Программа по формированию экологической культуры и ЗОЖ.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Зяблева Людмила Юрьевна

Программа для начальной школы. Формирование экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ek.kulture_i_zozh.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта  - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  4. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  5. Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  6. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  7. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  8. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  9. Концепция УМК «Школа 2100», «Школа 21 века».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  1. неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  2. факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  3. чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  4. активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  5. особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Программа построена на основе принципов:

  1. принципа учета индивидуальных возможностей и способностей школьников, который предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему содержания, а соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником;
  2.  принципа охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка, предполагающего создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, экологических акциях (утренней гимнастике, динамических паузах, прогулках, экскурсиях и т.д.).

Целью программы является реализация комплексной системы мер по формированию экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в условиях школы, создание санитарно-гигиенических условий в сочетании с грамотным просвещением и соблюдением принципов  целостности развития личности ребенка.

Задачи:

  1. сформировать представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  2. создать условия для формирования познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  3. сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  4. дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  5. сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  6. научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  7. сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  8. сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  9. обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  10. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  11. научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  12. сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  13. пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье.

Заявленные позиции носят здоровьесберегающий характер, создают безопасную образовательную среду с точки зрения психологической, личностной защищенности каждого школьника.

Направления реализации программы

Направления формирования экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни

Формирование экологической культуры учащихся

Задачи формирования экологической культуры

  1. Удовлетворение   естественного  интереса  школьников к окружающему  миру;
  2. Выработка  у  детей  естественно – научных  представлений  о природе, об уникальности  этой жизни;
  3. Знакомство  с  системой интеллектуальных  и  практических знаний  и умений  по изучению, оценке  и улучшению  окружающей  среды.
  1. Развитие  системы  умений    наблюдать за  живыми  объектами  и явлениями  неживой  природы;
  2. Поддерживать  и укреплять  стремление  детей  к личному  участию  в  практических   делах  по защите  окружающей  среды, к распространению   экологических  знаний, к  следованию  экологическим  нормам  во всех  видах  деятельности;
  1. Привлечение  внимания  к  окружающим  природным  объектам, развитие  видеть красоту окружающего природного  мира,  разнообразия  его красок и форм
  2. Воспитание  чувства  ответственности  за  состояние  окружающей среды, эмоционального  отношения  к природным  объектам.

Виды и формы мероприятий экологической направленности

Беседа (урочная, внеурочная).

 Наблюдения  в природе (урочная, внеурочная).

 Ролевые  игры, конкурсы  рисунков,  экскурсии  (урочная, внеурочная).

 Проектная  деятельность  и практические работы  (урочная, внеурочная).

Уроки: окружающего мира, литературного чтения, математики (задачи экологического характера), технологии


Ценностные установки

Планируемые результаты формирования экологической культуры

Виды и формы экологических мероприятий  школы 1 ступени


1 класс

формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;

с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);

старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;

проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;

пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;



интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;

участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;

выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.



соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Экологический светофор (ролевая игра)

Загадки  Лесовичка (игра)

Секретный разговор (беседа)

Лес благодарит и сердится (проект)

Посвящение в друзей природы.

Птичья столовая (природоохранная акция)

День птиц

Почемучкина поляна (экологическая игра)

Радости и огорчения (экологическая экскурсия)

Кто в лесу живет, что в лесу растет (беседа)

Мой экодом (природоохранная акция)

Осторожно, их мало! (игра)

Работа клуба «Азбука здоровья»



2 класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Письмо зелёному другу

Загадки природы (экологическая игра)

День птиц

Прогулки в Природоград  (беседа)

Редкие растения и животные Вологодской области (беседа)

Птичья столовая (природоохранная акция)

День Земли

Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья

(беседа)

Радости и огорчения (экологическая экскурсия)

День воды

Мой экодом (природоохранная акция)

Зелёная аптека (игра)

Работа клуба «Азбука здоровья»


3 класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Моё дерево (экологический проект)

Зеленый класс  (экологический проект)

День птиц

Посади дерево (экологическая акция)

Удивительное рядом (беседа)

Птичья столовая (природоохранная акция)

