Внеклассное мероприятие "Приглашаем на чай"
методическая разработка (2 класс) по теме

Топорова Алевтина Вениаминовна

Цель: пробуждение у учащихся  интереса к русским традициям чаепития, помогающим сплочению классного коллектива.

Задачи мероприятия: - познакомить детей с историей и традициями чаепития; - помочь узнать и применять основы чайного этикета, правила правильного заваривания чая; - показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека; - развивать у учащихся интерес к русскому фольклору (загадкам, частушкам, пословицам, играм-потешкам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие во 2 в классе МБОУ Комаровская СОШ

"Приглашаем на чай"

Классный руководитель: Топорова А.В.

Цель: пробуждение у учащихся  интереса к русским традициям чаепития, помогающим сплочению классного коллектива.

Задачи мероприятия:

- познакомить детей с историей и традициями чаепития;

- помочь узнать и применять основы чайного этикета, правила правильного заваривания чая;

- показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека;

- развивать у учащихся интерес к русскому фольклору (загадкам, частушкам, пословицам, играм-потешкам).

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, выставка рисунков детей, пословицы о чае и чаепитии, чайная посуда, самовар.

1реб. – Мамы любимые, самые родные,

Модные, красивые, очень дорогие.

2реб.- Не беда, что за окном тучи гонит ветер,

К нам мамулечки пришли, лучшие на свете.

3реб. – Испекли мы пироги, угощенья вкусные.

Все хозяюшки у нас самые искусные.

4реб. – Вот пыхтит, пускает пар наш пузатый самовар.

Он нас вместе всех собрал, кипяточек запасал.

5реб. – Нас порадовать хотел, чтоб забыли сотню дел,

Чтобы мы за чашкой чая, отдохнули, не скучая!

I.  Сообщение темы, целей.

Ведущий: 

– Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!

Люди наши близкие, добрые, простые.

Может быть, вам и в новинку к нам придти на вечеринку.

Вечеринка наша не случайная, не простая, а какая, дети?

Дети – ЧАЙНАЯ!

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! В первый день весенних каникул наш класс решил собрать всех вас и устроить праздник. Итак, мы начинаем нашу познавательно-развлекательную программу «Приглашаем на чай». 

II. Знакомство с правилами поведения на празднике.

 - Мы сегодня, приглашая вас на чай, собрали много интересного материала о чае. Будем делиться полезной информацией.

Перед этим, я попрошу вас познакомиться с правилами нашего праздника:

  1. Быть активными и весёлыми;
  2. Внимательно слушать говорящего
  3. Быть хорошими дегустаторами чая;
  4. Зарядиться хорошей энергией и отличным настроением

III. Что такое чай?

        – Что такое чай? (Напиток)

        Чай – самый известный и самый распространённый напиток в мире. Он имеет янтарный или темно-золотистый цвет. Но откуда же он пришел к нам? (с Китая)

        -Да, Китай – родина чая. Об этом нам расскажут  ребята.

1 ребёнок: Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

2 ребёнок: Чай - китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций; они чай называют ча-е, что в переводе на русский язык – «молодой листочек».  Отсюда и наше слово чай.

3 ребёнок: Собирали чай в Китае только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.

4 ребёнок: В Китае измельчённые чайные листья, спрессованные в брикеты, лепёшки долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые.

Ведущий:- Сегодня к нам на праздник пришел необычный гость. Это сам Чайный куст

        - Приветствую вас, дорогие друзья!

        Без чая прожить в нашей жизни нельзя.

        - Откуда приехали к нам вы сюда?

        - Люблю путешествовать я, господа:

        Живу на Цейлоне, Кавказе, в Китае

        И в Солнечной Индии я обитаю.

        - Вам почвы особые, видно, нужны?

        - Нет, почвы совсем для меня не важны

        - Нескромный вопрос вы позволите вам

        О возрасте вашем вопрос я задам…?

        - В расцвете своем я сейчас нахожусь,

        Я полон энергии, этим горжусь!

- Так, все-таки возраст, скажите – каков?

- Ну, скажем, не мальчик – 17 веков!

