рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
рабочая программа (окружающий мир, 4 класс) по теме
Содержание
1.Пояснительная записка.
2 . Цели изучения окружающего мира в 4 классе.
3.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
4. Основные содержательные линии
5. Результаты обучения.
6. Содержание тем учебного курса.
7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ.
8. Учебно-тематический план.
9. Учебно-методические средства обучения.
10. Календарно-тематическое планирование.
11. Контрольно-измерительные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpokr4.docx | 134.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Греково-Степановская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета «___» 08.2012 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора ______Т.А.Алексеева «___» 08. 2012г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _______Е.Г.Пащенко Приказ №___ от___ 08.2012 г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
для 4 класса
Составитель: Биганашвили
Галина Николаевна
2012-2013учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка.
2 . Цели изучения окружающего мира в 4 классе.
3.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
4. Основные содержательные линии
5. Результаты обучения.
6. Содержание тем учебного курса.
7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ.
8. Учебно-тематический план.
9. Учебно-методические средства обучения.
10. Календарно-тематическое планирование.
11. Контрольно-измерительные материалы.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Окружающему миру» разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013учебный год: Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 года № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Приказ Минобразования России от 9.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
- Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир» в двух частях.- М: Просвещение,2008г, а также рабочей тетради на печатной основе «Тетрадь по окружающему миру. 4 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение», 2012.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа рассчитана на 68 часов, в учебном плане МБОУ Греково-Степановская СОШ на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Данный объем учебной нагрузки соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- составлять план учебной статьи;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- работать с различными картами;
- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».
К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.
Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.
Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.
Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.
Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.
Раздел № 5 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.
Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.
Результаты обучения.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
– Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
– способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
– что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории;
особенности исторической карты;
– некоторые современные экологические проблемы;
– природные зоны России;
– особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые,
водоемы, природные сообщества;
– исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время,
Новейшее время;
– важнейшие события и великих людей отечественной истории;
– государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
– распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие
полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга
пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края; проводить наблюдения природных тел и явлений;
– в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
– приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
– соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
– приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; приводить примеры народов России;
– самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
– применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание
иллюстрации;
– владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Содержание тем учебного курса.
Земля и человечество (10).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (98ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Учебно-тематический план
№ темы | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Общее | Экскурсии | Практические работы | Контроль | ||
1. | Земля и человечество | 10 | - | 3 | Тест№1,2,3 |
2. | Природа России | 11 | - | 3 | Тест№4,5,6,7,8,9,10,11 |
3. | Родной край – часть большой страны | 14 | 3 | 4 | Тест№12,13,14,15,16,17,18,19 Проверочная работа |
4. | Страницы всемирной истории | 5 | - | - | Фронтальный опрос |
5. | Страницы истории России | 20 | 1 | 1 | Тест№20,21,22, |
6. | Современная Россия | 8 | - | - | Тест№23,24 Итоговая проверочная работа |
- | - | ||||
Итого | 68 (2 раза в неделю) |
Учебно-методические средства обучения
Программа «Мир вокруг нас». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2009.
- 1.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2009.
- 2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2007.
- 3. Тетрадь «Проверь себя» .А.А. Плешаков.4класс.в 2-х ч.- М.: Просвещение,2012г.
- 4. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010.
- О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс.
Москва. «ВАКО». 2007
- Тесты. Начальная школа.4класс:Учеб.метод.пособие/Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова и др.- 2-е изд.исправ.-М.:Дрофа,2003.-144с.: ил.
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ п/п | Тема урока | Сроки | Форма урока | Обязательный результат обучения | Элементы обязательного минимума образовния.ИКТ | Формы контроля | Домашнее задание |
Земля и человечество(10ч) | |||||||
1. | Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. | 5.09 | Введение в тему. | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете | Солнце. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли презентация | Текущий | Прочитать текст, вопросы, с. 4-8, задания, с.8 |
2. | Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. | 6.09 | Введение в тему. | Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели | Солнце. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли презентация | Фронтальный опрос. Практическая работа | Уч.с.14отв.на вопр, с.15задание1 |
