План-конспект урока окружающий мир "Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира "Семейный бюджет" является интегрированным с уроком математика по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_po_teme_semeynyy_byudzhet.docx | 467.11 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект интегрированного урока
«Окружающий мир, математика»
Евдокимова Галина Юрьевна, учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №1272 ЮАО г. Москва
3 класс
Тема «Государственный бюджет. Семейный бюджет»
Цель: знакомство с понятием бюджета, видами и частями бюджета.
Задачи: формирование предметных УУД по окружающему миру (экономика, бюджет); по математике (по темам «Нумерация многозначных чисел», «Сложение и вычитание многозначных чисел», «Деление многозначного числа на однозначное»), формирование метапредметных УУД – познавательных (бюджет РФ в числах, использование государственного и семейного бюджета), коммуникативных ( обогащение словарного запаса экономическими терминами, словарь нумизматов), регулятивных (восприятие и выполнение учебной задачи); воспитание личностных качеств - уважение к труду.
Оборудование: для учителя – АРМ учителя, презентация к уроку «Семейный бюджет», документ в программе Notebook «Семейный бюджет».
Для ученика: учебник «Окружающий мир» А. Плешаков 3 класс, тетрадь по математике.
Ход урока
I Мотивация | ||||||
Прочитай, найди лишнее: Экономика, доход, сложение, бюджет, расход. Выслушать мнения учеников.
Учитель: нам пригодятся все эти слова. | Коммуни-кативные | |||||
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | ||||||
Учитель: - Что такое экономика? (народное хозяйство и наука). Учитель: - Какая главная задача экономики? (удовлетворение разнообразных потребностей людей). - Для этого люди производят товары и оказывают услуги. Какие товары вам были нужны вчера? (фронтальный опрос) - А какими услугами вы пользуетесь? (фронтальный опрос) Составь схему6 товар услуги стрижка в парикмахерской автомобиль чистка автомобиля дом ремонт дома экскурсия в музей мебель одежда Схема размещена на странице программы Smart Notebook | Познава-тельные, коммуни-кативные, регуля- тивные | |||||
Учитель: - Что является основой экономики? Составь схему. Три кита экономики Природные богатства Капитал Труд Схема размещена на странице программы Smart Notebook. Учитель: - Для связи отраслей экономии нужен особый товар, который можно обменять на любой другой. Что это за товар? | Познава-тельные, коммуни-кативные | |||||
III Выявление места и причины затруднения Выслушать предлагаемые ответы детей. | ||||||
Чтение статьи из толкового словаря: Это специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Этот товар бывает бумажным или металлическим. | Познава-тельные | |||||
Отгадай ребус
| Познава-тельные, коммуни-кативные | |||||
… любят счёт. | ||||||
Ответ на все вопросы: деньги. | ||||||
*Историческая справка (сообщение подготовленного ученика) Со времени формирования централизованного государства на Руси и начала регулярной чеканки монеты в Москве, деньгой стала называться монета достоинством в полкопейки, то есть одна двухсотая рубля. Кроме деньги, были и другие монеты: полушка — полденьги, одна четвёртая копейки; копейка; грош — две копейки; алтын — три копейки (см. пословицу: «Не было ни гроша, да вдруг алтын»); пятак — пять копеек; гривенник — десять копеек; пятиалтынник — пятнадцать копеек; двугривенник — двадцать копеек; полтина — полрубля, то есть пятьдесят копеек; рубль (от глагола «рубить»), или тин (от глагола «тинать», то есть «резать», «рубить» | Познава-тельные, коммуни-кативные | |||||
IV Целеполагание и построение пути выхода из проекта | ||||||
История денег интересна. Назовите пословицы, связанные с деньгами. | ||||||
Учитель: - Мы вспомнили пословицу – деньги любят счёт. Зачем нужно считать деньги? В каждой стране составляется бюджет. Что это такое? Кто может сказать? Итак, какова цель нашего урока? Ученики: - Узнать что такое бюджет? Какой он бывает? Учитель: - Тема нашего урока: «Государственный бюджет. Семейный бюджет» | Коммуни-кативные | |||||
V Реализация построенного проекта Работа с учебником «Окружающий мир» А. Плешаков 3 класс стр.75-77 - Прочитайте статью в учебнике стр.75-77. | Познава-тельные, коммуни-кативные, регуля- тивные | |||||
БЮДЖЕТ — (англ. budget) - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок (год). В бюджете 2 части: доходы и расходы. Рассмотрим из чего государственный бюджет получает доходы. Из каких статей состоят расходы бюджета – рассмотрим схему. | ||||||
Познава-тельные | ||||||
Озвучивание слайда презентации к уроку. | ||||||
VI Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Фронтальная беседа - Кто платит налоги? ( Каждый гражданин страны.) - Какая организация следит за своевременной уплатой налогов? (налоговая инспекция) | Познава-тельные, коммуни-кативные | |||||
