учебная программа "Формирование экологической культуры здорового образа жизни в начальной школе"
рабочая программа (1 класс) по теме
В работе раскрываются цели, задачи формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста, дается содержание учебных занятий для 1 и 2 классов на разных уроках и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального района «Печора»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»
Рекомендована ШМО Утверждаю:
учителей начальных классов
Руководитель
Протокол № ______________ Богуцкая Г.С.
от «____»______________2012 г. « ….»……………..2012г.
Программа
формирования экологической культуры здорового
и безопасного образа жизни
в начальной школе МОУ «СОШ № 10»
1 час в неделю
Составитель – Югова Л.В.
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 10»
г. Печора
2012 г
Пояснительная записка
Цель программы:
- реализация всех возможностей школы для формирования психически
здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека,
обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего
привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической
культурой.
Задачи программы:
-пропаганда позитивного опыта сотрудничества родителей и школы в области формирования здорового образа жизни;
-снижение заболеваемости за счет своевременной диагностики и коррекции отклонений в состоянии здоровья;
-выявление школьных трудностей, их анализ на основе закономерности развития ребёнка и поиск путей их преодоления;
-формирование мотивации к здоровому образу жизни;
-организация спортивно-оздоровительной работы;
-повышение квалификации педагогов по вопросу сохранения здоровья детей и формирования здорового образа жизни;
-внедрение современных здоровьесберегающих технологий;
- проведение комплексных мероприятий по формированию практических навыков здорового образа жизни.
Современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности начинает формироваться при изучении курса «Окружающий мир», других базовых предметов начальной школы, а также во внеурочное время в кружках и факультативах, на занятиях в группах продленного дня.
Ожидается, что в результате освоения данного материала выпускники школы будут знать:
- правила перехода дороги, перекрестка;
- правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира;
- особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины,
которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
- характеристики водоемов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
- способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
- правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема;- меры пожарной безопасности при разведении костра;
- правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте;
- наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;
- систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в местах проживания;
- опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
места с неблагоприятной экологической обстановкой в районе проживания и правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой;
- основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому
образу жизни;
помнить:
- основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
- рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоемов;
- порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной
охраны;
обладать навыками:
- по организации безопасной переправы через небольшую водную преграду (ручей, овраг, канава);
- завязывать 1-2 вида узлов; - разводить и гасить костер; ориентирования на местности;
- действовать в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в поле, у водоема;
- действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
- по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами.
У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.
Поскольку в начальной школе один преподаватель ведет занятия по большинству предметов, то умения, относящиеся к культуре безопасности жизнедеятельности, ученики могут осваивать как на занятиях по интегративному курсу «Окружающий мир», так и на уроках, факультативах и в кружках по любым другим предметам (прежде всего практической направленности: физкультура, технология) при выполнении отдельных видов заданий:
- задания, требующие поиска дополнительных сведений в справочниках, энциклопедиях, учебниках и прочих изданиях, в том числе по другим предметам;
- задания, при выполнении которых в конкретных ситуациях ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
- игровые задания, при выполнении которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыка коллективной работы на достижение положительного результата;
- ролевые игры, в которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыков безопасности в повседневной жизни, чрезвычайных и экстремальных ситуациях;
- задания, требующие самостоятельного выбора способа организации
получаемой информации, определения последовательности действий, относительного расположения объектов;
- задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий с техникой для приема или передачи информации об экстремальных ситуациях: безопасный разговор по телефону с незнакомым человеком, вызов службы спасения МЧС, «скорой помощи» и т. д.;
- задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий после оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (сообщения по радио, телевидению и т. д.).
Кроме того, умения, относящиеся к культуре безопасности жизнедеятельности, формируются целевым образом на уроках по базовым дисциплинам и во внеурочной деятельности. Представленный ниже материал составлен на основе примерных программ по базовым дисциплинам, а также по материалам кружков и факультативов.
Русский язык
Соблюдение правил речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми. Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения, комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением одноклассников и учителя, способность задавать разные вопросы: на уточнение информации, на понимание услышанного.
Упражнение в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Накопление опыта уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога.
Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, с незнакомыми людьми разного возраста.
Составление рассказа по теме или по сюжетным картинкам индивидуально, в паре или в группе.