3. | Срезовая работа (тест).Звёздное небо – великая книга природы. | 12.09 | Введение в тему. | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий | Солнце. Земля — планета, общеепредставление о форме и размерах Земли Промежуточный контроль(тест 20мин). презентация | Индивидуальный(тест№1)20мин Практическая работа | Уч.с.21»Проверь себя» Р.т.с.8зад2 |
4. | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. | 13.09 | Введение в тему. | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Индивидуальный опрос (тест№2) 10мин Практическая работа | Прочитать текст, вопросы, с.22-29, задания 1, 2, с.29 |
5. | Пояса Земли. | 19.09 | Систематизация знаний. | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | Практическая работа | Уч.с.30-34, вопросы ,задание 1, с.34, р.т. с. 11з5 |
6. | Мир глазами историка | 20.09 | Обобщение знаний | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Тест №3 (10мин) | уч.с.35-41. задания 1, 2, с.41 |
7. | Когда и где. История – путешествие в глубь времён. Карта – помощница. | 26.09 | Обобщение знаний | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Фронтальный опрос Практическая работа | Уч.с46, задания 1, 2 |
8. | Прошлое и настоящее глазами эколога. | 27.09 | Обобщение знаний | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране | Человек - часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния | Фронтальный опрос | уч, с. 53, задание 3, т.с.16 |
9. | Сокровища Земли под охраной человечества. | 2.10 | Обобщение знаний | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе | Фронтальный опрос | Учс60-62читать, Р.т.с18-19 |
10. | Обобщение по разделу «Земля и человечество». | 4.10 | Обобщение знаний | Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу | Охрана растительного и животного мира | Самостоятельная работа (10 мин) | Написать сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий мир». |
11. | Равнины и горы России. | 9.10 | Введение в тему. | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина | Фронтальный опрос Практическая работа | Учс.71, задание 4,р. т.с.22 |
12. | Моря, озёра и реки России | 11.10 | Обобщение знаний | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | Тест №4 Практическая работа | Уч.задание 4, с.75 |
13. | Зона арктических пустынь | 16.10 | Введение в тему | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Тест№5. Практическая работа | р. т.с.27 по вариантам |
14. | Тундра. | 18.10 | Систематизация знаний. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Тест№6. Практическая работа | Прочитать с.87,р. т.с.31 З.9 |
15. 16 | Леса России. Лес и человек. | 23.10 25.10 | Обобщение знаний. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным | Тест№7 Практическая работа | С. 98- 113 вопросы «Проверь себя», составить памятку |
17. | Зона степей. | 6.11 | Введение в тему. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Тест№8. Фронтальный опрос Практическая работа | Прочитать текст, вопросы, с.114-122, задания 1, 2, |
18. | Пустыни. | 8.11 | Введение в тему. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Тест№9. Фронтальный опрос Практическая работа | Прочитать текст, вопросы, с.122-131. |
19. | У Чёрного моря. | 13.11 | Введение в тему. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны | Тест№10. Фронтальный опрос Практическая работа | р. т.с.45 |
20. 21. | Экологическое равновесие. Обобщение «По природным зонам России». | 15.11 20.11 | Систематизация и обобщение знаний. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных | Тест№11. Работа с Красной книгой родного края | Прочитать с.141, 142; повторить раздел «Природа России». |
22. | Наш край. | 22.11 | Введение в тему. | Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Текущий | Устный рассказ «Мой край», сочинение «Что я расскажу иностранцам о своём посёлке». |
23. | Поверхность нашего края. | 27.11 | Введение в тему. Экскурсия | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Тест№12. Текущий | Прочитать текст, вопросы. С.147-153, задания 1-4, |
24. | Водоёмы нашего края. | 29.11 | Комбинированный | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки | Водоемы родного края (названия, краткая характеристика) | Графический диктант | Прочитать текст, вопросы, с.154-158, задания 2, 3, с.157 |
25. | Наши подземные богатства. | 4.12 | Введение в тему. | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Текущий Тест№13 Практическая работа | Прочитать текст, вопросы, с.159-170, |
26. | Земля – кормилица. | 6.12 | Введение в тему. | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Почва, ее состав | Текущий Тест№14 | Р.т.с.54 |
27. | Жизнь леса. Лес – природное сообщество | 11.12 | Введение в тему. | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей раз ных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | Тест№15. Работа с Красной книгой | Прочитать текст, вопросы, с.175-182, задания 1, 2, |
28. 29 | Экскурсия на луг. Жизнь луга. Луг – природное сообщество. | 13.12 18.12 | Введение в тему. | Графический диктант Практическая работа | Прочитать текст, вопросы, с.182-190, задания 3, 5, с.190, задания 11, 12, р.т.с.62 | ||
30. 31. | Экскурсия на речку. Жизнь пресного водоёма. | 20.12 25.12 | Введение в тему. Урок-игра | Текущий. Тест№16. Практическая работа | Прочитать текст, вопросы, с.191-200, задания 2. 4, с.199, задания 9, 10, т.с.67 | ||
32. | Растениеводство в нашем крае. | 27.12 | Введение в тему. | Знать отрасли растениеводства. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Тест №17 Практическая работа | Прочитать текст, вопросы, с.201-207, задание 4 |
33. | Незаметные защитники урожая. | 15.01 | Обобщение знаний. | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Фронтальный опрос Тест №18 | Прочитать текст, вопросы, с.208-213, задание 3, |
34. | Животноводство в нашем крае. | 17.01 | Введение в тему. | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Фронтальный опрос | Прочитать текст, вопросы, с. 214-222 |
35. | Обобщающий урок – игра «Я знаю родной край». | 22.01 | Обобщение знаний. Урок-игра | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе | Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе | Проверочная работа | |
36. | Начало истории человечества. | 24.01 | Введение в тему. | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | Человек - часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Фронтальный опрос | Прочитать текст, с.4-7, р.т.с.4 |
37. | Мир древности: далёкий и близкий. | 29.01 | Комбинированный | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | Фронтальный опрос | Прочитать текст, вопросы, с.14, задание 4 | |
38. | Средние века: время рыцарей и замков. | 31.01 | Комбинированный | Звать историю Средних веков | Фронтальный опрос | Р.т.с.7-8 | |
39. | Новое время: встреча Европы и Америки. | 5.02 | Комбинированный | Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | Уч.с.27. задание 6 |
40. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 7.02 | Комбинированный | Знать выдающихся людей новейшего времени | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | Прочитать текст, вопросы, с.28-31, задания 1-3, с.32 |
41. | Жизнь древних славян. | 12.02 | Комбинированный | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России | Фронтальный опрос Тест№19 | Р.т.с.16 |
42. | Во времена Древней Руси. | 14.02 | Комбинированный | Фронтальный опрос Тест№20 | Прочитать текст, вопросы, с.40-45, задания. С.45 | ||
43. | Страна городов. | 19.02 | Комбинированный | Тематический | уч.с.53 (по вариантам), задание 5 | ||
44. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 21.02 | Комбинированный | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Фронтальный опрос | Р.т.с.22 |
45. | Трудные времена на Русской земле. | 26.02 | Комбинированный | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Фронтальный опрос | Прочитать текст, вопросы, с.59-64, задания 5 |
46. | Русь расправляет крылья. | 28.02 | Комби | Фронталь | Прочитать | ||
нированный | ный опрос Тест№21 | текст, вопросы, с.65-69, задания, с.69 | |||||
47. | Куликовская битва | Комбинированный | Фронтальный опрос | Прочитать текст, вопросы, с.70-74, задание 4 | |||
48. | Иван III | Комбинированный | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | Р.т.с.32 | |
49. | Мастера печатных дел | Комбинированный | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, ре- формы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | Прочитать текст, вопросы, с.82-86, задания, с.86 | |
50. | Патриоты России | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос Тест№22 | Прочитать текст, вопросы, с.87-91, задание 3 | ||
51. | Петр Великий | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург | Фронтальный опрос | Прочитать текст, вопросы, с.94-100 | ||
52. | Михаил Васильевич Ломоносов | Комбинированный | Знать историю развития образования на Руси | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | Р.т.с.42 | |
53. | Екатерина Великая | Комбинированный | Знать реформы Екатерины Великой | Выдающиеся люди разных эпох | Тематический | Прочитать текст, вопросы, с.105-111задание 6 | |
54. | Отечественная война 1812 года. | Комбинированный | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос Презентация | Прочитать текст, вопросы, с.112-119, задание 4 | |
55. | Страницы истории ХIХ века | Комбинированный | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России | Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) | Фронтальный опрос Тест№23 | Прочитать текст, вопросы, с.122-126, задания, с.126 | |
56. | Россия вступает в ХХ век. | Комбинированный | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России | Тематический | Р.т.с.55 | |
57. | Страницы истории 20-30 годов | Комбинированный | Знать страницы истории России в 1920-1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Фронтальный опрос | Прочитать текст, вопросы, с.136-139, задания, задание 4 | |
58. | Великая война и Великая Победа. | Комбинированный | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей | Государственные праздники (День Победы) | Фронтальный опрос Презентация | Прочитать текст, вопросы, с.140-146, задания,задания 5, 6 | |
59. | Страна, открывшая путь в космос. | Комбинированный | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Фронтальный опрос | Уч.с.150, задание 3,Р. т.с. 63 | |
60. | Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества» | Комбинированный | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | Тест №24 | |||
61. | Основной закон России и права человека | Комбинированный | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | Человек - член общества. Россия (Российская Федерация) -наша Родина. Государственные праздники (День Конституции) | Фронтальный опрос | Прочитать текст, вопросы, с.156-159, задания, с.159, задание 6, т.с.69 | |
62. | Дети имеют право на особую заботу и помощь | Комбинированный | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | Фронтальный опрос | Прочитать текст, вопросы, с.160-163, задания, с.163 | ||
63. | Мы – граждане России | Комбинированный | Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Человек - член общества. Президент Российской Федерации - глава государства. Федеральное собрание | Фронтальный опрос | Прочитать текст, вопросы, с.164-167, задания, с.167 | |
64. 65. | Славные символы России. Такие разные праздники | Комбинированный | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники. отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей) | Фронтальный опрос Ресурс.интерн. | Прочитать текст, вопросы, с.168-174, задания, с.174 | |
Фронтальный опрос | с.179, задания 2, 4, т.с.77 | ||||||
66. 67 | Путешествие по России | Комбинированный | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни городов России: картины быта, труда, традиций людей | Фронтальный опрос | Подготовить презентацию о любом городе России Подготовка к проверочной работе | |
68. | Итоговая проверочная работа | Комбинированный | Контроль и оценка знаний и практических умений |
Контрольно-измерительные материалы
по окружающему миру
в 4классе
Тест №1 «Планеты Солнечной системы»
Выбери верное высказывание:
1. Планеты Солнечной системы изучают ...
а) географы; б) химики;
в) астрономы; г) физики.
2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их .
а) 7; б)9; в) 11.
3. Плутон - это ...
а) самая большая планета Солнечной системы;
б) самая маленькая планета Солнечной системы;
в) планета, равная по величине планете Земля.
4. Относительно Солнца планеты расположены так:
а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
5. Есть ли у Земли естественные спутники?
а) есть, один; б) нет; в) есть, два.
6. Какая планета названа в честь римского бога войны?
а) Плутон; б) Нептун;
в) Марс; г) Сатурн.
Тест №2 «Звездное небо»
Выбери верное утверждение:
1. Галактика, в которой мы живем, называется ...
а) Туманность Андромеды;
б) Большое Магелланово облако;
в) Млечный путь.
2. Звезда-это ...
а) раскаленный газовый шар;
б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.
3. Созвездия - это ...
а) группы звезд, изменяющие свои очертания;
б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.
4. Звезда Сириус находится в созвездии ...
а) Скорпион; б) Большая Медведица;
в) Большой Пес; г) Телец.
5. Полярная звезда всегда находится на ...
а) юге; б) севере;
в) западе; г) востоке.
6. Самые яркие звезды имеют ... цвет:
а) красный; б) желтый;,
в) голубой; г) белый.
Тест№3 «Тепловые пояса»
Найди продолжение высказывания.
1. Различные участки Земли солнце нагревает ...
а) одинаково;
б) по-разному.
