Урок окружающего мира по теме "Моя семья" 1 класс
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Адоевцева Нина Александровна

Конспект урока окружающего мира по  теме " Моя семья", 1 класс, УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_semya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

     Урок окружающего мира по теме «Моя семья»

                            Проведен в 1А классе МБОУ «СОШ №14»

                                           учитель Адоевцева Н.А.

                                                     октябрь 2012 год.

Цель урока:

сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.

Задачи:

Образовательные:

  1. уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
  2. помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;
  2. совершенствовать мыслительные операции: классификацию, обобщение во время работы со схемой;

Воспитательные:

  1. содействовать формированию положительного восприятия ребёнком своей семьи и его места в ней;
  2. формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким.

Оборудование:

  1. карточки для работы;
  2. презентационное сопровождение урока;
  3. компьютер, проектор;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопределение к деятельности


Определение темы урока

Прикрепляем табличку "СЕМЬЯ"

Подготовка к уроку: учебник, тетрадь, карандаш

(слайд № 2)

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь "Я"!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!

- Что означают эти удивительные семь Я?

- О чём мы будем говорить на уроке? (клик)

- Верно. Мы будем говорит о семье, о вашей семье.

- Тема нашего урока: "Ты и твоя семья" (клик)

- Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа;

- Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми,

- Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

- Помогать нам как всегда будут наши старые знакомые

- Вы их узнали? Кто они?. (слайд № 3)

- А это их семья. (клик)

- Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым.

- А теперь улыбнитесь

Семья

-будем говорить о семье

Это Лена и Миша

Пожимают руки друг другу.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности


Физминутка

(пальчиковая гимнастика)

Прикрепляем табличку "мама, папа, дети, бабушки и дедушки"


Прикрепляем табличку "Близкие родственники"

- Что для вас означает слово СЕМЬЯ?

- Сейчас вы перечислили членов семьи.

- Я хочу предложить вам проверить, насколько вы внимательны

- Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.

(слайд 4)

Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я,
Мы называемся вместе - семья.

- Каких членов семьи перечислили в четверостишии?

(4 клика)

- О ком не упомянули в этом стихотворении?

- Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи?

- Чем различаются семьи?

- Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите.

- Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи

(стоя)

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - Я.
Вот и вся моя семья.

Итог:

- Так, кто же является членами семьи?

- Итак, семья - это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

2 Родственные связи

- А все ли из вас знают, кто кому кем в семье доводится?

- Я предлагаю вам поиграть в игру "Кто кому кто?" и на примере семьи Лены определить родственные связи

(слайд 5)

Итог:

- Молодцы! Справились, знаете, кто кому кем доводится.

Итак, члены семьи - это не только близкие люди, а родственники.

Итог:

Давайте уточним значение слова "семья"? И у нас появляется следующая табличка.

Варианты ответов

Хором произносят СЕМЬЯ!

О дедушке, братьях, сестрах, племянниках и др.

Нет

составом

называют

Это самые близкие люди: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки

Дети читают, называют имена, подписывают портреты

Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки.

Первичное закрепление


Просмотр фрагмента

Работа у доски

. Прикрепляют таблички "нежность, забота, любовь, ласка"

- Семьи есть не только у людей, но и у животных.

(слайды 6 -7)

- Кто изображён на этих фотографиях?

- Можно ли назвать их семьёй?

- Кто изображён на этих фотографиях.(слайды 8-9)

- Что связывает членов семьи?

- Есть что-то общее, что их объединяет.

- Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент из жизни животных (пингвинов), после чего ответим на вопрос:

- Что ещё объединяет семьи и людей, и семьи животных?

Итог:

Что же может объединять членов семьи?

- Выберите соответствующие таблички.

- Молодцы, действительно, матери заботятся о своих малышах, опекают их. И дети в свою очередь

послушны родителям.

- Как вы можете выразить свою любовь к родителям?

Итог: -Давайте уточним, что мы уже знаем о семье?

- Значит, основой семьи является забота друг о друге, нежность, любовь и ласка.