Понимание и сравнивание текстов (например, оповещения населения), написанных разным стилем.
Составление списков (учеников класса, группы, необходимых предметов). Применение знания алфавита при пользовании каталогами (справочниками, словарями) для поиска необходимых сведений по заданной преподавателем тематике.
Литературное чтение
Выбор книги в библиотеке (по рекомендованному учителем списку); чтение и пересказ литературных произведений, иллюстрирующих безопасное поведение людей в экстремальных ситуациях. Создание (устно) текста (небольшого рассказа-пояснения, отзыва) по заданной учителем тематике и с учетом особенностей слушателей.
Окружающий мир
Проведение наблюдений явлений природы (на примере своей местности). Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воздуха. Наблюдение погоды и описание ее состояния. Измерение температуры воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воды. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств полезных ископаемых. Измерение температуры тела человека. Измерение веса и роста человека.
Экскурсия в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края). Экскурсия по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т. п.). Экскурсия по своему району или городу (путь домой). Экскурсия по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона. Экскурсия на одно из подразделений службы спасения МЧС с целью ознакомления с трудом спасателей.
Беседы с родителями, старшими родственниками, местными жителями о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе). Сбор материала на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Беседы учеников с родными о поколениях в семье, родословной семьи. Беседы со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Беседа - актуализация сведений, полученных
учеником из источников массовой информации о родной стране, героях -защитниках Отечества, патриотизме.
Подготовка небольших рассказов по иллюстрациям учебника, описание (реконструкция) важнейших изученных событий из истории Отечества.
Различение предметов и выделение их признаков. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Группировка по названиям известных дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов). Сравнение и различение объектов живой или неживой природы. Сравнение погоды и климата. Сравнение хвойных и цветковых растений. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые грибы, ягоды.
Сравнение насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнение способов питания, размножения, обмена информацией у животных. Сравнение и различение диких и домашних животных.
Установление связи между сменой дня и ночи, времен года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Основы ориентирования на местности. Ориентир. Компас.
Изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов - одежды, макетов памятников архитектуры
Технология. Информационные технологии
Знакомство с правилами безопасности при работе с компьютером. Выполнение правил поведения в компьютерном классе. Знакомство с основными устройствами компьютера, компьютерными программами, рабочим столом. Работа с компьютерной мышью и клавиатурой. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Выполнение операций с файлами и папками (каталогами).
Применение разных способов поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования МОУ «СОШ №10»
Системная работа на ступени начального общего образования из 5 блоков
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. | ||||
Здоровьесберег | Рациональная | Эффективная | Реализация | Просветительс |
ающая | организация | организация | дополнительн | кая работа с |
инфраструктура | учебной и | физкультурно- | ых | родителями |
| внеучебной | оздоровительн | образовательн | (законными |
| деятельности | ой работы | ых программ | представителя |
| обучающихся |
|
| ми |
1. Здоровьесберегающая инфраструктура МОУ СОШ №10 включает:
-соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
-наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
-организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
-оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
-наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психолог, медицинские работники). Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
2. Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся,
Направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной им нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
-использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
-введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
-строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
-индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивны возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
-полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
-рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
-организацию занятий по лечебной физкультуре;
-организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
-организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
-организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
-регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.
4. Реализация дополнительных образовательных программ
предусматривает:
- внедрение в систему работы школы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
-создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».
В качестве образовательной программы может быть использован:
-учебно-методический комплект «Все цвета, кроме чёрного», который включает рабочие тетради для учащихся 2 классов («Учусь понимать себя»), 3 классов («Учусь понимать других»), 4 классов («Учусь общаться»),
-пособие для педагогов «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников
-книгу для родителей.
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
-интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
-проведение часов здоровья;
-факультативные занятия;
-проведение классных часов;
-занятия в кружках;
-проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
-организацию дней здоровья.
