Открытое внеклассное мероприятие "Донские казаки на службе государству Российскому"
методическая разработка (4 класс)

Шахаева Юлия Владимировна

Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1. Воспитательная: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества и народов, населяющих территорию Ростовской области;
2. Развивающая: развивать у учащихся память, мышление.
3. Образовательная: изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков и других народов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_vneklassnoe_meropriyatie_donskie_kazaki.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Донские казаки на службе государству Российскому

Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1. Воспитательная: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества и народов, населяющих территорию Ростовской области;
2. Развивающая: развивать у учащихся память, мышление.
3. Образовательная: изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков и других народов.
      Под музыкальное сопровождение (
Казачья плясовая «Земляничка – ягодка») на сцену выходят пританцовывая дети, в казачьих костюмах и выстраиваются полукругом.

Учитель:   У каждой страны есть свои герои. Бесстрашные и бескорыстные. В Европе - это рыцари, закованные в латы. На западе, в Америке - ковбои, в Японии - самураи. А кого в России можно назвать героем?

Каким был он – русский герой? Сразу вспоминаются былинные богатыри.

И перед глазами встают образы героев картины В. В. Васнецова “Три богатыря”.

В памяти народной сохранились их имена

Назовите их…

Слева - Добрыня Никитич, обнажающий меч.

Справа – Алеша Попович, держащий перед собой лук.

А в середине – самый могучий и храбрый богатырь – Илья Муромец.

Много былин было сложено о его подвигах.

А как же называли его в былинах?

А прозвание его было – “старый казак”.

Почему “старый” - понятно. Всё-таки с бородой.

А вот почему казак?

«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».
Ученик: «История казачества»

16 января российское казачество отмечает уникальную дату — Старшинство Войска Донского.  448 лет служения государству насчитывает официальная история донского казачьего воинства на сегодняшний день. По свидетельству исторических источников царь Иван Грозный, послал грамоту казакам, жившим на реке Северский Донец, в которой обещал «жаловать их за службу».

Учитель: В наше время Северный Кавказ, территория, на которой мы с вами живем, считается многонациональной. Подскажите, а какие представители различных национальностей  населяют нашу территорию? (ответы детей в зале: казаки, цыгане, андийцы, даргинцы, чичены, кумыки,  лизгины,  аварцы, армяне и т.д.).  

В нашем классе есть представители разных национальностей. Знакомьтесь: (под муз. Сопровождение выходит ученица  в костюме цыганки)

Добрый день всем добрым людям!
Поделиться рады будем
С Вами добрым настроеньем,
Пляской, музыкой и пеньем!
Коль Вы не знакомы с нами,
Мы представимся – Цыгане!
С давних пор с Россией дружим!
И поверьте, мы не тужим…
Ведь подарок нам от Бога –
Небо, дальняя дорога…
И  свободы нет нам  краше!
Солнце в небе – радость наша!
Словно яркие монеты
Мы рассеяны по свету!
И сполна найдете в речи
Удивительных наречий …
В церковь были тоже  вхожи …
Мы ведь с русскими похожи!
И щедры цыгане – рома
Угощением для дома!
В нём детей всегда все любят,
Их  накормят, приголубят.
А вот пожилым и старым –
Уважение по праву!
Все одежды наши ярки!
Словно пышные подарки
Демонстрируем мы в пляске 
Разноцветье, яркость  красок!
Как танцуют чудно рома!...
Вы с «Цыганочкой» знакомы?!
Украшенья, шёлк и ткани –
Всё убранство перед  Вами!
Дорожим  семьёй,  свободой,
Верой, радостью, любовью,
Небом, что над головою!
И травой, что под ногами…
Счастьем  быть сегодня с Вами!!!

Под муз. Сопровождение ученик в костюме даргинца:

Ода народам Кавказа

Анатолий Лукьянович Козин

      Я научу тебя, как всем прийтись по нраву,
      Улыбки расточай налево и направо,
      Евреев, мусульман и христиан хвали
      — И добрую себе приобретешь ты славу. (Омар Хайям)
Кавказ - это гордость России,
Кавказ  - это сказка, поверь!
И каждый здесь горец и житель,
В жилище откроет вам дверь!
Он гостя накормит, напоит,
И сытым уложит в постель,
Такими всегда они были,
Такими остались теперь!
Живёт здесь народов немало,
И жили все предки их тут,
И горы Кавказские эти,
Потомки их не предадут!
Чеченцы, абхазы, адыги,
Народностей всех и не счесть,
Живут вместе рядышком дружно,
В почёте всегда у них - честь!
На свадьбу аул весь приходит,
Лезгинку танцуют все тут,
Шашлык из баранины жарят,
И песни о жизни поют!
А горы прекрасные эти,
Громадой в покое стоят,
Но видим мы, "ястребы" вьются,
Навек разлучить нас хотят!
Давно мы как братья родные,
Россия не бросит всех Вас,
Мы будем всегда с Вами вместе,
И с нами прекрасный Кавказ!