Животные

Да, потому что изображены мамы и малыши.

Нежность, любовь, ласка.

Дети просматривают фрагмент фильма о пингвинах, потом делают вывод:

Забота о детях, ласка, любовь.

забота друг о друге,

(злость, нежность, ненависть, любовь, ласка)

забота.

Варианты ответов.

Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка.

Физминутка

- А ещё от своих родителей ребенок наследует внешние черты, особенности поведения, склонности и способности.

- А сейчас поиграем в игру, которая называется

"Уголки".

Встаньте: - в правый угол --- - кто похож на маму?

- в левый угол ---- кто похож на папу?

- ко мне ---- кто похож сам на себя?

в правый угол --- у кого есть сестрёнки?

в левый угол --- у кого есть братишки?

к двери ------ у кого есть и братишки и сестрёнки

к окну ---- у кого пока никого нет?

Все ко мне ----- кто любит свою семью, дорожит ею!



Прикрепляют табличку "помогают друг другу"

Резерв

(прослушивание рассказа о семье)

- Да, вы счастливые дети.

- Итак, членов семьи объединяет забота друг о друге, любовь, нежность и ещё, чем-то очень и очень важное:

- Понять это мы сможем, если проанализируем один день семьи Лены и Миши.(слайд 10)

- Внимательно рассмотрите картинки в учебнике на с. 66

- Это один из выходных дней.

- Чем заняты взрослые и дети?

- Кто готовит завтрак?

- Чем занимаются остальные члены семьи?

- Как проходил семейный вечер?

- После чего решили зайти в гости к бабушке и дедушке и предложить им коллективный поход в кино.

- Но, чтобы успеть в кино, необходимо помочь им справиться с домашней работой.

- Помогите распределить домашнюю работу между членами семьи так, чтобы они всё сделали и успели попасть в кино.

(слайд 11)

- Как вы думаете, почему им удалось, быстро справится с этой работой?

- Можно эту семью назвать счастливой? Почему?

- Авторы учебника, имеющие богатый жизненный опыт вывели правило счастливой семьи и записали её в вашем учебнике в красной рамке. Что же у них получилось?

- Кто нам поможет прочитать?

- Что же у нас получилось? Мы с вами сформулировали то же правило, что и авторы учебника.

- Значит, рассуждали мы с вами верно.

- Итак, как должна быть устроена жизнь в счастливой семье?

- И у нас с вами появляется последняя табличка "помогают друг другу"

Итог: -

Что бы вы ещё добавили в это правило?

- А, сейчас я хочу предложить вам проверить себя, насколько хорошо вы поняли, что такое семья и как устроена жизнь в счастливой семье. Проверим?

- Можно назвать эту семью счастливой? Почему?

интересами и делами

- Выполняют домашнюю работу

- Мама

- Лена помогает маме, а Миша помогает папе.

- все вместе отправились гулять в парк

Распределяют домашнюю работу

- Потому что они помогали друг другу.

Да, потому что все члены семьи помогают друг другу.

Дети читают,

Все должны друг другу помогать

Забота, любовь, нежность, ласка.

Дети слушают запись девочки о своей семье.

Мама, папа, бабушка, девочка + кот Бобка

Варианты ответов

Итог работы.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека - о семье.

- Давайте, опираясь на нашу схему, вспомним:

- что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи?

- что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье?

- Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями.

- И заслужили награду.

- Нащупайте её под крышкой парты.

- Вам присваивается звание "Знаток семьи".

-

Мне было очень приятно работать с вами вместеи, конечно хотелось бы узнать и ваше отношение.

Выходя из класса, прикрепите яркийстикер под тем изображением, которое соответствует вашему настроению

- было легко и интересно работать,

- испытывал затруднения,

- было очень сложно

- это члены семьи(мама, папа, дети, дедушка, бабушка), связанные родственными отношениями.

- забота, нежность. Ответственность, взаимопомощь.

(варианты ответов)

Рефлексия с помощью цветных стикеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...