2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю ...
а) отвесно; б)наклонно.
3. Полярные пояса ограничены линиями ...
а) Северный и Южный тропики;
б) Северный и Южный полярные круги.
4. В умеренных поясах летом день ...
а) короче ночи;
б) равен ночи;
в) длиннее ночи.
5. Тропический пояс проходит через ...
а) Южный тропик;
б) экватор;
в) Южный полярный круг.
Тест №4 «Равнины и горы России»
Продолжи высказывание:
1. Наша Ростовская область расположена на ...
а) Средне-Сибирском плоскогорье;
б) Восточно-Европейской равнине;
в) Западно-Сибирской равнине.
2. Каменным поясом земли называли ...
а) вулканы Камчатки;
б) Кавказские горы;
в) Уральские горы.
3. Самые высокие горы России - это ...
а) Саяны;
б) Алтай;
в) Кавказские горы;
г) вулканы Камчатки.
4. Восточно-Европейская равнина - это ...
а) холмистая равнина;
б) плоская равнина.
5. В Список Всемирного наследия включены ...
а) вулканы Камчатки;
б) Саяны;
в) Алтай.
6. Ильменский заповедник расположен ...
а) на Кавказе;
б) в Саянах;
в) на Урале.
Тест №5 «Моря, озера и реки России»
1. Самое большое по площади озеро России - это
а) Онежское;
б) Байкал;
в) Каспийское.
2. Река, впадающая в Каспийское море, - это ...
а) Дон; б) Волга; в) Кама.
3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, - это ...
а) Енисей; б) Обь; в) Лена.
4. Самая длинная река России - это ...
а) Волга; б) Лена;
в) Обь; г) Енисей.
5. Море Атлантического океана на территории России - это ...
а) Японское море;
б) Балтийское море;
в) Черное море.
6. Какие озера в народе называют
«Онего-батюшко и Ладога-матушка»?
а) Аральское и Каспийское моря;
б) Ладожское и Онежское озера.
7. В Список Всемирного наследия внесено
а) Белое море;
б) озеро Байкал.
Тест №6 «Арктика»
1. Природная зона арктических пустынь расположена ...
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.
2. Территория зоны ...
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились ...
а) суровые условия; б) комфортные условия.
4. В ледяной зоне растут ...
а) кедры, березы, черемуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.
5. В Арктике обитают животные: ...
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, рыси;
в) моржи, тюлени, белые медведи.
6. Найдите верную цепь питания:
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь;
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени.
7. Арктический заповедник расположен ...
а) на земле Франца Иосифа;
б) на Северной земле;
в) на острове Врангеля.
8. Большое скопление птиц на скалах называют ...
а) «птичьи рынки»; б) «птичьи базары».
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей,
расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».
Тест № 7 «Тундра»
1. Зона тундры расположена ...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2. Тундра расположена ...
а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах.
3. В тундре ...
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
4. Главное занятие коренного населения тундры - ...
а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие.
5. Растения тундры ...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
6. К тундровым растениям относятся ...
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
7. В тундре обитают ...
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.
8. Укажи верную цепь питания:
а) растения — лемминги — полярные совы;
б) комары, мошки — полярные куропатки — песцы;
в) растения — кречеты — волки.
9. Тундровый заповедник расположен ...
а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.
Тест №8 «Природная зона лесов»
1. Природная зона лесов состоит из ...
а) 5 частей; б) 2 частей; в) 3 частей; г) 1 части.
2. Самую большую территорию занимают ...
а) смешанные леса; б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.
3. Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.
4. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы; б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы.
5. Лесным исполином называют ...
а) благородного оленя; б)лося; в) медведя.
6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх;
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
7. Экологические проблемы лесной зоны связаны ...
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.
8. На территории зоны лесов расположен заповедник:
а) Таймырский; б) Кандалакшский;
в) Приокско-Террасный; г) остров Врангеля.
9. Фитонциды - это:
а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;
б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.
10. Охрана лесов - это:
а) обязанность государства;
б) обязанность государства и долг каждого гражданина;
в) забота самих обитателей леса.
Тест №9 «Зона степей»
1. Зона степей расположена на ... нашей страны:
а) севере; б) востоке; в) юге.
2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:
а) розовым; б) зеленым; в) желтым; г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей - это
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
4. К степным птицам относятся ...
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.
5. Для растений степи характерны:...
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: ...
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
7. Какая из цепей питания характерна для степи:
а) ежевика — лемминг — песец;
б) водоросли — рачки — сайка — гагарка;
в) растения — заяц-беляк — рысь;
г) зерно — суслик — орел-беркут.
8. Основным занятием населения степей является ...
а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство.
9. В, Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:...
а) кречет, стерх, краснозобая казарка;
б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;
в) зубр, филин, женьшень.
Тест № 10 «Пустыни»
1. Пустыни занимают...
а) огромную территорию в центральной части России;
б) небольшую территорию по берегам северных морей;
в) небольшую территорию на юго-западе страны.
2. В пустыне
а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая Зима;
б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;
в) ярко выделяются все четыре времени года.
3. Пустыни России ...
а) каменные; б) песчаные; в) глиняные.
4. В пустыне...
а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;
б) выпадает малое количество осадков;
в) чаще всего осадков не бывает.
5. Растения пустыни ...
а) высокие, широколиственные;
б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;
в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.
6. Животные пустыни ...
а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни;
б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех;
в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы.
