Методическая разработка урока
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Окружающий мир тема "Сезонные изменения в природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnodarskiy_kray.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Динской район, станица Динская
Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»
Окружающий мир 1 класс
Учитель начальных классов
Осипова Любовь Степановна
Конспект урока
Тема урока: Сезонные изменения в природе. Весна, Признаки весны.
Тип урока: Изучение нового материала
Планируемые результаты:
Личностные УУД.
- Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД.
-В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
- Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Задачи:
- Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной.
- Показать связь этих изменений с неживой природой.
- Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.
- Воспитывать чувство гордости за родной край.
- Продолжать формирование элементов экологической культуры.
- Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа.
- Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.
- Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.
Оборудование: учебник Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийная доска, презентация.
Этап урока | Содержание | Формирование УУД |
1Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые ее тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний. (Слайд 2) Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями Чтоб природе другом стать Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество – внимательность, А поможет все узнать Наша любознательность | Регулятивные действия. Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II.Актуализация опорных знаний. | -Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке. -Что такое природа? (Все, что нас окружает и существует независимо от человека) -Какая бывает природа? -Что относится к живой природе (Растения, животные и человек). _А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва). -По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают.) -Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать, назвать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3). Снег теперь уже не тот, - Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше, Зачирикал воробей Веселей на крыше. Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки. ( С. Маршак ) (Слайд 4) Весна - природа пробуждается. -Назовите весенние месяцы (Слайд 4) (Март, апрель, май). -Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай. | Познавательные УУД Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели. |
Iii Работа над новым материалом |
(Слайд 5) -Прочитайте вопрос, который нам приготовила мудрая сова. Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы -Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему? (Слайд 6) Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели» -Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы. -Что изображено, как бы вы озаглавили? -Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 6) -Назовите объекты неживой природы. -А теперь назовите объекты живой природы. -Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной. Совместное открытие нового. Работа в парах. -По каким признакам мы узнаем, что наступила весна? (варианты детей) -Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне. (Дети работают по карточкам в парах). (Слайд 7) Карточка №1 Стало холоднее. Стало теплее. Образовались проталины. Земля покрылась снегом. День уменьшается. День увеличивается. Река замерзает. Лед на реке тает. Листья распускаются. Листья желтеют. Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга. Тает снег и лед. -Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 7). -Давайте попробуем выделить самый главный признак. ( День увеличивается и становится теплее). (Слайд 7) -А как потепление связано с осадками? (вместо снега идет дождь) -Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8) снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твердая плотная корка- наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед. (Слайд 9) | Коммуникативные УУД сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные УУД Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих взаимосвязь между живой и неживой природой. |
Iv Физкультминутка под музыку | Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте) Белый гриб в траве нашли. (Приседания) На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята, Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки) Если хочешь дотянуться, Надо сильно подтянуться. (Потягивания – руки вверх) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. | |
V Закрепление Итог урока. Рефлексия. | Первичное ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ СПОСОБОМ ПРИМЕНЕНИЯ) -Как взаимосвязано потепление и состояние почвы? ОПЫТ. -А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны. - Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад? (Одни ветки поставили в воду в теплом классе, а другие положили в холодильник). -Что же произошло? -Давайте сделаем вывод. В чем же состоит главная причина оживления в жизни растений? (Тепло) -Какие раннецветущие растения вы знаете. (Показ раннецветущих растений на слайде 10). Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний) -Из под снега расцветает раньше всех весну встречает – подснежник. -Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница). Медуница лекарственная – четырежды меняет цвет: розовый- красный – фиолетовый – синий). -Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов). -Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые, цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота.) Рассказ заранее подготовленного ученика о первоцвете весеннем. (Слайд 11) У всех раннецветущих растений под землей находится или утолщенное корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счет этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения. Охрана растений. -Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания. Цветок на лугу я сорвал на бегу, Сорвал, а зачем – объяснить не могу. В стакане он день простоял и завял, А сколько бы он на лугу простоял. -Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (В лесу передвигаться по тропинкам; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке). -Не только растения реагируют на появление тепла. Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку, Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела. А кого паук боится. Угадали…Это…птица -Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в теплые края. (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться). -Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы вернулись птицы? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, мухи, комары.) Работа по учебнику. -Рассмотрите рисунок на стр. 57. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы). -А какие птицы прилетают весной? -Как называют этих птиц. (Перелетные). -Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех. Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад, вперед по пашне вскачь, А зовется птица…грач (Слайд 12) -Прочитайте на стр. 57 народную примету о граче. Чтение статьи. -А кто же прилетает сразу после грача? Мы построили вдвоем Для гостей весенний дом, А верней сказать- дворец. Прилетай скорей… скворец. (Слайд 12) -Прочитайте народную примету про скворца. -У скворца вскоре появляются птенцы. До300 раз приносит корм своим птенцам скворцы. -Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12) -А вот синицы (Слайд 12) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы, В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 13) Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14) -А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач - до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку). -Рассмотри рисунки на стр. 59. Расскажи о гнездах, которые строят разные птицы. Работа в тетрадях на стр. 65 -Нарисуйте на деревьях грачиные гнезда. -Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо? -А еще весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц. Практическая часть урока (начало формирования умений) -Давайте еще раз вернемся к главному вопросу урока. (Слайд 15) Можем ли мы на него сейчас ответить? Работа в парах -Все события весной наступают в определенном порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде ( расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 16) Карточка №2 Возвращаются из теплых краев птицы. Зацветают растения. Тает снег. Появляются насекомые. Больше солнечного света. Проверка по слайду. (Слайд 17) Работа в группах _Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 18) Карточка №3. 1.Весна приходит к нам сразу после______________. 2.Весенние месяцы – это____________. 3.Весну можно узнать по таким признакам_________________. 4.Какие раннецветущие растения появляются весной? 5.Какая особенность раннецветущих растений. 6.Охрана раннецветущих растений. 7.Какие птицы прилетают к нам весной? 8.Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись? 9.Какую пользу приносят птицы? 10.Забота о птицах весной. Проверка. (Рассказы по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана). Подведение итогов. -Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? _Что нового узнали на уроке? _Что было для вас самым интересным на уроке? -Что было сложным. Вызвало затруднения? Самооценка. (Слайд 19) Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке. -Человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике. Человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь. Человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной. _Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина: «Все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее от человека». _Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы. | Познавательные УУД Познавательные УУД Смысловое чтение Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные УУД Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок. Нравственно- этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания , обеспечивающего личностный социальный выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...