- Вы любите солнце, хороший загар?

- Нет-нет, лучше тень, не то будет удар,

И листья мои пожелтеют, привянут,

Совсем некрасивыми, слабыми станут.

- Спасибо!

Ведущий:- Вы случайно не знаете, как же чай пришёл в Россию из Китая?

6 ребёнок: В России чай появился впервые в 1638 году. Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю понравился. Вначале его использовали как лекарство. Пили чай по большим праздникам, так как в России его не выращивали, а привозили из-за границы. Стоил чай очень дорого. Бедняки редко имели возможность пить чай, так и возникло выражение " чайком побаловаться".

Ведущий: Многие бедняки и не знали, как заваривать. Кирилл расскажет нам о крестьянине, который из-за чая пострадал. Давайте послушаем, как так получилось.

Ученик:  Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок.
Да приправил луку, перцу и петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом и догадался, что забыл я посолить!

IV. Правила заваривания чая

        Я думаю, что с вами такого не случится. Вы сегодня научитесь заваривать чай, если до сегодняшнего дня не умели. А  секретом заваривания чая поделится с вами Вика Белова.

Я вам расскажу сейчас, как правильно заваривать чай.

  • Заваривать чай следует свежей кипяченой водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода будет способна убить аромат самого лучшего чая. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она белеет, т.е. закипит белым ключом.
  • Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заваривать чай вторично кипяченой водой, он будет невкусен.
  • Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают на 2/3 и плотно закрывают.
  • Черный чай настаивают 3 – 5 минут, зеленый – 5 – 8, зачем чайник доливают кипятком.
  • Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно.
  • Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный.
  • Самый лучший чай после первого настоя.

        А ещё, ребята, надо помнить, что пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: “Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее”.

V. Конкурс "Кто больше знает названий чая"

        Кто из вас пьёт чай дома? А знаете ли вы названия чая? Вот проведём сейчас такой конкурс и узнаем. По цепочке называйте названия чая.

(«Ахмат», «Лисма», «Липтон», «Бодрость», «Майский», «Акбар», «Индийский чай», «Цейлонский чай», «Принцесса Нури», «Гринфилд» и т.д.)

VI. О чайной церемонии в Японии

– Как вы думаете, в какой стране существует специальная чайная церемония? (в Японии)

        В Японии есть чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет заботы за его стенами и остаётся только с добрыми мыслями. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире. Чай здесь медленно приготовляют, а затем также медленно пьют, поэтому на то, чтобы выпить чашку чая, у японцев уходит почти полдня. В Японии во время чаепития не разговаривают, а размышляют о смысле жизни. Непростому искусству чайной церемонии учатся годами, курс приготовления чая преподаётся во многих университетах Японии.

        Итак, если в Японии чай пьют молча, то в России за чаем общаются и поют чайные частушки.

VII. Чайные частушки

(Дети исполняют чайные частушки)

Мы за чаем не скучаем,

Мы частушки сочиняем

Частушки не случайные,

Частушки тоже «чайные».

1)) 

2))


3))Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай.

4))Утром чай, днём чаёк,

Вечером - чаище.
С чаем ты не расставайся,

Будь здоров дружище!

5))В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям
Если в чае есть чаинки,
Значит письма пишут вам!

6))

7))

8))ё

10))Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

VIII. ИГРА "ЧАЙНИЧЕК"

-  Судя по частушке, вы, ребята, готовы пить чай утром, вечером и днём. А в чём кипятят воду для чая?

Вот поиграем в русскую игру - потешку “Чайничек”.

Вы должны повторять за мной слова и заменять их движениями.

Чайничек – ладони параллельно друг другу.
Крышечка – ладошка правой руки – крышечкой.
Шишечка – кулачок.
Дырочка – пальцы кольцом (знак ОК).
Пар идет – указательным пальцем делаются круги по возрастающей.

Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой…
В дырочке – пар идет.
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке…
Шишечка в крышечке,
Крышечка с чайничком.

IX. Что такое самовар?

        Это сейчас кипятят воду для чая в чайнике. А  в старину на Руси что использовали вместо чайника? Узнаем, если загадку отгадаем!

