Календарно — тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

 

Календарно — тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива» 2012-2013 уч.год  с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalenarno-tematicheskoe_planirovanie.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно — тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива»


Наиме-нование раздела програм-мы


Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид

контроля

Дата

Предметные умения

Метапредметные и личностные

план

факт

Вселенная, время, календарь(14ч.)

1

Вселенная, время, календарь



Вселен-ная, время, кален-дарь

Вселен-ная, время, кален-дарь

Мы — союз народов России

1

Изуче-ние нового


Россия на глобусе и карте. Первое представление  о российской Федерации. Народы РФ, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории  - этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов.

Называть, находить, показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса;

Метапредметные:

Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках.

Личностные: понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Фронталь-ная беседа

Работа в паре: ответить, почему название нашей страны часто пишут вот так: РФ

5.09

2

Мы — жители Вселенной

1

Комбинирован-ный

Вселенная. Небесные, или космические , тела. Звёзды и планеты. Наша планета – Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли.

Знать в общем виде строение Вселенной; называть планеты  и порядок их расположения в Солнечной системе; узнавать небесные тела по описанию.

Метапредметные: определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны; анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве; сравнивать размеры планет; осуществлять самопроверку.

Личностные: осознавать значимость зависимости жизни на Земле от её положения в Солнечной системе.

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

8.09

3

Вселен-ная, время, кален-дарь

Наш «косми-ческий корабль» — Земля Практическая работа №1 «Работа с компасом»

1

Комбинирован-ный

Стороны горизонта. Компас.

Усвоить понятия о горизонте и сторонах света; научиться обращаться с компасом, определять стороны горизонта.

Практическая работа в группе: изучать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.

Метапредметные: по своим представлениям рисовать Землю – наш космический корабль; анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; осуществлять самопроверку; работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта..

Личностные: осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Текущий

Практичес-кая работа

12.09

4

Вселен-ная, время, кален-дарь

Наш «космический корабль» — Земля

1

Изучение нового

Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны  на глобусе

Иметь представление о форме Земли, глобусе; знать устройство глобуса и условные обозначения на нём; находить на глобусе океаны и материки; определять их названия и число; находить на глобусе нашу страну; определять материк, на котором она расположена; изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички

Метапредметные: по своим представлениям рисовать Землю – наш космический корабль; анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; осуществлять самопроверку; работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта..

Личностные: осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Текущий. Индивидуа-льный опрос

Тест-5 мин

15.09

5

Вселен-ная, время, кален-дарь

Время Практическая работа №2 «Часы»

1

Изучение нового

Настоящее, прошедшее, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов

Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; рассказать о старинных и современных часах;

Метапредметные: объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; сравнивать достоинство и недостатки различных видов старинных часов.

Текущий. Практичес-кая работа


19.09

6

Вселен-ная, время, кален-дарь

Сутки и неделя

1

Комби-нирован-ный


Сутки и неделя как единица измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное мифоэпическое объяснение. Дни недели и их последовательность.

Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы  измерения времени — сутки и неделю; выбрать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи). Определять количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Метапредметные: Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы  измерения времени — сутки и неделю

Текущий. Индивиду-альный опрос

22.09.

7

Вселен-ная, время, кален-дарь

Месяц и год

1

Изучение нового

Месяц и год как единицы времени. Изменение облика луны, его научное и мифопоэтическое объяснения. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце.

Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца;

Метапредметные: установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества.

Личностные: осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой; за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времён года; развивать творческое воображение детей в процессе наблюдения за природой в течение года.

 Текущий. Индиви-дуальный опрос


Работа в паре:задания № 5 на с. 19 рабочей тетради.

26.09

8

Вселен-ная, время, кален-дарь

Времена года

1

Изучение нового

Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснение причин смены времён года. Явления природы. Сезонные явления.

С помощью схемы уметь объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунками – символами. 

Метапредметные: объяснять  причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации.