7. К растениям пустыни относятся:
а) ковыль, полынь, тюльпан; б) морошка, брусника, черника;
в) колосняк, солянка, джузгун.
8. К животным пустыни относятся:
а) корсак, сайгак, тушканчик; б) рысь, лев, тигр;
в) морж, тюлень, медведь.
9. Экологическими проблемами пустыни являются:
а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;
б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;
в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.
10. Пустынный заповедник:
а) Баргузинский; б) Черные земли; в) Приокско-Террасный.
Тест №11 «Черноморское побережье Кавказа»
1. Черноморское побережье Кавказа расположено ...
а) в арктической зоне страны; б) в лесной зоне страны;
в) в субтропической зоне страны; г) в степной зоне страны.
2. Субтропики России - это ...
а) обширная зона в центре страны;
б) обширная зона на востоке страны;
в) небольшая зона на побережье северных морей;
г) небольшая зона на побережье Черного моря.
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются деревья:
а) бук, каштан; б) ель, сосна; в) ольха, липа.
4. На Черноморском побережье обитают:
а) пчелы, комары, мошки;
б) цикады, богомолы, олеандровые бражники;
в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки.
5. В Черном море у побережья обитают:
а) киты, морские черепахи, тюлени;
б) медузы, крабы, морские коньки;
в) крокодилы, анаконды, котики.
6. В парках и на улицах городов Черноморск. побереж. растут:
а) кипарисы, пальмы, магнолии; б) липы, джузгун, маки;
в) полынь, типчак, ель.
7. Черное море относится к морям ... океана:
а) Индийского; б) Атлантического;
в) Северного Ледовитого; г) Тихого.
8. О каком животном идет речь в описании: это умные морские животные, хорошие пловцы,
в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей?
а) морской конек; б) кит; в) дельфин; г) морская черепаха.
9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров,
листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу?
а) бук; б) каштан; в) тис; г) самшит.
10. В субтропической зоне:
а) умеренно жаркое лето и теплая зима;
б) жаркое лето и умеренно холодная зима;
в) умеренно теплое лето и холодная зима.
Тест №12 «Мой край»
1. Мой край расположен на материке...
а) Африка; б) Евразия;
в) Австралия; г) Северная Америка.
2. Мой край находится в природной зоне...
а) лесов; б) тундра;
в) степи; г) пустыни.
3. Мой край находится в ...
а) восточном полушарии;
б) западном полушарии.
4. В моем краю растут...
а) кактусы, кипарисы;
б) ягель, клюква, карликовая ива;
в) ель, береза, осина;
г) полынь, ковыль.
5. У нас обитают...
а) волки , зайцы, кабаны; б)косули, лоси ; в) олени, медведи.
6. Мой край дает стране...
а) продукты сельского хозяйства;
б) легковые автомобили;
в) морепродукты.
7. Территория моего края расположена в...
а) тропическом поясе;
б) полярном поясе;
в) умеренном поясе.
Тест №13 «Поверхность и водоемы нашего края»
1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется...
а) балка; б) холм; в) овраг.
2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют...
а) холм; б) гора; в) плоскогорье.
3. Горы, созданные людьми, называют...
а) холмы; б) плоскогорья; в) терриконы.
4. Хранилища воды называют...
а) низменности; б) водоемы; в) плато.
5. К естественным водоемам относятся...
а) пруд, озеро, канал;
б) ручей, море, река;
в) водохранилище, океан, пруд.
6. Какие океаны омывают Россию?
а) Индийский, Тихий, Атлантический;
б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;
в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.
7. Водоемы - это...
а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей,
транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;
б) место обитания животных и растений;
в) украшение Земли.
8. С водоемами связана жизнь следующих животных:
а) утки, лебеди, цапли;
б) трясогузки, совы, кукушки;
в) орлы, аисты, кедровки.
Тест № 14 «Наши подземные богатства»
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают.
а) археологи; б) геологи; в)строители.
2. К полезным ископаемым относятся...
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина.
3. В строительстве используются...
а) торф, железн. руда, самоцветы;
б) песок, глина, гранит;
в) мрамор, каменный уголь, малахит.
4. Металлы получают из...
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, торфа;
в) железной руды, медной руды.
5. При помощи буровых установок добывают...
а) нефть, природный газ;
б) калийную соль, алмазы;
в) мрамор, гранит.
6. В шахтах добывают...
а) известняк, ракушечник, гранит;
б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
в) поваренную соль, жемчуг, графит.
7. В карьерах добывают...
а) известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь.
8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
а) алмаз, известняк, графит;
б) железная руда, поваренная соль, мел;
в) каменный уголь, антрацит, торф.
Тест № 15 «Земля-кормилица» (почвы)
1. Характерными почвами нашего края являются...
а) черноземы; б) подзолистые почвы;
в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.
2. Черноземные почвы преобладают...
а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в степях; г) в пустынях.
3. Плодородие почвы зависит от количества...
а) песка; б) перегноя; в) глины; г) солей.
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
а) вода; б) воздух; в) камни; г) соли.
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
а) песок; б) глина; в) перегной; г) ил.
6. В состав почвы входят...
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7. Для защиты почвы на полях необходимо...
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...
а) 100-150 лет; б) 5-10 лет; в) 250-300 лет; г) 1-2 года.
9. Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей,
что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
Тест №16 «Лес и луг— природные сообщества»
1. Лес называют природным сообществом, потому что...
а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;
б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;
в) весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными.
