Урок по по предмету окружающий мир.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Апрелевская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
Открытый урок окружающего мира
(для родителей)
в 3 классе
«В царстве грибов»
Подготовила:
учитель начальных классов
Кукурузян Р.А
2011-2012 г.г.
Урок окружающего мира в 3-м классе (слайд 1)
Тема: "В царстве грибов"
Цели урока:
Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.
Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.
Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.
Задачи:
Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.
Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.
Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста.
Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.
Форма проведения урока: урок – путешествие с элементами научного анализа. Имеется презентация урока.
I. Организационный момент.
Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и садятся на свои места.
- Здравствуйте, ребята!
- Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)
До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.
II. Повторение пройденного материала.
- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.
- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).
- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).
- Итак, мы отправляемся в лес на природу.
- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).
- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека). – Правильно.
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
На доске появляется схема 1(слайд 2)
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
- Ребята, а на какие царства можно разделить живую природу? (На животных, растений, грибы, бактерии).
Схема на доске пополняется: (Слайд 2)
III. Сообщение темы и задач урока.
- Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке: (слайд 3)
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
- Что это? (это грибы). Верно. Речь пойдет о грибах.
(слайд 4) В царстве грибов.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.
- Существует даже целая наука, посвященная изучению грибов. Она называется “микология”.
(слайд 5) Микология (“микос” – гриб, “логос” – наука).
- Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах).
- Кто-то из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
(Применяю слова-эпитеты к грибам из произведения Даля “Война грибов”: волнушки – старые старушки; опенки – больно ноги тонки; сморчки- старички; маслята – дружные ребята; лисички – сестрички и т.д.).
- Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на “тихую охоту”.
- Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? (Это собирание грибов. Такое название дал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.)
IV. Изучение материала.
(Слайд 6) - Царство грибов очень разнообразно. Ученым известно около 100 000 видов этих организмов.
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).
- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).
- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
- А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)
- Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными.
- На ваших рабочих тетрадях имеется рисунок строения шляпочного гриба.
- Давайте вместе разберемся, как называются части гриба.
- Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть).
- Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа.
- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело”.
- Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).
- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).
- А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)”
- Запишите справа.
- А теперь сравните со схемой на экране: так ли у вас? (слайд 7)
- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).- А как гриб питается?
(слайд 8) Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения.
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).
Содружество растений и грибов.
- Опытный грибник знает грибные места.
“подберезовик”, “подосиновик”.
- О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами и березами).
-Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…
- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии).
- У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.
- Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.
- Встаньте, ребята, пожалуйста!
V. Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем, отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись! Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки в бок и на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку, молодцы, мои зайчишки!
VI. Продолжение изучения материала.
- Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.
- Продолжим наше путешествие по лесу. Мы нашли много грибов (слайд 9)
-Какие из них вам знакомы? Незнакомы? (определим по атласу-определителю «От земли до неба»)
- Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на доску, где изображены необычные грибы.
(Слайд 10 и 11)
- Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки и в Туве. Эти и другие не менее интересные грибы занесены в Красную книгу.
- А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.
(Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.)- Что это? (Плесень).- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).- Почему? (У нее нет шляпки).
- Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые” Знали ли вы об этом?
- Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся).
- Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов. (Демонстрирую упаковку таблеток.)
- А люди используют грибы в пищу? (Да).
- Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).
- Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.
- До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает:
- Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей).
– А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы?
- Возьмите тест. (Приложение 1). Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет – то ставите “минус”.
- Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по ключу.
На доске прикрепляется ключ к тесту. (Проверка работы).
- Поднимите руки те, кто задание выполнил правильно? Молодцы.
- Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз дома повторите правила сбора грибов. Значит, нам с вами есть еще чему поучиться. (Слайд 12)
- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).
- Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему? (Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).
- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).
- Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться).
– Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.
- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).
Показ гриба “Бледная поганка” (в учебнике стр.)
- Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо.
- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”. Для этой игры вам понадобятся ваши знания. Нужно собрать из предложенных карточек “съедобные” грибы в корзину.
