конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Вода - растворитель"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
На уроке учащиеся проводят опыты. В ходе опытов открывают свойство воды - растворять вещества. К уроку прилагается авторская презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_-_rastvoritel.zip | 636.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
г. Новомосковска Тульской области
Урок окружающего мира.
Дата проведения: 8 февраля 2013 года.
Класс: 2 А
Учитель: Хлопянова Татьяна Витальевна,
учитель высшей категории.
Тема: «Вода - растворитель».
Цель: Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на
совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.
Задачи:
- Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что вода - растворитель; дать возможность научиться пользоваться школьным лабораторным оборудованием.
- Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде как ценному дару природы и источнику жизни.
Планируемые результаты
Предметные
Учащиеся научатся:
Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнения.
Личностные
У учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Учащиеся получат возможность для формирования: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.
Учащиеся смогут научиться: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащиеся смогут научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.
Оборудование:
- Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
- Колбы с водой, прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, соль, вишневый сок, строительный песок, глина, воронки, фильтры.
- Ноутбук, мультимедиа приставка, авторская презентация в PowerPoint 2007 (автор Хлопянова Т.В.).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Анализ (особенности урока и реализующие задачи) |
I.Организация класса. Введение в тему. | - Приглашаю вас занять определенные по жеребьевке места. - Подумайте, о чем идет речь в загадке: Я и тучка, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. - Какие признаки подсказали вам этот ответ? - А как признаки можно назвать научно? - О каких состояниях воды говорят нам эти свойства? | - Дети рассаживаются по группам.
- Это вода. Учащиеся называют признаки. (Если учащиеся затрудняются, подсказать). - Это свойства воды. - Жидкое, твердое, газообразное. | Жеребьевка по распределению мест в группах проведена заранее, т.к. дети этого возраста еще не могут самостоятельно выбрать лидера и распределить роли.
Введение в тему позволяет продолжить формирование умения формулировать и обосновывать свое мнение, связывает научные знания в систему. |
I II. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. | Предлагаю вам небольшой тест, который поможет вам проверить, что теперь мы знаем о воде. - Молодцы! А теперь я предлагаю вам послушать поучительную историю и подумать, как она связана с темой сегодняшнего урока. - Что же мы с вами сегодня попытаемся узнать о воде? - Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели? - Как мы можем пронаблюдать за данным свойством воды? - Что будет предметом исследования? - Подумайте, как мы будем проводить исследование? - Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование? - Зачем нам нужны эти правила? - По жребию руководителем лаборатории стал Галушко Дмитрий. Ему слово. | Учащиеся выполняют тест: см. Приложение 1 - Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее. - Мы будем говорить о воде как растворителе. - Исследовать новое свойство. - Провести опыты. - Вода. - Работать в группах. - Вспомним правила работы в группе. Дмитрий Галушко: - Наша задача - провести опыты и проверить свойство воды растворять разные вещества. Все готовы? | Слайд 2: оценка результата деятельности: удалось ли достигнуть правильного результата. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала. Активизировать мыслительные операции: - анализ и синтез; - сравнение и сопоставление. На доске (слайд 3) появляется тема исследования «Вода - растворитель». Цель работы – проверить свойство воды растворять разные вещества На доске (слайд 4) появляется инструктаж по работе в группе: см. Приложение 2 |
III. Физ.минутка | - Дима, вот только, прежде чем приступать к исследованиям, не пора ли нам отдохнуть немного? Ты не возражаешь, если физ.минутку проведу я? - Спасибо. К речке быстрой мы спустились Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Одной, другой – это кроль. Все, как один плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. | Дети сопровождают слова учителя действиями.
