Календарно — тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
Календарно — тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива» 2012-2013 уч.год с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalenarno-tematicheskoe_planirovanie.doc | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно — тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива»
№ | Наиме-нование раздела програм-мы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Дата | ||
Предметные умения | Метапредметные и личностные | план | факт | |||||||
Вселенная, время, календарь(14ч.) | ||||||||||
1 | Вселенная, время, календарь Вселен-ная, время, кален-дарь Вселен-ная, время, кален-дарь | Мы — союз народов России | 1 | Изуче-ние нового | Россия на глобусе и карте. Первое представление о российской Федерации. Народы РФ, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории - этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов. | Называть, находить, показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; | Метапредметные: Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках. Личностные: понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации. | Фронталь-ная беседа Работа в паре: ответить, почему название нашей страны часто пишут вот так: РФ | 5.09 | |
2 | Мы — жители Вселенной | 1 | Комбинирован-ный | Вселенная. Небесные, или космические , тела. Звёзды и планеты. Наша планета – Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. | Знать в общем виде строение Вселенной; называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; узнавать небесные тела по описанию. | Метапредметные: определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны; анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве; сравнивать размеры планет; осуществлять самопроверку. Личностные: осознавать значимость зависимости жизни на Земле от её положения в Солнечной системе. | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | 8.09 | ||
3 | Вселен-ная, время, кален-дарь | Наш «косми-ческий корабль» — Земля Практическая работа №1 «Работа с компасом» | 1 | Комбинирован-ный | Стороны горизонта. Компас. | Усвоить понятия о горизонте и сторонах света; научиться обращаться с компасом, определять стороны горизонта. Практическая работа в группе: изучать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички. | Метапредметные: по своим представлениям рисовать Землю – наш космический корабль; анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; осуществлять самопроверку; работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.. Личностные: осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. | Текущий Практичес-кая работа | 12.09 | |
4 | Вселен-ная, время, кален-дарь | Наш «космический корабль» — Земля | 1 | Изучение нового | Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе | Иметь представление о форме Земли, глобусе; знать устройство глобуса и условные обозначения на нём; находить на глобусе океаны и материки; определять их названия и число; находить на глобусе нашу страну; определять материк, на котором она расположена; изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички | Метапредметные: по своим представлениям рисовать Землю – наш космический корабль; анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; осуществлять самопроверку; работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.. Личностные: осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. | Текущий. Индивидуа-льный опрос Тест-5 мин | 15.09 | |
5 | Вселен-ная, время, кален-дарь | Время Практическая работа №2 «Часы» | 1 | Изучение нового | Настоящее, прошедшее, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов | Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; рассказать о старинных и современных часах; | Метапредметные: объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; сравнивать достоинство и недостатки различных видов старинных часов. | Текущий. Практичес-кая работа | 19.09 | |
6 | Вселен-ная, время, кален-дарь | Сутки и неделя | 1 | Комби-нирован-ный | Сутки и неделя как единица измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное мифоэпическое объяснение. Дни недели и их последовательность. | Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю; выбрать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи). Определять количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их последовательность. | Метапредметные: Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю | Текущий. Индивиду-альный опрос | 22.09. | |
7 | Вселен-ная, время, кален-дарь | Месяц и год | 1 | Изучение нового | Месяц и год как единицы времени. Изменение облика луны, его научное и мифопоэтическое объяснения. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце. | Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; | Метапредметные: установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества. Личностные: осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой; за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времён года; развивать творческое воображение детей в процессе наблюдения за природой в течение года. | Текущий. Индиви-дуальный опрос Работа в паре:задания № 5 на с. 19 рабочей тетради. | 26.09 | |