2. В лесу растения образуют ярусы:
а) верхний - мхи и лишайники, средний - деревья, нижний - кустар;
б) верхний - деревья, средний – трав. растения, нижний - кустарник;
в) верхний - деревья, средний - кустарники, нижний - травы, мхи и лишайники.
3. На деревьях обитают...
а) белки, дятлы, кедровки; б) мыши, зайцы, медведи;
в) кроты, лоси, черви.
4. В лесной подстилке живут...
а) ежи, кроты, землеройки; б) бактерии, насекомые и их личинки;
в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши.
5. К съедобным грибам относятся...
а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы;
б) дождевики, пороховки, шампиньоны-рыжеющие;
в) лисички, рыжики, маслята.
6. На лугу растут...
а) только травянистые растения; б) мхи и лишайники;
в) кустарники и травянистые растения.
7. На лугу живут...
а) лебеди, рябчики, шелкопряды; б) шмели, совы, глухари;
в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки.
8. Растениями луга являются...
а) тимофеевка, клевер, нивяник; б) ландыш, осока, ягель;
в) черника, пион, типчак.
9. Санитарами луга и леса называют...
а) жуков навозника и могильщика, дятла;
б) пчел, кабанов, соек;
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов.
10. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?
а) желуди — мыши — совы;
б) мятлик — мыши — совы; в) остатки растений — дождевой червь — трясогузка.
Тест №17 «Жизнь пресного водоема».
1. К искусственным водоемам относятся...
а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, пруды, каналы;
в) ручьи, реки, озера, моря, океаны.
2. Растения водоема это...
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б) брусника, черника, мох; в) кувшинка, ряска, тростник.
3. Санитарами пресных водоемов считают...
а) рака, беззубку; б) прудовика, катушку;
в) клопа-водомерку, жука-плавунца.
4.Живым фильтром называют...
а) головастиков; б) раков; в) двустворчатых моллюсков.
5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются...
а) люди; б) цапли; в) ондатры; г) бобры.
6. С водоемами связана жизнь...
а) зябликов, трясогузок, соек; б) цапель, уток;
в) лебедей, тетеревов, сов.
7. Водоем называют природным сообществом, потому что...
а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.
8. Болота - это...
а) ненужная и вредная часть природы;
б) природное хранилище чистейшей воды;
в) место жизни многих растений и животных.
9. Хищниками пресных водоемов являются...
а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;
б) караси, мотыли, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики.
10. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что...
а) это плавает ряска;
б) много микроскопических водорослей;
в) на дне много ила.
Тест № 18 «Растениеводство и незаметные защитники урожая»
1. Основными отраслями растениеводства являются...
а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство;
б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство.
2. Село дает городу...
а) продукты питания;
б) продукцию для заводов и фабрик;
в) продукцию для ткацких фабрик.
3. Главными зерновыми культурами являются...
а) картофель, томаты, лен;
б) овес, ячмень, рожь, пшеница;
в) лук, репа, подсолнечник.
4. К овощным культурам относятся...
а) морковь, петрушка, томат;
б) капуста, абрикос, персик;
в) вишня, баклажан, патиссон.
5. К сельскохозяйственным профессиям относятся...
а) ткач, металлург, геолог;
б) агроном, комбайнер, овощевод;
в) цветовод, археолог, инженер.
6. Масло получают из семян...
а) гречихи и ячменя; б) проса и овса;
в) подсолнечника и льна.
7. Жука с десятью черными полосками называют...
а) майским; б) скоробеем;
в) колорадским; в) жужелицей.
8. Врагами тлей являются...
а) канюки; б) златоглазки;
в) синицы; г) божьи коровки.
9. Гусениц яблоневой плодожорки уничтожают...
а) златоглазки; б) пустельги; в) жужелицы; г) скворцы.
10. От мышей и полевок урожай защищают...
а) совы; б) дрозды; в) канюки; г) пустельги.
Тест №19 «Страницы всемирной истории»
Вариант I
1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?
а) история Новейшего времени;
б) история древнего мира;
в) первобытная история.
2. В глубине пещер первобытный человек изображал:
а) животных; б) людей; в) растительность.
3. На берегах какой реки возникло Египетское государство?
а) Нил; б) Дон; в) Нева.
4. Кто, согласно легенде, основал город Рим?
а) Рем; б) Ромул; в) Марс.
5. В Средневековье буддизм возник
а) в Европе; б) в Индии; в) на Ближнем Востоке.
6. В Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли:
а) рыцарь; б) ковбой; в) оруженосец.
7. Какой материк называют Новым Светом?
а) Африка; б) Америка; в) Антарктида.
8. Кто написал картину «Сикстинская мадонна»?
а) Рафаэль Санти; б) Леонардо да Винчи;
в) Даниэль Дефо.
9. С какого года мы ведем отсчет истории Новейшего времени?
а) 1917; б) 1920; в) 1900.
10. Это техническое изобретение XX века:
а) паровоз; б) автомобиль; в) компьютер.
Вариант II
1. Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?
а) история Средних веков;
б) история Новейшего времени;
в) история Древнего мира.
2. Первые орудия труда первобытного человека были из:
а) камня; б) металла; в) дерева.
3. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида-...
а) Эхнатон; б) Хеопс; в) Тутанхамон.
4. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
а) Акрополь; б) Агора; в) Академия.
5. Здания для молитв у мусульман называются:
а) церкви,соборы;
б) буддистские храмы;
в) мусульманские мечети.
6. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом, назывались:
а) литеры; б) литавры; в) лавры.
7. Кто открыл Америку?
