Урок по окружающему миру 3 класс «На службе у человека».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Сформировать у школьников представление о сельском хозяйстве, его отраслях (растениеводство, животноводство) и способах повышения продукции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 3 класс
Тема: «На службе у человека».
Цель: 1. Сформировать у школьников представление о сельском хозяйстве, его отраслях (растениеводство, животноводство) и способах повышения продукции.
2. Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к окружающей среде, воспитание умения работать в коллективе.
3. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся к ним и поздороваемся.
- Ребята! Готовы вы к уроку? (Да!)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Все получиться у нас!
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Современный человек полностью зависит от выращенных им культурных растений и домашних животных. Из них производят пищевые продукты: хлеб и крупы, молоко и мясо, сахар и масло.
Пища из диких растений или животных – лишь редкое угощение на нашем столе. А иначе и быть не может: только так человечество смогло достичь огромной численности. Только обладая домашними животными и культурными растениями люди могут заниматься другими делами, не думая постоянно о том, где добыть пищу.
- Как добывали пищу древние люди?
(Древние люди были собирателями урожая. Они искали грибы, растения, ягоды, корешки, добывали животных во время охоты).
- Каких диких животных человек приручил первыми?
(Ответы учеников)
- В городе и деревне нас окружают домашние животные. В городе это обычно кошки, собаки, птички в клетках и рыбки в аквариумах. В деревне к ним добавляется различный скот: лошади, коровы, овцы, куры, гуси, и другие виды домашних животных, дающих человеку пищу и одежду. Дикие животные были приручены человеком и стали домашними в разное время. У всех древних людей первым прирученным животным была собака. Она охраняла от диких зверей, помогала на охоте, служила пищей. Предками собак были волки, а на юге, кроме того, некоторые виды шакалов. Люди в логовах волков ловили маленьких волчат и приручали их.
- С давних пор человеку служат домашние козы, овцы, свиньи, коровы. Лошади, верблюды, кошки, гуси, куры и другие домашние животные появились гораздо позже, менее пяти тысяч лет назад. В Древнем Египте, Древней Греции и других государствах козы были основным видом молочного скота. Ученые думают, что из-за коз Греция стала страной без леса: они вытоптали и поели все поросли молодых деревьев. Предками домашних коз являются ныне живущие горные и степные бараны, а домашней свиньи – дикий кабан.
- предком домашних коров является дикий бык – тур. На туров было легко и выгодно охотиться. Это привело к тому, что четыреста лет назад были уничтожены последние экземпляры этих великолепных представителей дикой природы. Память о турах, которые водились у нас ещё не так давно, осталась в названиях многих старинных посетителей: Турья, Тураков, Турово, Турозеро.
- У всех земледельческих народов древности бык пользовался почетом, а в ряде случаев обожествлялся. У египтян существовал культ быка – Аписа, посвященного богу Озирису и Солнцу. В Индии и поныне поклоняются корове, посвященной богу богине Луны. Возможно, что причиной этого является сходство коровьего рога с лунным серпом. В индийских городах можно наблюдать, как улегшуюся на тротуаре корову не сгоняют, почтительно обходят. Мясо коров в Индии не едят. Известно, что у многих народов до появления в роли денег золота и серебра денежными единицами – «разменной монетой» – были быки.
- Любимым домашним животным многих народов является лошадь. Человек подружился с лошадью позднее, чем со многими другими прирученными животными, но она сыграла огромную роль в его истории. Первобытные люди охотились на диких лошадей. Кости лошадей часто находят около стойбищ человека.
- Некоторые виды диких лошадей дожили почти до наших дней. К ним относиться тарпан, ещё не так давно обитавший на юге России. Последний дикий тарпан был убит около ста лет назад, а пойманный тарпан – жеребёнок прожил в табуне домашних лошадей до 1919 г.
- До наших дней в Центральной Азии живет дикая лошадь Пржевальского, которую можно увидеть также в зоопарке. Но ученые считают, что лошадь Пржевальского не является прямым предком домашних лошадей. В Англии существовала и была одомашнена карликовая разновидность дикой лесной лошади, от которой произошли породы пони.
- Дикую кошку давным – давно приручили египтяне. У них ещё и пирамид не было, а кошки ловили мышей и крыс в их домах и амбарах. И так успешно, что даже считались священными животными. Голубоглазые сиамские кошки с темным окрасом головы, хвоста и лап пришли к нам из Таиланда, где их содержали в храмах. В настоящее время кошки – одно из наиболее популярных домашних животных.