8 | Вселен-ная, время, кален-дарь | Времена года | 1 | Изучение нового | Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснение причин смены времён года. Явления природы. Сезонные явления. | С помощью схемы уметь объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунками – символами. | Метапредметные: объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации. Личностные: понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца. | Творческая работа «Инсценировать мини-спектакль о жизни природы в разные времена года». | 29.09 | . |
9 | Вселен-ная, время, кален-дарь | Погода Практическая работа №3 «Термометр» | 1 | Изучение нового | Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр –прибор для измерения температуры. | Усвоить понятие о погоде; научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них. Практическая работа . Изучить устройство термометра, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в таблице. | Метапредметные: сравнить различные виды термометров, рисовать условные знаки погодных явлений. Личностные: понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами. | Самостоя-тельная работа: измерить температуру своего тела | .3.10 | |
10 | Вселен-ная, время, кален-дарь | Календарь — хранитель времени, страж памяти | 1 | Изучение нового | Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создание календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели. | Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких. Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях | Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Личностные -осознавать необходимость уважать чужие традиции Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Текущий .Работа в паре | 6.10 | |
11 | Вселен-ная, время, кален-дарь | Праздники для всех Проверочная работа1 по теме «Вселенная, время, календарь» | 1 | Урок проверки ,оценки и контроля знаний | Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками и соседями по планете. Народные обычаи ближайшего по времени к уроку праздника одного из календарей (по выбору) народов своего края. Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. Традиционные российские праздники. | Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; | Метапредметные: описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе); иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией); определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Личностные: понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания | Контроль (15 мин –тест) | .10.10 | |
12 | Вселен-ная, время, кален-дарь | Народный календарь | 1 | Комби-нирован-ный | Народный календарь – сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях. | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края; предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду. | Метапредметные: соотносить народные приметы с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой; отражать в календаре долго-срочные прогнозы погоды. Личностные: понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. | Текущий Фронталь-ный опрос | .13.10 | |
13 | Вселен-ная, время, кален-дарь | Экологический календарь | 1 | Комби-нирован-ный | Что такое экология. Экологический календарь – проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Дата экологического календаря. | Участвовать по мере сил в охране природы; иметь представление об экологии; знакомиться с экологическим календарём как проявлением культуры высокоразвитого общества. Осознавшего уникальность природы Земли. | Метапредметные:высказывать предположение о том. Что такое экология; находить в тексте учебника определение экологии как науки; рассказывать по рисунку учебника о природе – нашем зелёном доме. Личностные: понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры | Текущий Работа в паре: выполняют задание № 2 на с. 32 (РТ). | 17.10 | |
14 | Вселен-ная, время, кален-дарь | Экскурсия на луг | 1 | Экскур-сия | Растения луга. Причины пожелтения травы | Определяют названия травянистых растений, называют причины пожелтения травы. | Метапредметные: Рассматривают травы, находят нужные по заданию учителя. | Беседа, обмен впечатлениями | 20.10 | |
Осень ( 16 ч.) | ||||||||||
15 | Осень . | Осенние месяцы | 1 | Комби-нирован-ный | Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени. | Знать признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Метапредметные:о писывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвящённой этой теме, используя выразительные средства родного языка ;- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;-самостоятельно делать выводы - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Текущий Работа в паре: рубрика «Проверим себя» на с. 57 учебника | 24.10 | . |
16 | Осень | Осень в неживой природе | 1 | Изучение нового | Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью. | Показывать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоили названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучились к наблюдениям за изменениями погоды. | Метапредметные Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях; Личностные:осознавать красоту осенней природы | Текущий, фронталь-ный опрос Самостоя-тельная работа.(15 мин.) | 27.10 | |
17 | Осень | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 | Комби-нирован-ный | Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники оленеводов и охотников. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. | Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе | Метапредметные: Различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России , соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе | .Текущий. Работа в группе: рубрика «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 65 учебника | .10.11 | |