а) Фернан Магеллан; б) Христофор Колумб;
в) Михаил Лазарев.
8. Кто автор книги «Робинзон Крузо»?
а) Даниэль Дефо; б) Жюль Верн; в)Рафаэль Санти.
9. Кто первым побывал на Южном полюсе?
а) Роберт Пири; б) Фернан Магеллан;
в) Руаль Амундсен.
Вариант III
1. Следы существования первобытных людей археологи находят:
а) в Восточной Африке; б) в Северной Америке; в) в Центральной Европе.
2. Чем занимались мужчины в первобытном обществе?
а) выкапывали съедобные корешки;
б) ходили на охоту, рыбалку;
в) поддерживали огонь.
3. Существо с телом льва и головой человека, «охранявший» гробницы египетских фараонов:
а) Сфинкс; б) Апис; в) Хеопс.
4. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?
а) гладиаторские бои;
б) театральные представления;
в) конные бега.
5. Здание для молитв у христиан называется:
а) мусульманские мечети;
б) церкви, соборы;
в) буддистские храмы.
6. Книгопечатание появилось:
а) в Средневековье;
б) в Новое время;
в) в Древнем Египте.
7. Великий путешественник, который доказал, что Земля имеет форму шара?
а) Фаддей Беллинсгаузен; б) Михаил Лазарев; в) Фернан Магеллан.
8. Кто автор книги «Дети капитана Гранта»?
а) Жюль Берн; б) Даниэль Дефо; в) Рафаэль Санти.
9. Кто был первым космонавтом?
а) Алексей Леонов; б) Юрий Гагарин; в) Валентина Терешкова.
10. В XX веке было изобретено самое разрушительное оружие в истории:
а) атомное; б) химическое; в) бактериологическое.
Тест №20 «Жизнь древних славян»
Вариант I
1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) семьями;
б) в одиночку;
в) племенами.
3. Посуду делали Древние славяне из:
а) глины;
б) металла;
в) дерева.
4. Богом грома и молнии у Древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
Вариант II
1. Поселение древних славян раскинулось:
а) в западной части Европы;
б) в восточной части Европы;
в) в центральной Европе.
2. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) из кирпича;
в) из столбов деревьев.
3. Праздник Ивана Купалы:
а) в честь воды;
б) в честь Солнца;
в) в честь Земли.
4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:
а) земледелием;
б) бортничеством;
в) рыболовством
Тест №21 «Трудные времена на Руси»
Вариант I
1. Поход монголо-татар возглавил хан...
а) Чингисхан;
б) Батый;
в) Темучин.
2. Какой город первым оказался на их пути?
а) Рязань;
б) Владимир;
в) Новгород.
3. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?
а) Новгород;
б) Рязань;
в) Козельск.
4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?
а) выкуп;
б) налог;
в) дань.
Вариант II
1. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли...
а) монголы;
б) шведы;
в) рыцари-крестоносцы.
2. Разбил шведов на реке Неве князь...
а) Александр;
б) Ярослав;
в) Владимир.
3. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?
а) Мудрый;
б) Невский;
в) Вещий.
4. Когда состоялось Ледовое побоище?
а) 5 апреля 1242 года;
б) 20 мая 1242 года;
в) 5 апреля 1421 года.
Тест №22 «Русь расправляет крылья»
Вариант I
1. Какой монгольский хан привел свои войска к реке Угра?
а) Мамай;
б) Батый;
в) Ахмат.
2. Около какой реки происходила Куликовская битва?
а) Угра;
б) Дон;
в) Волга.
3. Сражение на Куликовом поле состоялось...
а) 8 сентября 1380 года;
б) летом 1380 года;
в) осенью 1480 года.
4. Главный храм на Руси:
а) Троицкий монастырь;
б) Грановитая палата;
в) Успенский собор.
Вариант II
1. Зависимость Руси от Орды закончилась...
а) в 1480 году;
б) в 1380 году;
в) в 1242 году.
2. При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?
а) Иван Калита;
б) Дмитрий Донской;
в) Иван III.
3. Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при...
а) Иване Калите;
б) Дмитрии Донском;
в) Иване III.
4. Объединение разрозненных княжеств на Руси –
эта задача стояла при правлении...
а) Дмитрия Донского;
б) Ивана Калиты;
в) Ивана III.
Тест №23 «Отечественная война 1812года»
Вариант I
1. Во Франции в XVIII веке к власти пришел полководец...
а) Багратион;
б) Наполеон;
в) де Толли.
2. Французская армия вторглась в Россию в...
а) 1821 году;
б) 1818 году;
в) 1812 году.
3. В честь победы над Наполеоном был построен...
а) Петропавловский собор;
б) Храм Христа Спасителя;
в) Спасо-Преображенский собор.
4. После окончания Отечественной войны 1812 года в Москве на
Красной площади соорудили памятник...
а) Минину и Пожарскому;
б) Медный всадник;
в) Екатерине II.
Вариант II
1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен...
а) М.И. Кутузов;
б) А.В. Суворов;
в) Ф.Ф. Ушаков.
2. Бородинская битва произошла...
а) 26 января 1812 года;
б) 26 августа 1821 года;
в) 26 августа 1812 года.
3. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?
а) оставить Москву;
б) дать под стенами Москвы еще одно сражение;
в) признать Наполеона победителем.
4. Война 1812 года называется Отечественной потому, что...
а) главное сражение произошло под Москвой;
б) на войну поднялся весь народ;
в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.
