план -конспект урока развития речи
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Светлана Николаевна Лукьянова

План- конспект к уроку развития речи по темк "Дикие животные нашего края .Медведь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ « Тарская адаптивная школа – интернат»

КОНСПЕКТ  УРОКА  РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ  НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

в 3 б классе

по теме « Дикие животные нашего края. Медведь.»

Составила и провела:

учитель начальных классов

Лукьянова Светлана

Николаевна

Тара  - 2017 год

Цель урока:

Расширить представления детейо диких животных нашего края –омедведе.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • совершенствование знаний учащихся о диком животном нашего края – медведе.
  1. Развивающие:
  • коррекция мышления, внимания, памяти на основе упражнений,
  • развитие речи учащихся (уточнение, обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи, лексико - грамматического строя речи, связной речи).
  1. Воспитательные:
  • Воспитание мотивации к учению,

бережного отношения к природе родного края.

Оборудованиедля  учителя:

  • презентация «Дикие животные нашего края: медведь»,
  • карточки -схемы описания животного,
  • карточки со словами «Бурый медведь», «медведь – шатун»,
  • «всеядный», «хищный и травоядный»
  • видеоролик про медведя
  • запись рычания медведя
  • фотографии жилищ белки, волка, лисы и ежа

для учеников:

  • карточки для выполнения домашнего задания
  • пазлы «медведь»
  • раскраски
  • карточки –мнемотехника
  • листы самооценки
  • маски медведя, лисы и дятла

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

1. Психологический настрой на урок.

  • Все у парты ровно встали.

          Улыбнулись, подравнялись.

          Тихо сели за свой стол…

          Начинаем разговор.

- Какой у нас урок?

 Напоминаю, что на этом уроке мы учимся красиво и правильно говорить. Отвечайте на вопросы чётко, полным ответом, только по поднятой руке.

ΙΙ. Повторение изученного материала- проверка дом.зад.

На прошлом уроке мы путешествовали с вами по лесу. Все животные спрятались от нас в свои жилища. Но мы научились различать жилища разных животных. Давайте вспомним, как они называются с помощью стихотворения. Перед нами -   лес, в лесу мы часто слышим эхо, поэтому и начнём урок с игры «эхо».  – Приложение 1. –слайд 1

 Один ученик читаетчистоговорку – все хором повторяют,чётко выговаривая каждое слово.

Ра-ра-ра, улисы  в лесу нора.

.- Как правильно сказать, чья нора? (лисья)

Во-во-во, волк забрался в логово.                                            

 Как правильно сказать, чьё это логово? (волчье)

Ле-ле-ле, белочка живёт в дупле.

- Как правильно сказать, чьё это дупло? (беличье)

До-до-до, ежик спрятался в гнездо.

- Как правильно сказать, чьё это гнездо? (ежовое)На доску вывешиваются фотографии жилищ  этих животных) - Приложение 2

- Как мы называем всех этих животных? (дикие)

- Почему они называются дикими? (живут в  природе, заботятся о себе)

 – О каком животном подробно разговаривали на прошлом уроке? (о еже)

Расскажите, что вы узнали о еже с помощью  мнемотехники.  – Приложение 2.

ΙΙΙ. Объявление темы, целей урока.

  -Сегодня мы продолжим рассказ о диких животных. А вот о ком пойдет речь вы мне скажите, отгадав загадку и сформулировав тему урока.

             Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал.

             А проспавшись, стал реветь .

             Этот зверь  лесной …..

2) Сообщение темы.

Тема нашего урока – Дикие животные нашего края.  Медведь.(слайд 2)

-А с чем вы должны познакомиться и чему научиться, скажите сами, глядя на схему рассказа.

-Да правильно нам нужно запомнить какие у него лапы, тело, морда, шерсть, чем питается,  где живет, как зовут его детенышей.

- Работайте активно. И в конце урока сами оцените свою работу по листам самооценки.

3) запись в тетрадь даты и темы урока.

-Откройте тетради и запишите дату и тему урока.  (Слайд 3)

-В слове медведь какой согласный слышим на конце слова?

-А пишем? Почему?