Личностные: понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Творческая работа «Инсценировать мини-спектакль о жизни природы в разные времена года».

29.09

.

9




Вселен-ная, время, кален-дарь

Погода

Практическая работа №3  «Термометр»




1

Изучение нового

Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр –прибор для измерения температуры.



Усвоить понятие о погоде; научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них.

Практическая  работа . Изучить устройство термометра, освоить  способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела,  зафиксировать результаты измерений в таблице. 

Метапредметные: сравнить различные виды термометров,  рисовать условные знаки погодных явлений. 

Личностные: понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами.

Самостоя-тельная работа: измерить температуру своего тела

.3.10



10

Вселен-ная, время, кален-дарь

Календарь — хранитель времени, страж памяти

1

Изучение нового

Календарь как явление  культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создание календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели.

Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких. Сравнивать календари разных типов. Обсуждать  правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

-осознавать необходимость уважать чужие традиции

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Текущий .Работа в паре

6.10

11

Вселен-ная, время, кален-дарь

Праздники для всех

Проверочная работа1 по теме «Вселенная, время, календарь»

1

Урок проверки ,оценки и контроля знаний

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками и соседями по планете. Народные обычаи ближайшего по времени к уроку праздника одного из календарей (по выбору) народов своего края. Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. Традиционные российские праздники.

Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;

Метапредметные: описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе); иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией); определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками.

Личностные: понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания

Контроль (15 мин –тест)

.10.10

12

Вселен-ная, время, кален-дарь

Народный календарь

1

Комби-нирован-ный

Народный календарь – сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность  даты начала года в разных календарях.

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края; предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

Метапредметные: соотносить народные приметы  с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; соотносить  народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой;  отражать в календаре долго-срочные  прогнозы погоды.

Личностные: понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Текущий Фронталь-ный опрос

.13.10

13

Вселен-ная, время, кален-дарь

Экологический календарь

1

Комби-нирован-ный

Что такое экология. Экологический календарь – проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Дата экологического календаря.

Участвовать по мере сил в охране природы; иметь представление об экологии; знакомиться с экологическим календарём как проявлением культуры высокоразвитого общества. Осознавшего уникальность природы Земли.

Метапредметные:высказывать предположение о том. Что такое экология; находить в тексте учебника определение экологии как науки; рассказывать по рисунку учебника о природе – нашем зелёном доме.

Личностные: понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры

Текущий

Работа в паре: выполняют задание

№ 2 на с. 32 (РТ).

17.10

14

Вселен-ная, время, кален-дарь

Экскурсия на луг

1

Экскур-сия

Растения луга. Причины пожелтения травы

Определяют названия травянистых растений, называют причины пожелтения травы.

Метапредметные: Рассматривают травы, находят нужные по заданию учителя.

Беседа, обмен впечатлениями

20.10

Осень  (   16  ч.)

15

Осень .

Осенние месяцы

1

Комби-нирован-ный

Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени.

Знать признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Метапредметные:о

писывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвящённой этой теме, используя выразительные средства родного языка ;- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;-самостоятельно делать выводы

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Текущий

Работа в паре: рубрика «Проверим себя» на с. 57 учебника

24.10

.

16

Осень

Осень в неживой природе

1

Изучение нового

Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью.

Показывать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоили названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучились к наблюдениям за изменениями погоды.

Метапредметные

Устанавливать причинно-следственные связи между положением  Солнца и осенними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях;

Личностные:осознавать красоту осенней природы

Текущий, фронталь-ный опрос Самостоя-тельная работа.(15 мин.)

27.10

17

Осень

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1

Комби-нирован-ный

Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники оленеводов и охотников. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.

Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе

Метапредметные:

Различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России , соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе

.Текущий. Работа в группе: рубрика «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 65 учебника

.10.11

18

Осень

Звездное небо осенью

1

Изучение нового

Красота и таинственность звёздного неба. Созвездия в представлениях древних и современных учёных. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звёздных картах. Легендарная история Большой Медведицы.

