Методическая разработка урока по теме "В царстве грибов" 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе по теме " В царстве грибов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_tsarstve_gribov.docx | 158.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе.
Тема: В царстве грибов
Цель: Сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы.
Задачи.
Обучающие:
- познакомить учащихся со строением грибов,
особенностью питания и размножения, значением в природе;
- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;
- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
Развивающие:
- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;
- развивать активную речь учащихся;
- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
1.Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.
- На какие две большие группы делят природу?
- Как называются группы, на которые делят живую природу?
- Назовите признаки жизни.(Задание 1 в рабочем листе)
- Отгадайте загадку и скажите, к какому царству отнести этот объект живой природы?
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы. (Гриб.)
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? (О грибах.)
2.Работа по теме урока.
- Откройте учебники на с.107 . Прочитайте тему урока.
- Какие учебные задачи стоят сегодня на уроке? Давайте узнаем, прочитав это в учебнике.
- Узнаем о строении, питании, значении грибов
- Будем учиться различать съедобные и несъедобные грибы
- Узнаем, какие грибы занесены в Красную книгу
- Составим памятку сбора грибов
Беседа:
Наши леса славятся грибами. Грибы известны людям давно. Их употребляли в пищу ещё в глубокой древности. Ещё на Руси грибы были не только на столе крестьянина, но и подавались на царский стол.
Сбор грибов называют тихой охотой. На этой охоте неслышно погони и выстрелов. Спокойно ходит человек по лесу, разыскивает лисички, подберёзовики, сыроежки и постепенно постигает его красоту и тайны.
Есть даже наука о грибах. Называется МИКОЛОГИЯ. Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов организмов.
В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтики.
А) Давайте узнаем о строении гриба. Рассмотрите в учебнике рис.1
- Какие части гриба мы видим на рисунке?
- Какие части находятся над землёй?
- Какая часть находится под землёй?
- Надземная часть гриба состоит из шляпки и ножки и называется плодовое тело. Подземная часть скрыта под землёй и называется грибница. Грибница растёт более 100 лет, а плодовое тело 3-7 дней. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными: в виде рожек, мячиков, цветов, решёток.
- Давайте подпишем все части строения гриба в рабочем листе.(Задание 2)
- Какая часть обозначена цифрой 1?
- Какая часть гриба обозначена цифрой 2?
- Какая часть гриба обозначена цифрой 3?
Б) Мы узнали о строении гриба, а сейчас узнаем о питании гриба.
Прочитайте эту информацию в учебнике.
- Что всасывает грибница из почвы? (Воду и растворённые вещества.)
- Могут ли грибы сами производить питательные вещества? (Нет.)
- Где они их берут? (Из почвы.)
- Чему способствуют грибы? (Образованию перегноя.)
- Как грибы помогают расти деревьям?( Нити грибницы помогают корням деревьям всасывать из почвы воду и соли)
- Какое значение имеют грибы для животных и человека? (Являются пищей и лекарством)
В) Первичное закрепление.
Выполните задание 3 в рабочем листе.
Г) Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Впервые 20 видов грибов были занесены в Красную книгу в 1984г. Эти грибы встречаются очень редко и имеют необычный вид: причудливую окраску, форму или большие размеры.
Давайте прочитаем названия некоторых грибов, занесённых в Красную книгу.
Чтобы лучше запомнить, названия грибов из Красной книги выполним задание 4 в рабочем листе.
- Какие цифры записали в строчку под буквой А?
Д) Грибы называют лесным мясом. В них есть глюкоза, фосфор, кальций, железо – необходимые человеку. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые. Люди разных поколений с удовольствием идут в лес. Такие походы не требуют специальной физической подготовки, в них принимают участие и взрослые и дети.
А когда ходят в лес за грибами? Давайте изучим календарь грибника. В нём записаны некоторые виды съедобных грибов и время сбора. (Задание 5.)
- Какие грибы начинают собирать уже весной? (Сморчки и строчки)
- Какие грибы собирают с июня по октябрь? ( Боровик, подосиновик, моховик.)
- В какие месяцы собирают рыжики? (Август, сентябрь, октябрь.)
- Какой гриб собирают только осенью? (Опёнок осенний.)
Е) Грибы делятся на съедобные и несъедобные. Съедобные грибы мы употребляем в пищу без опаски. Несъедобные опасны для человека, некоторые содержат яд. Отправляясь в лес за грибами, надо очень хорошо знать ядовитые грибы. Ведь отравление грибами может привести к смерти. Обратите внимание! В календаре грибника названия некоторых грибов выделены жёлтым цветом. У этих грибов есть коварные двойники, которые являются ядовитыми и опасными для человека.
