Внеклассное мероприятие "Приглашаем вас на чай"
классный час (3 класс) на тему

Берекешева Бахат Ибраимовна

Данное мероприятие поможет учителю начальных классов подготовить занятие. Научит детей уважать труд людей, разбираться в сортах чая, соблюдать этикет за столом, правильно встречать гостей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_priglashaem_na_chay.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: познакомиться с историей чая, научиться правильно заваривать разные виды чая, узнать о традициях чаепития в разных странах, о пользе чая.

Оборудование: разные виды чая (желтый, черный, зеленый); стенгазеты с историями о чае, о его пользе.

(Накрыты столы для чаепития.)

Ход мероприятия

-  Дорогие гости, приглашаю вас к столу. Чай готов.

-  Спасибо. Сколько лет мы пьем чай, но мало что о нем знаем.

Почему? Я знаю, что чай был известен еще в 2700 году до нашей эры. В Россию он попал в 1637 году в качестве подарка русскому царю. Сначала чай пили при царском дворе как лекарство, и только в 1679 году был заключен первый договор о постоянных поставках чая в Россию. Россия направляла в Китай сукно, льняные материалы, кожу, меха, железные и чугунные изделия. За два пакета чая давали по соболю.

 А как в Россию пришел чай?

Через Сибирь. Известно, что в Сибири знали чай задолго до его появления в Европе. Туда чай проник из Монголии. 150 - 160 дней требовалось, чтоб доставить чай из Сибири в Россию. Транспортные расходы, прокорм возчиков и охрана превышали цену чая. Если прибавить сюда еще 120% налога, то станет понятным, почему чай был дорогим напитком и долго был не по карману простому народу.

- А что же пили вместо чая?

-  В России чай делали из сушеных фруктов, цикория, кожицы плодов, измельченных косточек. Готовый продукт упаковывали в пачки и называли фруктовым чаем. Исконно русскими были рассолы (огуречный, капустный), морсы, брусничная и вишневая вода, простой мед, квас, овсяный кисель. Самое большое распространение на Руси получил сбитень - горячий медовый напиток на зверобое, шалфее, лавровом листе, корне валерианы и других растениях.

-  Интересно, а что означает само слово «чай», и как чай появился?

Слово «чай» значит «молодой листочек». А вот если спросить китайца о появлении чая в Китае, то он расскажет такую легенду. Давно, очень давно жил старый буддийский монах Даррама. Однажды он увидел во сне Будду, обрадовался и дал обещание день и ночь проводить в молитве, не смыкая глаз. И однажды, усталый, он крепко заснул. Проснувшись, Даррама очень рассердился на себя и, чтобы глаза больше не закрывались во сне, отрезал себе веки и бросил на землю.

На их месте вырос чайный куст, лист которого дает чудесный напиток, отгоняющий сон.

 

-  Согласно другой легенде, первыми стали употреблять настой листьев чая пастухи на юге Китая, обратив внимание на животных, которые щиплют листочки с кустов и делаются бодрее.

 - Чай - это не только бодрость. Чай - это кладовая витаминов. В стакане чая присутствуют почти все витамины. Чай влияет на желудочно-кишечный тракт, на обмен веществ, водно-солевой обмен, стабилизирует кровяное давление, усиливает работоспособность сердечной мышцы, улучшает самочувствие; в чае содержится большой процент фтора, который предотвращает кариес. Но это происходит, если чай правильно заварен.

 Правильно заварен, говоришь? А это сложно - заварить чай? Ополоснуть чайник несколько раз кипятком. Затем засыпать заварки и залить кипятком, накрыть салфеткой, настоять 2-4 минуты.

