразны и интересны. Их можно встретить повсюду: в почве, воде, воздухе, на поверхности земли, в телах других организмов. Среди них есть гиганты и карлики, ползающие и прыгающие, плавающие и летающие, дикие и домашние. Со многими из них вы знакомы очень близко! Но давайте еще раз напомним необходимые, самые важные данные о живых организмах.

  1. А чем же животные отличаются от других царств живых организмов? (проблемный вопрос)

-Давайте разбираться.

(Учитель раздает детям карточки наугад, некоторые пустые,  и только 12 карточек содержат надпись с названием животного, эти 12 человек выходят и встают по парам)

- Я взмахну волшебной палочкой, а вы превратитесь в животных, которые помогут нам в нашем путешествии.

(1 пара - лев, барс; 2 пара - голубь, беркут; 3 пара - щука, карась; 4 пара - кобра, уж; 5 пара - лягушка, саламандра; 6 пара - комар, пчела.)

- Скажите, кем вы стали?

- Найдите себе в классе пару, возьмитесь за руки. Охарактеризуйте свою пару, дайте общее название, обоснуйте ваш ответ.

(Дети называют свои группы животных и дают краткую характеристику)

Станция «Подготовительная»

Словарная работа.

Зоология, зоосад, зоолог. Зоо - животные, логос - наука.

Мы с Вами знаем, что  зоологи разбили всех животных на группы по их признакам. Мы сейчас составим кластер, где отобразим самые известные группы, о которых уже говорили.

Таблица 1

Я прочитаю отрывки текста, а вы продолжите мое высказывание. Это и будет ключевое слово из кластера, которое будет внесено в кружочки кластера.

(Дети из пар узнают свои группы и записывают название группы в кластер на доске)

Учитель: Дикие звери, их тело покрыто шерстью. Родившихся детенышей вскармливают молоком,

Это … млекопитающие.

Тело этих животных покрыто перьями. Детеныши появляются из яйца. Одни из них питаются растениями, другие мясом. Это… птицы.

Их тело покрыто чешуёй. Дышат они жабрами, потому что живут в воде. Мечут икру, из которой появляется потомство. Это… рыбы.

Без ног. Всем телом ползают по земле. Потомство появляется из яиц это … пресмыкающиеся.

Могут жить в воде и на суше. Мечут икру, из которой появляются головастики Они вырастают в воде, а потом выходят на сушу. Это … земноводные

Есть крылья, 6 ног. Бывают куколкой, гусеницей, бабочкой. Это … насекомые. У нас получился кластер. Скажите, может быть, вы знаете еще другие группы. Правильно. Это не все группы животных, например, нет здесь пауков, у которых 8 ног, нет червей и других.

  Экологические группы животных по способу питания. Дидактическая игра с парами.

– Одинаковой ли пищей питаются животные? На какие группы их можно разделить по источнику питания?

(Учитель задает вопрос  всему классу, выслушивает несколько ответов и делает вывод)

– Есть большое количество животных, которые питаются растительной пищей – это растительноядные. Например: корова, заяц. Есть хищники, или плотоядные, которые поедают других животных. Например: волк, лиса. Есть насекомоядные – ласточка, крот, и всеядные – медведь, человек”

- А теперь, наши дорогие, братья меньшие, встаньте по парам по типу питания.

(Дети, находящиеся в парах  быстро группируются между собой по типу питания)

(лев, барс,щука,комар,беркут, кобра, лягушка- хищники

Саламандра,пчела,голубь,уж- травоядные)

Станция  “Звероробика”  

Молодцы, поработали, а теперь отдохнем.

Дети выходят парами и ведут разминку.

Рыбки. Наши хвостики и плавники работают непрерывно. Вот так!

Насекомые. А мы крылышками машем. Вот так!

Земноводные. У нас ножки сильны, мы толкаемся и прыгаем дальше всех!

Птицы. Мы летаем и, широко расставив крылья, парим в воздухе.

Звери. Мы крадемся, прижавшись к земле, а потом прыжок и мы у цели.

Звери. Мы несемся по степи, как ветер!

Станция «Учебная» Работа с учебником

Самостоятельно прочитаем новый материал, отмечая карандашом то, о чем сегодня еще не шла речь. Проверка.

Работа по вопросам.

- Какую группу мы сможем добавить в наш кластер? (Моллюски)

Обведите красным карандашом те группы, которые мы называем позвоночными.