- Почему одни народы жили оседло, а другие кочевали?
(Это зависело от особенностей сельского хозяйства, которое было у данного народа. Земледелие требует постоянного ухода за растениями. Поэтому земледельцы ведут оседлый образ жизни. Животноводство, напротив, часто сопровождается кочевым образом жизни, так как животные объедают пастбища, и требуется поиск нового источника корма. Лишь современное интенсивное животноводство, при котором корм для животных выращивают люди, сочетается с оседлым образом жизни).
- Из каких частей складывается современная хозяйственная деятельность человека?
(Промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и транспорт).
Проблемная ситуация.
- Какой деятельностью занимаются жители сельской местности?
(Ответы учеников. Проверим по учебнику: стр.5 Читают текст и называют виды деятельности в сельской местности:
Земледелие Животноводство
- Прочитайте, пожалуйста, задание №1, стр.5?
(Дети читают задание и подчеркивают зеленым карандашом отрасли земледелия, красным – отрасли животноводства).
- овцеводство;
- плодоводство;
- полеводство;
- цветоводство;
- лесоводство;
- птицеводство;
- рыбоводство;
- пчеловодство;
- скотоводство;
- шелководство.
- Почему произошло разделение сельского хозяйства на виды деятельности?
(В каждой стране люди стремятся вырастить больше тех растений и животных данной местности).
- Какую выгоду при этом получает человек?
(Разделение труда позволяет экономить силы и время, а значит, результаты труда становятся дешевле. Поэтому большую часть сельскохозяйственной продукции производят крупные хозяйства, специализирующиеся на какой-либо определенной отрасли).
- Определите тему урока?
(Сегодня на уроке мы будем говорить о сельском хозяйстве, об отраслях сельского хозяйства).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идм на пятках.
(2 упражнения для равновесия)
III. Совместное открытие знаний.
- Что необходимо животным и растениям?
(Каждому животному или растению нужны свои, особые условия).
- Что необходимо животным и растениям?
(Каждому животному или растению нужны свои, особые условия).
- В любых ли районах можно заниматься различными отраслями сельского хозяйства?
(Использование карты мира – «Природные зоны»)
(Учащиеся рассматривают карту и приходят к выводу, что развитие определенной отрасли зависит от природных условий).
- .Откройте учебники на стр.6.
Прочитайте текст и определите, какие условия необходимы для получения высоких урожаев чая, риса, капусты, качественного пуха коз.
(Кусты чая растут на горных склонах в жарких странах, рис растет на полях, полностью залитых теплой водой, капусте нужно много света, но она не переносит жару и засуху, лишь в прохладном и ветреном климате козы дают теплый пух).
- Если вид сельского хозяйства зависит от природных условий, то почему на наших столах так велико разнообразие продуктов?
(Происходит обмен сельскохозяйственной продукцией).
- Можно ли изменить некоторые природные условия для получения урока? Как?
(Гипотезы на доске: А, Б, В, Г, Д.) Обсуждение гепотиз: работа с рисунками и текстом учебника.
А Каково основное свойство почвы?
(Давать богатый урожай).
- Можно ли увеличить урожай, если одну и туже культуру выращивать постоянно на одном месте?
(Нет растения забирают из почвы различные питательные вещества. Поэтому используют севооборот – ежегодную смену высеваемых культур).
- Как повысить плодородие почвы?
(Чтобы повысить плодородие почвы, в неё вносят дополнительные питательные вещества – органические минеральные удобрения).
- Как обработать почву?
(Весной, перед, посевом, землю вспахивают и боронят, разрыхляют, чтобы корни будущих растений получали вдоволь воды и воздуха).
Б Зачем растениям вода?
(Вода доставляет растениям питательные вещества. А при испарении спасает растения от перегрева).
- Как увеличить количество воды?
(Полив. Строят каналы, колодцы, оросительные системы).
В Что необходимо для увеличения светового дня или температуры?
(Для этого человеком были созданы теплицы. В теплицах можно превратить ночь в день, а зиму в лето. Можно выращивать теплолюбивые растения и получать несколько урожаев в год). Даже у нас в северном городе (есть) построены теплицы, где выращивают зелень, огурцы, помидоры, цветы и даже лимоны.
