Окружающий мир во 2 классе по теме "Животные - друзья человека"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Животные – друзья человека.
Класс: 2
Проблема исследования: Когда мы заводим домашнее животное в своём доме - не наносим ли ему вред?
Хотят на день рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: “Не надо!
Я не готов пока!”
(С. Михалков “Зяблик”)
Тип урока: «открытие» нового (урок – исследование)
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации
Цели урока:
Предметные:
· познакомить с особенностями поведения домашних животных;
· обсудить проблему бездомных животных;
· формируем умение сравнивать и различать группы животных;
· определять роль животных в природе и в жизни человека.
Личностные:
- воспитывать ответственное отношение к домашним животным, к живым
существам;
- сопереживать им, понимания необходимости охраны, основанной на собственных наблюдениях, на экологических знаниях;
· умение слушать и вступать в диалог;
· умение полно и точно выражать свои мысли;
- умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Метапредметные:
- развивает исследовательские умения, умение искать путь решения поставленной задачи;
- развивает творческие способности, повышает мотивацию к обучению;
- способствует формированию новых взаимоотношений сотрудничества между учителем и учениками;
- развивает речь и мышление;
- добывать новые знания, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование:
- «Красная книга» Саратовской области;
- компьютер;
- презентация;
- картинки с изображениями животных;
- энциклопедическая литература;
- справочная литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye-druzya_cheloveka.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Животные – друзья человека.
Класс: 2
Проблема исследования: Когда мы заводим домашнее животное в своём доме - не наносим ли ему вред?
Хотят на день рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: “Не надо!
Я не готов пока!”
(С. Михалков “Зяблик”)
Тип урока: «открытие» нового (урок – исследование)
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации
Цели урока:
Предметные:
- познакомить с особенностями поведения домашних животных;
- обсудить проблему бездомных животных;
- формируем умение сравнивать и различать группы животных;
- определять роль животных в природе и в жизни человека.
Личностные:
- воспитывать ответственное отношение к домашним животным, к живым
существам;
- сопереживать им, понимания необходимости охраны, основанной на собственных наблюдениях, на экологических знаниях;
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Метапредметные:
- развивает исследовательские умения, умение искать путь решения поставленной задачи;
- развивает творческие способности, повышает мотивацию к обучению;
- способствует формированию новых взаимоотношений сотрудничества между учителем и учениками;
- развивает речь и мышление;
- добывать новые знания, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование:
- «Красная книга» Саратовской области;
- компьютер;
- презентация;
- картинки с изображениями животных;
- энциклопедическая литература;
- справочная литература.
Ход урока.
1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Подведение к проблеме - от известного к неизвестному.
Учитель предлагает рассмотреть серию картинок и распределить их на 2 группы: дикие и домашние животные. Учащиеся делят их.
В ходе беседы появляется таблица:
Дикие животные | Домашние животные |
дикая лошадь | домашняя лошадь |
дикий бык | домашний бык |
дикая кошка | домашняя кошка |
кабан | свинья |
горный баран | домашняя овца |
волк | собака |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Какие примеры вы можете ещё привести? Кто хочет попробовать свои силы и проверить, как он понял новый материал. Как человек «одомашнил» животных, сделал их своими друзьями? Рассуждаем по плану:
1. Как человек стал ухаживать за ними.
2. Кормить их.
3. Строить для них жилище.
Согласны? Кто хочет предложить, как по-другому можно было размышлять?
- К какой группе можно отнести диких уток и кур? Обсудите свой ответ в паре, не забудьте рассуждать по предложенному плану.
- Какой вывод сделали, почему?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Формулирование проблемы.
Вы легко справились с предложенными животными. Попробуем провести самостоятельную работу, проверив, как каждый из Вас понял новую тему (Рабочая тетрадь на печатной основе: задания по теме урока).
Инсценировка “Бездомная кошка” А. Дмитриева
Однажды я встретил бездомную кошку:
— Как Ваши дела?
— Ничего, понемножку...
— Я слышал, что Вы тяжело заболели...
— Болела.
— Так значит, лежали в постели?
-Лежала на улице много недель
- Бездомной, мне некуда ставить постель.
Подумал я: “Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным”.
Откуда берутся бездомные животные? (наблюдение, исследование)
Откуда берутся бездомные животные? Не виноваты ли в этом мы, люди?
- Обсудите в паре.
-Давайте попробуем провести исследование на тему: Когда мы заводим домашнее животное в своём доме - не наносим ли ему вред?
Составление плана исследования
Напомните, как проходит работа ученого-исследователя.