| Психологически важно, чтобы содержание физ.минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику учебной деятельности |
IV. Исследовательская деятельность учащихся. | - Но, прежде чем перейти к опытам, давайте проверим все ли в нашей лаборатории готово к работе? - А какие есть приспособления, инструменты? - А также у вас пакет инструкций по проведению опытов. - Возьмите бланк с инструкцией №1. - Прочтите порядок действий – ход работы - на первом этапе. Каждая группа читает инструкцию хода работы только для своего опыта. Все понятно? - Какие наблюдения вести и для чего? Результаты наблюдений записываем куда? - Затем сделайте выводы. Куда запишем выводы? - Итак, все готовы? Дмитрий может присоединиться к любой из групп. - А теперь каждая лаборатория продемонстрирует результаты своего опыта и озвучит выводы о возможностях воды как растворителя для разных веществ. Сделаем общий вывод. Нашли, где его записать? - Еще раз проконтролируем результаты наших действий на материале учебника с.18-19. Каким способом? - Что скажете? - Ребята, а как вы думаете, можно ли очистить воду от нерастворимых веществ? Что может в этом помочь? - Дима, готов ли ты провести следующий этап работы? Приступай, пожалуйста. - А теперь продолжим выполнение опытов. Найдите следующую инструкцию №2. Она похожа на инструкцию №1? Порядок ваших действий изменится? Лаборант 6 выполняет опыт, вы все вместе делаете выводы. - Теперь расскажите о результатах опыта. Сделаем общий вывод. - Снова проконтролируем результаты наших действий на материале учебника с.20. Ваши выводы? | - Дмитрий Галушко: Дети называют вещества: вода; поваренная соль; вишневый сок; - Пробирки, стаканы, пипетки, воронки, фильтры. (Если дети затрудняются в названиях, помочь) Дима Галушко: - Проводить опыты мы будем по инструкции. Опыт проводит в группе лаборант 1. Записывает результаты лаборант 2. Озвучивать результаты будут лаборанты 3 и 4. - Пронаблюдать растворяется вещество или нет? - В колонку «Наблюдения» - В колонку «Вывод». Озвучиваются выводы Дети оценивают правильность выводов при помощи сигналов. Далее дети заполняют общие выводы. - Вычитыванием из статьи учебника. - Наш вывод и вывод учебника совпали. Дети выдвигают свои предположения. Приходят к выводу о фильтре. - Я озвучиваю действия, лаборант 5 их выполняет, а вы наблюдаете и помогаете, не мешая его деятельности. Приступаем: Озвучиваются выводы Дети оценивают правильность выводов при помощи сигналов. Далее дети заполняют общие выводы. | На основе опытов получить новые знания о воде. Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий См. Приложение 3 На доске по мере выполнения работы появляются (слайд 5) выводы: Вещества могут быть растворимыми и не растворимыми в воде. Очистить воду от растворимых веществ с помощью фильтра не удается. С помощью фильтра такую воду см. Приложение 3 |
V. Домашнее задание. | - Дома подумайте, как можно использовать открытые нами сегодня свойства воды. Как вы думаете, что вам поможет? Найдите в учебнике эти задания. С.19 №1,2, с.20 учебника – выполнить задания. (Слайд 6) | - Учебник. Дети находят в учебнике вопросы и задания. | Выработка умения оперировать полученными знаниями. |
VI. Итог урока. Рефлексия. | -Итак, что мы исследовали? Что хотели узнать? Как вы считает, мы достигли поставленной цели? -Оцените результаты своей деятельности с помощью листа самооценки, выбрав только одно предложение. Это должно быть самым важным для вас на сегодняшнем уроке. | См. Приложение 4 | Вернуться к первому слайду. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"
В данной папке находится конспект урока и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....
Конспект урока окружающего мира с презентацией по экспериментальному учебнику Л.М. Цветовой, 3 класс, на тему " Клетка"
Экспериментальный учебник по окружающему миру, автор Лариса Михайловна Цветова, изд-во "Мнемозина" МоскваПредлагаю конспект урока по данному учебнику с презентацией на тему "Клетка", 3 класс...
Урок окружающего мира во 2 классе "Вода растворитель"
Урок-исследование во 2 классе по теме "Вода растворитель" (по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова "Окружающий мир", система Л. В. Занкова)...
Конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Наша страна - Россия"
Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века", 1 класс...
Конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса по теме "Моря, озёра, реки России"
Раздел "Природа России". Урок по теме "Моря, озёра, реки России". Помогает сформировать представление о морях, озёрах, реках России, знакомит с их местонахождением, формирует умени...
Конспект урока окружающего мира и презентация к нему на тему "Виды транспорта" во 2 классе
Данная разработака появилась в ходе подготовки открытого урока в рамках конкурса педагогическогго мастерства"Мы молодые"....
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...