VII Самостоятельная работа с проверкой по эталону Государственный бюджет на 2011 год был принят Государственной Думой в декабре 2010 года. Вот какие планировались доходы: 8 трлн.844 млрд.554 млн. 761 тыс. рублей Запишите число в тетрадь по математике цифрами Проверь по эталону: 8 844 554 761 000 рублей Сколько знаков в записи числа? (13). Назови: -2 класс (класс тысяч) - 4 класс (класс млрд.) -5 класс (класс трлн.). Назови цифру, которая записана -в разряде десятки млрд. (4); -в разряде сотни млн? (5) Как называется: - 4 разряд (единицы тысяч); - 8 разряд (десятки млн.); - разряд, в котором записана цифра 7? (сотни тысяч). РАСХОДЫ госбюджета на 2011 год: 10трлн. 658 млрд. 558 млн. 761 тыс. рублей. Запишите в тетрадь это число цифрами. Проверь по эталону: 10 658 558 761 000 рублей - Сравните эти числа. Что вы замечаете? (Расходы больше, чем доходы) сравните число доходов и расходов. Что больше? (расходы). Такой бюджет называется дефицитным. Если в бюджете доходы больше, чем расходы – это профицитный бюджет. - Узнайте, на сколько больше расходы, чем доходы. Запись на доске и в тетради: 10 658 558 761 000 - 8 844 554 761 000 в столбик. Ответ: на 1 814 004 000 000 рублей. Учитель: - Для покрытия дефицита в 2011 году планируется использовать только 284,4 миллиарда рублей из Резервного фонда, в основном же - на 70-80% - он будет финансироваться за счет государственных заимствований. - Расходы на образование в 2011 году составят 2 трлн. 100 млрд. рублей Запишите это число цифрами. Проверка по эталону: 2 100 000 000 000 рублей. - Сумма расходов на образование не уменьшится. | Познава-тельные, регуля- тивные | |||||
VIII Включение в систему знаний и повторение Семейный бюджет Учитель: - Бюджет денежных средств должен быть и в семье. Из чего складывается статья доходов бюджета семьи?
- Что означают слова: прибыль, гонорар, процент. Расходы семьи составляются совместно: квартплата, продукты питания, кредит за товар, плата за детский сад, секции, кружки, одежда, обувь, лекарства, и т.д.. - Реши задачу Узнай доход семьи в феврале, если зарплата папы равна45 тыс. 800руб., зарплата мамы - 36 тыс. 400 руб. Запись решения в тетрадь. Ответ: 82.200 рублей. | ||||||
Используя данные по статьям расхода, узнай общий расход этой семьи и сделай вывод: какой бюджет этой семьи - профицитный или дефицитный? | ||||||
Ученики в тетради выполняют сложение чисел в столбик. Расходы семьи в феврале составили 71.400 рублей. Вывод: бюджет данной семьи – профицитный. Какая сумма остаётся в семье в конце месяца? Запись в столбик: 82200 – 71400 = 108000 руб. Эта сумма - сбережения этой семьи. Узнаем, сколько приходится на 1 человека в этой семье? 10800:4=2800 рублей. Много это или мало? На какие цели можно израсходовать сбережения? (На подарки. На отдых. На крупную покупку.) | ||||||
Какие статьи расходов можно уменьшить? (Дополнительные занятия детей.) - Ученики должны учиться в школе старательно и слушать внимательно. Учёба – главный труд ученика. - Сохранять здоровье – вовремя кушать, не болеть (соблюдать режим дня, труд и отдых чередовать, не просить у родителей купить то, что понравилось, помогать маме и папе дома, ведь им тоже очень тяжело). | Коммуни-кативные | |||||
IX Рефлексия учебной деятельности - Чтобы семейный бюджет был профицитным – надо грамотно планировать доходы и расходы. Прочитайте: По доходам и расходы. Объясните смысл этой пословицы. Чтобы семейный бюджет был профицитным – надо грамотно планировать доход и расход. Учитель: - Урок подходит к концу. Какую цель мы ставили? Смогли достичь цели? Используя памятку, скажите:
| Познава-тельные, коммуни-кативные | |||||
Домашнее задание: прочитать в учебнике стр. 75-77 *выяснить: какие статьи расходов имеются в вашей семье. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект к уроку по окружающему миру 1класс "Хвойныедеревья. Практическая работа "Сравнительное исследование сосны и ели""
Определение отличительных признаков сосны и ели...
План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса
Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:· Ф...
План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс
Урок в 1 классе по теме " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...
План-конспект к уроку "Окружающий мир"
Тема: "Тела и вещества"...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
План – конспект фрагмента урока окружающего мира в 4 классе, на тему «Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке»
План - конспект урока окружающего мира, 4 класс. УМК "Гармония"...
План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен “Государственным символам России”, приурочен к одному из главных г...