Знать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; иметь представление о том, как созвездия Большой  Медведицы и , Лебедя и каковы древнегреческие мифы  о них.

Метапредметные:

Сравнивать древние и современные представлениях о созвездиях; соотносить схемы созвездий и старинные рисунки;наблюдать звёздное небо, используя атлас- определитель.

Личностные:

Воспринимать красоту звёздного неба

Текущий. Работа в паре

14.11

19

Осень

Трава у нашего дома

1

Комби-нирован-ный

Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека.

Понимают причины пожелтения травы осенью; научились распознавать травы с помощью атласа-определителя.

Метапредметные:

Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам).

Личностные :

осознавать важность бережного отношения к природе

.Текущий Фронталь-ный опрос

ТЕСТ «Проверим себя» и чтение вывода на с.

 73 учебника.

17.11

 

20

Осень

Старинная женская работа

1

Комби-нирован-ный

Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах – культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в музей льна и бересты в г. Костроме.

 Назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; называть ткани из шерсти, хлопка, льна ;определять особенности льняной ткани.

Метапредметные: распределять  операции между собой в группе для выполнения заданий учителя; исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов – шерсти, хлопки, льна;

Личностные:осозна-вать нравственное значение совместной работы людей

Текущий Фронталь-ный опрос

21.11

21

Осень

Деревья и кустарники осенью.

экскурсия в парк

1

Комби-нирован-ный

Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы.

Узнавать вечнозелёные хвойные растения средней полосы России; узнавать изученные деревья и кустарники по листьям; перечислять причины листопада; наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев; фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради

Метапредметные:

Определять деревья и кустарники по плодам , работая с атласом –определителем и дополнительной литературой; сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников; сравнивать состояние лиственных и хвойных растений сенью.

Личностные: Осозновать необходимость бережного отношения к природе

Текущий Фронталь-ный опрос

24.11

22

Осень

Чудесные цветники осенью

1

Комби-нирован-ный

Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников.

Узнавать растения цветника по материалам учебника и натуральным образцам. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, Определять растения школьного цветника (2-3 представителя) с помощью атласа-определителя. проявлять уважение к культурным традициям, связанных с растениями.  Вспомнить, какие цветы дети видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью;.

Метапредметные: выделить наиболее понравившиеся растения, объяснить причины своих предпочтений; различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов.

Личностные: понимать, что выращивание цветов — большой труд на радость людям

Текущий

28.11

23

Осень

Грибы

1

Комби-нирован-ный

Грибы-особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные.

Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Метапредметные: сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба; устанавливать связи грибов с растениями и животными.

Текущий фронталь-ный опрос

Творческая работа.


1.12


24

Осень

Шестиногие и восьминогие

1

Изучение и закрепле-ние первич-ных знаний

Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращение насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам.

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; называть  этапы  развития бабочки и стрекозы.; описывать паука- крестовика и его сеть; узнавать изученных насекомых на рисунках; с помощью атласа – определителя приводить примеры насекомых различных групп.

Отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям; прослеживать по рисункам –схемам превращения различных насекомых; осуществлять самопроверку; обосно-вывать необходимость бережного отношения к паукам; формулировать соответствующие правила экологической этики;

Личностные: осозна-вать необходимость бережного отношения к природе и, в частности, к насекомым и паукообразным

Текущий. Работа в паре.Инди-видуальная работа по карточкам и перфо-картам.

5.12

25

Осень

Птичьи секреты

1

Комбинирован-ный

Перелётные  и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами.

Знать  причины, по которым перелетные птицы покидают родные края;  различать перелетных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц; приводить примеры перелётных и зимующих птиц; наблюдать за птицами своей местности; определять их с помощью атласа – определителя; фиксировать результаты работы в виде рассказов, рисунков, фотографий.

Метапредметные: отвечать на вопросы о птицах; выяснять по рисункам учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие к зимующим4 классифицировать перелётных и зимующих птиц по известным признакам; выделять в тексте учебника проблемные вопросы; высказывать предположения, отвечая на них4 осуществлять самопроверку; отгадывать народные загадки о птицах.