18 | Осень | Звездное небо осенью | 1 | Изучение нового | Красота и таинственность звёздного неба. Созвездия в представлениях древних и современных учёных. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звёздных картах. Легендарная история Большой Медведицы. | Знать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; иметь представление о том, как созвездия Большой Медведицы и , Лебедя и каковы древнегреческие мифы о них. | Метапредметные: Сравнивать древние и современные представлениях о созвездиях; соотносить схемы созвездий и старинные рисунки;наблюдать звёздное небо, используя атлас- определитель. Личностные: Воспринимать красоту звёздного неба | Текущий. Работа в паре | 14.11 | |
19 | Осень | Трава у нашего дома | 1 | Комби-нирован-ный | Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека. | Понимают причины пожелтения травы осенью; научились распознавать травы с помощью атласа-определителя. | Метапредметные: Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Личностные : осознавать важность бережного отношения к природе | .Текущий Фронталь-ный опрос ТЕСТ «Проверим себя» и чтение вывода на с. 73 учебника. | 17.11 |
|
20 | Осень | Старинная женская работа | 1 | Комби-нирован-ный | Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах – культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в музей льна и бересты в г. Костроме. | Назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; называть ткани из шерсти, хлопка, льна ;определять особенности льняной ткани. | Метапредметные: распределять операции между собой в группе для выполнения заданий учителя; исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов – шерсти, хлопки, льна; Личностные:осозна-вать нравственное значение совместной работы людей | Текущий Фронталь-ный опрос | 21.11 | |
21 | Осень | Деревья и кустарники осенью. экскурсия в парк | 1 | Комби-нирован-ный | Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы. | Узнавать вечнозелёные хвойные растения средней полосы России; узнавать изученные деревья и кустарники по листьям; перечислять причины листопада; наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев; фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради | Метапредметные: Определять деревья и кустарники по плодам , работая с атласом –определителем и дополнительной литературой; сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников; сравнивать состояние лиственных и хвойных растений сенью. Личностные: Осозновать необходимость бережного отношения к природе | Текущий Фронталь-ный опрос | 24.11 | |
22 | Осень | Чудесные цветники осенью | 1 | Комби-нирован-ный | Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников. | Узнавать растения цветника по материалам учебника и натуральным образцам. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, Определять растения школьного цветника (2-3 представителя) с помощью атласа-определителя. проявлять уважение к культурным традициям, связанных с растениями. Вспомнить, какие цветы дети видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью;. | Метапредметные: выделить наиболее понравившиеся растения, объяснить причины своих предпочтений; различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. Личностные: понимать, что выращивание цветов — большой труд на радость людям | Текущий | 28.11 | |
23 | Осень | Грибы | 1 | Комби-нирован-ный | Грибы-особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные. | Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. | Метапредметные: сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба; устанавливать связи грибов с растениями и животными. | Текущий фронталь-ный опрос Творческая работа. | 1.12 | |
24 | Осень | Шестиногие и восьминогие | 1 | Изучение и закрепле-ние первич-ных знаний | Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращение насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам. | Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; называть этапы развития бабочки и стрекозы.; описывать паука- крестовика и его сеть; узнавать изученных насекомых на рисунках; с помощью атласа – определителя приводить примеры насекомых различных групп. | Отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям; прослеживать по рисункам –схемам превращения различных насекомых; осуществлять самопроверку; обосно-вывать необходимость бережного отношения к паукам; формулировать соответствующие правила экологической этики; Личностные: осозна-вать необходимость бережного отношения к природе и, в частности, к насекомым и паукообразным | Текущий. Работа в паре.Инди-видуальная работа по карточкам и перфо-картам. | 5.12 | |
25 | Осень | Птичьи секреты | 1 | Комбинирован-ный | Перелётные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами. | Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; различать перелетных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц; приводить примеры перелётных и зимующих птиц; наблюдать за птицами своей местности; определять их с помощью атласа – определителя; фиксировать результаты работы в виде рассказов, рисунков, фотографий. | Метапредметные: отвечать на вопросы о птицах; выяснять по рисункам учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие к зимующим4 классифицировать перелётных и зимующих птиц по известным признакам; выделять в тексте учебника проблемные вопросы; высказывать предположения, отвечая на них4 осуществлять самопроверку; отгадывать народные загадки о птицах. Личностные: осознавать важность чувства любви к родной природе. | Текущий фронталь-ный опрос | 8.12 | |
