Урок- экскурсия "Дорога к первоцветам"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Никонова Алла Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

урока - экскурсии

на тему:

«В дорогу к первоцветам»

 Цель и задачи:

• познакомить учащихся с разнообразием первоцветов, встречающихся на территории Белгородской области;
• формировать бережное отношение к природе
• развивать монологическую речь учащихся, способность выступать перед аудиторией; развивать навыки наблюдения за изменениями в природе,  вызвать желание на самостоятельные исследования
• приобщать учащихся к миру искусства (музыке, литературе, поэзии, картинам).

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка),  инструктивные  карточки, бинокль, фотоаппарат, экскурсионные лупы.

 Место проведения  экскурсии:  смешанный  лес.

 Время проведения:   конец  апреля

 Возраст учащихся: 6-7 лет

        Подготовка учителя к экскурсии:

  1.  Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью
  2.   Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.
  3.   Провести беседу об охране природы.  
  4.   Познакомить учащихся с  произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

               Подготовка учащихся к экскурсии:

      1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

      2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

 «календарная весна» -1 марта; «астрономическая» -21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы (8 апреля).

      3. Поручить учащимся подготовить характеристики  для каждого первоцвета и выступить  данной экспедиции в роли ботаников, художников.

      4. Подготовить детей к восприятию природы. Формировать умение правильно вести себя в лесу.

             

Ход урока

             Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите,   какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

  1. Нельзя разжигать костер в лесу  пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  2. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  3. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
  4. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  5. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

    

 Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.

 Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

    «Как , февраль, ни злися,

     Как ты, март, ни хмурься,

     Будь хоть снег, хоть дождик-

     Всё весною пахнет!»

                                 А. Майков

  - О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Прилетели птицы).

- Какие признаки весны вы знаете? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).

 

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

  

                     Основная часть      

  1. Весенние изменения в неживой природе.  Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)   

- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

                2. Весенние изменения в живой природе.

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Приложение 1)

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).

- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).

  1. Во время экскурсии вам придется выполнить задания по  группам (Приложение 2)

     

 Задание для 1 группы: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов  цветущих травянистых растений; определяют их,  не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

Название растения

Особенности внешнего строения

Цветка (зарисовка)

Листьев (зарисовка)

     Задание для 2 группы: оно выполняется на основе решения учебной задачи такого содержания. Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка  не цветут - почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

      Задание для 3 группы: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на  вопросы:

  1. Как часто насекомые посещают эти цветки?
  2. Чем обусловлена окраска цветков?
  3. Как размножаются эти растения?

Отвечая на эти вопросы,  учащиеся рассматривают   первоцветы  и делают их фотографии.

                                                                                 

  4.Сбор учащихся всех   групп  для выполнения следующего задания.

  5. Практическое  задание:  учащиеся находят красивый уголок природы и делают зарисовку.

 Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания   на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.Чтение наизусть стихотворений о весне и о первоцветах.

Фото материалы экскурсии «В дорогу к первоцветам» (Приложение 3)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Колосковская средняя общеобразовательная школа»

Комитет Образования « Город Валуйки и Валуйский район»

Операция «Первоцвет»

Номинация «Лучшая

пропагандиско-просветительская

работа»

Экскурсия

В дорогу к первоцветам

                                                                                                                                       

                                                                                                                                          Автор : Никонова

                                                                                                  Алла Александровна,

                                                                                                   учитель начальных классов

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект "Первоцвет"

Задачи:1. Образовательные:1.1.          Углубление знаний о Красной книге и ознакомление учащихся с разнообразием видов первоцветов;1.2....

Интегрированный урок по чтению и изо по теме "Весение первоцветы"

Данный урок был дан в рамках проведения открытого методического объединения для учителей начальных классов ЦО №491 в апреле 2011 года. Урок проводился в классе по ИЗО и художественному труду двумя ...

Конспект урока "Весна. Берегите первоцветы". 1 класс

Конспект урока по окружаещему миру. Цель урока: познакомить детей с с разнообразием раннецветущих растений , воспитывать бережное отношение к природе....

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Тема урока:«Раннецветущие растения. Первоцветы» Предмет: Окружающий мир (УМК «Перспектива») Класс:2. Тип урока:урок открытия нового знания

.Цель:  достижение образовательных результатов  посредством технологии  развития критического мышления....

КЛАССНЫЙ ЧАС «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " + ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ"

КЛАССНЫЙ ЧАС  «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " + ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ"...

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ " КЛАССНЫЙ ЧАС «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ" (1 КЛАСС)

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ " КЛАССНЫЙ ЧАС  «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ" (1 КЛАСС)...