По муз. Сопровождение двое детей в костюме андийцев: (Шамхан Далтаев «Кавказ»)

Ученик: Андийцы — один из древнейших коренных народов Дагестана, предки которого появились в регионе в бронзовом веке. Андийцы отличались склонностью к торговле и предпринимательству, владели несколькими языками, были красноречивы и остры на язык. Главный предмет материальной культуры, прославивший народ на века, традиционная андийская бурка, защищавшая от пуль, кинжалов и непогоды.
Народ говорит на андийском языке. Язык существует лишь в устной форме, включает два диалекта, различающихся говором и лексическим составом. Для письма используется аварская или арабская графика.
В древние времена андийцы занимали обширные территории в Гумбете и бассейне реки Андийское Койсу. Страна, обнесенная цепью белоснежных скальных хребтов Бахаргана, считалась труднодоступной из-за природного расположения и выстроенных на границах оборонительных сооружений.

Ученик:

Не зря, не зря седой Кавказ

Всегда слыл благодатным краем

И все, кто здесь побывал

Земным его считали раем.

Кавказа щедрая природа

Влекла людей из всех народов

Селиться здесь, был рад любой

И карачаевец лихой,

Черкес, чеченец, осетин,

Ингуш и гордый армянин.

И жизнь кипела здесь всегда

Цвели поля, паслись стада!

Ученик: На Кавказе

На Кавказе любят
Музыку и пляски.
На конях джигиты
Скачут без опаски.

На Кавказе любят
Делать украшенья.
Славятся чеканкой
Местные селенья.

На Кавказе любят
Пить кефир-айран.
Надевает бурку
В дальний путь чабан.

На Кавказе любят
Сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю,
Как родному, рад.

Учитель: Какой у нас с вами дружный и многонациональный класс! У казачьего общества есть своя официальная атрибутика: знамя и гимн. Скажите, а все ли из вас знают гимн Ростовской области, области в которой мы живем?

(В исполнении детей звучит гимн Донского казачества).  Дети исполняют гимн под музыку.

Учитель. 

И сегодня казаки Войска Донского могут гордиться славными делами. Продолжая традиции предков, современные донские казаки приняли решение встать на государственную службу. Это военная служба, охрана общественного порядка, участие в охране государственной границы, охрана рыбных запасов, охрана лесов, противопожарная защита социальных объектов.

Из всех одиннадцати казачьих войск России, войско Донское  считается самым прославленным. Его история тесно переплетена с историей нашей страны. Казачья вольница - на службе государству Российскому.
Нам так необходимо знать историю своего народа, а особенно  культуру казачества. Для казаков своеобразным паспортом, по которому можно много сказать,являласьодежда.
Ученик:

Казака всегда видно было издалека.
Так выглядит старинная одежда казака:
Широкие шаровары! В узких штанах на коня не сядешь, да и ноги  сотрут, и движения всадника будут сковывать.
Костюм казаков складывался веками. За столетия покрой их не изменился.

Ученик: Самое интересное: в шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. В хате шапка вешалась на видном месте.

 А вот сапог было великое множество - без них невозможна верховая езда.
Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Ученик: Самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Взрослые казаки считали, что необходимым элементом обучения и воспитания казака являются игры. И относились к детским играм серьезно, поощряли их проведение. Донские казачата любили игры с коновязью, чехарду, нагайку и кнут, городки, лапту, прыгалку через веревочку.

Учитель: Такие добрые и стойкие традиции и в наше время не должны быть утеряны. А еще и казаки и другие народности, населяющие наш край очень любят танцевать!

Танец в исполнении детей под казачью плясовую.

 А самое главное: все люди, которые нас окружают  доброжелательные и обязаны уважать  друг друга.  Поднимите руки, у кого в семье уважают и почитают старших?

Ученик:  Казаки и родители.
Почитание родителей-
Всех правил изумительней.
Авторитет отца и матери,
Самым главным казаки ставили.
Крестная мама дочку хозяйству обучала,
Пока родная - по дому хлопотала.
Ну а крестный отец
Сына военному искусству обучал,
Чтобы тот был храбрый боец,
И знал « по чем фунт лиха», наконец.
Величали мать и отца на «Вы».
Казачата,
будьте уважительны ко взрослым и вы!
Ученик: Отношение к старшим.
Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон.
Уважали и старшую сестрицу.
Она мать заменяла,
возилась с детьми,
была мастерицей.
Детям, тем, кто баловался и бил баклуши,
Мог и посторонний казак надрать уши.
Ученик:  Казаки и гости.
Гость считался божьим посланцем,
Никто его не мог тронуть и пальцем.
Гостя любили, уважали,
На лучшее место за столом сажали.
Казаки должны помогать друг другу:
Накормить, обогреть, напоить гостя,
Подтянуть коню подпругу.
При этом ценилась в казаках честность и сила духа.

