Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Мухаметзянова Айсылу Фаргатовна

Рабочая программа по окружающему миру  2 класс УМК "Перспективная начальная школа", О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе авторской программы Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., которая рассчитана на 2 часа в неделю-68часов в год.

Содержание программы дополнено темами по краеведению и основам безопасности жизнедеятельности (интегрировано).

Количество часов в неделю - 2.

Количество часов в I четверти - 18.

Количество часов во II четверти - 14.

Количество часов в III четверти - 20.

Количество часов в IV четверти - 16.

Цели и задачи обучения:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. 

Тематическое планирование

Содержание

Количество часов

1

Источник информации об окружающем нас мире

5

2

Планеты и звёзды

5

3

Свойства воздуха и воды

6

4

Живая природа Земли

34

5

Человек – часть природы

10

6

Родная страна Россия

3

7

Общий дедушка

5

Итого:

68

                                         Основное содержание

Источники информации об окружающем нас мире(6ч)

  1. Обмен письмами как одно из средств информации: письмо экологов школьникам (природа живая и неживая (повторение)
  2. Книга как основной источник информации об окружающем нас мире. Учебник «Наш мир»: оглавление, иллюстрации, система значков-пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, словарик в учебнике. Иллюстрированный словарик.
  3. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Опыт и наблюдение.
  4. Практические работы, экскурсии: обучение учащихся работе с учебником, хрестоматией, Тетрадью для самостоятельной работы из учебного комплекта по окружающему миру. Экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края», экскурсия на учебно-опытный пришкольный участок, экскурсия в школьную библиотеку «Книги — наши друзья».

Планеты и звезды (9 ч)

  1. Земля. Вид Земли из космоса. Глобус — уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи. Звезды. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Созвездия. Планеты. Солнце — ближайшая звезда к планете Земля. Солнце — источник тепла и света для планеты Земля. Вращение Земли вокруг Солнца — причина смень сезонов года на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах). Условия жизни на планете Земля вода, воздух, свет, тепло.
  2. Общие представления о воздухе как смеси газов. Легко определяемые свойства воздуха (прозрачный, бесцветен, не имеет запаха плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи).
  3. Вода — источник жизни на Земле. Легко определяемые свойства воды (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, вода — растворитель, текучесть воды). Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды.
  4. Демонстрации: вращение Земли вокруг своей оси (с помощью глобуса), движение Земли вокруг Солнца (с помощью теллурия).
  5. Практические работы: обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачный, бесцветный). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть). Фильтрование воды в быту. Определение прозрачности и цвета воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоем, лужа).

Живая природа Земли (33 ч)

  1. Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени (фасоль или горох). Корень стебель, лист растения. Дыхание и питание растений.
  2. Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения Размножение растений (семенами, усами, луковицами, корнями клубнями). Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство своей местности (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых, декоративных растений). Охрана растений. Растения Красной книги России. Охраняемые растения своей местности.
  3. Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов Другие виды грибов (общее представление о плесневых грибах).
  4. Животные Земли. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. Защитные приспособления у животных, как проявление тесной связи организмов с окружающей средой (иглы ежа, зеленая окраска кузнечика, предупреждающая окраска божьей коровки, сходство мухи-журчалки и пчелы). Взаимосвязи животных и растений.
  5. Значение диких и домашних животных в жизни человека. Охрана животного мира. Животные Красной книги России. Охраняемые животные своей местности.
  6. Практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Опыт «Передвижение воды по стеблю от корня к листьям». Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними, размножение с помощью черенков. Знакомство с разделами Красной книги России. Составление Красной книги своей местности. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Уход за животными — обитателями живого уголка. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для первоклассников. Экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами», экскурсия на животноводческую ферму, экскурсия в заповедник, заказник родного края.

Человек разумный (6 ч)

  1. Человек разумный — часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Разнообразие внешности человека, его индивидуальность (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга.
  2. Понятие о здоровье. Питание и здоровье. Режим дня школьника. Режим питания. Правила организации домашней учебной работы (освещенность рабочего места). Личная гигиена. Предупреждение простудных заболеваний.
  3. Практическая работа: составление режима дня (труд, отдых, физические упражнения).

Младший школьник и семья (4 ч)

  1. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми.
  2. Семья ребенка (фамилии, имена, отчества членов семьи). Родословная семьи. Уважение к своим соученикам, старшим, к членам семьи, к ветеранам труда и Великой Отечественной войны.
  3. Практические работы: общение с родителями и родственниками как способ получения информации для составления генеалогического древа (родословной семьи). Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

Родная страна — Россия (8 ч)

  1. Я — гражданин России. Россия — наша Родина. Государственная символика России: флаг, герб, гимн.
  2. Государственные праздники и памятные даты: 9 Мая — День Победы. 12 декабря — День Конституции. Конституция — основной закон Российской Федерации. Москва — столица России. История возникновения названия города. История Московского Кремля.
  3. Родной город (село): название, основные предприятия города, достопримечательности. Особенности труда людей родного города (села). Влияние практической деятельности человека на природу.
  4. Экскурсии: по родному городу (селу, поселку), посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны своей местности.
  5. Заключительные уроки (2 ч) — обобщение изученного материала.

Краеведение(10ч---интегрировано)

  1. Понятие о географических особенностях нашего края: расположение города, овраги, леса ,поля.;
  2. традиции нашего лицея, города; улицы нашего города; история кремля; понятие о родословном древе; посещение музея А.С.Голубкиной, кремля; встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Календар-тематик план

№ п/п

Дәрес темасы

Сәг.