26 | Осень | Как разные животные готовятся к зиме | 1 | Комбинирован-ный | Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе. | . Знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет; узнавать изучаемых животных по описанию. | Метапредметные: устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. Личностные: осознавать важность проявления любви к родной природе | Индивидуальный и фронталь-ный опрос | 12.12 | |
27 | Осень | Невидимые нити в осеннем лесу | 1 | Изуче-ние нового материала | Невидимые нити – связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу; делать выводы:1) о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире; 2) о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализиро-вать рисунок и схемы между собой; сравнивать разные виды схем; моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем- аппликаций и графических схем; Формулировать соответствующие правила экологической этики; Личностные: осозна-вать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными | . Текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос Тест (5мин) | 15.12 | |
28 | Осень | Осенний труд | 1 | Комбинирован-ный | Многообразие осенних работ в городах и сёлах в старину и в настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края. | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью по отношению к культурным растениям и домашним животным; выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. | Метапредметные: сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас; соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. Личностные: осознавать многообразие работы осенью в городах и сёлах и то, как эта работа связана с особенностями осенней живой и неживой природы. | Текущий Работа в группе | 19.12 | |
29 | Осень | Будь здоров! | 1 | Комби-нирован-ный | Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. Делятся на команды, играют в старинные подвижные игры | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). | Метапредметные: контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. Личностные: осознавать важность и необходимость благожелательного общения друг с другом. | Текущий Творческая работа Работа в группе | 22.12 | |
30 | Осень | Охрана природы осенью Проверочная работа №2 по теме «Осень» | 1 | Изуче-ние нового материала | Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев, кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России | Знать правила сбора грибов, ягод, орехов; знать нормы поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. | Анализировать рисунки учебника(условные знаки); рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков; обсуждать ,в каких делах мы можем проявлять свою любовь к природе; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России , о причинах сокращения их численности; использовать допол-нительную литера-туру , ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России Личностные: понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе её даров осенью; осознавать важность изучения страниц Красной книги | Контроль Тест20 мин | 26.12 | |
Зима( 16ч.) | ||||||||||
31 | Зимние месяцы | 1 | Изуче-ние нового материала | Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народах своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето. | Уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Метапредметные: соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка. Личностные: делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально- эстетическим впечатлением по отношению к природе зимой и произведениям словесного и изобразительного искусства , представляющим красоту зимней природы | Текущий Творческая работа | Творческая 29.12 | ||
32 | Зима — время науки и сказок | 1 | Комби-нирован-ный | Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра. | . Знать несколько зимних народных примет на погоду; иметь представление о том, как учились дети в старину. | Метапредметные: объяснять, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказывать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений Личностные: понимать нравственное значение сказок народов России. | Текущий. Тест (10 мин) | 12.01 | ||
33 | Зима в неживой природе | 1 | Изуче-ние нового материала | Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе. | Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). | Метапредметные: Рассказать о зимних изменениях в природе; устанавливать причинно- следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений; сравнивать результаты наблюдений ; делать выводы об изменениях погоды в течение зимы. Личностные: выражать своё отношение к красоте зимней природы | Текущий. Фронталь-ный опрос. | 16.01 | ||
34 | Звездное небо зимой | 1 | Изучение нового материала | Изменение расположения ковша созвездия Большая Медведица по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус – самая яркая звезда на небе. | Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде | Метапредметные: срав-нивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия; анализировать схему созвездия Ориона; соотносить схему со старинными рисунками, достраивать схему созвездия Ориона в рабочей тетради. Личностные: воспринимать красоту звёздного неба | Самостоя-тельная работа (10мин) | 19.01 | . | |
