Программа факультатива по математике
рабочая программа по математике (1,2,3,4 класс) по теме
Данная программа составлена для факультативных занятий по математике в 1-4 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_programmy_fak..docx | 46.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа с. Николаевка»
Учебная программа факультативных занятий
для 1-4 классов
общеобразовательных школ.
« Решение текстовых задач ».
Срок реализации 4 года.
Разработала: учитель
начальных классов
Медянова Анна
Алексеевна
2009-2010 год
Пояснительная записка.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с решением текстовых задач, входящих в рамки школьной программы. В программе предлагается определённая последовательность изучения разделов и тем текстовых задач. В рамках факультативных занятий учащиеся познакомятся с решением нестандартных задач, занимательных, с возможностями выполнения заданий разными способами, с правилами построения логических рассуждений с конструированием и рисованием геометрических фигур.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Реализация этой программы является и стремление развить у учащихся умения работать самостоятельно, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому варианту решения текстовых задач.
Для эффективности работы факультатива желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим обсуждением полученных результатов.
Занятия математического факультатива должны содействовать развитию у учащихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии.
Занятия факультатива проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность каждого занятия 45 минут.
Программа рассчитана на 4 года.
Цели: развивать математический образ мышления, повышение уровня математического развития учащихся.
Задачи:
- развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
- развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
- развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
- развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
- развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
- развивать у учащихся исследовательские умения,
познавательную и творческую активность;
- формировать устойчивый интерес учащихся к предмету
«Математика» посредством решения нестандартных
занимательных задач.
Дидактические принципы.
Актуальность: потребность общества в творчески мыслящих людях; создание условий для повышения мотивации к обучению математики; стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность: материал должен соответствовать современным научным представлениям; в процессе обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми методами и приёмами научно-исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент и т.д.), педагог, опираясь на личный опыт учащихся, переводит его на более высокий уровень;
Преемственность и перспективность: обучение строится с использованием предыдущих знаний и умений учащихся с учётом перспективы (подготавливая их к восприятию более сложного материала), а также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента педагогической системы в содержательном, организационном и деятельностном аспектах;
Практическая направленность: подготовка учащихся к применению полученных знаний и умений в реальной жизни;
Содержание факультативных занятий направлено на освоение
математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей
работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии
помогут ребятам принимать участие в школьных и городских
олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Творческое обучение: предполагает включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, формирование творческих качеств личности;
Психологическая комфортность: необходимо учитывать интересы, потребности, задатки и способности, создавая комфортные условия для каждого учащегося.
Методологическую основу организации факультативных занятий обеспечивает личностно - деятельностный подход, который признаёт центром внимания личность учащегося с его интересами, способностями, потребностями. С точки зрения этого подхода ученик рассматривается как субъект деятельности, что предполагает сотрудничество и взаимодействие обучающего и обучаемого, создание и поддержание положительной мотивации к процессу получения новых знаний и саморазвития. В ходе обучения предполагается учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.
Рекомендуется проведение занятий в игровой форме. Изложение материала необходимо сочетать с выполнением практических заданий. Целесообразно привлекать учащихся не только к решению разнообразных задач, головоломок и т.п., но и к подготовке информационных сообщений, вопросов и заданий.
На факультативных занятиях могут быть использованы разнообразные формы работы: конкурс (турнир) знатоков; КВН; олимпиада; игра; викторина, проектная деятельность и др.
Работа учащихся должна строиться как в группах, так и индивидуально. На занятиях создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки, представления собственных достижений.
Ожидаемые результаты.
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач
различного уровня сложности учащимися;
- успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;
- умение анализировать условие занимательной, шуточной
задачи;
- вычленять существенные и необходимые признаки объекта или
процесса при решении задач;
- абстрагироваться от несущественных признаков объекта или
процесса при решении задач;
- применять графические методы при решении задач;
- вычленять известные геометрические фигуры, входящие в
состав более сложных объектов;
- следовать заданным условиям для достижения поставленной
цели;
- планировать свои действия;
- решать определённую задачу несколькими способами и находить
среди них наиболее рациональные и оригинальные;
- строить, распознавать и использовать истинные и ложные
высказывания при решении задач;
- решать логические задачи с помощью составления таблиц;
- конструировать геометрические фигуры из заданного
количества объектов ( геометрических фигур, палочек,
спичек);
- строить и выбирать по заданным условиям маршруты;
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математических олимпиадах;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной
- с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Условия реализации.