 А кто помнит почему его так назвали ? Медведь – ведающий( знающий, где мед).

ΙV. Изучение новой темы.

Итак, начинаем работать по схеме.( на доске и у каждого на парте)

- Что первое должны изучить?

Цвет,размер

 Рассказ учителя -  включается видеоролик про медведя.

-Послушайте рассказ о медведе и запомните , почему его называют бурым и косолапым, какой он по размеру.

 Медведь – хозяин леса. Это очень крупное, сильное животное. В высоту он может достигать 2-3 метров.

Громадный, одетый в теплую  шубу, неповоротливый на вид, он ходит так тихо, что ни один сучок  не хрустнет под ногами. Лапы  медведь ставит пальцами внутрь, а пятками наружу, оттого и прозвали его косолапым. Хоть и кажется неуклюжим, но он быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям. Хорошо плавает.

-Какого цвета мех у медведя, живущего в наших лесах?

 - Правильно, но на самом деле он бурый т.е. коричневый в смеси с красным цветом. Теперь понимаете, почему мы говорим о буром медведе? Это значит, что мы говорим   о коричневом медведе

-  От чего его прозвали косолапым?

- Какой он по размеру?

- Так какой медведь живет в наших лесах?

В наших лесах живет бурый медведь. Запись на доске и в тетрадь.

- А еще какого цвета бывают медведи? А можно их встретить у нас в лесах ?Где они живут?

-Что следующее должны рассмотреть по схеме?

Части тела   - ученик рассказывает

Рассмотрите картинку (на доске) и расскажите о частях тела медведя.

У него есть голова, туловище, лапы, маленький хвост, уши, глаза, нос, пасть с острыми зубами. Туловище покрыто густой шерстью.

Голова у медведя большая, шея мохнатая, короткая, глазки маленькие, видит он плохо, зато нюх и слух у него прекрасные.

-Повторите что запомнили о частях тела медведя.( слайд 4)

- Что изучаем следующее?

Какие звуки издает

Ревет, рычит.( включается запись медведя)

- А какую песню о медведе мы учили на уроке музыки? Давайте ее споем с движениями.

Динамическая пауза  - СЛАЙД  5

Продолжаем работать по схеме.

 -О чем сейчас будем говорить?

Чем питается.

- Об этом нам прочитает ученик. СЛАЙД 6

Хорошо живется медведю летом. Он собирает грибы,  а в малиннике лакомится спелой малиной, ловит молодых птенцов, мелких зверюшек . Он поедает все:от маленьких мышей до лосей. Но самое любимое лакомство – сладкий пчелиный мед. Найдет он в дупле старого дерева пчелиное гнездо. Запустит в него лапу и съест весь мед. И не боится укусов пчел. Его спасает толстая шуба. Медведь еще и заядлый рыболов. Часами может сидеть  на берегу реки и с поднятой лапой поджидать, когда подплывет  к берегу рыба. Как заметит  мишка рыбину, лапой ловко и метко бьет ее, вытаскивает из воды и пирует.

-Чем питается медведь? Он всеядный - хищник и травоядный. (Кого мы называем хищниками, травоядными?) СЛАЙД 7

 -С чем дальше должны познакомиться?

Где живет

- Как называется жилище медведя?

-Как правильно сказать – чья берлога? Медвежья.

 -Во все временагода он живет в берлоге?  СЛАЙД 8,9

Правильно, летом и осенью медведь много ест и жиреет. Уже осенью он готовит себе берлогу. Чаще всего медведь устраивает  берлогу около корней упавших деревьев. Он натаскивает сюда мох, еловые ветки, чтобы было мягче лежать. Поздней осенью залегает в спячку. Зимой берлогу засыпает снегом – внутри ему тепло и уютно. Медведь зимой спит и ничего не ест- он живет за счет накопленного летом и осенью жира. Обычно говорят, что медведь зимой сосет лапу и так получает питание. Но это не так. Зимой со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая, тонкая и нежная мерзнет, облизывая лапы, медведь согревает, кожу горячим языком. Вот и кажется , что он сосет лапу.

