Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "Мир детства. М.И. Цветаева. Наши царства."
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок разработан творческой группой учителей Маслюковой С.А.,Рочаковой Н.У.,Шерстобитовой Л.Н. Технология: личностно-ориентированное обучение. Цель урока - расширить поэтический кругозор учащихся, познакомить с жизнью и творчеством М.И.Цветаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 – м классе.
Тема «Мир детства. М.И. Цветаева. Наши царства».
Технология: личностно-ориентированное обучение
Цель:
Расширить « поэтический» кругозор учащихся; приобщить к книге как к источнику знаний и как к стимулу научного и творческого поиска.
Задачи:
1. Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы М. И. Цветаевой.
2.Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества,
размышлять над его содержанием.
3.Развивать умение работать с источниками информации, ориентироваться в тексте, развивать речь.
5. Умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, доказывать свою точку зрения.
6. Воспитание любви к поэзии, художественного вкуса
Формирование УДД:
Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные – умение определять тему урока с помощью учителя.
Коммуникативные – слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.
Познавательные – уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки), фронтальная, работа в группах.
Средства обучения:
1. Учебник. Литературное чтение. 4 класс в 2 частях. Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий Ч. 2/ . М.: Просвещение 2011
2.Презентация « М. И. Цветаева»
Ход урока:
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Примечание |
Ι. Мобилизующий момент. ΙΙ. Постановка проблемы. ΙΙΙ. Работа по теме. ΙV.Физк.минутка .V. Итог урока. | - Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбки и возьмитесь за руки. Мы с вами снова отправляемся в мир поэзии. Пусть этот урок, откроет нам много нового. - Прочитайте тему урока - Какие слова будут главными? - Прочитайте предложение. - Кому принадлежат эти слова? - Эти слова Л. Н. Толстого будут эпиграфом к сегодняшнему уроку. - Как связаны эпиграф и тема урока? - Теме детства посвящено лирическое стихотворение М. И. Цветаевой « Наши царства». - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Что вы хотите узнать? Сформулируйте основные задачи нашего урока. - Вспомним, какие произведения называются лирическими? - Где можно уточнить эту информацию? - М. И. Цветаева. За свою творческую жизнь М. Цветаева была автором нескольких поэтических сборников. - Один из сборников назывался « Вечерний альбом». -Почему вспомнили об этом сборнике? - Стихотворение « Наши царства» было написано совсем еще юной Мариной. - Давайте попробуем понять его, насладиться талантом поэтессы, увидеть образ ее детства. Некоторые ребята занимались исследованием жизни и творчества М. Цветаевой. Они будут моими помощниками. - Откройте учебники. Прочитайте стихотворение про себя. - Поделитесь мыслями, чувствами. - Прочитайте стихотворение вслух. - Какие вопросы возникли? -Попробуем на них ответить. Начнем с заглавия. Слово « царства» - любимое слово автора. Что оно напоминает? -Прочитайте первые две строфы. - Какое слово здесь повторяется? - Объясните слово « владенья» - Обратимся к словарю. Прочитайте значение этого слова. - Какое определение подходит к стихотворению? - С чем связан счастливый мир детства? - Какое чудо происходит в этом царстве? - Кто такие « мы»? - Что вы знаете о сестрах? - Еще раз прочитайте эти две строфы и определите интонацию. - Вы можете воспользоваться поэтическими словарями. - Прочитайте третью строфу. - Оком говорится в этой строфе? - Какое слово указывает на взрослых? - Кто это может быть? - Что вы узнали о родителях Марины и Анастасии Цветаевых? - Обратимся к строкам стихотворения. С какой интонацией говорят феи о взрослых? - Почему лишь дикими девочками видят взрослые сестер? - Почему «на фею нужен глаз»? - М. И. Цветаева рассказывает о волшебном мире детства. Как