35 | Зимняя прогулка (экскурсия) | 1 | Экскур-сия | Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой. | Знать сезонные изменения в живой природе. Наблюдать за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом — создание атмосферы любования загадочной красотой спящего леса. Зимние природные явления наиболее выражены, что очень удобно для фенологических наблюдений. Наблюдать за жизнью зимующих птиц, | Метапредметные: сравнивать зимние изменения с другими сезонными изменениями,;активно пользоваться атласом-определителем. Личностные: воспринимать красоту зимней природы | Работа в паре, в группе | 23.01 | ||
36 | Зима в мире растений | 1 | Комбинирован-ный | Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой. | перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. | Метапредметные: извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой; устанавливать связи изученных растений с животными. Личностные: осознавать важность проявления любви к зимней природе; | Работа в паре: какие травы и кустарнички остаются зелеными под снегом. | 26.01 | ||
37 | Зимние праздники | 1 | Комбинирован-ный | Зимние праздники в России и других странах – Рождество, Новый год, связанные с ними традиции (украшение хвойных деревьев и др.) Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края. | Знать особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России; | Метапредметные: отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота; различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России; планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям. Личностные: понимать, что обычай украшать ель возник как обычай Рождественского праздника , а затем закрепился как новогодний обычай. | Работа в паре: выполняют задание № 1 на с. 14 (РТ) | 30.01 | ||
38 | Зимние праздники. Коляда. | 1 | Комбинирован-ный | Зимние праздники в России и других странах –Рождество, Новый год, связанные с ними традиции (украшение хвойных деревьев и др.).Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края. | Знать особенности народных обычаев рождественского праздника Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками. | Метапредметные: различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России; планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям. Личностные: понимать, что обычай украшать ель возник как обычай Рождественского праздника , а затем закрепился как новогодний обычай | Разыгрыва-ют сценку колядования | 2.02 | ||
39 | Практическая работа №4 Растения в домашней аптечке | 1 | Комбинирован-ный | Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящем. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей. | Уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях. | Практическая работа в группах: рассмотреть предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырьё, заполнить таблицу. Распознать растения по изготовленному из них лекарственному сырью. | Текущий. Работа в группе | 6.02 | ||
40 | Зимняя жизнь птиц и зверей. | 1 | Комбинирован-ный | Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека. | Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека. | Метапредметные: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы; узнавать ,работая в группе , зимующих птиц, устанавливать связь между строением клюва и особен-ностями питания птицы;написать рассказ по резуль-татам наблюдений; проиллюстрировать его рисунком. Личностные: осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму. | Фронталь-ный опрос . | . 9.02 | ||
41 | Невидимые нити в зимнем лесу | 1 | Изуче-ние нового материала | Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. | Метапредметные: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схему в учебнике; соотносить их между собой; прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными; моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе; рассказывать по схемам ( моделям) об изученных невидимых нитях4 придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи. Личностные: осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными. | Текущий. Работа в группе Тест(5 мин) | 13.02 | ||
42 | В феврале зима с весной встречается впервой | 1 | Комбинирован-ный | Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны. | Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; | Метапредметные: уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. Личностные: осознавать нравственное значение обычаев, характерных для Масленицы и других праздников на переломе между зимой и весной, во взаимоотношениях разных поколений в семье. | Фронталь-ный опрос | 16.02 . | : | |
43 | Зимний труд | 1 | Комбинирован-ный | Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах, уход за домашними животными, комнатными растениями и т.п. | Знать особенности ухода зимой за растениями и животными; сеять и выращивать в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время. | Метапредметные: инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину; соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе). Личностные: понимать нравственный смысл и значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; | Текущий. Работа в группе | 20.02 | . | |
44 | Будь здоров! | 1 | Комбинирован-ный | Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); | Метапредметные: регулировать свое поведение во время игры по отношению к сверстникам. Личностные: понимать необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в зимний период. | Текущий. Самостоя-тельная работа: задание №3, с.27, РТ. | 27.02 | ||