- Определение темы, проблемы исследования
- Выдвижение гипотезы
- Выбор методов исследования
- Составление плана исследования
- Сбор, обработка информации
- Анализ и обобщение полученных материалов
- Подготовка отчёта исследования
- Защита сообщений
- Обсуждение итогов завершённой работы
- Заметно, что Вы уже не один раз выполняли задания как учёные, поскольку точно знаете, как проводится исследование. О каких этапах не должны забыть? Что может помочь Вам в исследовании?
Тема исследования: Когда мы заводим домашнее животное в своём доме - не наносим ли ему вред?
Гипотеза: Не виноваты ли в этом мы, люди?
Методы исследования
- Для того чтобы ответить на вопрос, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?
1. Подумать и задать себе вопрос.
2. Спросить у взрослых.
3. Понаблюдать.
4. Провести эксперимент.
5. Посмотреть в книге (энциклопедии или справочной литературе), компьютере.
План исследования
- Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?(1,2,5)
Каков же наш план исследования?
Проведение исследования
Сбор, обработка информации
Давайте разделимся на несколько групп, попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): Не виноваты ли в этом мы, люди?
В каждой группе Вы можете пересмотреть план работы.
В ходе групповой работы дети создают рисунки, составляют высказывания.
(Взять животное в дом — это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить — не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств. Животных нужно вовремя кормить, убирать за ними, гулять, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Только после этого хозяин имеет право на удовольствие от общения с собакой или кошкой).
Анализ и обобщение полученных материалов
- Посмотрим, нет ли среди материалов, которые мы собрали лишнего, не относящегося к теме нашего исследования. Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.
Подготовка отчёта исследования
- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей.
Подведение итогов исследования.
Защита сообщений.
Нельзя брать животное в дом, если кто-то из родных возражает. Тем более, хозяин должен отвечать за то, чтобы его четвероногий друг не доставлял неприятностей посторонним людям. Очень часто владельцы животных пренебрегают этим требованием. Как правило, овчарок, догов, колли, боксёров и даже печально известных бультерьеров они выгуливают без поводка и намордника, не считаясь с тем, что маленькие дети, а порой и взрослые, испытывают перед ними страх. Сколько людей от испуга в детстве на всю жизнь остались заиками, сколько с укусами обращаются к врачам! Без намордника и короткого поводка собаку нельзя выводить из дома, а тем более возить в общественном транспорте.
И еще одна обязанность владельцев собак. Выгуливая собаку, нужно брать с собой совок, метёлку и пакет, чтобы убрать за своим любимцем и не вынуждать других людей испытывать чувство брезгливости, проходя по загаженному двору. Но, к сожалению, не редкость, когда хозяева ленятся даже выйти с собакой и выпускают её одну: “Пусть погуляет!”
Собаку или кошку можно взять только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям, прохожим.
Нередко хозяину становятся в тягость его обязанности. И если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом.
По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть. Голод вынуждает брошенных животных добывать себе корм. Беспризорные собаки и кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Стая бродячих собак может загнать и загрызть даже крупного зверя, например косулю или оленёнка.
Бросая своих домашних животных или унося от дома, а значит, и от хозяина глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.
Обсуждение итогов завершённой работы
Поощрение выступающих и тех, кто задавал интересные вопросы выступающим.
7. Рефлексия учебной деятельности
Какова наша тема урока. Что мы пытались изучить? К какому выводу пришли? Как доказать, что мы в ответе за братьев наших меньших?
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Интересна ли была работа? Чем? Попробуйте дома написать сочинения о своих собаках и кошках, о том, как вы заботитесь о них, какие забавные случаи происходили с вашими четвероногими друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 3 класс «На службе у человека».
Сформировать у школьников представление о сельском хозяйстве, его отраслях (растениеводство, животноводство) и способах повышения продукции....
Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема: "Лес и человек"
Конспект содержит задания различного характера, осуществляется работа в группах...
Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...
УМК Школа России. Окружающий мир 4 класс. Тема "Лес и человек" (презентация)
презентация к уроку для проверки Д/З, презентация к уроку для ИД...
Учебно - методический комплект. Окружающий мир. 2 класс. Тема: "Что умеет человек?"
Предмет: окружающий мир.Класс: 2.Тема урока: Что умеет человек?Цели урока: продолжить формирование понятия «человек – член общества»; познакомить с разными профессиями людей, которые создают учебники....
Урок окружающего мира 4 класс. Тема: "Пищеварительная система человека". УМК "Начальная школа XXI века"
Урок окружающего мира 4 класс. Тема: "Пищеварительная система человека". УМК "Начальная школа XXI века"...
Тест. Окружающий мир. 4 класс. «Как работает организм человека»
Тест для тематической проверки знаний учащихся....