Учитель: О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках:
Давайте их прочитаем.

Ученики по очереди:

  • Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
  • И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
  • Казачья смелость порушит любую крепость.
  • Где тревога, туда казаку и дорога.
  • Казак без коня, что солдат без ружья
  • Казак родился – Отчизне пригодился.
  • Казачье братство милее богатства.

Учитель: Кроме пословиц и поговорок существуют казачьи заповеди.  Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали.

Казачьи заповеди. (Каждую заповедь дети быстро по очереди произносят)
1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее;
2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!"

4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ
5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ

6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО
7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ
8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА

10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ
11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

Ученик:
Много загадок можно встретить изучая историю казачества. Давайте попробуем отгадать некоторые.

Учитель:

  1. Крепка, звонка, да отточена,
    Кого поцелует, тот и с ног долой.
    (Сабля)
  2. Летит птица крылата,
    Без глаз, без крыл,
    Сама свистит, сама бьет.
    (Стрела)
  3. Мал мужичок – костяная ручка. (Нож).
  4. На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)
  5. Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)
  6. Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)
  7. Погоны желтые, шашки острые,
    Пики длинные, кони борзые,
    Полем едут с песнями
    Искать царю чести, а себе – славы! (
    казаки)

Учитель: «Семья казака». 

А семьи у казаков были большие. Глава большой 3-4 поколенной казачьей семьи из 20-30 человек (дед, отец или старший брат) был ее руководителем, распределял ее работу и доходы. В казачьих семьях умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работа считалась грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь – место духовного общения.

Рождение пяти-семи детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению мальчика и девочки. Но мальчику радовались больше: сын – продолжатель рода, будущий казак, воин. Община выдавала на него надел земли. Новорожденному мальчику все друзья, знакомые отца приносили подарки. Они были непременно военные: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку или ружье. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, выносливости. Внушали молодым: главное в любой ситуации не поддаваться панике, не терять разум и контроль над собой, не сдаваться в любых обстоятельствах, сохранять уверенность в себе, так как безвыходных положений не бывает.

 Матери и бабушки обучали дочек и внучек любить и беречь семью, рачительному ведению домашнего хозяйства, рукоделию. Дети в казачьих семьях рано приобщались к труду. Труд, уважение к старикам, любовь к Родине, родному краю лежали в основе воспитания.

Итог мероприятия. 

Учитель: Вот и прочитана последняя страничка нашего альбома. Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, свой город, школу и свою семью.
Ученик: 

Возрождение казачества – 
это вовсе не ребячество
И не месть, хоть униженных не счесть!
Может, в этом есть лихачество, 
Но ведь здесь и суть казачества:
Никому не преклоняться, за родную землю драться,
Крепко Родину любить, если надо – защитить!

Ученик:    Честно жить, работать дружно – 
Вот казачеству что нужно!
Ученик:  Что жизнь коротка - не беда,
В ней можно успеть очень много.
Лишь мирно бы солнце светило всегда,
Сияло над каждым порогом.
Все: Мир дому вашему! 
Мир краю нашему! 
Живи и процветай, Донской край!
Учитель:  Вы, ребята, живите, творите, дерзайте во славу земли русской!        

Итак мы сегодня с вами расширили  знания  об истории, быте, традициях казаков. Заканчивая наше занятие. я хочу сказать:
Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, свой город, школу и свою семью.
СПАСИБО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Символы государства Российского"

Презентация "Символы государства Российского" разработана на основе внеклассного мероприятия во 2-4 классах "Мосты дружбы"....

Символы государства Российского

Презентация к уроку....

Символы Государства Российского

Презентация может быть использована на уроках окружающего мира в начальной школе....

внеклассное мероприятие "КАЗАК без веры - не казак. Воспитание детей в семье."

материал внеклассного мероприятия предназначен для воспитанников классов казачьей направленности (1 класс). дети только начинают знакомство с культурой и бытом казаков....

Урок по гражданскому образованию "Наше государство - Российская Федерация"

Мероприятие направлено на формирование чувств патриотизма младших школьников...

"Символы государства Российского"

Классный час для начальных классов...

Сценарий внеклассного мероприятия "Проводы казака на службу"

Данное мероприятие направлено на воспитание патриотизма младших школьников, изучение истории  и традиций Кубанского  казачества....