45 | Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) | 1 | Комбинирован-ный | Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.. | Метапредметные: контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. Личностные: осознавать важность благожелательного общения друг с другом во время игры. | Фронталь-ная беседа.. Работа в группе. | 2.03 | ||
46 | Охрана природы зимой Проверочная работа №3 по теме «Зима» | 1 | Комбинирован-ный | Культура поведения в природе зимой. Эмоционально-эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России. | Знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных; знать и соблюдать правила охраны природы во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготавливать простейшие кормушки для птиц; | Метапредметные: анализировать рисунки учебника (условные знаки); рассказывать о правилах охраны природы; обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне», опи-сывать по своим наблюдениям красоту зимней природы; формули-ровать соответ-ствующие правила экологической этики; Личностные: осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты зимней природы; | Текущий. тест (20 мин) | 6.03 | ||
Весна и лето ( 20ч. ) | ||||||||||
47 | Весна и лето | Весенние месяцы | 1 | Комбинирован-ный | Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весна в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края. | Уметь находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Метапредметные:соотносить признаки наступабщей весны в живой и неживой природе,а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме;сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев; характе-ризовать погодные явления весенних месяцев по кар-тинам художников с помощью вырази-тельных средств русского языка; сочинять устный рассказ по картине; Личностные: делиться со сверстниками и взрослыми эмоцио-нально-эстети-ческим впечатлением от красоты весенней природы и произведений словесного и изобразительного творчества. | . Работа в группе: придумать весеннюю закличку. | 9.03 | |
48 | Весна и лето | Весна в неживой природе | 1 | Комбинирован-ный | Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе. | Понять причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой. | Метапредметные: Рассказывать по своим наблюде-ниям о весенних наблюдениях в природе;устанавли-вать причинно- следственные связи между положением Солнца и весен-ними изменениями в природе; состав-лять в рабочей тетради список весенних явлений ,сравнивать иллюстрации учебника; сравни-вать результаты , делать выводы об изменениях погоды в течение весны; Личностные: Понимать смысл проблем безопас-ности(сосульки, лёд на весенних водоё-мах) | .Текущий Работа в паре | .13.03 | |
49 | Весна и лето | Весна — утро года | 1 | Комбинирован-ный урок; | Народные традиции встречи весны. Образ птицы – любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира. | Уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). | Метапредметные: Объяснять ,почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях празднования весеннего Нового года в древней Руси и Нового года у нанайцев в пору весеннего равно-денствия; участво-вать в весеннем празднике по старинному календарю народов своего края; Личностные:осознавать образ весныв мире природы и людей кака поры обновления жизни , символически представленной в образе птицы | .Текущий Работа в группе | 16.03 | |
50 | Весна и лето | Звездное небо весной.
| 41 | Изуче-ние нового матери-ала | Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея иЛев, их изображение на старинных и современных звёздных картах. | Запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. | Метапредметные:Сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия;освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи, соотносить схему созвездия Кассиопеи со старинным рисунком;достраивать схемы созвезий Кассиопеи и Льва в рабочей тетради;использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий, Личностные: воспринимать красоту звёздного неба | .Текущий Итоги занятия подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 73 учебника. После ответов учащихся на эти вопросы учитель читает вывод урока в учебнике. | .20.03 | |
51 | Весна и лето | Весенняя прогулка (экскурсия) | 1 | Экскур-сия | Какие растения называются раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условии , необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям. | Знакомство с раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы. Настрой детей на восприятие информации. | Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их. | Текущий. Работа в паре. | 3.04 | |
52 | Весна и лето | Весеннее пробуждение растений | 1 | Комбинирован-ный урок | Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условии , необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям. | Знакомство с раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы. Настрой детей на восприятие информации. | Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их | Работа в паре: подумать над проблемными вопросами рубрики «Подумаем!» на с. 77 учебника и обсудить между собой свои ответы. | 6.04 | |