5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
-лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
-приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
-организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
СОДЕРЖАНИЕ
«Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни»
1 класс
№ | тема | Кол.ч. дата | Форма проведения | ||
1 | Режим дня первоклассника | 1 | Класс.час | ||
2 | Поведение в столовой школы | 1 | Уроч.беседы | ||
3 | Пешеходный переход. Дорога в школу. | 1 | экскурсия | ||
4 | Изучаем физминутки | 1 | урочная | ||
5 | Правильная осанка за партой | 1 | урочная | ||
6 | Вредные привычки | 1 | Класс час | ||
7 | Поведение в бассейне | 1 | экскурсия | ||
8 | Личная гигиена. Уход за телом | 1 | Уроч плаван | ||
9 | Самые здоровые | 1 | конкурсы | ||
10 | Лекарственные препараты | 1 | Урочная Окр | ||
11 | Мой двор. Моя улица | 1 | Урок Изо | ||
12 | Чистка зубов. Уход за зубами | 1 | Класс час | ||
13 | Мойдодыр – наш друг | 1 | праздник | ||
14 | Табак. Пассивное курение | 1 | Урочная Окр | ||
15 | Опасности вокруг нас | 1 | Урочная Окр | ||
16 | Зима для здоровья | 1 | Класс час | ||
17 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Урочная Окр | ||
18 | Чтобы уши слушали | 1 | Урочная бес. | ||
19 | Обучение плаванию | 1 | Секция плав | ||
20 | Бытовые травмы | 1 | Класс час | ||
21 | Порядок и чистота – наши друзья | 1 | Класс час | ||
22 | Катание на лыжах и санках | 1 | внеурочная | ||
23 | Самые сильные, смелые, ловкие | 1 | Веселые стар | ||
24 | Прививки для здоровья | 1 | Класс час | ||
25 | Неделя здоровья | 1 | праздник | ||
26 | Сдаем президентские тесты | 1 | Урочн Физк | ||
27 | Здоровье и сон | 1 | Урочная Окр | ||
28 | Мое настроение | 1 | Класс час | ||
29 | Почему моем руки, чистим зубы? | 1 | Урочная Окр | ||
30 | Овощи и фрукты – важные продукты | 1 | Урочная Изо | ||
31 | Телефон и телевизор. Вред и польза | 1 | Урочная Окр | ||
32 | Обучение плаванию | 1 | Секция плав | ||
33 | Как укреплять здоровье летом? | 1 | Класс час |
СОДЕРЖАНИЕ
«Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни»
2 класс
№ | тема | час | дата | Форма провед |
1 | Режим дня второклассника | 1 | Класс час | |
2 | День физкультурника | 1 | праздник | |
3 | Мыло и вода – верные друзья | 1 | Урочная Изо | |
4 | Глаза – верные помощники человека | 1 | Урочная, беседа | |
5 | Здоровое питание – здоровые зубы | 1 | Урочная Изо | |
6 | Сохраним хорошее зрение | 1 | Класс час | |
7 | Советы доктора Воды | 1 | Урочная Окр | |
8 | Дары природы | 1 | праздник | |
9 | В поход за здоровьем | 1 | поход | |
10 | Я познаю себя | 1 | викторина | |
11 | Закаливание от простудных болезней | 1 | Класс час | |
12 | «Ловушка» на углу перекрестка | 1 | Урочная Изо | |
13 | Если рядом опасный человек | 1 | Урочная, беседа | |
14 | Предупреждение охлаждения организма | 1 | Класс час | |
15 | Кариес | 1 | Встреча с доктор | |
16 | Мир растений и их польза | 1 | Урочная Окр | |
17 | Травмы и несчастные случаи | 1 | Класс час | |
18 | Обучение плаванию | 1 | Секция в басс | |
19 | Обучение плаванию | 1 | Секция в басс | |
20 | Обучение плаванию | 1 | Секция в басс | |
21 | Правильное питание | 1 | Класс час | |
22 | Предупреждение отравлений | 1 | Класс час | |
23 | Веселые старты | 1 | соревнования | |
24 | Компьютер и общение с ним | 1 | Урочная, беседа | |
25 | Компьютерные игры | 1 | Урочная, беседы | |
26 | Правила пользования водой для питья | 1 | внеурочная | |
27 | Неделя Здоровья | 1 | праздник | |
28 | Экстремальные ситуации. Модель поведения. | 1 | Класс час | |
29 | Мое здоровье | 1 | мониторинг | |
30 | Наша столовая | 1 | экскурсия | |
31 | Ты в мире людей | 1 | тестирование | |
32 | Правила поведения на воде | 1 | Встреча с инспект | |
33 | Летнее закаливание | 1 | Урочная Окр | |
34 | Правила купания и загорания | 1 | Класс час |
Комментарии
Программа по формированию здорового образа жизни в 1 и во 2