- учебный кабинет;
- методическая литература;
- дидактический материал;
- компьютерная программа;
Примерное тематическое планирование
факультативных занятий для учащихся 1 класса
«Решение текстовых задач»
№ | Тема | Примечание |
1 | Фигуры. Числа и цифры. | |
2-3 | Целое и часть, соотношение между ними. | |
4 | Целое и часть, соотношение между ними. Игра «Сложи фигуру» | |
5 | Моделирование состава однозначных чисел. | |
6 | Математический рассказ со связью «было – изменение – стало». | |
7 | Составление прямой и обратных задач из рассказа со связью «было – изменение – стало». | |
8 | Математический рассказ со связью «всего (вместе)». Составление прямой и обратных задач из рассказа. | |
9 | Математический рассказ со связью: «было – изменение – стало» или «всего (вместе)». Составление прямой и обратных задач из рассказа. | |
10 | Задачи со связью «было – изменение – стало»: схематическая запись, запись решения и ответа. | |
11 | Задачи со связью «всего (вместе)»: схематическая запись, запись решения и ответа. Отношения «больше», «меньше», «столько же». | |
12 | Составление и решение задач со связью «было – изменение – стало» или «всего (вместе)». Моделирование отношения разностного сравнения чисел. | |
13 | Задачи на нахождение суммы двух чисел, остатка и обратные им. | |
14 | Задачи на нахождение суммы двух чисел, остатка и обратные им. Комбинаторные задачи. | |
15 | Задачи на нахождение суммы двух чисел, остатка и обратные им. Комбинаторные задачи. | |
16 | Равенства, соответствующие заданному отношению разностного сравнения. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого или вычитаемого. | |
17 | Табличный способ записи задач со связью «было – изменение – стало». | |
18 | Табличный способ записи задач со связью «всего (вместе)». | |
19 | Задачи на нахождение суммы двух слагаемых и неизвестного слагаемого; на нахождение остатка и неизвестного уменьшаемого или вычитаемого. | |
20-21 | Математический рассказ со связью: «больше на (меньше на)». Составление и решение прямой и обратных задач. | |
22 | Табличный способ записи задач со связью «больше на (меньше на)». | |
23 | Простые задачи на сложение и вычитание. Сравнение длин отрезков. | |
24 | Простые задачи на сложение и вычитание. Задачи на упорядочение нескольких объектов. | |
25 | Составление буквенного выражения при решении простых задач на сложение и вычитание. | |
26 | Простые задачи с трансформированными текстами. Задачи на нахождение суммы трёх слагаемых и неизвестного слагаемого. | |
27-28 | Простые задачи с трансформированными текстами. Задачи на переправы. | |
29 | Составление буквенного выражения при решении простых задач на сложение и вычитание. | |
30-33 | Решение нестандартных задач. | |
34 | Турнир юных математиков. |
Примерное тематическое планирование
факультативных занятий для учащихся 2 класса
«Решение текстовых задач»
№ | Тема | Примечание |
1 | Простые задачи со связью «было – изменение – стало» или «всего (вместе)». | |
2 | Простые задачи со связью «больше на » или «меньше на». | |
3 | Простые задачи с трансформированными текстами. Простые задачи на переливание. | |
4 | Составные задачи с двумя связями «больше на (меньше на)» и двумя вопросами. | |
5 | Составные задачи с двумя связями вида «всего (вместе)» или «столько же» и двумя вопросами. | |
6 | Задачи на нахождение длины ломаной. Комбинаторные задачи. | |
7 | Составные задачи со связью «было - изменение - стало», выделением в условии двух ситуаций и двумя вопросами. | |
8 | Составные задачи с двумя связями вида «всего (вместе)» и «больше на (меньше на)» и двумя вопросами. | |
9-10 | Составные задачи с двумя (тремя) связями вида «всего (вместе)», «больше на (меньше на)», «столько же» и двумя (тремя) вопросами. | |
11 | Решение логических задач с помощью таблицы. | |
12 | Составные задачи с сюжетом «было - изменение - стало», связью «всего (вместе)» или «больше на (меньше на)» и одним вопросом. | |
13 | Составные задачи с сюжетом «было - изменение - стало» и выделением третьей ситуации при решении. | |
14 | Составные задачи с сюжетом «было - изменение - стало» и двумя «изменениями». | |
15 | Решение логических задач с помощью таблицы. | |
16 | Решение комбинаторных задач. | |
17 | Понятие о делении «целого» на равные части. | |
18 | Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на сложении и вычитании. | |
19 | Понятие о делении числа на равные части. | |
20 | Простые задачи на взвешивание. | |
21 | Задачи на нахождение периметра прямоугольника, квадрата. | |
22 | Нахождение сумм одинаковых слагаемых разными способами. | |
23 | Решение нестандартных задач. | |
24 | Математический рассказ с сюжетом «деление на равные части (поровну)». Составление и решение прямой и обратных задач. | |
25 | Составление и решение прямой и обратных задач из рассказа с сюжетом «деление на равные части (поровну)». | |
26 | Комбинаторные задачи. | |
27 | Простые задачи на умножение, деление на равные части и деление по содержанию. | |
28 | Простые задачи на умножение, деление на равные части и деление по содержанию. | |
29 | Представление о периметре прямоугольника, квадрата. | |
30 | Решение простых и составных задач составлением буквенного выражения. | |
31 | Решение нестандартных задач. | |
32-33 | Турнир юных математиков. |
Примерное тематическое планирование
факультативных занятий для учащихся 3 класса
«Решение текстовых задач»
№ | Тема | Примечание |
1 | Простые и составные задачи с одной величиной. | |
