Конспект урока во 2 классе. ТЕМА: ЗВЕРИ ЗИМОЙ. Окружающий мир А.А.Плешаков
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Лоншакова Ольга Григорьевна

Обобщение знаний детей о зимующих птицах, раскрытие причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

работа по бережному отношению к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vo_2_klasse._zveri_zimoy..docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока во 2 классе.

ТЕМА: ЗВЕРИ ЗИМОЙ.

Цели урока: обобщить знания детей о зимующих птицах; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; дать представление о том как зимуют звери: заяц белка лиса медведь; вести работу по воспитанию бережного отношения к природе. Необходимости охранять птиц и  зверей.

Оборудование: грамзаписи П.И.Чайковский. «Времена года», голоса птиц. Танец маленьких утят. Опорная схема «Как звери зимуют», ребусы (ворона, сорока), эмблемы со зверями, шапочки с изображением птиц и зверей.

Ход урока:

I.Организационный момент.

      Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок окружающего мира. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес. На лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку. Слушайте:

(Грамзапись «Декабрь» из музыкального альбома П.Чайковского «Времена года».)

      Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует?

    И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

  Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

 (Открывается левая половина доски: на переднем плане ели и березы, вдали еловый лес. На березе висит кормушка. На снегу написано «Зима». Под деревьями следы птиц). Ходит она по горам по долинам ходит в больших мягких валенках ступает тихо неслышно.

  Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».

   Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили. Прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?

II. Проверка домашнего задания.

1.Беседа учителя:

- Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей поляне?

1-й ученик.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом…

-Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

_Чем они питаются, где находят себе корм?

-Что птицам страшнее: холод или голод зимы?

-Как человек помогает птицам пережить зиму?

-Поднимите руку, у кого есть кормушки на окне или возле дома?

-Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку?

2- ученик. Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.

-Угадали, ребята, кто прилетает на мою кормушку?

(Фигурку птички ученик прикрепляет на кормушку на доске.)

3-й ученик. А моих птиц вы узнаете, из стихотворения.

Голодно, холодно,

Галки, воробьи!

Голодно, голуби,

Гуленьки мои!

Прилетайте в гости, Полны мои горсти.

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

(Фигурки прикрепляются на доску.)

Учитель: Ребята, после посещения моей кормушки птицы оставили свои «визитные карточки». Прочитайте, кто же прилетал ко мне в гости?

(Разгадывание ребусов: ворона и сорока) Фигурки прикрепляются на доску.

4-й ученик. А мою птичку вы узнаете по ее тени, в названии этой птички спряталось «снежное слово».

(Фигурка снегиря прикрепляется сначала в виде черной тени, а затем поворачивается раскрашенной стороной.)

Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра – послезавтра снег пойдет.

5-й ученик. А на мою кормушку часто прилетает поползень.

(Фигурки птички прикрепляем на ствол березы.)

Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползает по нему – хоть вверх головой, хоть вниз.

Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на мою кормушку.

(Звучит грамзапись: стук дятла)

Учитель. Ребята, что это за звуки слышны в лесу?

6-й ученик. Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева достает. (Открывается фигурка дятла на березе). У него очень длинный язык, 10см, а то и 15.Кроме того, он липкий, с твердыми зазубринками. Им дятел и достает насекомых: они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые

проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.

Учитель. Ребята, а могут ли птицы выводить птенцов в зимнюю стужу?

(Да, это клесты.) Фигурка прикрепляется к еловой шишке.

7-й ученик. Действительно, ребята. Обычно в конце зимы, в феврале- марте, в самые вьюжные месяцы самка клеста на елке или сосне строит глубокое, теплое-теплое гнездо. Строит его так, чтобы над гнездом обязательно была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта «крыша» защищает птенцов от снега.

Учитель. А почему клест выводит птенцов зимой?

8-й ученик. У клеста клюв с загнутыми перекрещенными концами. Повиснет клест на еловой шишке, раздвинет таким клювом чешуйки и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Еловыми семенами и кормится всю зиму. Ими и птенцов своих выкармливает.

Учитель. Ребята, как много птиц собралось на нашей полянке.

(Заглядывает в кормушку)

А кормушка-то у нас что-то пуста. Кто из нас хочет покормить птиц?

9-й ученик. Мы кормушку смастерили,

                    Мы столовую открыли…

(Дети читают составленное ими «Меню для птичьей столовой» и кладут корм в кормушку.)

Учитель. Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет у нас.

И послушайте, с какой просьбой обращаются к вам птицы.

(грамзапись «Покормите птиц зимою»)

-А теперь прочитайте слова благодарности, которые написали вам на снегу птицы.

(На снегу открывается слово «Спасибо!»,

III. Работа по теме урока.

Еще кому в зимнем лесу так же трудно, как и птицам?

(Зверям. Открывается правая половина доски. На ней справа ель, в центре куст, на снегу следы зверей.)

-А сейчас?

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь.

(Дети надевают шапочки с изображением зверей и птиц)

Сколько в класс пришло зверей.

Не узнать моих детей!

Кто зайчишка, кто лисичка,

Кто медведь, кто волк, кто птичка.

Веселее в пляс пускайтесь,

Все танцуйте, не стесняйтесь!

(Танец маленьких утят)

-А почему зверям так же трудно зимой, как и птицам?

(Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях,)

Открывается схема:

                                 ЗИМА

СНЕГ                                                    МОРОЗЫ

                         НЕТ КОРМА

Учитель. Но не боятся звери зимы.

Послушайте, какой «разговор» подслушали на лесной полянке наши ребята, и подумайте, как зимует белочка.

(Инсценирование «Синица и белка». Дети надевают на головы шапочки.)

-Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?

-Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.

-А чем же ты кормишься?

- А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь.

Учитель. Итак, как же зимует елочка?

-Отличается ли белка летом и зимой по окраске шерсти?

Дополняется схема:

                  НЕТ КОРМА

               ИСПОЛЬЗУЮТ ЗАПАСЫ

             БЕЛКА                           (изображение белки в кружочке)

-А как белка устраивает себе гнездо?

ДОПОЛНЕНИЕ: гнездо у белки в дупле или прямо на веточках. Ближе к стволу. Внутри свое жилище зверек выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или хвостом.

-А кто еще зимой не спит и использует запасы?

(Мыши. Кружочек в схеме,)

-Ребята, а о каком зверьке эта загадка?

«Летом серый, зимой – белый».

(Открывается рисунок зайца на лесной полянке.)

-А чем питается зимой заяц?

-Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм?

Дополняется схема:

                 ИЩУТ КОРМ

                   ЗАЯЦ       (фигурка зайца)

    В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев. Поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев.)

ДОПОЛНЕНИЕ: день заяц проводит в укромных местах – под поваленным стволом, под пнем или в кустах.

В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз.

Учитель. От хищников зайца спасают ноги.  Заяц легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шестью, не  позволяют ему провалиться в снег.

-Посмотрите на следы зайца.

Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние. Поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие – сзади.

- Ребята, а кто еще не спит зимой и ищет корм?

(Лоси. Не спят и ищут корм волки, кабаны,)

ДОПОЛНЕНИЕ: лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит лось зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору.

  На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особо густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.

Учитель. Ребята, мне показалось, что по нашему классу кто-то крадется, ступает еле слышно, да еще и хвостом заметает свои следы. Кто бы это мог быть?

(Выходит ученица в костюме лисы)

ЛИСА. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Верно. Но я не просто лиса, а Лиса Патрикеевна. Примерно лет шестьсот назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «Хитрец». А поскольку я издавна считаюсь в народе зверем хитрым, то и получила отчество «Патрикеевна».

(Открывается лиса на поляне у елочки)

Учитель. Чем питается лиса зимой?

ЛИСА. Меня считают злейшим врагом. Я действительно ловлю зайцев, особенно зайчат. Но главная моя пища – мелкие грызуны: мыши и полевки. Такую мою охоту называют «мышкованием». Мышиный писк я слышу за 100м – такой отличный у меня слух.

  От непогоды и от врагов прячусь в норе, которую устраиваю на склоне оврагов и холмов.

Учитель. Итак, ребята, прыгает по веткам белка, бегает по следу мышей лиса, а где же сейчас медведь?

-А чем питается медведь зимой?

Дополняется схема:

           

 НЕТ КОРМА

           

 СПЯТ

МЕВЕДЬ

Дополнение: берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем.

  Многие считают. Что мишка в берлоге сосет лапу. Но он не сосет, а лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом еще и причмокивает губами.

   Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном опасна для человека.

-А кто еще, как и медведь, спит зимой?

(Барсук. Кружочек в схему)

ДОПОЛНЕНИЕ: в отличие от медведя барсук зимой просыпается, поест запасов и снова засыпает. Нору себе барсук роет в сухом месте глубокую и широкую, а в ней еще несколько отнорков делает.

Учитель. А вот ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой находятся в спячке. Спячка – это более глубокий и продолжительный сон с понижением температуры тела.

Дополняется схема:

  НЕТ КОРМА

            В СПЯЧКЕ

IV. Обобщение учителя.

- Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться и птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений. Раскладывать капусту, морковь.

 Чтение учителем отрывка «Доброе слово о хищниках».

V. Домашнее задание

- Ребята, дома будете читать и пересказывать статью «Как зимуют разные животные». И еще, найдите и запишите  в тетради загадки, стихи и сказки о животных, про которых мы говорили на уроке.

-А теперь давайте соотнесем нашу схему и вывод.

VI. Заключительная часть.

- Ребята. Посмотрите. Сколько животных собралось на нашей полянке; здесь и птицы, и звери, и мы, люди. И никто никого не боится. Так давайте же возьмемся за руки – человек и природа – и скажем друг другу:

(Дети читают советы человека зверям и наоборот.)

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".

2 классКонспект урока по теме:"Безударная  гласная в корне слова". Обобщение....

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...

Конспект урока 3 класс Тема "Изготовление плоских карнавальных полумасок"

Урок трудового обучения в 3 классе в коррекционной школе VIII вида. Приложения к конспекту:Правила подготовки рабочего места перед началом урока. Правила безопасной работы с ножницами. Прави...

Конспект урока . 4 класс .Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Конспект урока. 4 класс. Тема: « В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»...

План-конспект урока, 3 класс, тема урока: "Комнаты в моей квартире", УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”3 ч.2)

План-конспект урока по теме: " Комнаты в моей квартире", 3 класс, УМК "Английский в фокусе (Spotlight 3 ч.2)...