План-конспект урока окружающий мир "Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира "Семейный бюджет" является интегрированным с уроком математика по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_po_teme_semeynyy_byudzhet.docx467.11 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект интегрированного урока

«Окружающий мир, математика»

Евдокимова Галина Юрьевна, учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №1272 ЮАО г. Москва

3 класс

Тема «Государственный бюджет. Семейный бюджет»

Цель: знакомство с понятием бюджета, видами и частями бюджета.

Задачи: формирование предметных  УУД  по окружающему миру (экономика, бюджет); по математике (по темам «Нумерация многозначных чисел», «Сложение и вычитание многозначных чисел», «Деление многозначного числа на однозначное»), формирование  метапредметных УУД – познавательных (бюджет РФ в числах, использование государственного и семейного бюджета), коммуникативных ( обогащение словарного запаса экономическими терминами, словарь нумизматов), регулятивных (восприятие и выполнение учебной задачи); воспитание личностных качеств - уважение к труду.

Оборудование: для учителя – АРМ учителя, презентация к уроку «Семейный бюджет», документ в программе Notebook «Семейный бюджет».

Для ученика: учебник «Окружающий мир» А. Плешаков 3 класс, тетрадь по математике.

Ход урока        

I Мотивация

Прочитай, найди лишнее:

Экономика, доход, сложение, бюджет,  расход.

Выслушать мнения учеников.

  1. Сложение – математический термин, остальные из предмета «Окружающий мир».

Учитель: нам пригодятся все эти слова.

Коммуни-кативные

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Учитель:

- Что такое экономика? (народное хозяйство и наука).

Учитель:

- Какая главная задача экономики? (удовлетворение разнообразных потребностей людей).  

- Для этого люди производят товары и оказывают  услуги. Какие товары вам были нужны вчера? (фронтальный опрос)

- А какими услугами вы пользуетесь? (фронтальный опрос)

Составь схему6

 товар                услуги

стрижка в парикмахерской      автомобиль  чистка автомобиля  дом     ремонт дома           экскурсия в музей            мебель          одежда 

Схема размещена на странице программы Smart Notebook

Познава-тельные, коммуни-кативные, регуля-

тивные

Учитель:

- Что является основой экономики? Составь схему.

Три кита экономики

Природные богатства     Капитал                       Труд

Схема размещена на странице программы Smart Notebook.

Учитель:

- Для связи отраслей экономии нужен особый товар, который можно обменять на любой другой. Что это за товар?

Познава-тельные, коммуни-кативные

III Выявление места и причины затруднения 

Выслушать предлагаемые ответы детей.

Чтение статьи из толкового словаря:

Это  специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Этот товар бывает бумажным или металлическим.

Познава-тельные

Отгадай ребус

Т = Д

 ,,

Познава-тельные, коммуни-кативные

…   любят счёт.

Ответ на все вопросы: деньги.

*Историческая справка (сообщение подготовленного ученика)

Со времени формирования централизованного государства на Руси и начала регулярной чеканки монеты в Москве, деньгой стала называться монета достоинством в полкопейки, то есть одна двухсотая рубля. Кроме деньги, были и другие монеты: полушка — полденьги, одна четвёртая копейки; копейка; грош — две копейки; алтын — три копейки (см. пословицу: «Не было ни гроша, да вдруг алтын»); пятак — пять копеек; гривенник — десять копеек; пятиалтынник — пятнадцать копеек; двугривенник — двадцать копеек; полтина — полрубля, то есть пятьдесят копеек; рубль (от глагола «рубить»), или тин (от глагола «тинать», то есть «резать», «рубить»

Познава-тельные, коммуни-кативные

IV Целеполагание и построение пути выхода из проекта

История денег интересна. Назовите пословицы, связанные с деньгами.

Учитель:

- Мы вспомнили пословицу – деньги любят счёт. Зачем нужно считать деньги? В каждой стране составляется бюджет. Что это такое? Кто может сказать?

Итак, какова цель нашего урока?

Ученики:

- Узнать что такое бюджет? Какой он бывает?

Учитель:

- Тема нашего урока: «Государственный бюджет. Семейный бюджет»

Коммуни-кативные

V Реализация построенного проекта

Работа с учебником «Окружающий мир» А. Плешаков  3 класс стр.75-77

- Прочитайте статью в учебнике стр.75-77.

Познава-тельные, коммуни-кативные, регуля-

тивные

БЮДЖЕТ — (англ. budget) - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок (год).

В бюджете 2 части: доходы и расходы.

Рассмотрим из чего государственный бюджет получает доходы.

Из каких статей состоят расходы бюджета – рассмотрим схему.

Познава-тельные

Озвучивание слайда презентации к уроку.