Личностные: осознавать важность чувства любви к родной природе.

Текущий фронталь-ный опрос

8.12


26

Осень

Как разные животные готовятся к зиме

1

Комбинирован-ный

Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе.

. Знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет; узнавать изучаемых животных по описанию.

Метапредметные: устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных.

Личностные: осознавать важность проявления  любви к родной природе

Индивидуальный и фронталь-ный опрос

12.12

27

Осень

Невидимые нити в осеннем лесу

1

Изуче-ние нового материала

Невидимые нити – связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу;  приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу; делать выводы:1) о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире; 2) о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей

Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализиро-вать рисунок и схемы между собой; сравнивать разные виды схем; моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем- аппликаций и графических схем;

Формулировать соответствующие правила экологической этики;

Личностные: осозна-вать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными

. Текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос

Тест (5мин)

15.12

28

Осень

Осенний труд

1

Комбинирован-ный

Многообразие осенних работ в городах и сёлах в старину и в настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края.

Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью по отношению к  культурным  растениям и домашним  животным; выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

Метапредметные: сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас; соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное.

Личностные: осознавать многообразие работы осенью в городах и сёлах и то, как эта работа связана с особенностями осенней живой и неживой природы.

Текущий

Работа в группе

19.12

29

Осень

Будь здоров!

1

Комби-нирован-ный

Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. Делятся на команды, играют в старинные подвижные игры

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края).

Метапредметные: контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Личностные: осознавать важность и необходимость благожелательного общения друг с другом.

Текущий

Творческая работа

Работа в группе

22.12

30

Осень

Охрана природы осенью Проверочная работа №2  по теме «Осень»

1

Изуче-ние нового материала

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев, кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России

Знать  правила сбора грибов, ягод, орехов; знать нормы поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

Анализировать рисунки учебника(условные знаки); рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков; обсуждать ,в каких делах мы можем проявлять свою любовь к природе; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России ,  о причинах сокращения их численности; использовать допол-нительную литера-туру , ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России

Личностные: понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе её даров осенью; осознавать важность изучения страниц Красной книги

Контроль 

 Тест20 мин

26.12


Зима(  16ч.)

31

Зимние месяцы

1

Изуче-ние нового материала

Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народах своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето.

Уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Метапредметные: соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания  красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка.

Личностные: делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально- эстетическим впечатлением  по отношению к природе зимой и произведениям словесного и изобразительного искусства , представляющим  красоту зимней природы

Текущий

Творческая работа

Творческая 29.12

32

Зима — время науки и сказок

1

Комби-нирован-ный

Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра.

. Знать несколько зимних народных примет на погоду; иметь представление о том, как учились дети в старину.

Метапредметные:  объяснять, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказывать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений

Личностные: понимать нравственное значение сказок народов России.

Текущий.

Тест  (10 мин)

12.01

33

Зима в неживой природе

1

Изуче-ние нового материала

Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе.

Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота  (25 декабря).

Метапредметные:

Рассказать о зимних изменениях в природе; устанавливать причинно- следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений; сравнивать результаты наблюдений ; делать выводы об изменениях погоды в течение зимы.

Личностные: выражать своё отношение к красоте зимней природы

Текущий.

Фронталь-ный опрос.

16.01

34

Звездное небо зимой

1

Изучение нового материала

Изменение расположения ковша созвездия Большая Медведица по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус – самая яркая звезда на небе.

Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде

Метапредметные: срав-нивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия; анализировать схему созвездия Ориона; соотносить схему со старинными рисунками, достраивать схему созвездия Ориона в рабочей тетради.

Личностные:

воспринимать красоту звёздного неба

Самостоя-тельная работа (10мин)

19.01


.

35

Зимняя прогулка

(экскурсия)

1

Экскур-сия

Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой.

