Тема: «Животный и растительный мир (закрепление). Природа родного края».
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Василенко Людмила Алексеевна

Цель:создать условия для закрепления знаний о животном и растительном мире;развивать умения составлять , классифицировать, сравнивать.На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "Флора", "Фауна", "Экология", большое внимание уделяется работе по изучению родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozh.no3_.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Природоведение : Василенко Л.А.,учитель начальных классов

Тема: «Животный и растительный мир (закрепление). Природа родного края».

Цель: создать условия для закрепления знаний о животном и растительном мире; развивать умение сопоставлять, классифицировать, сравнивать; воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока .

На доске: три страницы с названиями: «Флора», «Фауна», «Экологическая».

1-я «Флора» - картинки с изображением растений и ромашка с заданиями.

 2-я «Фауна» - картинки с изображением животных и растений, занесенные в «Красную книгу».

1.Организационный момент.

Сегодня на уроке мы подводим итог наших знаний, полученных в I четверти. Мы с вами совершим воображаемое путешествие по страницам удивительной книги о природе. Сегодня мы закрепим полученные знания и узнаем, что - то новое.

2.Закрепление пройденного.

а) 1-я страничка называется «Флора». Что обозначает это слово? (Флора -это мир растений). На этой страничке предлагаются следующие задания:

(Учитель читает загадки, дети отгадывают)

*Стоит красавица на полянке: в белом сарафане, в зеленом полушалке (Береза)

*Не очень,  но жжется (Крапива)

*Две сестры летом зелены, а к осени одна краснеет, другая чернеет (Красная и черная смородина)

*Во лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички, зеленый стебелек. (Ромашка)

*Могучий ствол, крепкие ветви, дает приют птицам, пищу диким кабанам (Дуб)

*Цветет  в мае, сиреневым, белым цветом, душистый запах далеко разносится вокруг (Сирень)

(на столе у некоторых детей лежат картинки с изображением отгадок. Эти дети выходят к доске)

Учитель: Рассмотрите картинки и распределите растения на 3 группы. Почему вы так их распределили? (Деревья, кустарники, травы). Приведите свои примеры.

Сообщение учителя о дубе в п. Дубовое. Дубу 250-300 лет. Охраняется как исторический памятник. По легенде дуб посадил Б. Хмельницкий в честь воссоединения Украины с Россией. В 1979 г. гостями из Украины заложена возле дуба  дубовая роща.

1)Настало время проверки домашнего задания. (Д/з: описать растение не называя его. Остальные учащиеся должны отгадать о каком растении идет речь.)

2)Викторина с заданиями на ромашке. Справившись с заданиями мы узнаем оценку нашей работы на этой страничке.

(На листиках ромашки написано слово - молодцы. Буквы закрыты кружочками с заданиями. Отгадав загадки и справившись с заданием, открываем букв. Буквы могут быть не по порядку).

Задания:

*Какие ядовитые грибы растут в наших лесах?

*Ты натер в пути ногу. Как облегчить боль?

 *Какая ягода заменяет лимон?

*Какая охота разрешена в лесу в любое время года?

 *Какой цветок зацветает весной первым?

* Какие съедобные грибы вы собирали в наших лесах

*Для чего сажают иву по берегам рек?

(Мухомор, поганки. Приложить подорожник. Клюква. Фотоохота.

Мать-и-мачеха. Опята, маслята, сыроежки, лисички. Для укрепления берега.) -   Открывает буквы и составляет слово - «Молодцы»

б) Следующая зеленая страничка называется «Фауна». Что означает это слово? (Фауна - это мир животных)

Задания: l).Кроссвод

1.Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно желуди искал
Я пугать его не стал
Не спугнул и мой Полкан
Очень грозен был ... (кабан)

2.Серовато, зубовато, -
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет, (волк)

  1. Горбоносый, длинноногий,
    Великан ветвисторогий
  2. Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге

Жаль увидеть довелось

Знайте же, что это ... (лось)

5.Гнезда не вьет, птенцов не высиживает. Песню поет только самец

(кукушка)

6.Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет (белка)

7.     Птица вожатая, носатая,

Целый день стоит как статуя.

(цапля)

Какое слово получилось по вертикали? (Косуля) (Сообщение о косуле)

Как бы мы разделили этих животных? (звери и птицы) (дикие и домашние)

Что можно сказать о птицах? Пример. (Перелетные, оседлые, зимующие)

Что происходит с животными осенью и весной? (линька)

Для чего нужны человеку домашние животные? (мясо, молоко, шерсть)

В Белгородской области хорошо развито животноводство. Животноводство дает нам мясо, молоко, шерсть. Одна из самых развитых отраслей животноводства - молочное производство. В области созданы целые фабрики по производству мяса и молока. Крупнейшее хозяйство колхоз им. Фрунзе в с. Бессоновка. Им руководит дважды Герой соц. труда В.Я. Горин.

Физкультминутка «Живое - неживое». Живое - руки вверх, неживое -вращение плечами. (Растения, солнце, живое, небо, человек, камень, дождь, солнце)

в) Следующая страничка «Экологическая»

Чтение стихотворения Я. Акима «Есть одна планета сад» (ученики)

*О какой планете идет речь?

