Конспект урока во 2 классе. ТЕМА: ЗВЕРИ ЗИМОЙ. Окружающий мир А.А.Плешаков
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Обобщение знаний детей о зимующих птицах, раскрытие причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
работа по бережному отношению к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vo_2_klasse._zveri_zimoy..docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока во 2 классе.
ТЕМА: ЗВЕРИ ЗИМОЙ.
Цели урока: обобщить знания детей о зимующих птицах; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; дать представление о том как зимуют звери: заяц белка лиса медведь; вести работу по воспитанию бережного отношения к природе. Необходимости охранять птиц и зверей.
Оборудование: грамзаписи П.И.Чайковский. «Времена года», голоса птиц. Танец маленьких утят. Опорная схема «Как звери зимуют», ребусы (ворона, сорока), эмблемы со зверями, шапочки с изображением птиц и зверей.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок окружающего мира. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес. На лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку. Слушайте:
(Грамзапись «Декабрь» из музыкального альбома П.Чайковского «Времена года».)
Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует?
И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.
Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
(Открывается левая половина доски: на переднем плане ели и березы, вдали еловый лес. На березе висит кормушка. На снегу написано «Зима». Под деревьями следы птиц). Ходит она по горам по долинам ходит в больших мягких валенках ступает тихо неслышно.
Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».
Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили. Прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?
II. Проверка домашнего задания.
1.Беседа учителя:
- Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей поляне?
1-й ученик.
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом…
-Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?
_Чем они питаются, где находят себе корм?
-Что птицам страшнее: холод или голод зимы?
-Как человек помогает птицам пережить зиму?
-Поднимите руку, у кого есть кормушки на окне или возле дома?
-Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку?
2- ученик. Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.
-Угадали, ребята, кто прилетает на мою кормушку?
(Фигурку птички ученик прикрепляет на кормушку на доске.)
3-й ученик. А моих птиц вы узнаете, из стихотворения.
Голодно, холодно,
Галки, воробьи!
Голодно, голуби,
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости, Полны мои горсти.
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
(Фигурки прикрепляются на доску.)
Учитель: Ребята, после посещения моей кормушки птицы оставили свои «визитные карточки». Прочитайте, кто же прилетал ко мне в гости?
(Разгадывание ребусов: ворона и сорока) Фигурки прикрепляются на доску.
4-й ученик. А мою птичку вы узнаете по ее тени, в названии этой птички спряталось «снежное слово».
(Фигурка снегиря прикрепляется сначала в виде черной тени, а затем поворачивается раскрашенной стороной.)
Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра – послезавтра снег пойдет.
5-й ученик. А на мою кормушку часто прилетает поползень.
(Фигурки птички прикрепляем на ствол березы.)
Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползает по нему – хоть вверх головой, хоть вниз.
Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на мою кормушку.
(Звучит грамзапись: стук дятла)
Учитель. Ребята, что это за звуки слышны в лесу?
6-й ученик. Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева достает. (Открывается фигурка дятла на березе). У него очень длинный язык, 10см, а то и 15.Кроме того, он липкий, с твердыми зазубринками. Им дятел и достает насекомых: они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые
проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.
Учитель. Ребята, а могут ли птицы выводить птенцов в зимнюю стужу?
(Да, это клесты.) Фигурка прикрепляется к еловой шишке.
7-й ученик. Действительно, ребята. Обычно в конце зимы, в феврале- марте, в самые вьюжные месяцы самка клеста на елке или сосне строит глубокое, теплое-теплое гнездо. Строит его так, чтобы над гнездом обязательно была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта «крыша» защищает птенцов от снега.
Учитель. А почему клест выводит птенцов зимой?
8-й ученик. У клеста клюв с загнутыми перекрещенными концами. Повиснет клест на еловой шишке, раздвинет таким клювом чешуйки и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Еловыми семенами и кормится всю зиму. Ими и птенцов своих выкармливает.
Учитель. Ребята, как много птиц собралось на нашей полянке.
(Заглядывает в кормушку)
А кормушка-то у нас что-то пуста. Кто из нас хочет покормить птиц?
9-й ученик. Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли…
(Дети читают составленное ими «Меню для птичьей столовой» и кладут корм в кормушку.)
Учитель. Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет у нас.
И послушайте, с какой просьбой обращаются к вам птицы.
(грамзапись «Покормите птиц зимою»)
-А теперь прочитайте слова благодарности, которые написали вам на снегу птицы.
(На снегу открывается слово «Спасибо!»,
III. Работа по теме урока.
Еще кому в зимнем лесу так же трудно, как и птицам?
(Зверям. Открывается правая половина доски. На ней справа ель, в центре куст, на снегу следы зверей.)
-А сейчас?
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь.
(Дети надевают шапочки с изображением зверей и птиц)
Сколько в класс пришло зверей.
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто волк, кто птичка.
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь!
(Танец маленьких утят)
-А почему зверям так же трудно зимой, как и птицам?
(Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях,)
Открывается схема:
ЗИМА
СНЕГ МОРОЗЫ
НЕТ КОРМА
Учитель. Но не боятся звери зимы.