 - Очень просто у тебя получается. Во-первых, для грузинского чая чайник ополаскивать кипятком не надо, его надо прогреть в кастрюле с кипящей водой. Во-вторых, надо знать, сколько класть заварки. Для разных типов чая своя норма: для черного - 1 ч. ложка с верхом, для зеленого - 1,5 — 2 ч. ложки на 2 стакана воды. Если у вас гости, то к обычной норме добавляют еще 1 ч. ложку заварки на чайник. В-третьих, надо знать, сколько лить кипятка. До половины чайника - если это черный чай, до 1/3 - если это смесь зеленого и черного, до 1/ 4 и менее - если это зеленый чай. В-четвертых, настаивают чай не обязательно 4 минуты. Черные чаи настаивают 3,5 - 5 мин., зеленые - от 5 до 7 - 8 мин., а грубые сорта зеленых и плиточные чаи - еще дольше, от 10 до 15 мин. Зеленые чаи доливают 3 раза. Чай надо сразу разливать из заварочного чайника без дополнительного разбавления кипятком, тогда получится настоящий напиток.

- Но ведь это будет очень крепкий напиток!

 

Правильно заваренный крепкий чай не должен быть ни слишком темного цвета, ни горьким на вкус. Он должен быть прозрачным, ярким, ароматным, приятным на вкус. Крепкий чай не вредит здоровью. Наоборот, шотландцы, которые пьют крепкий чай, отличаются хорошим здоровьем и долголетием, китайцы - выносливостью, японцы - крепкими нервами, выдержкой.

- Раз чай такой целебный, полезный напиток, с чем же его пить, чтоб он не потерял свои свойства?

- Китайцы и японцы пьют чай в чистом виде, без примесей. В Индии чай смешивают с молоком, употребляют с лимоном и сахаром

Чай с лимоном пьют в Иране и Турции, закусывая вместо сахара изюмом, инжиром, миндалем. В арабских странах Северной Африки пьют горячий зеленый чай, настаивая его вместе с перечной мятой и добавляя сахар. В Средней Азии пьют зеленый чай с виноградом. Во Вьетнаме популярны сочетания чая с засахаренными овощами, например, с морковью. Можно пить чай с пряностями - корицей, гвоздикой, перцем, мускатным орехом. Кстати, в XIX веке такой чай был очень популярным.

Все-таки не стоит пить чай с сахаром. В чае содержится фтор, который предохраняет зубы от кариеса, а сахар, наоборот, разрушает зубы. Сахар поглощает витамины, вкус чая портится. Лучше нить с медом или изюмом. Конфеты, шоколад содержат пахучие вещества, аромат которых заглушает аромат чая. Если мы хотим есть торт с чаем, то запивать его надо очень крепким напитком.

 В нашей семье мы любим чай с растениями, например, с листьями черной смородины или малины, с мятой, яблоками. С удовольствием пьем «Пиквик». Чай и фрукты взаимно обогащают друг друга.

 А мы пьем индийский. Жаль, что в стране нашей не такой климат, чтобы выращивать чай с такой темной окраской.

 Но у нас есть хороший чай «Бодрость», чай № 36, № 400. 1-й ученик: «Бодрость» - это 30% грузинского чая высшего сорта + 70% индийского чая среднего сорта. № 36 - это 50% индийского чая первого сорта и 50% грузинского первого сорта. № 400 - это 60% азербайджанского чая первого сорта + 40% индийского среднего сорта. К лучшим  чаям  относятся,  прежде всего, «букеты»:  «Букет Грузии», «Букет Азербайджана»,   «Краснодарский букет». Они соответствуют высоким международным стандартам. Но мы такой чай не встречаем. Лучшим у нас является зеленый чай, хотя мало кто знает его. Между тем, он ценится на мировом рынке выше многих сортов черного чая, в нем содержится больше витаминов, чем в черном чае.