вы думаете, каким она считает это время? -Прекрасная пора в жизни каждого человека- детство. К этой теме часто обращались не только писатели и поэты, но и художники. - Какие жанры изобразительного искусства вы определили? -Какие лица у детей? - Четвертая строфа объясняет причину такого состояния. - Какие слова подтверждают наслаждение? - Какое время поэтесса считает подходящим для чудес? - С какой интонацией нужно читать эту строфу? - Прочитайте последнюю строфу. - О чем здесь говорится? - Какой знак стоит в конце? - Кому автор задает вопрос? - Какой поэтический образ мы увидели в этом произведении? -Какие изобразительные средства использует М. Цветаева? Обратись к словарю - На что еще нужно обратить внимание при выразительном чтении стихотворения? - Продемонстрируйте свое чтение. - А теперь давайте попробуем в стиле синквейна высказать свое личное отношение и увиденный образ в стихотворении. Синквейн « Детство». - Вернемся к целям урока. - Какие цели достигнуты? - Над чем еще нужно поработать? - Что теперь хорошо знаете и умеете? | -« Мир детства. М. И. Цветаева. Наши царства» -Детство. М. И. Цветаева -Читают со слайда. - Л. Н. Толстому. -Ответы учащихся. Примерные ответы: - Знакомство с творчеством М. И. Цветаевой; - Работа над изобразительными средствами лирического произведения; -Анализировать лирическое стихотворение; - Грамотно, осознанно, выразительно читать произведение. -Поэтическое произведение, выражающие чувства и переживания - В словарях и на странице нашего учебника. -Стихотворение, которое будем читать, входит в этот сборник. Чтение про себя. Ответы учащихся. Читают вслух. Примерные вопросы: - Кто эти девочки? - Почему они чувствуют себя феями? - Почему их не понимают взрослые? и т. д. - Образ сказочного детства. - Чтение вслух: «Владенья наши царственно богаты, Их красоты не рассказать стиху: В них ручейки, деревья, поле, скаты И вишни прошлогодние во мху. Мы - обе феи, добрые соседки, Владенья наши делит темный лес. Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки Белеет облачко в выси небес…» - Владенья. - Ответы детей. - Ответы учащихся. - С природой родного края. - Девочки ощущают себя феями. - Марина Цветаева и ее сестра Анастасия. - Марина и Анастасия Цветаевы получили домашнее начальное образование. Затем девочки жили в Западной Европе , учась в частных пансионах Швейцарии Германии. После смерти матери вернулись в Москву. Мы знаем Марину Цветаеву как поэтессу. Но и Анастасия Цветаева тоже была писательница . -Чтение вслух с выбранной интонацией. - Чтение вслух: « Мы обе – феи, но большие ( странно!) Двух диких девочек лишь видят в нас. Что ясно нам – для них совсем туманно: Как и на все – на фею нужен глаз!» - О взрослых. - « большие» - Это родители И.В. Цветаев и М. А. Цветаева. - Сообщения учащихся о И. В. Цветаеве и М. А. Цветаевой - С интонацией недоумения, с чувством досады. - Рассуждения детей. - Самым счастливым, беззаботным, сказочным, волшебным и т. д. -Портрет. - Открытые, счастливые и т. д. - Чтение вслух: «…Нам хорошо. Пока еще в постели Все старшие, и воздух летний свеж, Бежим к себе. Деревья нам качели, Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..» - Ответы детей. - С упоением счастья. - Чтение вслух: « …Но день прошел, и снова феи- дети, Которых ждут и шаг их тих… Ах, этот мир и счастье быть на свете Еще невзрослый передаст ли стих?» - Возвращение в реальный мир. - Рассуждения учащихся. - Образ детства. - Ответы детей. - Меняется настроение от озорного, задорного до грустного, тоскливого. Значит, меняется и интонация. - Индивидуальное чтение. - Зачитываются синквейны. - Ответы и рассужденияучащихся. | Слайд 1. Слайд 2.
Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 11- 15
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""
В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Разработка урока литературного чтения в 1 классе"К.Д.Ушинский"Наше Отечество"
План-коспект урока с презентацией...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....