И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
(Самовар)

Ученик (про самовар)

Посидеть за самоваром рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Самовар поёт – гудит. Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар!

Самовар пыхтит, искрится – щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица он своею добротой

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого, самоварного чайку!

Просмотр мульт "Самовар" или песни.
Ведущая:  Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?» (Ответы детей).

Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Кто-нибудь знает: « Где и когда появился первый самовар?» (Ответы детей).

        Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. Поначалу туляки величали его самогреем, самокипцем. Но лучше всего народу пришлось слово самовар. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым.  

        

        Это чайная машина необычайно популярна на протяжении двух с половиной веков. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. 

        Внутри самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, либо древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь и вода закипала.

X. Конкурс  “Натаскай воды” 
        Попробуем и мы заварить чай в самоваре. Для чая нам нужна вода. Надо ложками переносить воду из блюдца  в чашку. ^ Носят по-очереди, побеждает команда, которая быстрее и аккуратнее переносит воду.

XI. Конкурс "Собери шишки"

        Ну вот, воды натаскали, теперь её надо вскипятить. Для этого используем сосновые шишки.
Ну-ка, кто здесь не трусишка? Кто собрать захочет шишки?
Я глаза вам завяжу, сама в сторонке посижу.
^ От каждой команды по одному человеку. Завязать глаза, кто больше соберёт?

        Ну вот, шишки собрали, самовар скоро закипит. Полюбуемся на него. Конечно, с тех пор как изобрели самовар прошло много лет. Самовары сохранились и до наших дней. Правда, в последние годы самовары делают  в основном электрические. А  самовар до сих пор воспринимается, как символ русского гостеприимства и радушия.

XII.  Конкурс эрудитов. 

( Участвуют родители и дети) Даётся слово «самоварчик». За 3 минуты из букв этого слова надо составить всевозможные слова.

         А теперь для вас следующее задание. Посмотрите на экран, прочитайте записанное слово. Что обозначает слово самоварчик? Составьте из букв этого слова всевозможные слова. (вар, сам, мор, мрак, чирк, мир, Рим, Кира, сом, ...)

XIII. Загадочный
- Ну вот, чай заварили, самовар закипел. Скоро будем пить чай. А что необходимо для чаепития?  Попробуем отгадать загадки о чае и чаепитии.

Был листок зелёным – 
Чёрным стал, томлёным, 
Был листочек зубчатым – 
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине – 
Стал он в магазине. (Чай)

Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (чайник)

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит (Самовар)

Подбоченилась она
Жаль рука всего одна.
Кто не делает глоток,
Хвать её под локоток. (чашка)

Сладкий, белый

В чай попал и пропал. (Сахар)

Маленькое, сдобное, колесо съедобное. (Бублик)

Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блин)

Цветом жёлт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он,

А зовут его? (Лимон)

А теперь загадки для родителей.

1.Ножек четыре, шляпок - одна.

Нужен, коль станет чаёвничать семья. (Стол)

2. В брюхе – баня, в носу – решето,
На голове – пуговица, одна рука – и та на спине. (Чайник)

 3.Непреступная на вид, подбоченившись стоит.

А внутри-то, посмотри, угощение внутри. (Сахарница)

4.Большая голова и стройный стан

У той, что любит головой нырнуть в стакан. (Чайная ложка)

- Да, отгадывать загадки вы все мастера.

XIV. Русская народная игра "Просо"

        Взрослые за самоваром пели песни, разговаривали, а дети играли. И мы поиграем в русскую народную игру “Просо”.

(Две группы детей встают друг против друга. Сначала идёт одна группа к другой, затем они отступают, а вторая идёт за ними, поют каждую строчку два раза)

- А мы просо сеяли, сеяли.
- А мы просо вытопчем, вытопчем.
- А чем же вам вытоптать, вытоптать?
- А мы коней выпустим, выпустим.
-А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём.
- А мы коней выкупим, выкупим.
- А чем же вам выкупить, выкупить?
- А мы дадим сто рублей, сто рублей.
- Нам не надо тысячи, тысячи.
- А чего ж вам надобно, надобно?
- А нам надо девочку, девочку.
- А как её имечко, имечко?
- Её имя Леночка, Леночка. (Названный ребёнок переходит в другую группу)
- В нашем полку убыло, убыло.
- В нашем полку прибыло, прибыло.