2 | Простые задачи на процессы. | |
3 | Составные задачи на процессы с двумя ситуациями и связью «всего (вместе)» или «больше (меньше) на». | |
4 | Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника, квадрата. | |
5 | Простые задачи с отношением кратного сравнения. | |
6 | Простые и составные задачи на покупку товара. | |
7 | Решение простых задач составлением уравнения. | |
8 | Составные задачи с одной величиной. | |
9 | Задачи на нахождение периметра треугольника. | |
10-11 | Введение в дроби. | |
12 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | |
13 | Задачи на процессы. | |
14 | Простые задачи с дробями (к условию ставится три вопроса). | |
15 | Решение уравнений с двумя действиями в левой части. | |
16 | Решение задач с помощью уравнения. | |
17 | Простые задачи с дробями (к условию ставится один вопрос). | |
18 | Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связью «всего (вместе)». | |
19 | Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно. Составные задачи с сюжетом «было – изменение – стало». | |
20 | Задачи, в условии которых комбинируются разные сюжетные линии. | |
21 | Задачи на нахождение чисел по сумме и разности, по сумме или разности и кратному отношению. | |
22 | Задачи, обратные задаче на нахождение площади (периметра) прямоугольника (квадрата). | |
23 | Простые задачи на движение. | |
24 | Составные задачи с одной величиной повышенной сложности. | |
25 | Составные задачи с геометрическим содержанием. | |
26 | Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «столько же». | |
27 | Комбинаторные задачи. | |
28-29 | Решение нестандартных задач. | |
29 | Решение составных задач повышенной сложности. | |
31 | Решение составных задач повышенной сложности. | |
32 | Решение нестандартных задач. | |
33-35 | Турнир юных математиков. |
Примерное тематическое планирование
факультативных занятий для учащихся 4 класса
«Решение текстовых задач»
№ | Тема | Примечание |
1 | Простые и составные задачи с одной величиной на сложение, вычитание, умножение и деление. | |
2 | Простые и составные задачи на процессы. | |
3 | Простые задачи с дробями (к условию ставится три вопроса). | |
4 | Задачи на нахождение чисел по сумме и разности, по сумме или разности и кратному отношению. | |
5 | Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «больше на (меньше на)», «столько же». | |
6 | Составные задачи на движение. | |
7 | Задачи на взвешивание. | |
8 | Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях. | |
9 | Решение логических задач. | |
10 | Задачи на движение в одном направлении. | |
11-12 | Задачи с дробными отношениями. | |
13 | Составные задачи с геометрическим содержанием. | |
14 | Решение задач составлением уравнения. | |
15 | Составные задачи повышенной сложности с сюжетом «было – изменение – стало». | |
16 | Решение логических задач | |
17-19 | Задачи с дробными отношениями. | |
20-21 | Задачи, в условии которых комбинируются разные сюжетные линии. | |
22 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | |
23 | Задачи с дробными отношениями повышенной сложности. | |
24 | Задачи на планирование действий. | |
25-26 | Задачи с геометрическим содержанием повышенной сложности. | |
27 | Решение нестандартных задач. | |
28 | Задачи на движение повышенной сложности. | |
29 | Решение нестандартных задач. | |
30 | Задачи на встречное движение, на движение в противоположных направлениях, на движение в одном направлении повышенной сложности. | |
31 | Задачи на совместную работу. | |
32 | Решение нестандартных задач. | |
33-35 | Турнир юных математиков. |
Список литературы.
О.В. Узорова, Е.Н. Нефёдова «2500 задач по математике»/ АСТ/ Астрель /Москва
О.В. Узорова, Е.Н. Нефёдова «2200 задач по математике» »/ АСТ/ Астрель /Москва 2002г
Т.Н. Максимова «Интеллектуальный марафон» Москва / ВАКО
О.Н. Пупышева «Задания школьных олимпиад» Москва / ВАКО
Н.Г. Уткина, Н.В.Улитина, Т.В. Юдачева «Дидактический материал» 1-4 классы./ АРКТИ/ 2011г.
О.И. Белякова « занятия математического кружка 3-4 классы» /Волгоград/ Учитель 2008г.
М.Б. Баяк « Организация и содержание внеклассных занятий по математике» /М; Просвещение 1976 г.
Я.И. Перельман «Занимательная математика»М; 1994 г.
В.П. Волина «Весёлая математика» М; 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по математике
Рабочая программа факультатива по математике для 3 класса...
Программа факультатива по математике.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач твор- ческого и поискового характера будут проходить более успешно, есл...
Программа факультатива по математике для 2-4 классов
Программа факультатива по математике для 2-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива «Занимательная математика» 1 класс УМК "Школа 21 века"
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»для внеурочной деятельности младших школьниковПояснительная запискаАктуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к...
Рабочая программа факультатива "Занимательная математика"
Программа факультативного курса предназначена для развития математических способностей учащихся для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школ...
Программа факультатива "Занимательная математика"
Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, док...
Программа факультатива «Занимательная математика»
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы МБОУ СОШ №1 начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО и авторской программы курса Кочуровой Е.Э. кандидата педаг...