Знать  сезонные изменения в живой природе. Наблюдать за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом — создание атмосферы любования загадочной красотой спящего леса. Зимние природные явления наиболее выражены, что очень удобно для фенологических наблюдений. Наблюдать за жизнью зимующих птиц,

Метапредметные: сравнивать зимние изменения с другими сезонными изменениями,;активно пользоваться атласом-определителем. Личностные: воспринимать красоту зимней природы

Работа в паре, в группе

23.01

36

Зима в мире растений

1

Комбинирован-ный

Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой.

перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

Метапредметные: извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой; устанавливать связи изученных растений с животными. Личностные: осознавать важность проявления любви к зимней природе;

Работа в паре: какие травы и кустарнички остаются зелеными под снегом.

26.01

37

Зимние праздники

1

Комбинирован-ный

Зимние праздники в России и других странах – Рождество, Новый год, связанные с ними традиции (украшение хвойных деревьев и др.) Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края.

Знать особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России;

Метапредметные: отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота; различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России; планировать изготовление и преподнесение  новогодних подарков в семье и друзьям. Личностные: понимать, что обычай украшать ель возник как обычай Рождественского праздника , а затем закрепился как новогодний обычай.

Работа в паре: выполняют задание № 1 на с. 14 (РТ)

30.01

38

Зимние праздники. Коляда.

1

Комбинирован-ный

Зимние праздники в России и других странах –Рождество, Новый год, связанные с ними традиции (украшение хвойных деревьев и др.).Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края.

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками.

Метапредметные: различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России; планировать изготовление и преподнесение  новогодних подарков в семье и друзьям. Личностные: понимать, что обычай украшать ель возник как обычай Рождественского праздника , а затем закрепился как новогодний обычай

Разыгрыва-ют сценку колядования

2.02

39

Практическая работа №4 Растения в домашней аптечке

1

Комбинирован-ный

Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом  и в настоящем. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей.

Уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях.

Практическая работа в группах: рассмотреть предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырьё, заполнить таблицу. Распознать растения по изготовленному из них лекарственному сырью.

Текущий.

Работа в группе

6.02

40

Зимняя жизнь птиц и зверей.

1

Комбинирован-ный

Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека.

Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека.

Метапредметные: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы; узнавать ,работая в группе  , зимующих птиц, устанавливать связь между строением клюва и особен-ностями питания  птицы;написать рассказ по резуль-татам наблюдений; проиллюстрировать его рисунком.

Личностные: осознавать важность оказания  помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.

Фронталь-ный опрос . 

. 9.02


41

Невидимые нити в зимнем лесу

1

Изуче-ние нового материала

Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу;  приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

Метапредметные: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схему в учебнике; соотносить их между собой; прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными; моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе; рассказывать по схемам ( моделям) об изученных невидимых нитях4 придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи.

Личностные: осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.

 Текущий.

Работа в группе

Тест(5 мин)

13.02

42

В феврале зима с весной встречается впервой

1

Комбинирован-ный

Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны.

Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны;

Метапредметные: уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.

Личностные: осознавать нравственное значение обычаев, характерных для Масленицы и других праздников на переломе между зимой и весной, во взаимоотношениях разных поколений в семье.

Фронталь-ный опрос     

16.02


.

:


43

Зимний труд

1

Комбинирован-ный

Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах, уход за домашними животными, комнатными растениями и т.п.

Знать особенности ухода зимой за растениями и животными; сеять и выращивать  в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.

Метапредметные: инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину; соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе).

Личностные:  понимать нравственный смысл и значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; понимать необходимость поддерживать порядок на улице;

Текущий.

Работа в группе

20.02

.

44

Будь здоров!

1

Комбинирован-ный

Правила здорового образа жизни в зимний  период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);

Метапредметные: регулировать  свое поведение  во время игры по отношению к сверстникам.

Личностные: понимать необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в зимний период.

Текущий. Самостоя-тельная работа: задание №3, с.27, РТ.

