разработка урока из курса ОРКиСЭ "Паломничество в Мекку"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
разработка урока и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработрка урока | 24.7 КБ |
palomnichestvo_v_mekku_2.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока – презентации по курсу ОРКСЭ
Модуль: Основы религиозных культур народов России. Основы исламской культуры.
Тема: Паломничество в Мекку.
Авторы:
Суворова Наталья Валентиновна ГБОУ №684 г. Москва
Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва
Демина Наталья Владимировна ГБОУ СОШ №1010 г.Москва
Шатохина Дарья Викторовна МАОУ гимназия №1 г. Железнодорожный
Быков Анатолий Петрович МОУ СОШ №1 г.Касимов
Цель урока: Работа по формированию у учащихся знаний о Мекке и ее значении для человечества.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятием «паломничество» (хадж)
- Познакомить детей с Меккой, с ее историей, ее святынями, значением Мекки для мусульман.
- Актуализация применения полученных ранее знаний о мире; умения соотносить климатические условия и природные зоны.
Ожидаемые результаты: Ребенок начинает задумываться о своем месте в жизни и о цели своего существования.
Понятия: паломничество (хадж)
Мекка
Зам – зам
Черный камень
Кааб
Курбан - Байрам
Средства наглядности: географическая карта, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход урока.
- Вводный блок.
- Орг. Момент.
- Мотивационный этап. (Звучит музыка.) Учитель читает начало стихотворения:
Ветер ли старое имя развеял.
Нет мне дороги в мой брошенный край
Если увидеть пытаешься издали,
Не разглядишь ее, не разглядишь ее, друг мой, прощай!
Я уплываю, и время несет меня с края на край,
С берега к берегу, с отмели к отмели, друг мой, прощай…
(«Последняя поэма». Р. Тагор)
А) Вопрос классу: Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний урок?
(о человеке, о путешествии, о поисках, о дороге, о мире…)
-Да. Но путешествия могут быть разные. Послушайте сказку:
Б) Постановка проблемы.
Чтение учителем «сказки – вопроса».
(Сказка о встрече молодого путника со старцем. Старец задает вопросы молодому человеку, но путник не может ответить на них. После чего он отправляется туда, где можно найти ответы на эти вопросы)
Однажды шел молодой человек по дороге, шел, ни о чем особенно не задумываясь, и повстречал мудреца. И мудрец спросил его:
- Кто ты?
- Человек.
- А что ты?
- Не знаю.
- Куда ты идешь по этой дороге?
-Не знаю.
-В чем твое счастье?
-Не знаю?
-Зачем ты пришел в этот мир?
- Не знаю. Но очень хочу узнать. А скажи, мудрец, где мне найти ответы на эти вопросы? Где то место на земле, где я найду свое счастье?
И мудрец сказал ему, что …
-Ребята, а вы знаете, как называется место, которое является заветной мечтой мусульманина и куда каждый должен стремиться?
(Если дети не дают правильного ответа, то учитель сам озвучивает название – Мекка)
- Основной блок.
- Знакомство с новой темой
-Покажите (посмотрите) на карте, где находится Мекка.
-В какой природной зоне она находится?
- Какие там условия жизни?
-Каким будет путь человека в Мекку?
2) Работа с учебником
-Почему мусульмане так стремятся в Мекку несмотря ни на что?
-Это узнаем из учебника.
-Откройте учебник на стр.48-49
Дети читают текст учебника и рассматривают слайды презентации, которые будут иллюстрациями к тексту. Одновременно учитель задаёт вопросы:
3) Работа над понятиями.
-Какие слова в отрывке текста вам непонятны?
(Если дети не отвечают, то учитель сам акцентирует внимание на терминах)
- Как появился источник Зам-зам?
- Что такое хадж и чем он отличается от простого путешествия?
- Почему именно Мекка стала священным городом для мусульман?
-Какие мусульманские святыни там находятся?
4) Подготовленный ученик читает стихотворение Бунина о Черном камне.
Учитель спрашивает, почему Черный камень раскололся? Почему «померк Аллаха дар бесценный»?
( Люди совершают плохие поступки, в мире много боли и трагедий)
-Может ли путь к счастью быть простым?
(Нет. Нужно очень стараться. Нужно еще многое узнать.)
Учитель подготовил дополнительный материал, или у детей есть интересная информация о паломничестве и о Мекке.
5) Запись в тетрадь:
Мекка- священный для каждого мусульманина город.
Хадж- паломничество, которое каждому мусульманину нужно совершить.
Гора Арафат- священная гора, на которой проходит молитва.
Зам – зам- священный источник в пустыне, где остались Хаджар и ее сын.
Черный камень- священный камень, к которому прикасаются паломники . По преданию он когда-то находился в раю.
