МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ "ВОДА"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель урока:
формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Вода».
Задачи:
формирование познавательных УУД: познакомить учащихся со свойствами воды, расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней;
формирование регулятивных УУД:
развивать навыки исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике, умения выделять и формулировать проблемы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;
формирование коммуникативных и личностных УУД:
воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах, группе, умение взаимопомощи в решении общих задач.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок – исследование).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_uroka_2.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель технологической карты урока по ФГОС 2.
Учитель: Знаменщикова Оксана Олеговна
Место работы: МБОУ Гимназия №3 г.о. Самара
Должность:учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема и номер урока в теме : «Вода» (урок№9)
Базовой учебник: Плешаков А. А. Мир вокруг нас. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.
Цель урока:
формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Вода».
Задачи:
формирование познавательных УУД: познакомить учащихся со свойствами воды, расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней;
формирование регулятивных УУД:
развивать навыки исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике, умения выделять и формулировать проблемы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;
формирование коммуникативных и личностных УУД:
воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах, группе, умение взаимопомощи в решении общих задач.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок – исследование).
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, ИКТ.
Необходимое техническое оборудование:
- основные:
- учебник;
- рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир», с.20-23, М. «Просвещение», 2013г.;
- инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для работы в парах, карточки для рефлексии, карточки для проверки домашнего задания.
- Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов (5) . – дополнительные: компьютер, проектор, презентация.
СОТ: технология «метод исследования»
Ход учебного занятия:
Этапы учебного занятия | Содержание учебного материала | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обущающихся | Формируемые УУД | Ориентировочная дозировка времени |
I.Организационный момент. | – Добрый день! Ребята, я рада видеть каждого из вас. Пусть осень прохладой в окна дышит, 1. Предлагаю всем встать в круг и урок начать с игры, которая называется “Поменяйтесь местами те, …” – Поменяйтесь местами те,
2. Прошу сесть на свои места
3.Минутка погоды. - Дежурные расскажите нам о погоде сегодняшнего дня. | Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Встают в круг, выполняют соответствующие действия. Рассаживаются на свои места и отвечают хором:
Дежурный описывает погоду, опираясь на уголок наблюдений «Какая сегодня погода». | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. | 1минута |
II. Вводная беседа.Актуализация знаний. | Проверка домашнего задания. 1) Отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь – Как вы думаете, почему данная загадка прозвучала? – Давайте проверим наши знания по этой теме. Возьмите листочки (Приложение 1) и обозначьте цветом ваше настроение, а затем начинаем отвечать на вопросы: Слайд 2. Вопрос 1. Слайд 6. – Перед взаимопроверкой отгадайте ещё одну загадку. Слайд 7. – Начинаем проверку работ друг у друга, сверяя её с эталоном. Если работа выполнена верно, то должно получится слово, какое? | 1).Актуализирование учебных знаний и умений, необходимых для восприятия нового материала. 2).Актуализирование мыслительных операции, необходимых и достаточных для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. 3).Проверка знаний по теме “Воздух”. | Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом. Выводит вопросы с помощью проектора на экран. Загадывает загадку, подводит к теме предстоящего урока, организует взаимопроверку работ. | Отгадывают загадку. – (воздух) Обозначают цветом своё настроение. Отвечают на вопросы теста. Отгадывают загадку. – (вода) Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают. Читают получившееся слово – вода. | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку). Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. | 5 минут |
III. Постановка учебной задачи. | Слайд 8. А теперь подумайте, как связать отгадку со словом, получившимся при проверке домашнего задания – Сформулируйте тему урока. – Сформулируйте учебную задачу. – Что же такое вода? Слайд 9, 10, 11, 12. Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого. Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей. Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. Слайд 13, 14. | Организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. Напоминает обучающимся, как надо работать в группе | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Вспоминают правила работы в группе. | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. | 5 минут |
IV. Организация исследовательской работы. | 1. Класс делится на 3 группы, каждая группа получает карту для фиксации результатов (Приложение 2) и направляются к столикам для проведения опытов (на столиках лежат инструкционные карты – Приложение 3) Опыт 1.Прозрачность. 2. Демонстрационный опыт. Опыт 6. При нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается. Опыт 7. Фильтрование. 3. Самопроверка по эталону с использованием презентации. Слайд 15,16, 17, 18, 19. | Организация коммуникативного взаимодействия для выведения свойств воды | Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует демонстрацию опытов. Организует коллективную проверку задания. | Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой. Формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в соответствующие строчки своих карт. Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном). Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делигировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. | 10 минут |
V. Физминутка (под музыку). | 2минуты | |||||
VI. Беседа-лекция “Вода в природе”. | – Как вы думаете, много ли воды на Земле? Слайд 20. – Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на ней голубой краски. Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах. Слайд 21. Вода входит в состав любого живого организма: листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах. Слайд 22. Тело животных более половины состоит из воды, а в медузе – 90-95% воды. Даже тело человека на 2/3 состоит из воды. | Уточнение и расширение знаний учащихся о значении воды в природе. | Организует беседу, помогает сделать вывод. | Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения Уточняют и расширяют свои знания о воде. | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. | 7 минут |
VII.Самостоятельная работа. | 1. Слайд 23. – Как определить количества воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.49. 2. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела (Приложение 4) | Фиксирование способа определения количества воды в организме человека с определённой массой тела. | Даёт задание, проводит инструктаж, организует самопроверку. | Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары. | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. | 7 минут |
VIII. Закрепление “Роль воды в жизни человека и охрана вод”. | Слайд 24, 25. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду? Слайд 26, 27. Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь. | Показать значение воды для живых организмов. | Организует беседу, помогает сделать вывод. | Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Уточняют свои знания по данному вопросу. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, оформлять мысли в устной форме. | |
IX. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. | Слайд 28. – Наш урок подходит к концу. 1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах (Приложение 5) Представление работ. 2. “Дерево успеха”. 1). Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите плод. 2). Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – цветок. | 1).Фиксирование нового содержания урока. 2).Оценка результатов учебной деятельности. | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде. Представляют свои работы. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. | 3 минуты |
3). Если не разобрались в теме, было не очень интересно – жёлтый листочек. Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха. 3. Лист самооценки (Приложение 6) Заполните индивидуальный лист своего открытия-познания нового на уроке. Слайд 29. Домашнее задание: 1 группа: учебник с.52, ответить на вопросы; 2 группа: учебник с.52 задание 1, рабочая тетрадь с. 22 № 3, №4, №5 по выбору. Слайды 30. А теперь прошу, ребятки, | Организует рефлексию. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. Даёт комментарий к домашнему заданию. | Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. Убирают свои рабочие места. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе
Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты" 2016г.,ФГОС...
Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)
В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....