27.02

45

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

1

Комбинирован-ный

Правила здорового образа жизни в зимний  период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой..

Метапредметные: контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. Личностные: осознавать важность благожелательного общения друг с другом во время игры.

Фронталь-ная беседа..

Работа в группе.

2.03

46

Охрана природы зимой

Проверочная работа №3 по  теме «Зима»

1

Комбинирован-ный

Культура поведения в природе зимой. Эмоционально-эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России.

Знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных; знать и  соблюдать правила охраны природы во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготавливать простейшие кормушки для птиц;

Метапредметные:

анализировать рисунки учебника (условные знаки); рассказывать о правилах охраны природы; обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне», опи-сывать по своим наблюдениям красоту зимней природы; формули-ровать соответ-ствующие правила экологической этики;

Личностные: осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты зимней природы;

Текущий.

тест (20 мин)

6.03

Весна и лето  (  20ч.  )

47

Весна и лето

Весенние

 месяцы

1

Комбинирован-ный

Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весна в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края.

Уметь находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Метапредметные:соотносить признаки наступабщей весны в живой и неживой  природе,а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме;сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев; характе-ризовать погодные явления весенних месяцев по кар-тинам художников с помощью вырази-тельных средств русского языка; сочинять устный рассказ по картине;

Личностные:

делиться со сверстниками и взрослыми эмоцио-нально-эстети-ческим впечатлением от красоты весенней природы и произведений словесного и изобразительного творчества.

. Работа в группе: придумать весеннюю закличку.

9.03



48

Весна и лето

Весна в неживой природе

1

Комбинирован-ный

Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе.

Понять причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой.

Метапредметные:

Рассказывать по своим наблюде-ниям о весенних наблюдениях в природе;устанавли-вать причинно- следственные связи между положением Солнца и весен-ними изменениями в природе; состав-лять в рабочей тетради список весенних явлений ,сравнивать иллюстрации учебника; сравни-вать результаты , делать выводы об изменениях погоды в течение весны; Личностные:

Понимать смысл проблем безопас-ности(сосульки, лёд на весенних водоё-мах)

.Текущий Работа в паре

.13.03

49

Весна и лето

Весна — утро года

1

Комбинирован-ный урок;

Народные традиции встречи весны. Образ птицы – любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира.

Уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

Метапредметные:

Объяснять ,почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях празднования весеннего Нового года в древней Руси и Нового года у нанайцев в пору весеннего равно-денствия; участво-вать в весеннем празднике по старинному календарю народов своего края; Личностные:осознавать образ весныв мире природы и людей кака поры обновления жизни , символически представленной в образе птицы

.Текущий Работа в группе

16.03

50

Весна и лето

Звездное небо весной.

 

41

Изуче-ние нового матери-ала

Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея иЛев, их изображение на старинных и современных звёздных картах.

Запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Метапредметные:Сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия;освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи, соотносить схему созвездия Кассиопеи со старинным рисунком;достраивать схемы созвезий Кассиопеи и Льва в рабочей тетради;использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий, Личностные:

воспринимать красоту звёздного неба

.Текущий Итоги занятия подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 73 учебника. После ответов учащихся на эти вопросы учитель читает вывод урока в учебнике.        

.20.03

51

Весна и лето

Весенняя прогулка

(экскурсия)

1

Экскур-сия

Какие растения называются раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условии , необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям.

Знакомство с раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы. Настрой детей на восприятие информации.

Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

 Текущий.

Работа в паре.

3.04

52

Весна и лето

Весеннее пробуждение растений

1

Комбинирован-ный урок

Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условии , необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям.

Знакомство с раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы. Настрой детей на восприятие информации.

Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их

Работа в паре: подумать над проблемными вопросами рубрики «Подумаем!» на с. 77 учебника и обсудить между собой свои ответы.

6.04

53

Весна и лето

Чудесные цветники весной

1

Комбини-рованный;

Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников.