VI Первичное закрепление  с комментированием во внешней речи

Фронтальная беседа

- Кто платит налоги? ( Каждый гражданин страны.)

- Какая организация следит за своевременной уплатой налогов?  (налоговая инспекция)

Познава-тельные, коммуни-кативные

VII Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Государственный бюджет на 2011 год был принят Государственной Думой в декабре 2010 года. Вот какие планировались доходы: 8 трлн.844 млрд.554 млн.

761 тыс. рублей

 Запишите число в тетрадь по математике цифрами

Проверь по эталону:

 8 844 554 761 000 рублей

Сколько знаков в записи числа? (13).

Назови:

-2 класс (класс тысяч)

- 4 класс (класс млрд.)

-5 класс (класс трлн.).

Назови цифру, которая записана

-в разряде десятки млрд. (4);

-в разряде сотни млн? (5)

Как называется:

- 4 разряд (единицы тысяч);

- 8 разряд (десятки млн.);

- разряд,  в котором записана цифра 7? (сотни тысяч).

РАСХОДЫ  госбюджета на 2011 год:

10трлн.  658 млрд. 558 млн. 761 тыс. рублей.

Запишите в тетрадь это число цифрами.

Проверь по эталону:

10 658 558 761 000 рублей

- Сравните эти числа. Что вы замечаете? (Расходы больше, чем доходы)

сравните число доходов и расходов. Что больше? (расходы). Такой бюджет называется дефицитным. Если в бюджете доходы больше, чем расходы – это профицитный бюджет.

- Узнайте, на сколько больше расходы, чем доходы.

Запись на доске и в тетради:

10 658 558 761 000 - 8 844 554 761 000 в столбик.

Ответ: на 1 814 004 000 000 рублей.

Учитель:

- Для покрытия дефицита в 2011 году планируется использовать только 284,4 миллиарда рублей из Резервного фонда, в основном же - на 70-80% - он будет финансироваться за счет государственных заимствований.

- Расходы на образование в 2011 году составят 2 трлн. 100 млрд. рублей

Запишите это число цифрами.

Проверка по эталону:

 2  100 000 000 000 рублей.

- Сумма расходов на образование не уменьшится.

Познава-тельные, регуля-

тивные

VIII Включение в систему знаний и повторение

Семейный бюджет

Учитель:

- Бюджет денежных средств должен быть и в семье. Из чего складывается статья доходов бюджета семьи?

 

 - Что означают слова: прибыль, гонорар, процент.

 Расходы семьи составляются совместно: квартплата, продукты питания, кредит за товар, плата за детский сад, секции, кружки, одежда, обувь, лекарства, и т.д..

- Реши задачу

Узнай доход семьи в феврале, если зарплата папы равна45 тыс. 800руб., зарплата мамы - 36 тыс. 400 руб.

Запись решения в тетрадь.

Ответ: 82.200 рублей.

Используя данные по статьям расхода, узнай общий расход этой семьи и сделай вывод: какой бюджет этой семьи - профицитный или дефицитный?

Ученики в тетради выполняют сложение чисел в столбик.

Расходы семьи в феврале составили  71.400 рублей.

Вывод: бюджет данной семьи – профицитный.

Какая сумма остаётся в семье в конце месяца?

Запись в столбик: 82200 – 71400 = 108000 руб.

Эта сумма - сбережения этой семьи.

Узнаем, сколько приходится на 1 человека в этой семье?

10800:4=2800 рублей. Много это или мало?

На какие цели можно израсходовать сбережения? (На подарки. На отдых. На крупную покупку.)

Какие статьи расходов можно уменьшить? (Дополнительные занятия детей.)

- Ученики должны учиться в школе старательно и слушать внимательно. Учёба – главный труд ученика.

- Сохранять здоровье – вовремя кушать,  не болеть (соблюдать режим дня, труд и отдых чередовать, не просить у родителей купить то, что понравилось, помогать маме и папе  дома, ведь им тоже очень тяжело).

Коммуни-кативные

IX Рефлексия учебной деятельности

- Чтобы семейный бюджет был профицитным – надо грамотно планировать доходы и расходы.

Прочитайте:

По доходам и расходы.

Объясните смысл этой пословицы.

Чтобы семейный бюджет был профицитным – надо грамотно планировать доход и расход. 

Учитель:

- Урок подходит к концу. Какую цель мы ставили? Смогли достичь цели?

Используя памятку, скажите:

  1. Мне больше всего удалось ...
  2. Я  могу себя похвалить за…
  3. Я  могу похвалить одноклассников за...
  4. Меня удивило…
  5. Для меня было открытием то, что…

Познава-тельные, коммуни-кативные

Домашнее задание:

прочитать в учебнике стр. 75-77

*выяснить: какие статьи расходов имеются в вашей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...