День Земли

Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля (беседа)

Радости и огорчения (экологическая экскурсия)

Лукошко грибника (экологическая игра)

Мой экодом (природоохранная акция)

КВН «Пернатые друзья»

Работа клуба  «Азбука здоровья»





4класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Разведка прекрасного и удивительного (экологический проект)

Сохраним природу России (экологический проект)

День птиц

Посади дерево (экологическая акция)  

Планета заболела (викторина)

Птичья столовая (природоохранная акция)

День Земли

«Жалобная книга» природы (экологический проект)

Радости и огорчения (экологическая экскурсия)

День воды

Мой экодом (природоохранная акция)

Человек и окружающая среда (экологическая экскурсия)

Работа клуба «Азбука здоровья»

Направления

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи формирования здорового образа жизни

  1. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью).
  2. Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей.

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий

Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

Спортивные секции, (внеурочная, внешкольная).

Урок  физической культуры (урочная).

Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная).

Спортивные соревнования,  игровые  программы  (внешкольная).

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий  школы 1 ступени

Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,

нервно-психическое и социально-психологическое.

- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

Учащиеся должны знать:

-значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

-как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний;

-как правильно питаться;

-для чего нужна физкультура;

-что такое правильная осанка и как ее поддерживать;

-что такое закаливание. Способы закаливания;

-что такое гигиена. Как соблюдать правила гигиены;

-что такое режим дня;         

-полезные привычки. Как их создать;

-вредные привычки. Как от них избавиться;

-правила и нормы поведения во время учебных занятий, соревнований, игровой деятельности, нахождения вблизи водоема, железной дороги и в общественном транспорте;

-лечебные свойства растений, уметь их использовать для профилактики

1 класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Я – школьник.

Режим дня и спорт.

Поговорим о здоровье (здоровое питание).

Кто нас лечит? Что нужно знать о лекарствах.

Режим дня – основа жизни человека.

Растем здоровыми (профилактика инфекционных заболеваний).

Спорт в моей семье.

Мой поступок и мой проступок.

Что такое осанка.

Лесная аптека.

В приемной у доктора Айболита.

Как мы слышим.

Чистота – залог здоровья.

Гигиена и ее значение.

Тренировка памяти.

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

2 класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

На природе с родителями «Осенняя краса».

Личная безопасность. Меры безопасного поведения во время подвижных игр.

У нас в гостях медработник.

Как беречь здоровье.

В гостях у ребят Мойдодыр.

Закаляйся, если хочешь быть здоровым!

Я и мои желания.

Правила безопасного поведения в доме.

Что такое здоровье?

Воспитание здоровых привычек

Как учиться без утомления.

Не вреди себе.

Как и чем мы питаемся.

Как защитить себя от болезней.

Зачем человек спит, или как сделать сон полезным.

Почему важно не забывать о гигиене.

3 класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Твое здоровье в твоих руках.

Зачем нужны витамины и прививки.

Кто мы есть?

Разговор о правильном
питании.

Диагностика здорового образа жизни. Знакомство с «дневником здоровья».

Правила поведения на водоеме. Меры безопасности.

Вредные привычки. Как сказать : «Нет»?

Курильщик – сам себе могильщик.

Почему люди курят?

Зачем человеку сон?

Как сделать его полезным?

Первая помощи при травмах.

Зимние виды спорта. Соблюдение правил безопасности.

Наше настроение и здоровье

Откуда берутся грязнули?

Осторожно, гололед.

Отдых для здоровья.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

4 класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Режим дня четвероклассника.

Защитные механизмы человеческого организма.

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

Умей сказать : «Нет!»

Диагностика здорового образа жизни. Работа с «дневником здоровья».

Эмоции, чувства и
здоровье.

Гигиена и культура быта.

Мифы о «пользе» алкоголя.

Правильно ли мы едим?

Первая помощи при ожогах и обморожениях.

Как избежать отравления?

Сначала подумай, нужны ли в твоей жизни наркотики и алкоголь?

Физическое развитие и спорт.

Действие  никотина на организм человека.

Самооценка как регулятор поведения. Как повысить самооценку.

Борьба за здоровый образ жизни в мире и у нас в стране.