Знать названия культурных растений весенних цветников,уметь находить их в атласе-опреде-лителе;

Метапредметные:

Оценивать эмоционально –эстетические впечатления от восприятия растений цветника;выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений; различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов; использо-вать дополнитель-ную литературу ;Личностные: осознавать красоту весенних цветников научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников.

Текущий ТЕСТ

10.04


54

Весна и лето

Весна в мире насекомых

1

Комбини-рованный

Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым.

Научиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц.

Метапредметные :Обнаруживать взаимосвязь в мире насекомых, обосновать необходимость бережного отношения к насекомым, формулировать соответствующие правила экологической этики.

Личностные:оценивать эмоционально –эстетические впечатления от восприятия  красивых насекомых;

Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и выводу на с. 85 учебника.


Самостоятельная работа.

13.04

55

Весна и лето

Весна в мире птиц и зверей

1

Комбини-рован-ный

Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время.

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью текста учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв. Узнавать птиц по рисункам. Обсуждать отношение людей к птицам, формировать соответствующие правила экологической этики.

Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей, осуществлять самопроверку с помощью атласа- определителя;обсуж-дать  отношение людей к птицам, формулировать соответствующие правила экологической этики;разыгрывать сценки; Личностные:осозна-вать необходимость бережного отноше-ния к птицам и зверям

 Текущий .Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа в паре.

17.04

56

Весна и лето

Невидимые нити в весеннем лесу

1

Урок обобщения и систематиза-ции знаний, умений и навыков

Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Метапредметные:

рассказывать о взаимосвязях между растениями и живот-ными в весеннем лесу;извлекать из текста и иллюстр-аций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунки и схемы учебника;, соотно-сить их между собой; сравнивать разные виды схем

Личностные:осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями  и животными.

Проверочная работа.

20.04

57

Весна и лето

Весенний труд

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Работы людей весной в старину и в настоящее время         ( весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов и т.д).

Уметь проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней

Метапредметные:

различать особен-ности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;  объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»;.

Текущий .

Фронтальный опрос

.24.04

58

Весна и лето

Старинные весенние праздники

1

Комбини-рованный

«Праздников праздник» - Пасха. Проводы весны. Образ берёзы в культуре разных народов.

Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга. Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края. Сравнивать традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России.

Метапредметные:

сопоставлять между собой традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России.

Личностные:

понимать глубокий нравственный смысл народных обычаев., связанный с животворящей силой весенней природы, понимать нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера

Текущий .

Творческая работа

27.04

59

Весна и лето

Будь здоров!

1

Комбини-рованный

Правила здорового образа жизни в зимний  период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);

Метапредметные:

Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой; формулиро-вать правила здорового образа жизни весной; Личностные:

осознавать важность благожелательного общения друг с другом.

Текущий

Работа в паре: представить, что к вам приехали корреспонденты из другой республики. Объяснить правила игр так, чтобы журналисты смогли понятно написать о них в газете

4.05

60

Весна и лето

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

1

Урок обобщения и систематиза-ции знаний, умений и навыков;

Правила здорового образа жизни в зимний  период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Выполнять правила здорового образа жизни в весенний  период.

Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. 

Личностные:

осознавать важность благожелательного общения друг с другом.

Работа в группе , в паре

8.05

61

Весна и лето

Охрана природы весной 

1

Урок контроля умений и навыков.

Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездований для птиц. Страницы Красной книги России.

 Знать, что природа  — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения; знать правила охраны природы весной; изучать страницы Красной книги;

Метапредметные:

Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России.Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. Д.).

Текущий

Тест 10 мин

11.05

62

Весна и лето

Лето красное

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцнворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников.

Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев, наблюдать за погодой, фикси-ровать результаты наблюдений в табли-цах

Метапредметные:соот-носить признаки лета в неживой и живой природе, ; описывать красоту летней природы и произве-дений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные сред-ства родного языка; называть те черты в судьбе и произведе-ниях художников, которые вызвали эмоциональное пере-живание у каждого из учащихся; сравнивать старинные и современ-ные названия весенних и летних месяцев, делать выводы об изменениях погоды в течение лета;

Личностные:оценивать своё эмоционально- эстетическое впечатление по отношению к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества.