Послушайте, какой «разговор» подслушали на лесной полянке наши ребята, и подумайте, как зимует белочка.
(Инсценирование «Синица и белка». Дети надевают на головы шапочки.)
-Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?
-Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.
-А чем же ты кормишься?
- А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь.
Учитель. Итак, как же зимует елочка?
-Отличается ли белка летом и зимой по окраске шерсти?
Дополняется схема:
НЕТ КОРМА
ИСПОЛЬЗУЮТ ЗАПАСЫ
БЕЛКА (изображение белки в кружочке)
-А как белка устраивает себе гнездо?
ДОПОЛНЕНИЕ: гнездо у белки в дупле или прямо на веточках. Ближе к стволу. Внутри свое жилище зверек выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или хвостом.
-А кто еще зимой не спит и использует запасы?
(Мыши. Кружочек в схеме,)
-Ребята, а о каком зверьке эта загадка?
«Летом серый, зимой – белый».
(Открывается рисунок зайца на лесной полянке.)
-А чем питается зимой заяц?
-Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм?
Дополняется схема:
ИЩУТ КОРМ
ЗАЯЦ (фигурка зайца)
В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев. Поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев.)
ДОПОЛНЕНИЕ: день заяц проводит в укромных местах – под поваленным стволом, под пнем или в кустах.
В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз.
Учитель. От хищников зайца спасают ноги. Заяц легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шестью, не позволяют ему провалиться в снег.
-Посмотрите на следы зайца.
Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние. Поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие – сзади.
- Ребята, а кто еще не спит зимой и ищет корм?
(Лоси. Не спят и ищут корм волки, кабаны,)
ДОПОЛНЕНИЕ: лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит лось зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору.
На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особо густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.
Учитель. Ребята, мне показалось, что по нашему классу кто-то крадется, ступает еле слышно, да еще и хвостом заметает свои следы. Кто бы это мог быть?
(Выходит ученица в костюме лисы)
ЛИСА. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Верно. Но я не просто лиса, а Лиса Патрикеевна. Примерно лет шестьсот назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «Хитрец». А поскольку я издавна считаюсь в народе зверем хитрым, то и получила отчество «Патрикеевна».
(Открывается лиса на поляне у елочки)
Учитель. Чем питается лиса зимой?
ЛИСА. Меня считают злейшим врагом. Я действительно ловлю зайцев, особенно зайчат. Но главная моя пища – мелкие грызуны: мыши и полевки. Такую мою охоту называют «мышкованием». Мышиный писк я слышу за 100м – такой отличный у меня слух.
От непогоды и от врагов прячусь в норе, которую устраиваю на склоне оврагов и холмов.
Учитель. Итак, ребята, прыгает по веткам белка, бегает по следу мышей лиса, а где же сейчас медведь?
-А чем питается медведь зимой?
Дополняется схема:
НЕТ КОРМА
СПЯТ
МЕВЕДЬ
Дополнение: берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем.
Многие считают. Что мишка в берлоге сосет лапу. Но он не сосет, а лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом еще и причмокивает губами.
Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном опасна для человека.
-А кто еще, как и медведь, спит зимой?
(Барсук. Кружочек в схему)
ДОПОЛНЕНИЕ: в отличие от медведя барсук зимой просыпается, поест запасов и снова засыпает. Нору себе барсук роет в сухом месте глубокую и широкую, а в ней еще несколько отнорков делает.
Учитель. А вот ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой находятся в спячке. Спячка – это более глубокий и продолжительный сон с понижением температуры тела.
Дополняется схема:
НЕТ КОРМА
В СПЯЧКЕ
IV. Обобщение учителя.
- Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться и птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений. Раскладывать капусту, морковь.
Чтение учителем отрывка «Доброе слово о хищниках».
V. Домашнее задание
- Ребята, дома будете читать и пересказывать статью «Как зимуют разные животные». И еще, найдите и запишите в тетради загадки, стихи и сказки о животных, про которых мы говорили на уроке.
-А теперь давайте соотнесем нашу схему и вывод.
VI. Заключительная часть.
- Ребята. Посмотрите. Сколько животных собралось на нашей полянке; здесь и птицы, и звери, и мы, люди. И никто никого не боится. Так давайте же возьмемся за руки – человек и природа – и скажем друг другу:
(Дети читают советы человека зверям и наоборот.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".
2 классКонспект урока по теме:"Безударная гласная в корне слова". Обобщение....
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...
Конспект урока 3 класс Тема "Изготовление плоских карнавальных полумасок"
Урок трудового обучения в 3 классе в коррекционной школе VIII вида. Приложения к конспекту:Правила подготовки рабочего места перед началом урока. Правила безопасной работы с ножницами. Прави...
Конспект урока 3 класс. Тема: "Мы - художники кукольного театра"
КУонспект урока...
Конспект урока . 4 класс .Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
Конспект урока. 4 класс. Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»...
План-конспект урока, 3 класс, тема урока: "Комнаты в моей квартире", УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”3 ч.2)
План-конспект урока по теме: " Комнаты в моей квартире", 3 класс, УМК "Английский в фокусе (Spotlight 3 ч.2)...