Внеклассное мероприятие «Приглашают казаки: не стесняйся, заходи!»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Внеклассное мероприятие можно использовать на литературном чтении, как региональный компонент, можно использовать на уроке окружающего мира при изучении темы «Край, в котором я живу».
Цели мероприятия:
-на основании исторического материала подвести учащихся к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков;
-прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_o_kazachestve.docx | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова» г.Семикаракорска Ростовской области
Внеклассное мероприятие
«Приглашают казаки:
не стесняйся, заходи!»
Автор-составитель:
Шах Елена Петровна
учитель начальных классов
Семикаракорск
2012 год
«Приглашают казаки: не стесняйся, заходи!»
Цели и задачи утренника:
Образовательная:
- на основании исторического материала подвести учащихся к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков;
- приобщать детей к творчеству жителей Дона;
- знакомить учащихся с творчеством писателя- земляка М.А. Шолохова, Бориса Куликова
Воспитательная:
- прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине;
- воспитывать гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;
Развивающая:
- продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- развивать творческие способности, художественный вкус детей;
Оборудование:
класс оформлен предметами утвари (как казачий курень); каравай на рушнике; портрет М.А. Шолохова, Б.Н.Куликова; на доске пословица: «Веселы привалы, где казаки запевалы.», атрибуты для танца, сценки, игр;
часть детей одеты в народные костюмы; кассета с казачьими песнями, магнитофон.
Ход занятия
Дети сидят по кругу. Ведущие в костюмах казака и казачки.
Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.». сегодня мы поговорим о казаках. Кто же такие казаки?
- С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники.
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,
Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
- Сегодня на уроке мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у донских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях.
- А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Дона?( ответы учащихся).
- Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города, села. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.
Первые поселения на Дону.
В ковылях средь серебряной рани,
В цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.
- На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.
- А какие станицы вы знаете ? (учащиеся перечисляют станицы)
(Основополагающим принципом существования был «принцип рода», который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее.
Специальные обряды при закладке дома.
- На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы всё водилось." На конструкцию традиционного
казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона.
Казачий курень -двухэтажный. У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).
Это спасало от разливов рек.
На первых порах в казачьих городках
поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.
Главное помещение в казачьем курене - «зало»
- Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.
Вашему вниманию предлагается сценка «Встреча дорогих гостей».
ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.
Казак: Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Казачка: Жива традиция.
Жива- от поколенья старшего.
Важны обряды и слова,
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь,
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.
Казак: Дроля, гармонист, кудесник,
На вечернице в строю.
Песне, доброй русской песне
Слово первое даю.
Спальня в казачьем курене
В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.
Кухня
Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.
Казачьи семьи
Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.
Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, и малая семьясостояла из 4 человек.
Отец и мать
Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.
На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.
Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».
И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».
Воспитание мальчика
Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.
Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили стрёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.
Инсценировка.
Стоят мать и отец. В руках отца икона. Перед ними сын. Отец благословлял сына такими словами:
Отец.
- Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.
Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:
Сын
- Прости меня, родной батюшка!
- Прости меня, родная матушка!
- Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!
Мальчики исполняют танец с шашками.
Воспитание девочки
Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
- До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.
Инсценирование .
Девочки одна вяжет, другая вышивает, третья- прядет. При этом мальчиками исполняется раздольная донская казачья песня «Пчелочка златая».
Пчелочка златая, что же ты жужжишь
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
Около летаешь, а прочь не летишь,
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.
Али ты не любишь любушку мою,
Жаль, жаль, жалко мне,
Любушку мою.
У моей у Любы русая коса,
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса.
Черные брови, серые глаза,
Жаль, жаль, жалко мне,
Серые глаза.
- А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.
На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались-
Без общенья жизни нет.
Танец казака и казачки. Звучит песня «По Дону гуляет»
Орудия труда казака
Казачьи ремёсла
Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.
С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Первое русское шампанское изготовлено на Дону! Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, овчинники (выделывали овечьи шкуры), портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные).
(дети рассматривают предметы быта, которые принесли и находятся в классе на парте)
Народный костюм –летопись жизни наших предков.
- Ребята, а кто знает, почему одежда казаков красно-синего цвета?
Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.
Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.
Учитель: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?
Учащиеся отвечают: уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.
ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":
- Какая отличительная особенность формы донских казаков?
- Как назывались первые поселения казаков?
- Как называлось жилище казака?
- Какие традиции казаков вы запомнили?
- Символы казака
Учитель: В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще мёда.
Не знаю как другой, но я
Весь- слух, весь- жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Осенний лес затих, замолк,
Над степью прошумели ливни,
Но соловьиный свист и щёлк
Звучат в душе напевом дивным.
Чуть- чуть взгрустнули небеса,
В природе ярких красок мало,
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
"Благословенной будь земля,
Где довелось и мне родиться".
И хочется закончить наш утренник теми же словами М.А. Шолохова, которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»
Прогнозируемый результат: Привитие интереса к изучению истории и культурно-национальных особенностей быта людей, проживающих на территории нашего края. Умение выражать свои чувства, эмоции.
Список литературы:
- Астапенко Е.М. Старочеркасск – легенда Дона. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2007.
- Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005.
- Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII- XX вв. – Ростов н\Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006.
- Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края. – Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2006.
- Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Приглашаем к чаю"
Цели и задания внеклассного мероприятия - привитие привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая; - формирование интереса к историческому прошлому, народным традици...
Внеклассное мероприятие «Приглашаем за здоровьем»
Внеклассное мероприятие «Приглашаем за здоровьем»...
Внеклассное мероприятие "Приглашаем гостей" (1-2 класс)
Внеклассная работа. Классный час по правилам приема гостей для учащихся начальной школы....
Внеклассное мероприятие "Приглашаем вас на чай"
Данное мероприятие поможет учителю начальных классов подготовить занятие. Научит детей уважать труд людей, разбираться в сортах чая, соблюдать этикет за столом, правильно встречать гостей....
Внеклассное мероприятие "Приглашаем на чай"
Цель: пробуждение у учащихся интереса к русским традициям чаепития, помогающим сплочению классного коллектива.Задачи мероприятия: - познакомить детей с историей и традициями чаепития; - пом...
Сценарий внеклассного мероприятия "Проводы казака на службу"
Данное мероприятие направлено на воспитание патриотизма младших школьников, изучение истории и традиций Кубанского казачества....
Открытое внеклассное мероприятие "Донские казаки на службе государству Российскому"
Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.Задачи:1. Воспитательная: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края,...