53 | Весна и лето | Чудесные цветники весной | 1 | Комбини-рованный; | Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников. | Знать названия культурных растений весенних цветников,уметь находить их в атласе-опреде-лителе; | Метапредметные: Оценивать эмоционально –эстетические впечатления от восприятия растений цветника;выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений; различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов; использо-вать дополнитель-ную литературу ;Личностные: осознавать красоту весенних цветников научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников. | Текущий ТЕСТ | 10.04 | |
54 | Весна и лето | Весна в мире насекомых | 1 | Комбини-рованный | Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым. | Научиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц. | Метапредметные :Обнаруживать взаимосвязь в мире насекомых, обосновать необходимость бережного отношения к насекомым, формулировать соответствующие правила экологической этики. Личностные:оценивать эмоционально –эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых; | Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и выводу на с. 85 учебника. Самостоятельная работа. | 13.04 | |
55 | Весна и лето | Весна в мире птиц и зверей | 1 | Комбини-рован-ный | Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. | Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью текста учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв. Узнавать птиц по рисункам. Обсуждать отношение людей к птицам, формировать соответствующие правила экологической этики. | Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей, осуществлять самопроверку с помощью атласа- определителя;обсуж-дать отношение людей к птицам, формулировать соответствующие правила экологической этики;разыгрывать сценки; Личностные:осозна-вать необходимость бережного отноше-ния к птицам и зверям | Текущий .Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа в паре. | 17.04 | |
56 | Весна и лето | Невидимые нити в весеннем лесу | 1 | Урок обобщения и систематиза-ции знаний, умений и навыков | Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | Метапредметные: рассказывать о взаимосвязях между растениями и живот-ными в весеннем лесу;извлекать из текста и иллюстр-аций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунки и схемы учебника;, соотно-сить их между собой; сравнивать разные виды схем Личностные:осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными. | Проверочная работа. | 20.04 | |
57 | Весна и лето | Весенний труд | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Работы людей весной в старину и в настоящее время ( весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов и т.д). | Уметь проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней | Метапредметные: различать особен-ности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»;. | Текущий . Фронтальный опрос | .24.04 | |
58 | Весна и лето | Старинные весенние праздники | 1 | Комбини-рованный | «Праздников праздник» - Пасха. Проводы весны. Образ берёзы в культуре разных народов. | Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга. Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края. Сравнивать традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России. | Метапредметные: сопоставлять между собой традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России. Личностные: понимать глубокий нравственный смысл народных обычаев., связанный с животворящей силой весенней природы, понимать нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера | Текущий . Творческая работа | 27.04 | |
59 | Весна и лето | Будь здоров! | 1 | Комбини-рованный | Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); | Метапредметные: Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой; формулиро-вать правила здорового образа жизни весной; Личностные: осознавать важность благожелательного общения друг с другом. | Текущий Работа в паре: представить, что к вам приехали корреспонденты из другой республики. Объяснить правила игр так, чтобы журналисты смогли понятно написать о них в газете | 4.05 | |
60 | Весна и лето | Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) | 1 | Урок обобщения и систематиза-ции знаний, умений и навыков; | Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период. | Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. Личностные: осознавать важность благожелательного общения друг с другом. | Работа в группе , в паре | 8.05 | |
61 | Весна и лето | Охрана природы весной | 1 | Урок контроля умений и навыков. | Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездований для птиц. Страницы Красной книги России. | Знать, что природа — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения; знать правила охраны природы весной; изучать страницы Красной книги; | Метапредметные: Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России.Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. Д.). | Текущий Тест 10 мин | 11.05 | |
62 | Весна и лето | Лето красное | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцнворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников. | Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев, наблюдать за погодой, фикси-ровать результаты наблюдений в табли-цах | Метапредметные:соот-носить признаки лета в неживой и живой природе, ; описывать красоту летней природы и произве-дений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные сред-ства родного языка; называть те черты в судьбе и произведе-ниях художников, которые вызвали эмоциональное пере-живание у каждого из учащихся; сравнивать старинные и современ-ные названия весенних и летних месяцев, делать выводы об изменениях погоды в течение лета; Личностные:оценивать своё эмоционально- эстетическое впечатление по отношению к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества. | Текущий Фронтальный и индивидуаль-ный опрос | 15.05 | |