Тест №24 «По страницам истории Отечества»
Вариант I
1. Русский князь, который прибил свой щит к воротам Царьграда.
а) Игорь;
б) Олег;
в) Владимир.
2. Славянскую азбуку создали...
а) Кирилл и Мефодий;
б) Минин и Пожарский;
в) Иоганн Гутенберг.
3. Что выплачивала Русь Орде?
а) Налог;
б) Выкуп;
в) Дань.
4. Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле?
а) Дмитрий;
б) Владимир;
в) Ярослав.
5. На какой реке русская рать с Иваном III встретилась с войском хана Ахмата?
а) Нева;
б) Угра;
в) Дон.
6. В каком году был заложен город на Неве?
а) 1703;
б) 1803;
в) 1817.
7. Город Санкт-Петербург начал строиться с...
а) Петропавловского собора;
б) Крондштата;
в) Петропавловской крепости.
8. Кто из военачальников стал генералиссимусом?
а) Ф.Ф. Ушаков;
б) А.В. Суворов;
в) М.И. Кутузов.
9. Когда началась Первая мировая война?
а) в 1914;
Вариант I I
1. Как стали называть в Древней Руси князя Владимира?
а) Долгорукий;
б) Невский;
в) Красное Солнышко.
2. В Древнем Новгороде городом управляли...
а)посадники;
б) вече;
в) бояре.
3. На какой реке князь Александр побил шведов?
а) Дон;
б) Днепр;
в) Нева.
4. Кокой город стал центром княжества при Иване Калите?
а) Москва;
б) Киев;
в) Новгород.
5. Как прозвали князя Дмитрия после Куликовской битвы?
а) Невским;
б) Донским;
в) Мудрым.
6. В каком году Романовы вступили на престол?
а) 1613;
б) 1720;
в) 1813.
7. По предложению Ломоносова в Москве открыли...
а) Музей;
б) Университет;
в) Парк.
8. Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности?
а) Петр I;
б) Николай II;
в) Александр II
Контрольные работы
Первое полугодие 4 класс
Контрольная работа по окружающему миру за 2 четверть
Дай определение:
1. Суховей – это _________________________________________________________1 балл
2. Сталактит – это _______________________________________________________ 1 балл
3. В какой природной зоне есть песчаные бури? _____________________________ 1 балл
4. Перечисли известные тебе виды карт _____________________________________ 1 балл
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Виды равнин: _________________________________________________________1 балл
6. Виды почв в России: ___________________________________________________1 балл
7. Составные части почвы: ________________________________________________1 балл
___________________________________________________________________________
8. Один из природных факторов, разрушительно влияющий на горные породы и почву, это - _________________________________________________________________1 балл
9. Углубление, с пологими, поросшими растениями склонами, это - _____________1 балл
10. Составь цепь питания на лугу:_______________________________________________ ____________________________________________________________________ 1 балл
11. Опиши погодные условия в зоне степей: _______________________________________ __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 1 балл
12.Заполни таблицу: 3 балла
Название зоны Зима Лето Растения Животные Заповедники
Критерии оценивания: «5» - 14 баллов «4» - 11 - 13 баллов «3» - 8 – 10 баллов «2» - выполнена половина или менее половины работы от 1 – 7 баллов.
Ответы: 1.Суховей – сухой и горячий ветер. 2.Сталактит – сосулька в подземной пещере, растущая сверху вниз. 3. В зоне пустынь. 4. Виды карт: физическая, карта полушарий, карта природных зон, политическая, политико-административная, карта города или села. 5. Плоская, холмистая. 6. Подзолистая, черноземная, болотистая. 7. Перегной, воздух, вода, глина, песок. 8. Вода. 9. Балка. 10. 11. Непродолжительная зима с небольшими морозами и незначительным количеством осадков; короткая бурная весна в большим количеством влаги в почве; солнечное жаркое лето, с сильными ветрами – суховеями, незначительными осадками и частыми засухами.
2 полугодие 4 класс
Контрольная работа по окружающему миру в 4 классе
за 3 четверть.
Ответь на вопросы:
1. Какое государство было образовано не в период Древнего мира? __________________________________________________________________
2. Сколько лет продолжалась эпоха Средневековья?______________________________
3. Какая религия появилась раньше других? ______________________________________
4. Назови три основные религии мира:__________________________________________
5. Период Нового времени продолжался с ________г. по ____________г.г
6. Какую территорию заселили восточные славяне?_________________________________
7. От каких народов христианство пришло на Русь?_____________________________
8. Вече – это_________________________________________________________________
9. Что являлось центром древнерусского города ?________________________________ 10. В каком веке была разработана первая славянская азбука?________________________ 11. Где происходило Ледовое побоище?___________________________________ 12. В каком году произошла Куликовская битва?___________________________________ 13. Кто стал первым царем России?_____________________________________ 14. В каком году наступил конец зависимости Руси от золотой Орды?________________
Критерии оценивания: «5» - выполнены все 14 заданий «4» - выполнено 12-13 заданий (1-2 ошибки) «3» - выполнено 8-11 заданий (3-6 ошибок) «2» - выполнено 7 заданий ( 7 ошибок и более) Ответы: 1. Древняя Русь 2. 1000 лет 3. Буддизм 4. Ислам, христианство, буддизм. 5. С 1500-1900г. 6. Восточноевропейскую равнину. 7. От греков. 8. Вече – собрание всех горожан. 9. Кремль. 10. В 9 веке. 11. На Неве. 12. В 1380г. 13. Иван Грозный 14. 1480г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...