 

- Существует профессия – ТИТЕСТЕР (словарное слово) – это человек, который определяет качество чая. Чтобы стать титестером, необходимо иметь природный дар, талант, который встречается реже, чем талант певца или художника.

XV.Пословицы и поговорки о чае

- Чаепитие стало неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому русский народ сложил пословицы о чае.

Давайте вспомним, ребята, народную мудрость о чае – пословицы.

 С чаем единым сыт человек;

 Выпей чайку – забудешь тоску;

 За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем;

 Чай не пить, так на свете не жить;

 Самовар кипит, уходить не велит;

 Чай пить – не дрова рубить;

 Я сижу, чай пью – и ты заходи, чай пей!;

 Чай не пьешь – откуда силу возьмешь?;

 С чая лиха не бывает;

 Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!;

 Чаем на Руси никто не подавился!;

 Чай у нас китайский, сахарок хозяйский;

 Чай крепче, если он с добрым другом разделен;

 Самовар, что море соловецкое,

   Пьем из него за здоровье молодецкое

  • У самовара не скучаем – разговор ведём за чаем.
  • Чай – бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней.
  • Пей чай – не вдавайся в печаль.
  • Пей чай – удовольствие получай.
  • Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.
  • На Руси один зарок,

Кроме всякой пищи:

Утром – чай, в обед – чаёк,

Вечером – чаище.

  • - Кто здоровым хочет быть,

Больше чая надо пить.

XVI. «Узнай, из какого произведения данный отрывок и кто автор этого произведения»

А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит

И пыхтит,

И на бабу поглядывает.

(«Федорино горе» К.И.Чуковский)

Муха по полю пошла

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»  

 («Муха –цокотуха» К.И.Чуковский)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.  

(«Мойдодыр» К.И.Чуковский)

-Кто там?

- Это я, почтальон Печкин. Принес для вас посылку, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нету. А ты, говоришка помалкивай себе на шкафу!

А кот ему говорит:

- Ладно Вам сердиться. Идите лучше с нами чай пить. У меня пироги на столе.

                   («Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенский)         

XVII. Чаепитие

        - Не могу не дать слово Виталику и Тимуру. Они хотят сказать нам что-то очень важное.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Стол накрытый давно ждёт!

Для всех вас, взрослые и детишки

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Ведущая:

Самовар шумит,
Баранки на скатерти-самобранке,
И конфеты и печенье,
И душистое варенье,
Всех сегодня чаем
Сердечно угощаем.
И этой песней праздник завершаем.

( дети поют песню “О чайном празднике” на мотив “Голубой вагон”)

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам.

Вкус их всех вас может удивить.

 Припев: Скатертью, скатертью

                 Стол скорей накрывай,

                 И наливай-ка всем ароматный чай.

                 В доброе, доброе

                     Каждому верится

                     Вот и здоровье ты чаем поправляй.

 Знаем лучше доктора серьёзного –

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем взрослых мы и малышей

Выпить ароматного чайку!

Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаровская средняя общеобразовательная школа ЗАТО Комаровский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приглашем на чай

Слайд 2

1. Быть активными и весёлыми 2. Внимательно слушать говорящего 3. Быть хорошими дегустаторами чая 4. Зарядиться хорошей энергией и отличным настроением Правила нашего праздника

Слайд 11

«Кто больше знает названий чая»

Слайд 19

«Натаскай воды»

Слайд 20

«Собери шишки»

Слайд 21

самоварчик

Слайд 22

Загадки о чае и чаепитие

Слайд 23

Пословицы и поговорки о чае

Слайд 24

« Федорино горе» К.И.Чуковский

Слайд 25

«Муха-цокотуха» К.И.Чуковский

Слайд 26

« Мойдодыр » К.И.Чуковский

Слайд 27

«Дядя Фёдор, пёс и кот» Э.Успенский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...