Г Как человек защищает растения от вредителей?
(Использует ядохимикаты).
- Всегда ли ядохимикаты приносят пользу?
(Нет, ведь яды могут попасть в собранный урожай, отравить людей и диких животных).
- Чем же их можно заменить?
(От насекомых-вредителей растения сода защищают птицы, с картофеля колорадского жука собирают и уничтожают).
Д Как же увеличить продуктивность животноводства?
(Читают текст в учебнике, стр.8).
- Дайте разумный совет животноводам для увеличения продукции?
(Свиней необходимо держать в степных зерновых районах, где выращивают пшеницу и кукурузу, а коров нужно разводить там, где есть заливные луга, сочная трава, душистое сено).
- А какой вид сельскохозяйственной деятельности преобладает у коренных народов в нашей местности?
(Оленеводство – это традиционное хозяйство, в котором полностью занято коренное население тундры).
Оленьи пастбища занимают около 7 миллионов гектаров тундры и тайги. Различаются 2 вида оленеводства: тундровый и северотаежный. Более четверти поголовья оленей находиться в личном пользовании ненцев, но никто не будет различать в этом огромном стаде «своих» и «чужих». Для пастуха они все свои, обо всех надо заботиться, за всеми присматривать. Ведь олень это жизнь. Это мясо, рога, шкура. Из них ненцы шьют теплую удобную одежду, головные уборы, обувь, идут шкуры на зимние покрышки для чумов. Олени не только «одевают» и «кормят» людей, они помогают им передвигаться по тундре.
Занимаются местные жители и звероводством. На фермах в основном разводят песцов и лисиц.
Сбор дикорастущих растений является попутным промыслом, объёмы товарной продукции невелик. Основные виды заготовок – ягоды (клюква, брусника), грибы и, в небольших количествах, кедровые орехи и лекарственные травы.
- Будут ли люди в дальнейшем заниматься одомашниванием растений и животных?
(Да, страусиные фермы).
- Кто основной потребитель сельскохозяйственной экосистемы?
(Основной потребитель – человек).
- Теперь когда мы обсудили гипотезы, нам необходимо выполнить задание №5 на стр.9?
(Учащиеся читают задание и выполняют его. Они соединяют стрелками: отходы (ботву, солому, опилки) с бактериями, а их с растениями, которые пользуются полученными при разрушении этих отходов минеральными веществами; отходы (навоз, птичий помет) с дождевыми червяками, а их – с цыплятами, питающимися ими; отходы (другие органические вещества) с грибами, а их – с человеком, который ими питается).
IV. Самостоятельное применение знаний.
1) Работа с учебником, стр.10
Задание 6.
- Как по другому называют растениеводство? Почему?
(Земледелие. Такое название возникло из-за того, что для роста растений их надо высаживать в почву (землю).
Задание 7.
- Подумай, чего не хватает растениям в разных районах, как можно увеличить их урожай?
- На севере – не хватает тепла – люди сажают растения в теплицах.
- В средней полосе – часто не хватает минеральных веществ – люди используют удобрения, используют севооборот.
- В жарком климате – не хватает влаги – люди используют полив, орошение.
V. Подведение итогов.
1) Обмен мнениями по выполненным заданиям.
2) Что нового узнали на уроке?
- Кто, что и почему находится на службе у человека?
VI. Д.з. параграф 2, стр. 5-9, задания 9-12, с.11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру по теме «Строение тела человека»
Разработка урока. Презентация к уроку. Тест для обучающихся....
Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.
Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...
урок по окружающему миру на тему "Лес и человек"
Этот урок можно провести в 3-4 классах. Урок нетрадиционный. Используется много игровых моментов. Можно использовать презентацию....
конспект урока по окружающему миру по теме "Лес и человек" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация
Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы. 2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью лю...
Конспект обобщающего урока по окружающему миру на тему "Лес и человек"
Данный урок являетсяпоследним уроком по теме "Экологическое равновесие природных зон". Урок представлен в форме игры-путешествия с использованием большого количества загадок и игрового материала...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Строение тела человека"
Конспект урока по окружающему миру + презентация к уроку....
Урок по окружающему миру "Культурные растения в жизни человека" (3 класс)
В материале представлены этапы урока "Культурные растения в жизни человека" (3 класс по программе "Начальная школа XXI века")...