Направления

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.

Задачи формирования здорового образа жизни

Организация качественного горячего питания учащихся.

Оснащение кабинетов  (в т.ч. медицинского ), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым)

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий

Укрепление материально-технической базы.

  1. Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися.

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий  школы 1 ступени

. Ценность здоровья и здорового образа жизни.

- соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

 Все школьные помещения по основным показателям  соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе в рамках модернизации образования  планируется  установка современного технологического оборудования пищеблока школьной  столовой
, позволяющей организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

Также  в рамках модернизации образования   школа получит современное спортивное оборудования и инвентарь для спортивного зала.

В школе планируется оборудование  медицинского кабинета.  

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов.

Направления

Рациональная организация образовательного процесса.

Задачи формирования здорового образа жизни

Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности  в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию).

Индивидуализация обучения  (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.).

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий  школы 1 ступени

Отношение к здоровью детей как главной ценности.

Ценность рациональной организации учебной деятельности.

 Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки деятельности.

  1. . Примерные внеклассные мероприятия.

1 класс

«Здоровье – главное богатство человека»;

«Винегрет» (разговор о правильном питании);

Коллективное творческое дело «Чистота – залог здоровья»;

2 класс

Коллективное творческое дело «Здоров будешь  - все добудешь»;

Полезные продукты;

«Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим»;

Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули»;

3 класс

«Путешествие по городу Ням-Нямску»;

Игра «В путь – дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь»;

КВН «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД»;

4 класс  

Семейный конкурс «Пальчики оближешь»;  

Утренник «Уроки Мойдодыра»;

Веселые старты

Направления

Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Задачи формирования здорового образа жизни

Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здорового образа жизни.

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий

Организация  динамических перемен, физкультминуток на уроках.

Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий  школы 1 ступени

Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния

Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья.

Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера.

  1. В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы учебных пособий по физической культуре, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
  2.   В сетке занятий предусмотрено проведение третьего часа двигательной активности – ритмики
  3.  Спортивно-игровые мероприятия


1-4 классы

Семейная спортивная спартакиада;

Направления

Реализация дополнительных образовательных программ.

Задачи формирования здорового образа жизни

Включение каждого учащегося в экологическую и здоровьесберегающую деятельность.

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности

Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица»

Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли»

Конкурс экологических сказок

Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников.

Создание общественного совета по здоровьесбережению.

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий  школы 1 ступени

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности экокультуры,  здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности экокультуры, здоровья и здорового образа жизни:  «Азбука здоровья».

Направления

Просветительская работа с родителями.

Задачи формирования экокультуры и здорового образа жизни

Включение родителей в экологическую, здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы

Виды и формы мероприятий

Лекции,  консультации,  по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.

Приобретение для родителей  необходимой научно-методической литературы.

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий  школы 1 ступени

Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания.

Эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, экологических проектов и акций, родительских собраний.

Примерная тематика родительских собраний

1 класс.

  1. Трудности адаптации первоклассников в школе.
  2. Особенности интеллектуального и личностного развития семилетних детей.
  3. Чем накормить первоклассника.
  4. Как воспитать любовь к природе
  5. Как организовать отдых ребенка в каникулы.

2 класс.

  1. Физическое развитие второклассника в школе и дома.
  2. Домашние задания и их назначения. Как мы к ним относимся.
  3. Спорт: нужен ли он вашему ребенку?
  4. Утомляемость ребенка и как с ней бороться.

3 класс

  1. Режим дня третьеклассника.
  2. Все о гриппе.
  3. Экологические проекты младших школьников и участие в них родителей.
  4. Эмоции положительные и отрицательные.
  5. Как повысить самооценку ребенка и почему это важно?

4 класс.

  1. Темперамент вашего ребенка.
  2. Мой ребенок становится взрослым. Встреча со школьным врачом.
  3. Питание человека. Роль витаминов для роста и развития человека.
  4. Участие младших школьников в экологических акциях.
  5. Как научить дочь или сына говорить «Нет!».
  6. Мы переходим в 5-й класс.


   Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в формировании экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:

   Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.