-О вкусах не спорят. Кто к какому чаю привык. Мне вот интересно знать, почему чашка должна заполняться чаем не полностью. 7-й ученик: В состоятельных семьях никогда не наливали чай до верха, а оставляли 1 см, чтоб можно было добавить в чай молоко или сливки, положить лимон, сахар, яблоки. А в крестьянских семьях, наоборот, наливать до краев считалось признаком гостеприимства. 6-й ученик: Значит, у нас сегодня чай по-старинному. 3-й ученик: Нет, у нас сегодня «званый чай». Для чая по-старинному надо было еще поставить полоскательницу. Чайную посуду на кухню не нос Для «званого чая» стол может быть накрыт скатертью, а на полированный стол кладут салфетку для каждого гостя и дорожку посередине для посуды с угощениями. Цвет скатерти зависит от цвета сервиза. Если сервиз многоцветный, то к нему нужна однотонная скатерть; если сервиз белый, то надо иметь пеструю или яркую по цвету однотонную скатерть. Приборы кладут за тарелкой в таком порядке: вилка, нож, ложка. Покупной торт ставят в коробке на крышку. Фрукты - в высоких вазах. 1-й ученик: Не надо забывать, что фрукты едят по определенным правилам. Яблоки и груши гость режет на тарелке. Виноград нужно крупными кистями положить на блюдо, а потом отрывать кусочками и класть на тарелку или порезать заранее на маленькие кисточки. Мандарины чистят руками, а апельсины — фруктовым ножом. Арбуз и дыню режут ломтями, едят с помощью вилки и ножа. Бананы едят чайной ложкой. Хурму режут на кусочки, а спелую едят ложкой. Учитель: У нас в гостях сегодня студенты из Китая. Давайте их попросим рассказать о традициях чаепития в их стране.

(Рассказ студентов - китайцев о традициях китайского чаепития).

Учитель: Давайте подведем итог тому, что же мы сегодня узнали. Небольшая викторина.

Викторина.

1. В каком году чай попал в Россию? (В 1637 году)

2. Какие напитки пили в России до появления чая? (Морсы, рассолы, квас, сбитень, овсяный кисель, брусничную и вишневую воду).

3. Как переводится слово чай? (Молодой листочек)

4. Как правильно заварить чай?

5. С чем можно пить чай?

6. Как едят фрукты?

7. Какие страны производят чай? (Индия, Китай, Индонезия, Пакистан, Япония, Малайзия, Иран, Вьетнам, Таиланд).

8. Как используют чай не в качестве напитка? (Слабым раствором чая промывают зеркало; использованная влажная заварка устраняет запах рыбы и лука; с чайного куста, кроме листьев, собирают семена, из которых отжимают масло, и оно идет на приготовление мыла; экстракты чая используют в фармакологии как болеутоляющее средство; свежие чайные листья, как салат, едят в Бирме, а в Тибете варят из них суп).

или; ее мыли тут же, вытирали и ставили в буфет.

Учитель: А знаете ли вы какие-нибудь загадки, которые имеют отношение к чаепитию?

загадывают загадки.)

Учитель: А теперь мои загадки.

1 . Сверху дыра, снизу дыра, посередине огонь да вода.(Самовар).

2. Я бел как снег, в чести у всех,

И нравлюсь вам, да во вред зубам. (Сахар).

3. Что на сковороду наливают, Да вчетверо сгибают?   (Блины).

4. 4 ноги, 2 уха, 1 нос да брюхо. (Самовар).

5. На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине.

(Чайник).

6. Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка).

7. Без рук, без ног лапшу крошит. (Нож).

8. Черненько, горяченько, а все любят. (Чай).

9. Чего во рту не удержишь? (Кипяток).

1 0. Маленький черпачок, красненький колпачок, 3 раза в день берется и опять на место кладется. (Ложка)

Учитель: Теперь давайте отдохнем немного, а потом еще поиграем. Приглашаю к столу на чай.

(Все пьют чай.)

Учитель: Приглашаю поиграть в «Поле чудес». Можно играть парами. (Ребята крутят барабан, выполняют задания.)

1-я тройка: Назовите фамилию человека, который первым привез чай в Россию. (Василий Старков).

2-я тройка: Как называется эксперт по качеству чая? (Титестер).

3-я тройка: Как называется чай в Польше? (Хербата).

4-й этап: победители должны сказать, как называется по-другому рассыпной чай. (Байховый).

Суперигра.

В Китае эти два слова обозначаются одним иероглифом. Одно из этих слов - «чай». Назовите второе слово. (Бодрость).

Игра: Разложены под номерами пакетики с чаем «Пиквик». Надо определить сорт чая. Ученикам выдаются листочки с номерами 1 , 2, 3, 4 и т.д.

Игра: На нитке развешаны пакетики с чаем, конфеты, яблоки. С закрытыми глазами надо срезать угощение.

Призами за игру «Поле чудес», викторину  служили сладости, фрукты, чай.

Учитель: До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...