Методическая разработка урока
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Осипова Любовь Степановна

Города - курорты Кубани

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4d966fc0c6ec4b74ba5e12f3347e62b7.docx622.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Города – курорты Кубани».

 Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с городами-курортами Краснодарского края, совершив заочную экскурсию.
  2. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой край;
  3. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор и наблюдательность учащихся.

Ход урока.

I. Орг. момент

Рефлексия настроения.

Сегодня мы с вами проведем урок кубановедения.

Звучит тихая, спокойная музыка.

Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)!

А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки. Выберите карточку, соответствующую Вашему настроению.

Покажите, какое у вас настроение.

                           

- Я очень рада, что у вас такое же хорошее настроение, как и у меня, и надеюсь, что весь урок пройдет у нас в теплой доброжелательной обстановке как наше солнышко.

(аутотренинг-релаксация) “Сотвори в себе солнце”

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте и мы  сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку-солнышко. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло и радость всем, всем. Покажите какое солнышко вы себе представили?  (руки в стороны).

- Ребята, многие (все) выбрали солнышко для своего настроения. Это ласковое, теплое, нежное солнышко и сегодня светит нам в окошко (почти каждый день светит).

- Скажите, о чем оно вам напоминает? (о лете, тепле)

- А что бывает летом у школьников? Эта пора, которую любят все дети – школьники? (каникулы)

- Как Вы, ребята проводите летние каникулы? (у бабушки, в лагере, на море)

II. Сообщение темы урока

- Тему нашего сегодняшнего урока Вы узнаете, если прочитаете слоги на плакате по стрелочкам.

- Молодцы! Тема нашего урока:

III. Словарная работа.

- Ребята, а кто знает, что это такое курорты?

Курорты – (в переводе с немецкого языка, означает лечебное место) это местность с природными свойствами, пригодными для лечебных целей и отдыха.

Рассказ учителя:  

    Кубань является одним из самых популярных курортно – туристических регионов нашей страны. Ежегодно здесь отдыхает и лечится огромное количество людей. Что же привлекает сюда миллионы людей? Прежде всего, возможность поправить своё здоровье, увидеть дивную природу, памятники прошлого.

     Краснодарский край на протяжении более 1000 км омывается водами самых тёплых морей нашей страны. Какими? (Чёрным и Азовским). Треть площади края занимают живописные хребты Кавказских гор. Там, где  море смыкается с горами, самой природой созданы великолепные климатические условия для лечения.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городам – курортам нашего края.

IV. Изучение нового материала. Путешествие по городам-курортам.

Мы едем,   и тёплый морской ветерок 

Освежает нам лица,

А вот и город:

Здесь пляж песчаный, мелководье,

А ребятишки тут и там.

Вот катер и народ у трапа,

А городок этот - … (Анапа).

(Прикрепляю карточку,  под ней в процессе рассказа о городе вывешиваю фото города)

Учитель:   Анапа — самый солнечный город-курорт. Это один из известных в мире детских курортов. Летом здесь одновременно отдыхают и лечатся около 300 тысяч человек. В основном это родители с детьми. Анапа стала национальным детским курортом благодаря песчаным пляжам, ровному мелкому дну, большому количеству солнечных дней. Здесь построено множество детских оздоровительных центров. В Анапе лечат  множество различных заболеваний.

- Откройте свои учебники-тетради на последней странице. Посмотрите внимательно и сравните, чем они похожи, а чем отличаются.

Действительно, черно-белая карта – это такая же карта, но заполнять ее мы будем сами. Каким условным знаком на карте обозначают города? (черная точка) на картах города обозначаются черной точкой, чем больше проживает людей в городе, тем крупнее точка.

Найдите город Анапа на цветной  карте Краснодарского края  у себя в учебнике.

- Кто покажет его на карте у доски?

Если вы справились с заданием, то поднимите сигналы-карточки с изображением солнца, если кто-то испытывает затруднение, тот поднимает сигнал с изображением тучки я подойду и помогу вам.

- А сейчас, давайте отметим и обозначим город Анапа на контурной карте. (на доске 1 чел. Отмечает у доски)  Как правильно написать это слово? (с заглавной буквы)

Кубанский поэт Юрий Сердериди, земляк анапчан написал замечательное стихотворение про этот город.Вот только беда, некоторые слова  стерлись и я предлагаю Вам на несколько минут стать поэтами, и восстановить это стихотворение, вставив пропущенные слова по смыслу.

( ПАРАМИ?)

Анапа.

Здесь небо -  морской   синевы,

А море –       _________________________________ цвета,

Здесь тонны лечебной травы

Нам дарит ___________________________________ лето.