На что зоологи делят группы животных? (Виды)

Какая группа имеет больше всего видов? (Насекомые).Сколько всего видов животных обитает на Земле?

Станция «Внимательная» Звучит клип «В мире животных».Во время звучания клипа вы должны внимательно смотреть и запоминать каких животных вы знаете и заполнить таблицу.

Насекомые

Млекопит.

Птицы

Пресм.

Земнов.

Рыбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Те, кто заполнил таблицу наиболее полно, выходят  для следующей игры.

– А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На столах лежат листочки с названиями животных. Ваша задача распределить их по группам.  Работают 3 человека, победившие в предыдущем конкурсе. По результатам игры детки, не допустившие ни одной ошибки, получают отметку “5”. Удачи вам, ребята! 

Станция “ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ”

“Впишите недостающие слова”.(Детям дают карточки и они заполняют пропуски, пока 3 человек раскладывают по конвертам картинки с животными)

 Кровососущие комары нападают на (животных) и (человека).

Кровожадны только (самки), а (самцы) питаются нектаром.

У (самок) без кровососания не созревают яйца.

Они сосут кровь при помощи (колюще-сосущего) ротового аппарата – длинного нечленистого хоботка.

Жабы легко отличаются от лягушек по (грубой) коже, покрытой бугорками.

Кожа жаб выделяет едкую (жидкость), которая вызывает раздражение, попадая в (глаза) или (рот).

Если это случится, следует немедленно (промыть их чистой холодной водой).

Жабы активны в (тёмное) время суток, а (днём) прячутся в различные убежища.

Задние конечности у жаб (короче), чем у лягушек.

В связи с этим жабы (хуже) прыгают.

Подведение результатов игры «Кто быстрей»(Учитель быстро проверяет соответствие выбранных картинок в конвертах и дает поощрительные призы)

 IV. Закрепление изученного материала. Презентация-опрос по интерактивной доске с элементами игры.

 Станция «Угадай-ка»

(Найдите соответствие и нарисуйте стрелками)

Дети выходят к доске и ручкой  чертят стрелки-соответсвия.

Найди собрата.

 Станция “ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ”

(Это задание можно отгадывать вместе с гостями, пришедшими на урок, для поднятия настроения)

Зоошутка 1:

Перед вами насекомое, которого не существует в природе. Это – плод фантазии авторов. Интересно, сможете ли вы отгадать, из частей тела каких насекомых они создали это чудище. (Голова и крылья – от пчелы, тело и две пары передних конечностей – от блохи, задняя пара конечностей – от кузнечика)

<Рисунок 3>

 

Зоошутка 2:

(Голова и усы – от жука-дровосека; передние крылья – от стрекозы; задние крылья – от бабочки; брюшко, тело и конечности – от саранчи)

<Рисунок 4>

Зоошутка 3:

Этих животных в природе не существует. Они – плод фантазии авторов. А вам надо ответить, какие части тела и от каких пресмыкающихся авторы соединили в одном животном.

(1. Голова – от гадюки обыкновенной, туловище и конечности – от прыткой ящерицы, хвост – от нильского крокодила.

2. Голова от крокодила, тело и конечности – от среднеазиатской черепахи, хвост – от змеи.

3. Голова - от крокодила, тело, конечности и хвост – от гаттерии).

<Рисунок 5>

V. Домашнее задание.

– О животных сложено много сказок, легенд, еще больше пословиц и поговорок. Найдите и выпишите в тетради, используя любые ресурсы, в том числе Интернет-ресурсы, пословицы и поговорки, в которых упоминаются животные.

На интерактивной доске появляется д/з.

VI. Подведение итогов урока.

Выставляются оценки всем отличившимся, объявляются благодарности за хорошую работу и личная благодарность за отлично проведенное время.

 Всем спасибо за старанье.
Всем спасибо за урок.
До свиданья, до свиданья!
Ждем на следующий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по познанию мира

Разработка урока по познанию мира по теме "Общество, семья, бюджет семьи. "...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

урок окружающего мира "Многообразие животных".

Современный урок по окружающему миру "Многообразие животных" 1 класс УМК "Гармония"....

конспект урока по познанию мира " Связь животных и растений в природе"

Конспект урока по познанию мира по теме "Связь животных и растений в природе" рассчитан для учащихся 3 классов. Входит в раздел "Разнообразие животных"...

Урок окружающего мира "Многообразие животного мира"

Иллюстративный ряд к уроку окружающего мира...

Конспект урока по окружающему миру "Многообразие животных", 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Многообразие животных", 2 класс...