63 | Весна и лето | Летние праздники и труд | 1 | Комбинированный. | Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края. | Знать виды земледельческого труда в его старинных и современных формах; иметь представление о народных обычаях празднования старинных летних праздников. | Метапредметные: Научиться выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе (селе).Личностные:осознавать нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, подводя итог полученным в течение года знаниям | Текущий Фронтальный и индивидуаль-ный опрос | 18.05 | |
64 | Весна и лето | Экскурсия на луг | 1 | Экскурсия | Признаках летних явлений природы и особенностях жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев. | Знакомство с цветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми цветущей природы. | Умение наблюдать за жизнью насекомых, птиц, воспринимать информацию об окружающем мире, Бережное отношение к окружающей природе определять, формули-ровать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклас-сниками;осуществлять поиск необходимой информации в специи-альной и учебной лите-ратуре для выполнения заданий и решения задач;стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | работе в паре и группе. | .22.05 | |
65 | Весна и лето | Безопасность на улицах и дорогах | 1 | Комбинированный. | Понятия: дорога, составные части дороги; левостороннее и правостороннее движение | Познакомить с понятием дорога и её составные части, правостороннее и левостороннее движение. Познакомить с «Памятка поведения во время каникул». | Уметь использовать полученные знания в ходе викторины по изученным темам. | Викторина «Самый внимательны й» | 25.05 | |
66 | Весна и лето | Повторение изученного за год. Проверочная работа №4 «Весна и лето» | 1 | Комбинированный | Метапредмет-ные- определять круг своего незнания, планировать свою работу - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку | Проверочная работа (15 мин) | 29.05 |
Окружающий мир
1) называть (приводить примеры):
- правила здорового и безопасного образа жизни;
- правила поведения в природе, общественных местах, учреждениях культуры;
- основные права граждан России и права ребенка;
- основные древние города Руси и России (не менее 3-4);
2) различать (соотносить):
- прошлое - настоящее - будущее;
- год - век (столетие);
- предметы неживой и живой природы, изделия;
- представителей растительного и животного мира и места их обитания;
- этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;
3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- соотносить событие с датой его происхождения;
- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;
- описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;
- устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;
- составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);
- составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;
- проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты
Результаты изучения курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаковосимволических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм доровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы уроков:
- - урок изучение нового материала;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- -комбинированный урок;
- -урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – сообщение новых знаний
- урок-закрепление знаний
- урок-повторение знаний
- урок – игра
- проверка знаний
Учебное оборудование:
- техические средства ( проектор, компьютер, магнитофон)
- учебные (столы, доска)
- Собственно учебные средства:
- наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
Принципы обучения:
- Принцип научности обучения
- Связи теории с практикой
- Системности
- Принцип сознательности и активности в обучении
- Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
- Принцип наглядности
- Доступность обучения
- Принцип прочности усвоения знаний
Формы подведения итогов:
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
- Работа в паре, в группе
- Написание отзывов на прочитанное произведение
- Срезовые работы (тесты)
- Практические работы
- Творческие работы
- Контрольные работы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспектива" автор Плешакова А.А.,Новицкая М.Ю.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по УМК "Перспектива" автор Плешакова А.А.,Новицкая М.Ю. для 2012-2013 учебного года. В планировании указаны задачи урока, планируе...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе УМК "Перспектива"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива
Данное календарно-тематическое планирование разработано к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. УМК "Перспектива"
2 класс. УМК "Перспектива"....
календарно - тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс, УМК "Перспектива"
календарно - тематическое планирование по ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по Окружающему миру 4 класс "Перспектива"
Поурочное планирование уроков...
Календарно - тематическое планирование урово окружающего мира по ОС "Перспектива". 2 класс
Календарно -тематическое планирование уроков окружающего мира по образовательной системе "Перспектива". 2 класс...