Урок- экскурсия "Дорога к первоцветам"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока - экскурсии
на тему:
«В дорогу к первоцветам»
Цель и задачи:
• познакомить учащихся с разнообразием первоцветов, встречающихся на территории Белгородской области;
• формировать бережное отношение к природе
• развивать монологическую речь учащихся, способность выступать перед аудиторией; развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования
• приобщать учащихся к миру искусства (музыке, литературе, поэзии, картинам).
Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, экскурсионные лупы.
Место проведения экскурсии: смешанный лес.
Время проведения: конец апреля
Возраст учащихся: 6-7 лет
Подготовка учителя к экскурсии:
- Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью
- Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.
- Провести беседу об охране природы.
- Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:
«календарная весна» -1 марта; «астрономическая» -21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы (8 апреля).
3. Поручить учащимся подготовить характеристики для каждого первоцвета и выступить данной экспедиции в роли ботаников, художников.
4. Подготовить детей к восприятию природы. Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Ход урока
Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
- Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.
Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
«Как , февраль, ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик-
Всё весною пахнет!»
А. Майков
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Прилетели птицы).
- Какие признаки весны вы знаете? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Основная часть
- Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).
- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
2. Весенние изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Приложение 1)
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).
- Во время экскурсии вам придется выполнить задания по группам (Приложение 2)
Задание для 1 группы: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:
Название растения | Особенности внешнего строения | |
Цветка (зарисовка) | Листьев (зарисовка) | |
Задание для 2 группы: оно выполняется на основе решения учебной задачи такого содержания. Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут - почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?
Задание для 3 группы: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:
- Как часто насекомые посещают эти цветки?
- Чем обусловлена окраска цветков?
- Как размножаются эти растения?
Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.
4.Сбор учащихся всех групп для выполнения следующего задания.
5. Практическое задание: учащиеся находят красивый уголок природы и делают зарисовку.
Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.Чтение наизусть стихотворений о весне и о первоцветах.
Фото материалы экскурсии «В дорогу к первоцветам» (Приложение 3)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Колосковская средняя общеобразовательная школа»
Комитет Образования « Город Валуйки и Валуйский район»
Операция «Первоцвет»
Номинация «Лучшая
пропагандиско-просветительская
работа»
Экскурсия
В дорогу к первоцветам
Автор : Никонова
Алла Александровна,
учитель начальных классов
2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - проект "Первоцвет"
Задачи:1. Образовательные:1.1. Углубление знаний о Красной книге и ознакомление учащихся с разнообразием видов первоцветов;1.2....
Интегрированный урок по чтению и изо по теме "Весение первоцветы"
Данный урок был дан в рамках проведения открытого методического объединения для учителей начальных классов ЦО №491 в апреле 2011 года. Урок проводился в классе по ИЗО и художественному труду двумя ...
Конспект урока "Весна. Берегите первоцветы". 1 класс
Конспект урока по окружаещему миру. Цель урока: познакомить детей с с разнообразием раннецветущих растений , воспитывать бережное отношение к природе....
Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».
День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство с новым материалом.Цели урока: 1....
Тема урока:«Раннецветущие растения. Первоцветы» Предмет: Окружающий мир (УМК «Перспектива») Класс:2. Тип урока:урок открытия нового знания
.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления....
КЛАССНЫЙ ЧАС «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " + ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ"
КЛАССНЫЙ ЧАС «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " + ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ"...
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ " КЛАССНЫЙ ЧАС «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ" (1 КЛАСС)
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ " КЛАССНЫЙ ЧАС «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ" (1 КЛАСС)...