Родословная человека. Живая связь времён.
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
первый урок окружающего мира по разделу "Моё Отечество" | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
в 3 классе по программе
«Школа 2100»
по теме:
«Родословная человека. Живая связь времён»
Учитель начальных классов
Кириченко Ульяна Анатольевна
Тема: Родословная человека. Живая связь времен.
Цель: познакомить учеников с новым направлением курса «Окружающий мир» - обществознанием, формировать интерес к содержанию предмета; познакомить учащихся с первичными представлениями о поколении, родословном древе, происхождении имён и фамилий; формировать у детей чувство уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Постановка проблемы.
1)Знакомство с новым предметом.
-У вас новая удивительная книга. Что написано на её обложке?
-Книги с таким названием вам уже встречались? (мы давно знакомы с таким предметом, на уроках окр. мира мы научились путешествовать по карте мира, проводить наблюдения за природой,..)
-Откройте содержание нового учебника на с.144. прочитайте названия глав.
-С помощью нового учебника вы научитесь считать время, изучать прошлое, объяснять новые слова (государство, власть,…), изучать разные страны, отличать, как жили люди в разные времена, и т.д.
-Итак, отправляемся в путешествие по «реке времени» российской истории…
-Откройте учебник на с.6 и давайте прочитаем, чему будут посвящены наши уроки.
2) Постановка проблемы: существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим?
-В учебнике используются условные обозначения и на с.8 у нас есть знак проблемной ситуации. Давайте прочтём текст и определим проблему урока. Дети по цепочке читают текст и затем отвечают на вопросы:
-Какую основную мысль высказала мама? (Мама сказала, что возвратиться в прошлое можно.)
-Анюта согласилась с мамой? (Нет, она сказала, что в прошлое вернуться нельзя.)
-Вы заметили противоречие? (Мама считает, что вернуться в прошлое можно, а Анюта – что нельзя).
-Какой возникает вопрос? (Кто из них прав? Можно или нет вернуться в прошлое?...)
-Т.Е. мы должны установить существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим.
3. Версии детей, актуализация знаний.
-Какие у вас будут предположения/версии по теме урока?
- Связи времён нет, т.к. нельзя жить в прошлом, мы все живём в настоящем;
- Связь времён есть, т.к. без прошлого не могло бы быть настоящего;
- От людей, которые старше нас мы узнаём о прошлом, но самого прошлого сейчас нет;
- Мы были в музее и видели старинные вещи, которые принадлежали нашим прабабушкам, значит, частицы прошлого есть и сегодня…
-Давйте вспомним то, что знаем. (с.8 – дети читают и отвечают на вопросы учебника;
У нас дома сохранились медали и вещи прадедушки. Он уже давно умер, но его вещи напоминают нам о нём. Значит, связь времён есть.)
4.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Поколение. Родословное древо.
На доске запись: «Что было – видели деды, что будет – увидят внуки».
-Вы рассказали о вещах, которые связывают нас с прошлым. Но только ли вещи связывают нас с прошлым? Рассмотрите фотографии на с.8 и найдите в них общее и различное.
(Различия: первая фотография цветная, а вторая – чёрно-белая. Вторая фотография кажется более старой, чем первая.
Общее: на обеих фото изображены семьи; можно найти черты сходства между людьми, изображёнными на разных фото: усы у мужчины со 2 фото такие же, как у дедушки с 1-ой, причёска молодой женщины похожа на причёску бабушки с другой фотографии; девочки с обеих фото похожи друг на друга, хотя родители у них явно разные)
Так есть ли связь между этими фотографиями? ((На 1-ой изображены бабушки и дедушка Анюты и Илюши в молодости и их мама в детстве, а на 2-ой – семья Диминых сегодня)
-Молодцы, вы очень наблюдательны. Люди, которые родились и живут в одно время, называют ПОКОЛЕНИЕМ.
-Сколько поколений изображено на 1 фото? На 2?
-Рассмотрите иллюстрацию на с.9. Что за дерево здесь изображено? Сколько поколений Диминых оно охватывает? Куда оно уходит своими корнями?
(Такое дерево называют РОДОСЛОВНЫМ ДРЕВОМ, его корни уходят в прошлое, в старину, в те времена, когда жили предки Анюты и Илюши.)
2.Происхождение фамилий.
На доске запись: «В ЛИЦО РЕБЁНОК СЕБЯ НЕ ЗНАЕТ, А ИМЯ СВОЁ ВЕДАЕТ»
-У взрослых имена обычно двойные, н/р, Борис Ильич. Откуда берётся первая часть имени? (дают родители) Откуда вторая и как она называется? (переходит по наследству от отца и называется отчеством) А как называется общее имя, которое носит вся семья? (фамилия) Откуда берётся фамилия?
Чтение учащимися текста на с.10 и выполнения задания.
Чтение текста о происхождении имён (см.10-11) – если осталось время.
5. Выражение решения проблемы.
-Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Существует ли связь времён между прошлым и настоящим?)
-Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?
ВЫВОД: связь между прошлым и настоящим есть, она осуществляется через вещи, имена и фамилии, праздники и обычаи, доставшиеся нам от прошлых поколений. «КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК СВЯЗАН С ПРОШЛЫМ НЕПРЕРЫВНОЙ ЦЕПОЧКОЙ СВОИХ ПРЕДКОВ»
6. Домашнее задание:1) с.11 ответить на вопросы;
2) по желанию: нарисовать родословное древо своей семьи ИЛИ с помощью доп.лит-ры узнать, что обозначает ваше имя, из какого языка оно пришло, какими качествами наделяют обладателя этого имени, подумать, есть ли эти качества у вас, и своё исследование оформить на альбомном листе и оформим в классе выставку «Тайна имени».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор-живая связь времён
Презентация к проекту по Литературному чтению по теме: "УНТ нашего края"...
Конспект внеклассного мероприятия "Связь времён".
В этом конспекте я продолжаю знакомить учащихся с нарушением слуха с историей Кубани....
Живая связь времен
конспект урока по окружающему миру по программе "2100" в 3 классе...
Проект "Фольклор - живая связь времён"
Проект по УНТ http://yadi.sk/d/e3QrOu5RfXPx...
Конспект урока по теме: "Живая связь времен"
Данный урок направлен на формирование у детей чувства уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом....
Технологическая карта Тема: "Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека."
Урок послужит развитию познавательной деятельности обучающихся по данной теме. На уроке применяется дифференцированный подход к обучающимся для того, чтобы каждый ученик мог реа...
9 декабря – День героев Отечества. Герои Отечества - связь времён
Герои Специальной военной операции по защите Донбасса и Луганска, повторишие подвиги героев Великой Отечественной войны...