На гребне высокой волны

    Дельфины вдоль пляжа _________________________ .

     Здесь здравницы

     Детям страны

     Приветливо двери открыли.

(Слова – помощники: плывут, жаркое, весёлое, голубого, синего, резвятся.)

Чтение  стихов, которые получились у ребят. Молодцы, из Вас получатся великолепные поэты.

А теперь, давайте откроем учебники на стр. 56. и прочитаем  авторское стихотворение.

IV. Физкультминутка.

- Молодцы, ребята. Продолжаем путешествие. Нам пора в другой город. На каком транспорте мы быстрее всего доберёмся до другого города? (самолет)

Давайте все дружно встанем   и покажем самолёт, на котором мы сможем долететь до следующего города.

                Руки ставим мы вразлет:

                Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда,

                Делай «раз» и делай «два»

                Раз и два, раз и два:

                Руки в стороны держите,

                Друг на друга посмотрите.

                Раз и два, раз и два.

                Опустили руки вниз,

                И на место все садись.

V. Продолжение изучения нового материала. Путешествие по городам-курортам.

- Вот мы с Вами и долетели до следующего города. Отгадайте загадку, что это за город?

 Городок этот всем известен,

За границей даже.

Ведь цемент его всегда

Ценится в продаже.

Он кончается на ийск –

Это наш - …. (Новороссийск).

(Вывешиваю табличку под ней в процессе рассказа о городе вывешиваю фото города)

Новороссийск — крупный морской порт России. Благодатные берега Цемесской бухты издавна использовались для оздоровления людей. Здесь ежегодно отдыхают тысячи россиян. В пригороде Новороссийска множество красивых мест - курортных поселков: поселок Абрау-Дюрсо, который расположился на берегу самого большого в  Краснодарском крае пресноводного озера, Абра́у. Широкая Балка. Теплая зима и жаркое лето обеспечивают комфортный отдых круглый год. Удивительный климат, исторические памятники и живописные пейзажи этих мест привлекают сюда туристов со всех уголков страны.

Давайте найдем  этот город на карте Краснодарского края  у себя в учебнике.

- Кто покажет его на карте у доски?

- А сейчас, давайте обозначим  этот город  на контурной карте. Обратите внимание на правописание названия этого города.  Новороссийск. 

Если вы справились с заданием, то поднимите сигналы-карточки с изображением солнца, если кто-то испытывает затруднение, тот поднимает сигнал с изображением тучки я подойду и помогу вам.

- Но главная достопримечательность города-героя это конечно его история, гуляя по городу Новороссийску можно встретить множество памятников.

 Как вы думаете, какому событию они посвящены? (Новороссийск это город боевой воинской славы) В этом году исполняется 65-годовщина победы нашего народа в этой страшной войне.

С первых дней страшной  Великой Отечественной войны  в  городе проходили жестокие сражений. Новороссийск стал неприступной крепостью на пути войск немецких захватчиков. Осенью 1942 года немцы вышли к берегам Цемесской бухты, захватили город, подошли к цементному заводу «Октябрь». Дальше им пройти не удалось. Более того, ни один немецкий корабль за время боев не смог встать на причал в Цемесской бухте. Оборона Новороссийска, длилась 225 дней. Советские  воины стояли насмерть, выполняя приказ Родины: "Ни шагу назад!". За время боев Новороссийск был разрушен до основания. Город нужно было отстроить заново.  С тех пор Новороссийск заслуженно носит это высокое звание: ГОРОД-ГЕРОЙ.(прикрепляю карточку к названию города)

Этим событиям и посвящено стихотворение кубанского поэта Виктора Подкопаева «Новороссийск», которое мы сейчас и прочитаем на стр.56.

VI. Физкультминутка.

Наши города расположены на берегу Черного моря. Предлагаю и вам отдохнуть на побережье.

К морю синему спустились,

        Наклонились и умылись

        Раз, два, три, четыре,

        Вот так славно освежились.

Делать так руками нужно:

        Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль.

        Все, как один, плывем как дельфин.

        Вышли на берег крутой,

        Но не отправимся домой.

А путь наш дальше лежит к следующему курортному городу, и к нему мы отправимся  на  морском транспорте.

Кто догадался  на каком?  Садитесь поудобнее на борт нашего корабля, ваша задача внимательно следить глазами за предметами на экране.

Физ. минутка для глаз.

VII. Продолжение изучения нового материала. Путешествие по городам-курортам.

Вот мы с вами приплыли к следующему удивительному городу. Отгадайте, что же это за город?

Главной здравницей России

Все его зовут.

Уголок очень красивый,

Есть дендрарий тут.

В нём редчайшие растения,

Пальмы, между прочим.

Вы узнали наш курорт?