- Закончили. Давайте проверим.
- Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему?
- Молодцы, справились с заданием.
- А те, которые на столе – ядовиты. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами.
- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью?
Провокация: – Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей).
Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.
- Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов).
- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!
- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно
вызвать “скорую помощь” по телефону “03”, обратиться к врачу.
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.
– Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!
– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!
VII. Подведение итогов урока.
- Давайте подведем итоги.
Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы).
Какая часть грибов является самой важной? (Грибница).
Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые.Съедобные и ядовитые).
Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).
Что нужно делать при отравлении грибами? (ответы детей). Можно ли палками и
ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные).
- Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!
- Сегодня мы так много узнали на уроке.
- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.
– Поработали на “5”,
А теперь всем отдыхать!
- Всем спасибо за хорошую работу!
VIII. Домашнее задание. Учебник стр. 118-121, рабочая тетрадь с. 54-55 (слайд 15)
- До новых встреч! (слайд 16)
Использованная литература
Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А.Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия “Мастерская учителя”).
Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса: В 2 ч. (автор А.А.Плешаков, издательство “Просвещение” – серия “Зеленый дом”), часть 1,2005.
Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс/ Под ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. – (Серия “Мастерская учителя”).
Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004 – (Серия “Путешествие в мир природы.Развитие речи”)
Приложение 1
ТЕСТ к уроку окружающего мира «В царстве грибов».
Прочитай утверждения. Если ты с ним согласен, то поставь в клетке «+»,
если нет – то поставь « − ».
1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.
2. Когда ищешь грибы, разрывай и раскидывай
в стороны листву, мох.
3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего
срезать грибы ножиком.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть
опасный для человека яд.
5. Можно собирать грибы возле шоссейных дорог.
В этих грибах накапливаются полезные вещества.
Приложение 2.
Ключ к тесту.
+ - + + -
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грибы. Царство грибов .
Подберёзовик. Не спорю – не белый. Я, братцы, попроще. Расту я обычно В берёзовой роще.
Боровик (Белый гриб). Глубоко был спрятан он, Раз-два-три - и вышел вон. И стоит он на виду. Белый, я тебя найду!
Мухомор. Этот гриб в лесу растет Не клади его ты в рот! Он совсем не сладкий Крапинки на шляпке Красный, словно помидор: Несъедобный мухомор !
Чем грибы отличаются от растений? 1. Грибы не имеют зелёной окраски. 2. Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества – образовывать кислород из углекислого газа.
Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.
Грибы присутствуют везде! Они растут на земле, под землей, в воде, на камнях и не только! Многие виды грибов активно используются человеком в пищевых, хозяйственных и медицинских целях. Грибы бывают разного вида и имеют разные свойства.
Строение гриба.
Грибные плантации.
Сумчатый гриб.
Энокитаке – японский гибрид обыкновенного опёнка.
Пластинчатые грибы
Чага ( Трутовик скошенный )
Отидея ослиная или «Ослиные уши».
Дождевик настоящий
Но некоторые грибы можно рассмотреть только под микроскопом! Это так называемые п лесневые грибы , или плесень .
Плесень под микроскопом.
Важно знать: если продукт пахнет плесенью, то его уже есть нельзя! Опасно для здоровья!
Однако, существует так называемая «благородная плесень». Используется для изготовления специальных сортов сыра (рокфор, камамбер).
И, наконец, у грибников существует такое понятие, как «грибная охота» или «тихая охота». Многие из нас не раз участвовали в охоте на съедобные грибы и даже приносили домой богатый улов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23
Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...
Урок- презентация по предмету: "Окружающий мир" по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Урок- презентация с комментарием по формированию УУД....
Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».
Конспект урока1. Ф.И.О .учителя Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....
Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.
Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....
Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий мир"
Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий мир", 3 класс Для просмотра конспекта урока пройти по ссылке: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B...
Учебно-методическая разработка "Урок-исследование по предмету «Окружающий мир» Тема урока: «Кто такие звери?»"
Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»Тема урока: «Кто такие звери?»Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить отличать звере...