Давайте в учебнике прочитаем описание грибов-двойников, выделим отличительные признаки и все данные занесём в таблицу. (Задание 6 в рабочем листе.) Очень важно хорошо изучить различия грибов-двойников, чтобы не положить в корзину опасный гриб. На уроке сравним Белый гриб и Желчный гриб. Всю информацию вы найдёте в учебнике с.109-110
Ж) Оказывается отравиться можно не только ядовитыми, но на первый взгляд вполне съедобными. Какие грибы не следует собирать? Об этом и других правилах мы узнаем из текста «Как собирать грибы». С.110
- Какие грибы могут оказаться опасными? (Старые или те, которые растут возле шоссейных дорог и промышленных предприятий.)
- Почему нельзя разрывать и раскидывать мох и листву при поисках грибов? ( Грибница под лучами солнца может высохнуть и погибнуть.)
- Что нужно делать, чтобы не повредить грибницу? ( Срезать грибы ножом.)
Сколько правил сбора грибов мы узнали? Сейчас мы эту информацию закодируем при помощи специальных знаков. (Задание 7.)
3.Подведение итогов и рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
Тест
1) Какая часть гриба является подземной?
а) шляпка
б) ножка
в) грибница
2) Назови несъедобный гриб?
а) белый гриб
б) желчный гриб
в) шампиньон
3) Где грибы берут питательные вещества?
а) производят сами
б) поглощают из остатков растений и животных
в) получают от животных
4) С какими растениями грибы тесно связаны в лесу?
а) с травами
б) с кустарниками
в) с деревьями
Рабочий лист к уроку окружающего мира
Тема урока:________________________________________________________
- Заполни кластер.
2.Подпиши части гриба.
3.Обведи «да» или «нет» около написанных утверждений.
Да Нет | Грибница – это подземная часть гриба |
Да Нет | Грибы могут сами производить для себя питательные вещества |
Да Нет | Грибы помогают деревьям всасывать воду и соли из почвы |
Да Нет | Грибы состоят из шляпки, ножки и корня |
Да Нет | Грибами питаются многие лесные жители |
Да Нет | Грибы разрушают почву |
4.Соотнеси написанное в 1 и 2 столбиках. Запиши в таблицу ответов цифры из второго столбика.
Какие из перечисленных грибов занесены в Красную книгу?
Ответы | |
А | |
В |
А. Занесены в Красную книгу 1.Рыжик
В. Не занесены в Красную книгу 2.Боровик
3.Решеточник красный
4.Шишкогриб хлопьеножковый
5.Лисички
6.Шампиньоны
7.Грифола курчавая
8.Подберёзовик
9.Рогатик пестиковый
10.Паутинник фиолетовый
5.Рссмотри календарь грибника и ответь на вопросы учителя.
Время сбора грибов | |||||||
Название грибов | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь |
Белый гриб | |||||||
Рыжик | |||||||
Подосиновик | |||||||
Сморчки | |||||||
Строчки | |||||||
Маслёнок | |||||||
Моховик | |||||||
Свинушка толстая | |||||||
Опёнок осенний | |||||||
Подберёзовик | |||||||
Шампиньоны |
6.Сравни грибы-двойники и заполни таблицу.
Название гриба | Шляпка снизу | Ножка | Мякоть на срезе | Съедобность |
Белый гриб | ||||
Желчный гриб |
7.Изучи правила сбора грибов и закодируй эту информацию специальными знаками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме:"Царства живой природы"
Документ содержит материал для презентации, стихи, загадки, мини-доклады с использованием личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий, игровых приемо...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "Мир детства. М.И. Цветаева. Наши царства."
Урок разработан творческой группой учителей Маслюковой С.А.,Рочаковой Н.У.,Шерстобитовой Л.Н. Технология: личностно-ориентированное обучение. Цель урока - расширить поэтический кругозор учащихся, позн...
Методическая разработка урока по теме: «ЖИВОТНОВОДСТВО» ( 2 класс)
Тема 2. Животноводство.Цели: сформировать представление о еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; развивать познавательный интерес, умение логически мыслить....
Методическая разработка урока по теме: "Одежда". 3 класс
Урок по теме: "Одежда и времена года" в 3 классе. УМК " Spotlight"....
Методическая разработка урока по теме: "Одежда". 3 класс
Урок по теме: "Одежда и времена года" в 3 классе. Учебно-методический комплекс – Верещагина...