Кааба - Храм в Мекке
Курбан –Байрам- мусульманский праздник, который отмечается на десятый день месяца Зуль Хиджа. Является кульминацией Хаджа. В этот день имеющие возможность режут жертвенное животное — барана, верблюда или корову, быка.
- Заключительный этап
А) -Праздник завершился и наш путник возвращается обратно. «Сказка-вопрос» заключение.
Старец задает те же вопросы.
-Как вы думаете, как мог ответить старцу молодой человек?
Б) Домашнее задание:
Детям раздаются карточки с вопросами мудреца. Дети с помощью близких отвечают на эти вопросы.
В) Ученики рассматривают слайды и отвечают на вопросы:
-Что изображено на слайде? (Мекка)
-А как появилась Мекка?
-Как вы думаете, почему арабы считают Исмаила своим прародителем?
(построил Каабу-первый храм)
-Ребята, мы сегодня познакомились с важной обязанностью мусульманина - совершить паломничество в Мекку. Но мы не смогли раз и навсегда ответить на вопросы мудреца. Почему?
(Учитель вместе с учениками делает вывод):
Чтобы ответить на эти вопросы, каждый должен потрудиться, каждый ищет ответ сам.
- Постарайтесь сами ответить на эти вопросы, а я желаю вам удачи!!!
Приложения:
- Вопросы мудреца:
Кто ты?
Что ты?
В чем твое счастье?
Куда ты идешь?
Зачем ты пришел в мир?
( Мудрец дважды задает эти вопросы путешественнику: на пути туда и обратно)
- Стихотворение А. Бунина о Черном камне.
Он драгоценной яшмой был когда-то,
Он был неизреченной белизны —
Как цвет садов блаженного Джинната,
Как горный снег в дни солнца и весны.
Дух Гавриил для старца Авраама
Его нашел среди песков и скал,
И гении хранили двери храма,
Где он жемчужной грудою сверкал.
Но шли века — со всех концов вселенной
К нему неслись молитвы, и рекой
Текли во храм, далекий и священный,
Сердца, обремененные тоской...
Аллах! Аллах! Померк твой дар бесценный —
Померк от слёз и горести людской!
- Таблица вопросов мудреца для домашнего задания(основных вопросов, которые должен задавать себе каждый мусульманин):
| Ответ: |
| Ответ: |
| Ответ: |
| Ответ: |
| Ответ: |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока – презентации по курсу ОРКСЭ
Модуль: Основы религиозных культур народов России. Основы исламской культуры.
Тема: Паломничество в Мекку.
Авторы:
Суворова Наталья Валентиновна ГБОУ №684 г. Москва
Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва
Демина Наталья Владимировна ГБОУ СОШ №1010 г.Москва
Шатохина Дарья Викторовна МАОУ гимназия №1 г. Железнодорожный
Быков Анатолий Петрович МОУ СОШ №1 г.Касимов
Цель урока: Работа по формированию у учащихся знаний о Мекке и ее значении для человечества.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятием «паломничество» (хадж)
- Познакомить детей с Меккой, с ее историей, ее святынями, значением Мекки для мусульман.
- Актуализация применения полученных ранее знаний о мире; умения соотносить климатические условия и природные зоны.
Ожидаемые результаты: Ребенок начинает задумываться о своем месте в жизни и о цели своего существования.
Понятия: паломничество (хадж)
Мекка
Зам – зам
Черный камень
Кааб
Курбан - Байрам
Средства наглядности: географическая карта, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход урока.
- Вводный блок.
- Орг. Момент.
- Мотивационный этап. (Звучит музыка.) Учитель читает начало стихотворения:
Ветер ли старое имя развеял.
Нет мне дороги в мой брошенный край
Если увидеть пытаешься издали,
Не разглядишь ее, не разглядишь ее, друг мой, прощай!
Я уплываю, и время несет меня с края на край,
С берега к берегу, с отмели к отмели, друг мой, прощай…
(«Последняя поэма». Р. Тагор)
А) Вопрос классу: Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний урок?
(о человеке, о путешествии, о поисках, о дороге, о мире…)
-Да. Но путешествия могут быть разные. Послушайте сказку:
Б) Постановка проблемы.
Чтение учителем «сказки – вопроса».
(Сказка о встрече молодого путника со старцем. Старец задает вопросы молодому человеку, но путник не может ответить на них. После чего он отправляется туда, где можно найти ответы на эти вопросы)
Однажды шел молодой человек по дороге, шел, ни о чем особенно не задумываясь, и повстречал мудреца. И мудрец спросил его:
- Кто ты?
- Человек.
- А что ты?
- Не знаю.
- Куда ты идешь по этой дороге?
-Не знаю.
-В чем твое счастье?
-Не знаю?
-Зачем ты пришел в этот мир?