  1. Чем она отличается от других планет?
  2. Обратите внимание на последние строки, в них звучит тревога и предостережение. От чего же?
  3. Кто знает, что изучает и чему учит наука - экология. (Она учит охранять и защищать природу)

Дело охраны природы касается каждого живущего на Земле человека, а значит и нас с вами. Бережно надо относится ко всему живому на земле, но особо помнить об исчезающих видах. Редкие виды животных и растений, которые нуждаются в особой защите человека, занесены в Красную книгу. Красный цвет - цвет тревоги и опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарском городе Морже. Но оказалось, что в Международную Красную книгу нельзя вписывать всех растений и животных так как их очень много и в разных странах стали создавать свои Красные книги. В России Красная книга учреждена в 1978 году. Для защиты природы создаются заповедники, заповедные участки, заказники. Есть такие места и территории Белгородской области. Все заповедные участки объединены в один ГПЗ «Белогорье». Сюда входит «Лес на Ворскле», «Ямская степь», «Лысые горы», «Стенки Изгорья», урочище «Низкое» и скоро присоединится «Айдарский участок». Б ГПЗ «Белогорье» представлены все виды ландшафта - степь, дубрава, лесостепь, холмистая местность.

Подробнее остановимся на заповедном участке «Лес на Ворскле». Что мы о нем уже знаем? Кто там обитает? Какие растут растения? Был издан указ согласно  которому  рубка леса запрещена «навечно», а территория охраняется государством. Здесь побывали ученые из Индии, Китая, Англии, Германии. Англичане, до этого объехавшие пол света заявили, что такой дубравы нет нигде в Европе, ее возраст достигает 400 лет. 25 м  дубы в три обхвата. (Животные: лось, косуля, кабан, лиса, выхухоль, водяная крыса, беркут, канюк, ястреб и др. Растения: дуб, клен, ясень, липа, травы и лекарственные растения)

В  1961  году академик Сукачев заложил дендропарк, где растут растения не  свойственные нашей местности  (Лиственница сибирская, амурский виноград, пробковое дерево, миндаль, тутовое дерево, уксусное).

«Ямская степь» - крупный массив луговой степи. Степь была названа Ямской, так как была подарена императрицей Екатериной II, ямщикам слобода  Ямская г. Старый Оскол «За то. Что они вывезли ее из трясины». В дарственной грамоте была оговорка - степь не распахивать, сохранить в первозданном виде. (Растения: пион, гиацинт, ирис, вероника серая, степная астра, валериана, адонис, купена, чабрец, боярышник. Животные: грызуны, птицы, жук - олень, дрофа и др.)

(Беседа по иллюстрациям)

Всего на территории Белгородской области охраняется около 300 природных объектов и территорий. Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

3. Самостоятельная работа

1-я группа (карточки)

  1. Какие бывают виды термометров? Напиши.
  2. Какие ты знаешь части растения? Напиши.
  3. Приведи примеры хвойных деревьев.
  4. Как называется основное осеннее изменение?

2-я группа (карточки)

1.        Подчеркни только съедобные грибы.

  1. Опенок
  2. Мухомор
  3. Подосиновик
  4. Бледная поганка  

          2.Подчеркни названия тех птиц, которые улетают в теплые края.

  1. Чиж
  2. Ласточка
  3. Воробей
  4. Грач

       3.        Какие из данных животных являются домашними? Подчеркни.

  1. Заяц
  2. Кролик
  3. Медведь
  4. Корова

3-я группа, (карточка). По силуэтам животных определить какое это животное. Подписать.

4.Сделать голубя по шаблонам и вручить гостям.

         4.Резерв.

а) Узнай по писанию. Глаза большие. Имеет острый слух. В темноте отыскивает птицу. Охотится ночью. Оперение устроено так, что при полете гасит звук. Голову вертит на 180°. (Сова)

б) Вес - 500 кг, высота - 2 м, длина - до 2,5 м. Имеет красивые, ветвистые рога. Ест побеги деревьев, корневища, траву. (Лось)

(Чтение рассказа Н. Сладкова «Незваные гости» с. 20).

5.Итог урока.

Днем и ночью слышны в лесу шорохи. Это шепчутся деревья, кусты и цветы. Переговариваются птицы и звери. Только надо суметь услышать. Не откроют они своих секретов равнодушному и безразличному. Зато любознательному и терпеливому расскажут о себе все. Зимой и летом, весной и осенью слышны шорохи, не умолкают разговоры. И днем, и ночью. (Н. Сладков «Лесные шорохи»)

Мне бы хотелось, чтобы вы были активными защитниками природы, были любознательны и терпеливы, никогда не оставались равнодушны и тогда планета при вашем внимательном участии засияет яркими красками.

6.Домашнее задание: составить и записать 5-6 предложений на тему: «Моя малая родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"

Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий ...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Игра по окружающему миру «Всё, что знаем – угадаем!» (1-2 класс) по теме: «Природа родного края в загадках»

внеклассное мероприятие по окружающему миру по теме "Природа родного края"...

Конспект урок-экскурсия окружающий мир на тему: "Природа родного края. Растительность леса" (УМК "Школа России" , 3 класс)

Цели: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанниковЗадачи: закрепить понятие «лес», «растительность»; сформировать представление о природе...

Урок по курсу «Брянский край» «Природа родного края» во 2 классе на тему:« Жизнь животных зимой »

Учитель: Олейник Н.П.                   Тема: Жизнь животных зимой. Тип урока:  отк...