Внеклассное мероприятие "Приглашаем к чаю"
методическая разработка по теме
Цели и задания внеклассного мероприятия<?xml:namespace prefix = o /??>
- привитие привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая;
- формирование интереса к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priglashaem_k_chayu.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Приглашаем к чаю»
Подготовила: учитель начальных классов
МОУ СОШ с.Покрово-Берёзовка
Пензенского района Пензенской области
Дмитриева Светлана Алексеевна
Цели и задания внеклассного мероприятия
- привитие привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая;
- формирование интереса к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая.
Ход внеклассного мероприятия.
Из истории чая
1-й скоморох. Не толпитесь у дверей
Проходите поскорей.
Ждут вас с чаем, ребятишки,
И баранки, и коврижки.
2-й скоморох. Это всё для вас, гости дорогие!
Калачи, ватрушки, пышки.
Налетайте, разбирайте.
Сладким чаем запивайте.
3-й скоморох. Все на праздник к нам спешите
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем
Все трое (хором). К нам, смотри, не опоздай.
А не то остынет чай.
1-й ведущий. Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далёких времён. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем незаменим, как хлеб.
Чай горячий, ароматный.
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
2-й ведущий. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.
1-й ведущий. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времён. Чай там ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах.
Во времена правления китайского императора Киенг Лона выпускалась чайная фарфоровая посуда. На чашках, которые там изготовлялись. Была написана сочинённая им поэма, прославляющая чай. Считалось неприличным не знать стихов императора. Чашки раскупались, и росла слава воспетого на них напитка.
2-й ведущий. В Китае измельчённые листья, спрессованные в брикеты, лепёшки или полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые.
Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной. Как и производство шёлка. Фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай во многих странах.
Дети поют частушки и пританцовывают.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Конкурс «Кто больше знает названий чая»
Возможны ответы: «Ахмат», «Липтон», «Бодрость», «Лисма», «Майский», «Индийский чай», «Цейлонский чай» и др.
На смену выходит другая группа – с «чайными» частушками.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте ж под чаёк
«Чайные» частушки!
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
Самовар блестит, кипя,
И чаёк в нём пенится,
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
2-й ведущий. Начиная с VIII века, чай начал своё триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, В Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию.
1-й ведущий. На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая (приблизительно 400г). Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске. Она слила ненужную, по её мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.
2-й ведущий. А как чай попал в Россию?
1-й ведущий. В1638 году русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Посол доносил царю: «Я не знаю, листья ли то, какого дерева или травы, варят в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют. Называя чаем».
2-й ведущий. Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины – мех соболя, бобра, барса, изумительный чёрный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» - так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но хан настоял на своём. Утверждая, что царю, напиток из листьев, который он посылает, придётся по душе.
1-й ведущий. Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушёными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьём царя и его приближённых.
Для бедных людей чай был лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться» а многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.
Разыгрывается сценка «Раз привёз мне барин чаю».
Раз привёз мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички,
Кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком
И петрушки корешок.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался-
Чай забыл я посолить.
1-й ведущий. Чтобы не случилось таких курьёзных историй, поделимся секретами заварки чая.
Утро в свежести яркой
Не проспать на боку,
А с хорошей заваркой
Выпить кружку чайку,
Да приняться за дело.
Ту найти целину,
Чтобы дело задело
Крепко в сердце струну.
2-й ведущий. Объявляется конкурс загадок.
В брюхе – баня.
В носу – решето.
На голове – пупок.
Всего одна рука
И та - на спине. (Чайник)
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (Сахар)
Что на сковородку наливают.
Вчетверо сгибают.
Да в сметану макают? (Блин)
Сверху дыра.
Снизу дыра.
А посередине –
Огонь да вода. (Самовар)
Ножек четыре.
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаёвничать вся семья. (Стол)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем. (Бублик)
Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут, и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его… (Лимон)
1-й ведущий. В России первое время были и противники чая. Некоторые религиозные секты отвергали его, как и табак. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были оценены истинные достоинства этого напитка. В начале ХХ века Россия заняла второе место после Англии по употреблению чая. В крупных городах страны открывались специализированные магазины, торговавшие самыми разнообразными сортами чая.
2-й ведущий. В ХVIII веке в России изобрели самовар. Поначалу его изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле.
Внутри самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрёшка, балалайка, расписная хохломская посуда.
С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.
Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар гудит, шумит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар.
Наш красавец – самовар.
Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Конкурс c ложками
А самовар, как верный друг,
Все споры слушал молчаливо
И пар струистый выпускал.
Иль вдруг на наш рассказ бессвязный
Какой-то музыкою странной,
Как собеседник, отвечал…
Девочки исполняют русский народный танец.
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает.
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
1-й ведущий. Учёные давно установили, что в чае содержится полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам. При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя чая. Чай – прекрасное противоядие при отравлении организма. Его используют в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и лёгких.
Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломанты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.
В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, потому что там знают, что чай является «чистильщиком» организма, выводя из него вредные вещества. В чае присутствуют, чуть ли не все витамины.
Конкурс «Определите на вкус, что добавлено в чай»
(чай с лимоном, чай с вареньем, чай с молоком и т.п.)
Конкурсная ситуация «Что ты знаешь о чае?»
Ведущий. Узнайте, из какого произведения данный отрывок и кто автор этого произведения?
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит
И пыхтит,
И на бабу поглядывает.
(К.И.Чуковский. Федорино горе)
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
(К.И.Чуковский. Муха-Цокотуха)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
(К.И. Чуковский. Мойдодыр)
-Кто там?
- Это я, почтальон Печкин. Принёс для вас посылку, только я вам её не отдам. Потому что у вас документов нету. А ты, говоришка, помалкивай себе на шкафу!
А кот ему говорит:
- Ладно вам сердиться. Идите лучше чай пить. У меня пироги на столе.
(Э.Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот.)
- Мне нужно немедленно лечь в постель, потому что я самый тяжёлый больной в мире, - воскликнул он и бросился на диванчик.
- А у тебя есть какое-нибудь лекарство? – спросил Малыш.
-Нет, а разве ты не взял? Ведь ты обещал, что будешь мне родной мамой!
- Лекарства нет, но я взял с собой банку малинового варенья.
- Замечательно, ведь это самое лучшее лекарство в мире!
(А.Линдгрен. Малыш и Карлсон.)
Конкурс «Доскажи словечко»
Я хотел устроить бал.
Я гостей к себе …
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый…
Ножи, тарелки, вилки тут.
Но что-то гости …
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек…
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту…
Когда же гости подошли,
То даже крошек не…
Ведущий. На столе лежат баранки.
Самовар уже кипит.
Чёрный чай в сухой жестянке
Словно гвоздики звенит.
Приходите чаевать
Поскорее, гости.
И душистого опять
Чаю в чайник бросьте.
Мы чаинки - шелестинки,
Словно гвоздики, звеним.
Хватит нас на сто заварок,
На четыреста приправок-
Быть сухими не хотим.
Исполняется песенка о чайном празднике (на мотив песенки «Голубой вагон») вместе с гостями
Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам.
Вкус их всех вас может удивить.
Припев: Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай,
И наливай-ка всем ароматный чай.
В доброе, доброе
Каждому верится
Вот и здоровье ты чаем поправляй.
Знаем лучше доктора серьёзного –
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!
Припев.
Ведущий. Приезжайте к нам ещё. Мы всегда будем вам рады.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).
Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...
Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .
Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....
Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"
Данное занятие посвящено памяти героев Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...