Урок по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Постоленко Людмила Николаевна

Рассказать учащимся о разнообразии животных, видах животных, о взаимосвязи их в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру 3 класс

Тема: “Разнообразие животных”.

Цель: Рассказать учащимся о разнообразии животных, видах животных, о взаимосвязи их в природе.

Задачи:

  1. Углубить знания учащихся о жизни животных.
  2. Развитие мышления, памяти, воображения и речи.
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока

1. Организационный момент-проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока.

- Отгадайте загадки:

  1. Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)
  2. Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубке беленькой зимой,
    А в серой шубке - летом. 
    (Заяц)
  3. Не рыбак, а сети расставляет. (Паук)
  4. Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь)
  5. Горбатый мост на четырёх ногах стоит. (Верблюд)

- Итак, мы отгадали загадки, как вы думаете о ком они? (О животных)

- Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О животных)

- Правильно, тема нашего урока “Разнообразие животных”.

3. Объяснение темы урока

- Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп:

ЗВЕРИ

ПТИЦЫ

НАСЕКОМЫЕ

РЫБЫ, ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

- А на какие виды можно разделить зверей? (Дикие и домашние.)

- Как вы думаете, откуда взялись домашние животные у человека?

В глубокой древности человек занимался охотой и собирал съедобные растения. Но это не очень надёжные занятия, так как не всегда удавалось убить животное и найти достаточно съедобных растений. На охоте, убивая взрослых животных, человек оставшихся детёнышей животных приносил домой и те, вырастая рядом с человеком, привыкали к нему и одомашнивались. Если человек, охотясь, получал шкуру, мясо, жир, то домашние животные давали ему, кроме мяса и шкур, молоко, сыр, сметану, ряженку, кефир, масло.

Кобылье молоко лечебное – это кумыс.

Овечье молоко - питательное, из него делают сыр-брынзу. Из шерсти и пуха человек научился делать ткани, одежду, одеяла. Из рогов и копыт делают клей, желатин.

- А чем питаются домашние животные летом? (Летом домашних животных выгоняют на пастбища, где они находят много травы.)

- Чем же питаются они зимой? И где живут? (С приходом зимы наступают холода, исчезает корм в природе, поэтому домашних животных не выгоняют на пастбища, а держат в специально построенных помещениях и кормят специально заготовленными кормами.)

- А кто заботится о домашних животных? (Человек.)

- Как одним словом называют людей, которые ухаживают за животными? (Животноводы.)

Труд животноводов, ухаживающих за разными животными похож, но и имеет ряд отличий.

- Ребята, давайте поиграем в игру “Кто за кем ухаживает?” (Я вам буду называть домашних животных, а вы мне – как называют людей, которые за ними ухаживают.)

За коровами ухаживают ……

(скотники)

За лошадьми…..

(конюхи)

За свиньями…….

(свинарки)

За птицами……

(птичницы)

Доят коров …….

(доярки)

За телятами ухаживают…

(телятницы)

- Как вы думаете, легок ли труд этих людей? (Нет.)

- А что необходимо делать, чтобы животные нормально себя чувствовали? (Вовремя давать пищу, а пищу нужно приготовить, привезти, раздать; убрать навоз; животных нужно почистить, поменять подстилку, выгнать на прогулку, проветрить помещение и т.д.)

- Животные, как и люди, болеют. Как называют человека, который следит за их здоровьем? (Ветеринарный врач.)

- Сейчас я раздам вам карточки, в которых рассказывается о жизни различных домашних животных, а ваша задача прочитать их и рассказать своим товарищам то, что вы прочитали.

Дети работают с карточками, а затем с помощью учителя рассказывают то, что прочитали.

- Скажите, ребята, чем отличается жизнь домашних животных от жизни диких? Кому труднее? (Дикие животные сами отыскивают корм, а домашних обеспечивает пищей человек, правда живут они в неволе).

- О домашних животных мы с вами поговорили, теперь давайте поговорим о диких.

- А сейчас мы проверим, что вы знаете об этих животных? Я раздам вам картинки с изображениями животных, а вы должны будете составить рассказ о том животном, изображение которого вы видите на картинке по следующему плану.

ПЛАН

Как называется животное?

1. Рассмотри внимательно внешний вид (окраска, величина, форма, чем покрыто тело, определи части тела и внимательно рассмотри их.)

2. Вспомни, чем питается это животное, как передвигается, как добывает пищу.

3. Добавь ещё что-то к рассказу, если слышал что-то об этом животном.

Учащиеся составляют рассказ, а затем читают его своим товарищам. После чтения рассказа учитель включает небольшой рассказ о животном, записанный на магнитофонной ленте.