- Не знаю. Но очень хочу узнать. А скажи, мудрец, где мне найти ответы на эти вопросы? Где то место на земле, где я найду свое счастье?
И мудрец сказал ему, что …
-Ребята, а вы знаете, как называется место, которое является заветной мечтой мусульманина и куда каждый должен стремиться?
(Если дети не дают правильного ответа, то учитель сам озвучивает название – Мекка)
- Основной блок.
- Знакомство с новой темой
-Покажите (посмотрите) на карте, где находится Мекка.
-В какой природной зоне она находится?
- Какие там условия жизни?
-Каким будет путь человека в Мекку?
2) Работа с учебником
-Почему мусульмане так стремятся в Мекку несмотря ни на что?
-Это узнаем из учебника.
-Откройте учебник на стр.48-49
Дети читают текст учебника и рассматривают слайды презентации, которые будут иллюстрациями к тексту. Одновременно учитель задаёт вопросы:
3) Работа над понятиями.
-Какие слова в отрывке текста вам непонятны?
(Если дети не отвечают, то учитель сам акцентирует внимание на терминах)
- Как появился источник Зам-зам?
- Что такое хадж и чем он отличается от простого путешествия?
- Почему именно Мекка стала священным городом для мусульман?
-Какие мусульманские святыни там находятся?
4) Подготовленный ученик читает стихотворение Бунина о Черном камне.
Учитель спрашивает, почему Черный камень раскололся? Почему «померк Аллаха дар бесценный»?
( Люди совершают плохие поступки, в мире много боли и трагедий)
-Может ли путь к счастью быть простым?
(Нет. Нужно очень стараться. Нужно еще многое узнать.)
Учитель подготовил дополнительный материал, или у детей есть интересная информация о паломничестве и о Мекке.
5) Запись в тетрадь:
Мекка- священный для каждого мусульманина город.
Хадж- паломничество, которое каждому мусульманину нужно совершить.
Гора Арафат- священная гора, на которой проходит молитва.
Зам – зам- священный источник в пустыне, где остались Хаджар и ее сын.
Черный камень- священный камень, к которому прикасаются паломники . По преданию он когда-то находился в раю.
Кааба - Храм в Мекке
Курбан –Байрам- мусульманский праздник, который отмечается на десятый день месяца Зуль Хиджа. Является кульминацией Хаджа. В этот день имеющие возможность режут жертвенное животное — барана, верблюда или корову, быка.
- Заключительный этап
А) -Праздник завершился и наш путник возвращается обратно. «Сказка-вопрос» заключение.
Старец задает те же вопросы.
-Как вы думаете, как мог ответить старцу молодой человек?
Б) Домашнее задание:
Детям раздаются карточки с вопросами мудреца. Дети с помощью близких отвечают на эти вопросы.
В) Ученики рассматривают слайды и отвечают на вопросы:
-Что изображено на слайде? (Мекка)
-А как появилась Мекка?
-Как вы думаете, почему арабы считают Исмаила своим прародителем?
(построил Каабу-первый храм)
-Ребята, мы сегодня познакомились с важной обязанностью мусульманина - совершить паломничество в Мекку. Но мы не смогли раз и навсегда ответить на вопросы мудреца. Почему?
(Учитель вместе с учениками делает вывод):
Чтобы ответить на эти вопросы, каждый должен потрудиться, каждый ищет ответ сам.
- Постарайтесь сами ответить на эти вопросы, а я желаю вам удачи!!!
Приложения:
- Вопросы мудреца:
Кто ты?
Что ты?
В чем твое счастье?
Куда ты идешь?
Зачем ты пришел в мир?
( Мудрец дважды задает эти вопросы путешественнику: на пути туда и обратно)
- Стихотворение А. Бунина о Черном камне.
Он драгоценной яшмой был когда-то,
Он был неизреченной белизны —
Как цвет садов блаженного Джинната,
Как горный снег в дни солнца и весны.
Дух Гавриил для старца Авраама
Его нашел среди песков и скал,
И гении хранили двери храма,
Где он жемчужной грудою сверкал.
Но шли века — со всех концов вселенной
К нему неслись молитвы, и рекой
Текли во храм, далекий и священный,
Сердца, обремененные тоской...
Аллах! Аллах! Померк твой дар бесценный —
Померк от слёз и горести людской!
- Таблица вопросов мудреца для домашнего задания(основных вопросов, которые должен задавать себе каждый мусульманин):
| Ответ: |
| Ответ: |
| Ответ: |
| Ответ: |
| Ответ: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"
Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...
Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры».Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» (второй год обучения)
На уроке рассмотривается новый тактический приём – блокировка, раскрывается содержание приёма, который позволяет ставить мат, формируется способность действовать в уме, развивается память, внима...
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".
Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...
Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».
Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...