Бывают случаи, когда медведь, по каким то причинам, плохо питался летом и мало накопил жира. Тогда медведь зимой не спит, а бродит по лесу в поисках пищи. Такого медведя называют шатун, он очень злой и опасный.  СЛАЙД 10

-Почему он сосет лапу?

Медведь -шатун-запись в тетрадь

От какого слова произошло слово шатун? ( шататься)

Как зовут детенышей медведя? медвежата –медвежонок – запись в тетрадь

У медведицы поздней зимой в берлоге появляются  медвежата – маленькие теплые комочки. Весной она выйдет из берлоги и выведет чуть подросших малышей, будет их всему учить. СЛАЙД 11

В каких мультфильмах , сказках встречается медведь?

 Мишка – герой  многих русских народных сказок, песен, стихов и прибауток.

 -Какие сказки о медведе вы знаете?

-Сказочный медведь- зверь могучий, но добрый и незлобный, а порой доверчивый и простодушный.

-Как защищается от врагов? Почему его называют хозяином леса? СЛАЙД 10

V.Самостоятельная работа - закрепление

2 гр.- работа в парах

На карточках записан текст, необходимо вставить подходящие по смыслу  слова.  Давайте прочитаем слова ПОМОЩНИКИ. (Чтение слов ДИКОЕ, КРУПНОЕ, СИЛЬНОЕ, ХИЩНОЕ, в берлоге, МЕДВЕЖАТАМИ ,ХИЩНОЕ, ВСЕЯДНОЕ, МЁД и ВЕДАЕТ) –слова на доске

Медведь-это  ДИКОЕ, ХИЩНОЕ, очень КРУПНОЕ и сильное животное. Зимой медведь спит В БЕРЛОГЕ.  В это время у него рождаются детёныши. Они называются  МЕДВЕЖАТАМИ. Медведь питается другими животными, ловит рыбу. Значит, это  ХИЩНОЕ животное. Любит он и растительную пищу: травы, корешки, ягоды. Поэтому мы можем сказать, что это ВСЕЯДНОЕ животное. Это животное очень громко рычит.

Он получил своё название потому, что очень любит лакомиться мёдом, поэтому получил своё название из двух слов МЁД и ВЕДАЕТ.

 3гр.-  Работа в учебниках. Тарасевич Н., Мальгавко К., Алексеенок Д.

Стр .105 з .1

 Подобрать слова – действия к медведю.

Собрать пазлы медведя.

Проверка самостоятельной работы.–

- Прочитайте получившийся рассказ.

-Если вам интересно узнать о медведях подробнее , можете взять в нашей библиотеке энциклопедии  и поделиться с нами новыми интересными фактами.

VI . Итог урока .

  Рефлексия

- Вы много знаете о медведе, а что нового и интересного вы сегодня узнали?

Подумайте и составьте по предложению или словосочетанию о медведе.  

Картинка медведя на доске – укрыть его снежинками, при этом называя предложение  или словосочетание.

- Где пригодятся вам эти знания?( на уроке живого мира , природоведения и др.)

VII. Дом задание

2 гр.- составить рассказ о медведе по схеме,

выучить загадку и раскрасить картинку медведей.

3гр.- Прочитать о медведе – по карточке и раскрасить картинку.

VIII.Самооценка и оценка учителя-

- Оцените свою работу  по листам самооценки.

- Оценки  учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока развития речи. Комнатные растения.

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2  VIII вида» г Улан-УдэРазработала Решетникова Ирина Михайловна      Цель урока:1.Р...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

План конспект урока развития речи "Зимние забавы"

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе для слабослышащих детей и детей с задержкой речевого развития...

План-конспект урока развития речи во 2-м классе «Подготовка к изложению по тексту А. Мусатова «Мурзик».

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом и рисунками, создать условия для развития речиЗадачи: предметные – содействовать формирован...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» план конспект по развитию речи

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»...

План-конспект урока развития речи по картине И.Э Грабаря "Февральская лазурь".

План-конспект по русскому языку. Урок развития речи 4 класс. Тема: И.Э. Грабарь "Февральская лазурь". Составление сочинения по картине. Умение читать картину, определять её тему, настроение....