    Школьный мониторинг состояния физического здоровья  и развития детей представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья обучающихся, их физического развития, является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого больницей.

   Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья.

   При проведении мониторинга решаются задачи:

- установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья учащихся;

- определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье учащихся;

- прогнозирование состояния физического здоровья.

   Мониторинг включает в себя:

- наблюдение за состоянием физического здоровья и развития детей;

- распределение обучающихся по группам здоровья;

- охват обучающихся горячим питание;

- пропуски обучающимися по болезни;

- участие обучающихся в акциях, конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях различного уровня;

- занятость обучающихся в кружках, секциях и объединениях спортивно-оздоровительной направленности;

- сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья и развития детей;

- подготовка предложений по вопросам укрепления здоровья;

- мониторинг успешности обучения и здоровья обучающихся в период их пребывания образовательном учреждении.

   Критерии здоровья:

  1. Показатели развитости средств сохранения и развития здоровья:

- наличие в образовательном учреждении средств  и способов оздоровления ( проведение оздоровительных мероприятий );

- обеспеченность образовательного учреждения медицинскими работниками;

- количество видов услуг профилактически-медицинского характера, оказываемые в образовательном учреждении;

2. результативные показатели:

- соответствие показателей здоровья региональным нормативам ( по медицинским нормативам );

-коэффициент заболеваемости;

- динамика групп риска;

- спортивные достижения учащихся;

- отношение учащихся к вредным привычкам, показатели физической подготовленности;

- динамика показателей здоровья педагогов;

- число учащихся, занимающихся физкультурой и спортом.

   Результаты, полученные в ходе мониторинга,  позволяют определить эффективность деятельности педагогического коллектива и родителей по формированию у обучающихся экологической культуры,  ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

   Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

      Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Основные направления деятельности

Уровень сформированности компетенций

Критерии оценки уровней сформированности компетенций

Организация внеурочной деятельности:

- факультативы

- классные часы

- викторины, конкурсы

- Дни здоровья

- экскурсии

- беседы по ПДД и ОБЖ

- проектная работа

1 уровень ( выраженный )





2 уровень ( слабо выраженный )




3 уровень ( невыраженный )

- активно участвует в акциях по защите природы, в экопроектах, проявляет инициативу в организации походов, викторин и других мероприятий, выполняет правила ПДД  и ОБЖ.


- принимает участие в мероприятиях под влиянием одноклассников, недостаточно бережлив, может иногда нарушать правила ПДД, ОБЖ.


- расточителен, причиняет ущерб природе, равнодушен к делам класса , нарушает правила.

Организация физкультурно-оздоровительной работы:

- соревнования

- классные часы

- викторины, конкурсы

- динамические паузы

- весёлые перемены

- эстафеты

1 уровень ( выраженный )





2 уровень ( слабо выраженный )






3 уровень ( невыраженный )

- понимает необходимость своего физического развития и сохранения здоровья, старательно занимается на уроках физкультуры и посещает спортивную секцию, пропагандирует свой вид спорта среди одноклассников, организован и деятелен.


 Не до конца  осознает необходимость сохранения здоровья, занимается на уроках физкультуры, но секцию посещает не регулярно или под нажимом родителей, может нарушать режим дня и отдыха, в спортивных мероприятиях участвует неохотно.

- к сохранению здоровья относится равнодушно, не посещает спортивной секции, пропускает уроки физкультуры или занимается неохотно, в спортивных мероприятиях предпочитает не участвовать, режим дня нарушает постоянно, опаздывает на уроки.

   

Для определения уровня сформированности ( высокий -18-20 баллов; средний – 13-17; низкий – 0-12 баллов) экологических знаний у обучающихся четвертых классов используют следующие методики:

Методика №1. Цель  - выявить уровни сформированности экологических знаний по содержательной линии «Биосфера – глобальная экосистема».

Инструкция: детям предлагается тест, закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.

Вопросы и задания

Эталоны ответов

1

Что такое окружающая среда?

