Тема урока: «Звери зимой"
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме

Канайкина Ирина Николаевна

Открытый урок в начальной школе, Внеклассное мероприятие ; 1-4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Животные зимой.

Цель: 1)раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой

             зимой;

          2) дать представление о том, как зимуют звери и птицы;

          3) вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе,

           необходимости охранять птиц и зверей.

Лит-ра: нач.шк. 4-2001г.

                                               Ход занятия  

1.Организационный момент.

  Вступительное слово воспитателя

    - Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Сейчас, не покидая нашего класса,

Мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.

   Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень.

Сошлись да поспорили: кто из них лучше рисует?

    И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы

леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

    Первой взялась за волшебную кисть Зима. Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.

      Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля  лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. Кто ни пройдёт по ним, всяк распишется:

« Здесь был такой-то».

Днём идёт снег кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты

Множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.

   2.Беседа воспитателя:                                                                                                                                      

        - Чьи же следы вы видите на снегу на нашей поляне?

        - Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

        - Чем они питаются, где находят себе корм?

        - Что птицам страшнее: холод или голод зимы?

        - Как человек помогает птицам пережить зиму?

        - Поднимите руку, у кого есть кормушки в саду или на окне?

        - а кто из вас подкармливает сегодня птиц?

        - Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку?

3.Рассказы учащихся о птицах.

        а) синица,

       б) галки, воробьи, голуби;

        в) снегирь,

        г) поползень, дятел;

        д) клёст

4.Обобщение воспитателем о зимующих птицах.

     а) разгадывание ребусов: ворона и сорока.                                                                     Ребята, как много птиц собралось на нашей поляне. А кормушка у нас пуста. А послушайте, с какой просьбой обращаются к вам птицы. Кто  из вас хочет покормить птиц?

     б) чтение стихотворение «Меню для птичьей столовой».

 Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет на нашей полянке. А теперь прочитайте слова благодарности, которые написали вам на снегу птицы.

     Ещё кому в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? А почему зверям так же трудно зимой, как и птицам?

    Вспомните, как ещё осенью звери начинают готовиться  к будущим холодам и снегу?

  Но звери не боятся зимы. Послушайте, какой « разговор» послушали на лесной полянке наши ребята, и подумайте, как зимует белочка.

    в) Инсценирование сказки «Синица и Белка»

- А как белка устраивает себе гнездо?

5. Рассказы учащихся: как зимуют звери.

     а) белка, заяц;

- От хищников зайца спасают ноги. Заяц легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег.

 - посмотрите на следы зайца. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние. Поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие - сзади.

     б) лоси, лисы.

- Итак, ребята, прыгает по веткам белка, бегает по следу мышей лиса, а где же сейчас медведь?

 - Чем питается медведь зимой?

   в) медведь, барсук.

- А вот ежи, ящерицы, лягушки, жабы, змеи, летучие мыши зимой в спячке. Спячка – это более глубокий  и продолжительный сон с понижением  температуры тела.

 6. Обобщение воспитателя.

  - Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул  в снегу лес. Трудно прокормиться и птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, морковь.

а) чтение отрывков из рассказа «Доброе слово о хищниках».

6. Итог занятия.

 - ребята, посмотрите, сколько животных собралось на нашей полянке; здесь и птицы, и звери, и мы, люди. И никто никого не боится. Так давайте же возьмемся за руки – человек и природа – и скажем друг другу:

(Дети читают советы человека зверям и наоборот.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2 классе. ТЕМА: ЗВЕРИ ЗИМОЙ. Окружающий мир А.А.Плешаков

Обобщение знаний детей о зимующих птицах, раскрытие причинно-следственные связи между живой и неживой природой,работа по бережному отношению к природе....

Презентация к уроку окружающего мира по теме " Жизнь птиц и зверей зимой"

Задачи:   систематизировать знания детей о жизни птиц и зверей зимой.Цели:Уточнить и расширить представления детей о жизни растительного и животного мира зимой.Развивать творческое воображен...

Тема: Жизнь зверей зимой

Познакомить обучающихся с жизнью  животного мира зимойФормировать элементы научного мировоззрения – установление связи между неживой природой и жизнью животных зимой;Различать основные признаки и...

Презентация по предмету "Окружающий мир". Тема урока: "Где зимуют птицы" 1 класс, Школа России

Материал презентации способствует расширению знаний о птицах, содержит иллюстрации, тесты, физкультминутку....

Конспект урока окружающего мира на тему "Как помочь птицам и зверям зимой" 1 класс

Цель: показать необходимость оказания помощи птицам и зверям зимой.Задачи урока:-пополнение словарного запаса;-воспитание бережного обращения к зверям и птицам...

Тема урока : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»

Открытый урок на тема :  «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»...