Проект "Фольклор - живая связь времён"
проект по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс методических разработок «Педагогический Олимп.
Начальное образование» Номинация «Воплощенная мечта»
Неумоина Елена Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 2 г.Калининска Саратовской области»
Автор проекта
Неумоина Елена Николаевна, обучающиеся 3 класса
Фольклор – живая связь времён
Предмет, класс
Краткая аннотация проекта
Проект способствовал воспитанию внимательного и бережного отношения к родному языку, к истории своего края; был направлен на развитие умения анализировать произведения устного народного творчества, рассуждать, прогнозировать, проводить социологические опросы; научил первичным навыкам исследовательской деятельности посредством практического сбора фольклорных произведений и создания отчёта о проделанной работе.
- Повышение мотивации к обучению.
- Повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям.
- Расширение кругозора.
- Получение навыков исследовательской работы.
- Развитие речи и обогащение словаря.
- Воспитание уважения и интереса к фольклору.
- Создание условий для максимальной самореализации каждого ученика.
- Приобщение родителей к совместной деятельности.
Продолжительность проекта
3 недели: 2 урока знакомство с произведениями УНТ на уроках литературного чтения;
1 час экскурсия в библиотеку;
2 часа – групповая работа, внешкольная деятельность с привлечением родителей по собиранию фольклорных произведений местности в которой проживают учащиеся, а также встречи с преподавателями художественной и музыкальной школ, с руководителем краеведческого клуба «Родник»;
1 час родительское собрание – защита проекта.
Содержание, соответствующее образовательным стандартам
Необходимые начальные знания, умения, навыки
- навык чтения и речеведческих умений (определение жанра произведения, анализ фольклорных текстов, работа с литературоведческими и толковыми словарями, чтение и рассказывание произведений УНТ)
- Пользовательские навыки работы на ПК (создание презентации)
- Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернет
Знать:
- что такое текст;
- жанры литературных произведений (стихотворение, рассказ, считалка, пословица и т.д.);
- содержание прочитанных произведений;
- наизусть не менее 3 стихотворений или песен;
Уметь:
- сжатый и полный пересказ прочитанного;
- пользоваться приемами выразительного чтения;
- переносить приемы выразительного устно-речевого общения на чтение текстов;
- рассуждать, делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: Метапредметные: Личностные: | - переходить с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы; - задумываться над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, посредством устного народного творчества превращаются в средство создания образов, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять;
познавательные – поиск и выделение необходимой информации, развитие способности оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; осознанное построение речевого высказывания в устной форме коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение; регулятивные – -целеполагание, способность понимать учебную задачу урока и стремление к её выполнению. Самоопределение, принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Основополагающий вопрос
Почему фольклор называют «учебником жизни»?
- Существует ли фольклор саратовского края.
- Какие произведения устного народного творчества существуют до сих пор в нашем крае.
Учебные вопросы
Как вы понимаете смысл слова «фольклор»?
Какие произведения УНТ вы знаете?
План проведения проекта
- Введение в проект, распределение заданий по группам.
- Чтение произведений УНТ
- Экскурсия в библиотеку, музей, музыкальную и художественную школы, встреча с руководителем краеведческого клуба «Родник»
- Сбор, запись и анализ фольклорных произведений нашего края (беседы с бабушками, дедушками, соседями и т.д.)
- Обобщение результатов, создание коллективных продуктов (презентация, видеоряд сказки, народные игрушки из пластилина и текстиля). Приложение 1
- Защита проекта (выступление на родительском собрании). Приложение 2.
Ресурсы
- Литературное чтение. Родная речь. Учеб.для 3 кл.нач.шк./сост.Л.Ф.Климанова и др.; - М.:Просвещение, 2008.
- «Классный руководитель». Журнал для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе. №4, 2006
- Классные часы / авт. сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО,2008.- 272с. – учебный год К47
- Классные часы: 1 класс /Авт-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008. – С. 242 – 250.
- Использованы материалы: Алексеева И.А. Дружба - это я + ты. Материалы акции. Сеть творческих учителей.
- 4282_klassnychas_DRU.rar\Чаленко И.А. классный час - RAR архив, размер исходных файлов 1 705 984 байт
- http://littlehuman.ru/353
- Круглый год. Русский земледельческий
календарь/Сост.А.Ф.Некрыловой. – М.:Правда, 1991.- 496с.
9. ttp://poslovitsa.yaxy.ru/kontynent/index_50.html – пословицы и поговорки Поволжья
10. http://www.ark.ru/ins/zapoved/zapoved/kurochka-ryaba.html Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147-148
11. http://www.nvsaratov.ru/nvrubr/?ELEMENT_ID=1930
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор-живая связь времён
Презентация к проекту по Литературному чтению по теме: "УНТ нашего края"...
Родословная человека. Живая связь времён.
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа 2100"...
Конспект внеклассного мероприятия "Связь времён".
В этом конспекте я продолжаю знакомить учащихся с нарушением слуха с историей Кубани....
Живая связь времен
конспект урока по окружающему миру по программе "2100" в 3 классе...
Конспект урока по теме: "Живая связь времен"
Данный урок направлен на формирование у детей чувства уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом....
УТРЕННИК "ЖИВАЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ"
ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА УТРЕННИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КО ДНЮ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ "ЖИВАЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ" 3 КЛАСС...
9 декабря – День героев Отечества. Герои Отечества - связь времён
Герои Специальной военной операции по защите Донбасса и Луганска, повторишие подвиги героев Великой Отечественной войны...