Текущий Фронтальный и индивидуаль-ный опрос

15.05

63

Весна и лето

Летние праздники и труд

1

Комбинированный.

Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края.

Знать  виды земледельческого труда в его старинных и современных формах; иметь представление о народных обычаях празднования старинных летних праздников.

Метапредметные:

Научиться выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе (селе).Личностные:осознавать нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, подводя итог полученным в течение года знаниям

Текущий Фронтальный и индивидуаль-ный опрос

18.05

64

Весна и лето

Экскурсия на луг

1

Экскурсия

Признаках летних явлений природы и особенностях жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев.

Знакомство с  цветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми цветущей природы.

Умение наблюдать за жизнью насекомых, птиц, воспринимать информацию об окружающем мире,  Бережное отношение к окружающей природе определять, формули-ровать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклас-сниками;осуществлять поиск необходимой информации в специи-альной и учебной лите-ратуре для выполнения заданий и решения задач;стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

работе в паре и группе.

.22.05

65

Весна и лето

Безопасность на улицах и дорогах

1

Комбинированный.

Понятия: дорога, составные части дороги; левостороннее и правостороннее движение

Познакомить с понятием дорога и её составные части, правостороннее и левостороннее движение. Познакомить с «Памятка поведения во время каникул».

Уметь  использовать полученные знания в ходе викторины по изученным темам.

Викторина «Самый внимательны  й»

25.05

66

Весна и лето

Повторение изученного за год. Проверочная работа №4 «Весна и лето»

1

Комбинированный

Метапредмет-ные- определять круг своего незнания, планировать свою работу

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

        Проверочная работа (15 мин)

29.05

Окружающий мир

1) называть (приводить примеры):

- правила здорового и безопасного образа жизни;

- правила поведения в природе, общественных местах, учреждениях культуры;

- основные права граждан России и права ребенка;

- основные древние города Руси и России (не менее 3-4);

2) различать (соотносить):

- прошлое - настоящее - будущее;

- год - век (столетие);

- предметы неживой и живой природы, изделия;

- представителей растительного и животного мира и места их обитания;

- этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;

3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

- соотносить событие с датой его происхождения;

- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;

- описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;

- устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;

- составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);

- составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;

- проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты

Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаковосимволических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных

и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм доровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков: 

  1. - урок изучение нового материала;
  2. - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  3. -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  4. -комбинированный урок;
  5. -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков: 

  1. урок – сообщение новых знаний
  2. урок-закрепление знаний
  3. урок-повторение знаний
  4. урок – игра
  5. проверка знаний

Учебное оборудование:

  1. техические средства ( проектор, компьютер, магнитофон)
  2. учебные (столы, доска)
  3. Собственно учебные средства:
  4. наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: 

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: 

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Принципы обучения:

  1. Принцип научности обучения
  2. Связи теории с практикой
  3. Системности
  4. Принцип сознательности и активности в обучении
  5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
  6. Принцип наглядности
  7. Доступность обучения
  8. Принцип прочности усвоения знаний

Формы подведения итогов:

  1. Индивидуальный и фронтальный опрос
  2. Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
  3. Работа в паре, в группе
  4. Написание отзывов на прочитанное произведение
  5. Срезовые работы (тесты)
  6. Практические работы
  7. Творческие работы
  8. Контрольные работы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспектива" автор Плешакова А.А.,Новицкая М.Ю.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспектива" автор Плешакова А.А.,Новицкая М.Ю. для 2012-2013 учебного года. В планировании указаны задачи урока, планируе...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе УМК "Перспектива"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива

Данное календарно-тематическое планирование разработано к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива...

Календарно - тематическое планирование урово окружающего мира по ОС "Перспектива". 2 класс

Календарно -тематическое планирование уроков окружающего мира по образовательной системе "Перспектива". 2 класс...