Ну конечно, … (Сочи)

   (Вывешиваю табличку под ней в процессе рассказа о городе вывешиваю фото города)

Сочи – многие километры зелени, солнца, моря и здоровья. Один из самых крупных курортов страны. Тёплый и влажный климат, близость моря, пышная, главным образом вечнозелёная растительность, наличие сероводородных источников, горная, живописная местность создали Сочи мировую известность. В городе много памятников природы: Сочинский дендрарий, Хостинская тисосамшитовая роща, Адлерский парк «Южные культуры», где произрастают редкие растения.

- Давайте найдем на карте этот город и отметим на контурной карте в своих тетрадях. Не забывайте про карточки-помощники, если Вам понадобится помощь.

А чем ещё знаменит на весь мир этот город?

Неподалёку от города, в горах, расположился горнолыжный курорт Красная Поляна. С недавнего времени город Сочи и Красная Поляна ассоциируются с событием мирового масштаба. В 2014 году в г.Сочи будут проводиться зимние Олимпийские игры.

VIII. Закрепление изученного материала.

А я предлагаю не ждать 2014 года и уже сегодня поиграть в «ОЛИМПИАДУ», если вы были внимательны на уроке, вам будет не сложно ответить на вопросы нашей  олимпиады.

 Надеюсь, сегодня вы все станете олимпийскими чемпионами. На каждый ответ на вопрос у вас в запасе только 25 секунд. Верный ответ нужно обвести кружочком.

Номер вопроса

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответы:

А

Б

В

А

Б

В

А

Б

В

А

Б

В

А

Б

В

1. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КУРОРТЫ»

А) местность, где круглый год холодно.

Б)  местность, где отдыхают и лечатся люди.

В) местность, где живут кенгуру.

2. В КАКОМ ГОРОДЕ ПЕСЧАНЫЕ ПЛЯЖИ

А) Краснодар

Б) Сочи

В) Анапа

3.КАКОЕ РАСТЕНИЕ ПРОИЗРАСТАЕТ В ГОРОДЕ СОЧИ?

А) Пальма

Б) Камыш

В) Баобаб

4) КАКОЕ ГОРДОЕ НАЗВАНИЕ НОСИТ ГОРОД  НОВОРОССИЙСК?

А) олимпийский город

Б) город - герой

В) город - столица

5)  В КАКОМ ГОРОДЕ БУДУТ ПРОВОДИТЬСЯ ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ?

А) Краснодар

Б) Новороссийск

В) Сочи

Взаимопроверка (парами)

Молодцы, вы все без труда справились с олимпиадой, а значит Вы олимпийские чемпионы.

Подскажите мне, а что в награду за свои труды получают олимпийские чемпионы? (медали)

Ребята и вы тоже сегодня заслужили награду. За хорошую работу и победу в нашей олимпиаде я вручаю Вам медали.

Ix. Домашнее задание. В учебнике – тетради на стр. 57, отметьте самое верхнее задание галочкой. Давайте его прочитаем. Как это задание связано с темой нашего урока? Можно ли считать и наш родной город – курортом? 

Однажды в городе Краснодаре в середине 60-х годов было обнаружено месторождение горячих минеральных вод. Проведённые исследования показали их исключительно целебные свойства. Несколько лет спустя на этом месте была построена Краснодарская бальнеолечебница, основным направлением которой является водолечение, т.е. лечение водой.

x. Рефлексия результативности, настроения.

(Снова звучит тихая, спокойная музыка.).

Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, многое узнали о городах – курортах нашего города, справились с олимпиадой - то покажите мне карточку – солнышко,  если осталось что-то неясно, не всё на уроке понравилось - то покажите мне  карточку – солнышко за тучкой, если вам не интересен был урок и вы не работали на уроке – тогда Ваша карточка – тучка.

Я показываю Вам своё солнышко, потому что организовала вашу работу на уроке, вы активно работали и без труда выполнили все задания.

xI.

(Если останется время) в заключении урока, я хотела бы прочитать чудесное стихотворение:)

Наш Краснодарский край – жемчужина России

Сюда спешит недаром наш народ.

Здоровье чтоб поправить, стать счастливей.

Природа края всех к себе зовёт.

И водопады с гор уносят воду

Источников целебных всех.

Природа дарит всё это народу.

Курорты тоже в нашем крае есть.

Вы только посмотрите:

Здравницы повсюду,

И санатории, и лагеря.

В них отдыхают дети ежегодно,

Здоровье поправляют и не зря.

Анапа, Сочи,

Геленджик, Хадыженск,

Ейск, Апшеронск и Краснодар –

Всё это города – курорты.

Да, между прочим, я не всё назвал.

Урок окончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...