1.растения и животные

2.воздух, вода, солнечный свет, почва

3.природные условия в конкретном месте и экологическое состояние данной местности

2

Воздух - это

1.твердое вещество

2.жидкое вещество

3.газообразное вещество

3

Вода как вещество может быть

1.в трех состояниях

2.пяти состояниях

3.только в одном состоянии

4

Почва содержит

1.множество элементов, образуется в результате длительных процессов изменения материнской (почвообразующей) породы

2.продукты разложения растительных и живых организмов

3.состав почвы человеку не известен

5

Какие существуют группы растений?

1.мхи, лишайники, злаковые

2.мхи, папоротники, хвойные, цветковые, водоросли

6

Какие существуют группы животных?

1.насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

2.насекомые,  рыбы, мхи, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

7

Звенья круговорота жизни - это

1.организмы- производители, организмы-потребители, организмы-разрушители

2.вода, воздух, растения

Обработка результатов: за каждое верно выполненное задание ставится 1 балл, баллы фиксируются в сводной таблице результатов.

Методика №2. Цель – выявить уровни сформированности экологических знаний по содержательной линии «Элементарные экосистемы».

Инструкция: детям предлагается тест, содержащий задания открытого и закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.

Вопросы и задания

Эталоны ответа

1

Что такое экология?

1.правила ведения домашнего хозяйства

2.наука о связях  между живыми существами и окружающей их средой

3.защита от вредного действия загрязненной, испорченной окружающей среды

2

Объясните значение слова «сообщество»

1.все обитатели живут совместно, тесно связаны между собой

2.один только вид обитателей на определенной территории

3. обитатели, не связанные между собой

3

Перечислены животные:  пчела, шмель, коростель, полевка, мухи цветочные, перепел, жук-навозник, кузнечик. Какое сообщество они заселяют?

1.лес

2.водоем

3.луг


4

Перечислите основные меры по охране луга

1.не поджигать прошлогоднюю траву

2.не уничтожать живущих животных

3.выпас домашнего скота

4.подсев семян редких растений

5

Напишите, какие растения и животные луга нуждаются в особой охране?

6.

Как связаны обитатели природного сообщества – водоема между собой?

1.цепь питания

2.совместное питание разнообразных живых существ

3.общая проживающая территория

7

Перечислите, как используются луга в сельском хозяйстве?

Выпас скота, сенокосы, вспашка под культурные растения, озеленение

Обработка: за каждое верно выполненное задание ставится 1 балл , баллы фиксируются в сводной таблице результатов.

Методика №3. Цель – выявить уровень сформированости экологических знаний по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли».

Инструкция: детям предлагается тест закрытого типа. Выполняется индивидуально каждым учеником, время выполнения 15 минут.

Вопросы и задания

Эталоны ответов

1

С каким из трех утверждений ты согласен?

1.человек – царь природы

2.человек – часть живой природы

3.человек и природа никак не связаны

2

Как наблюдать за солнцем, чтобы не испортить зрение?

1.надеть специальные очки и смотреть, сколько хочешь

2.надеть специальные очки и смотреть не больше 1 минуты

3.надеть солнцезащитные очки

3

Какое значение для человека имеет почва?

1на ней растут растения

2.она дает пищу человеку

3.никакой пользы нет

4

Какие знаки являются запрещающими?

1.вырубка леса

2.катание на лодке

3.закрывать воду в кране

4.ловля лягушек

5

Лес необходим, потому что

1.это дом для животных и растений

2.это место для отдыха человека, где он может делать все, что захочет

3.это защитник воздуха, водоемов и почв

4.это неисчерпаемый источник древесины

6

Какую роль играют растения в жизни человека?

1.выделяют кислород

2.их можно собрать в букет

3.из дерева строят дома

4.из них делают лекарство

7

Какую роль в жизни человека играют животные?

1.дают одежду

2.их можно брать домой

3.никакой  пользы не приносят

4.дают пищу

 Обработка: за каждый верно выполненное задание ставится 1 балл, баллы фиксируются в сводной таблице результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебная программа "Формирование экологической культуры здорового образа жизни в начальной школе"

В работе раскрываются  цели,  задачи  формирования  здорового  образа  жизни детей  младшего  школьного возраста,  дается  содержание  учебных...

Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни....

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана как часть раздела "Содержательный"  основной образовательной программы начальной школы...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм пов...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...