- Следующая группа животных – это птицы. Птиц на земле довольно много – около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу другие - только в степи, третьи на берегу моря, за четвертыми ухаживает человек.

- Чем питаются птицы? (Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей, а есть такие, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.)

- А кто из вас знает, какая птица самая большая в мире? (Страус)

Прослушивание рассказа о страусе.

А теперь разгадайте кроссворд:

1. Летает на охоту за лягушками к болоту. (Цапля)

2. Вестник весны. (Грач)

3. Певец полей. (Жаворонок)

4. Строит гнездо по обрывам рек. (Ласточка)

5. Заботливо приготовленными домиками встречают его люди. (Скворец)

Вписав названия птиц, по вертикали прочтите слово, которое характерно для всех этих птиц. (Пернатые)

- Теперь посмотрите на эти фотографии. Кто это? (Насекомые)

- А почему мы их так называем? Если рассмотреть рисунок бабочки, то мы можем увидеть, что у неё есть голова, грудка и брюшко. На брюшке – поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название “насекомые” – от слова “насекать”. На голове у бабочки глаза, усики и ротовые органы. К груди прикрепляются крылья, две пары или одна. Некоторые насекомые крыльев не имеют. А теперь самое главное – ноги. У насекомых их только шесть. Ее больше и не меньше. Если больше – это уже не насекомое.

- Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие – один день.

Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев.

Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру

Игра “Отгадай какое это насекомое?”

  1. Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха)
  2. На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
  3. Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (Бабочка)
  4. Кто за печкою живет, спать мне ночью не даёт. (Сверчок)
  5. То погаснет, то зажжется ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся. (Светлячок)
  6. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
  7. Нос долог, голос тонок. Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)
  8. В лесу у огня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)
  9. Сок из цветков она берёт и в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)

- Молодцы, хорошо знаете насекомых. А теперь посмотрите на картинки и назовите животных изображённых на рисунке (лягушки, ящерица, змея). Как они передвигаются? Отметьте сходство змеи и ящерицы. (Они ползают). Встречали ли вы лягушек? (Да). Где именно? (Рядом с водой).

- Кто такие земноводные? Почему их так называют? (Они могут жить и на земле и в воде).

А кого мы можем отнести к земноводным? Кто может жить и на земле и в воде? (Лягушки, жабы, крокодилы).

- А чем отличаются жабы от лягушки? (У жаб бородавчатая кожа). В народе существует убеждение в том, что если взять жабу в руки, то вскочат бородавки. Убеждение это ошибочно и вы можете брать их совершенно безбоязненно, если только на руке нет ран или больших царапин. Если жабу вы возьмете в руку, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у неё выделяется едкая жидкость. Её выделяют желёзки, открывающиеся на вершине бородавок и на том бугре, который находится среди глаз. Жидкость эта служит средством защиты. Жаб не едят ни птицы, и ни какие другие животные именно вследствие их ядовитости.

- Ещё одно земноводное животное – это тритон. Тритоны живут в воде, хотя дышат воздухом и выходят на сушу. С виду тритоны похожи на больших размером с палец ящериц, только передвигаются по земле медленнее, потому что больше приспособлены к жизни в воде. А знаете, что необычно у них - это то, что если тритон потеряет хвост или лапу, повредит глаз или другой орган, они у него восстанавливаются сами по себе без всякого лечения.

- А кто мне может сказать, кто такие пресмыкающиеся, почему их так называют? Посмотрите на эти картинки. Кто это? (Змея, ящерица). Они относятся к классу пресмыкающихся. Почему? (Они ползают по земле, пресмыкаются, поэтому их называют “пресмыкающимися”)

- Ещё одна группа животных – это рыбы. Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб яркая расцветка и необычная форма.

Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя.

- Итак, мы с вами разобрали все четыре группы животных.

- А теперь я бы хотела проверить с помощью вопросов, как вы усвоили тему урока.

  1. Шуба из шерсти этого животного очень тёплая. (Овца)
  2. Самое ласковое животное. (Кошка)
  3. Почему корову называют домашним животным, ведь она, например, в отличие от кошек не живет в доме, а живёт в коровнике. (О ней заботится человек)
  4. Можно ли назвать паука насекомым? (Да, у него шесть лап)
  5. Как отличить жабу от лягушки? (У жабы бородавчатая кожа)
  6. К какой группе животных относится черепаха? (Земноводные)
  7. Птицы могут летать. Стрекоза тоже летает. К каким животным она относится? Почему? (Насекомое)
  8. Как одним словом можно назвать животных, тело которых покрыто перьями? (Пернатые)

Итог урока

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что понравилось?

Домашнее задание

Найти пять загадок о животных.

Провела: учитель начальных классов

Постоленко Людмила Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...