саны

Дата

Искәр

мә

План

Факт

Әйләнә-тирәбездәге  дөньяда информацион чыганаклар – 5

1

Тере һәм тере булмаган табигать. Экологларның мәктәп балаларына хаты.

1

2

Дәрес-экскурсия “Туган якның тере һәм тере булмаган табигате”

1

3

Мәктәп яны тәҗрибә участогына экскурсия

1

4

Сорауларга җавапны кайдан һәм ничек табарга?

1

5

Китаплар – безнең дуслар

1

Планеталар һәм йолдызлар – 5

6

Җир.Җирнең моделе.

1

7

Ни өчен Җирдә көн төн белән алмашына?

1

8

Йолдызлар һәм йолдызлыклар.

1

9

Планеталар.

1

10

Җирнең кояш тирәли хәрәкәте

1

Су һәм һаваның үзлекләре – 6

11

Терек булмаган һәм терек табигать ничек бәйләнгәннәр?

1

12

Җир планетасында тррмыш шартлары.

1

13

Һаваның үзлекләре.Клубның беренче утырышы.

1

14

Су кемнәргә һәм ни өчен кирәк? Клубның икенче утырышы.

15

Су һәм аның үзлекләре.Клубның өченче утырышы. Мәктәп олимпиадасына әзерләнәбез.

1

16

Мәктәп олимпиадасына әзерләнәбез.

1

Җирнең терек һәм терек булмаган табигате – 34

17

Үсемлекләрнең үсеше өчен кирәкле шартлар

1

18

Тамыр, сабак һәм яфрак

1

19

Үсемлекләрнең туклануы

1

20

Үсемлекләрнең күптөрлелеге. Чәчәкле һәм ылыслы үсемлекләр

1

21

Абагалар, мүкләр һәм суүсемнәр

1

22

Россиянең Кызыл китабы. Табигатьтә үз-үзеңне тоту кагыйдәләре

1

23

Кешеләр ни өчен культуралы үсемлекләр игәләр?

1

24

Кешеләр культуралы үсемлекләрнең кайсы өлешләрен файдаланалар? (клубның дүртенче утырышы)

25

Барлык яшелчә үсемлекләрен дәбер үк вакытта утыртырга ярыймы? (клубның бишенче утырышы)

1

26

Бөртеклеләрнең уңышы нәрсәгә бәйле? (клубның алтынчы утырышы)

1

27

Дәрес-экскурсия “Авыл хуҗалыгы транспортлары һәм техникалары белән танышу”

1

28

Бакча үсемлекләре

1

29

Бүлмә үсемлекләре

1

30

Үсемлекләр күпме яшиләр? (клубның җиденче утырышы)

1

31

Үсемлекләрнең үз өлешләре белән үрчүе (клубның сигезенче утырышы)

1

32

Размножение растений с помощью черенков (практическое занятие) Мәктәп олимпиадасына әзерләнәбез

1

33

Гөмбәләр. Икмәк сыныгында гөмбә үстереп буламы?

1

34

Эшләпәле гөмбәләрнең агулы һәм ашарга яраксаз игезәкләре. Гөмбәне ничек дөрес җыярга? Белемнәрне тикшерү.

1

35

“Үсемлекләр” темасы буенча белемнәрне тикшерәбез

1

36

Хайваннарның күптөрлелеге

1

37

Бөҗәкләр

1

38

Балыклар

1

39

Җир-су хайваннары

1

40

Сөйрәлүчеләр

1

41

Кошлар

1

42

Җанварлар

1

43

Хайваннар ничек сакланалар?

1

44

Йорт хайваннары

1

45

Җанлы почмак. (клубның унынчы утырышы)

1

46

Терлекчелек фермасына экскурсия

1

47

Кыргый хайваннарның әһәмияте

1

48

Кеше кулга ияләштерелгән хайваннар өчен генә җаваплы түгел!

1

49

Мәктәп олимпиадасына әзерләнәбез

1

50

Урок –экскурсия в заповедник, заказник родного края

1

Кеше – табигатьнең бер кисәге - 10

51

Синең турында

1

52

Кеше нәрсәләр булдыра?

1

53

Сау-сәламәт үсәргә

1

54

Туклану һәм сәламәтлек

1

55

Синең көндәлек режимың кемгә бәйле? Клубның унберенче утырышы

1

56

Чисталык – сәламәтлекнең нигезе

1

57

Салкын тиюдән саклан

1

58

Синең урамдагы куркынычсызлыгың. (клубның уникенче утырышы)

1

59

Синең өйдәге куркынычсызлыгың

1

60

Мәктәп олимпиадасына әзерләнәбез

һ

Туган як - 3

61

Шәһәрнең, авылның, бистәнең исеме

1

62

Мәскәү Кремле тарихы

1

63

Шәһәргә экскурсия (клубның унөченче читтәге утырышы)

1

Уртак бабабыз - 5

64

Уртак бабабыз

1

65

Җиңү көне

1

66

Бөек Ватан сугышы ветераны белән очрашу

1

67

Россия Конституциясе көне

1

68

Йомгаклау. Үз-үзеңне тикшер

1

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
  2. название нашей планеты;
  3. форму Земли;
  4. глобус — модель Земли, ось Земли — воображаемая линия;
  5. смена дня и ночи — следствие вращения Земли вокруг своей оси;
  6. смена времен года — следствие вращения Земли вокруг Солнца;
  7. Солнце — ближайшая к Земле звезда;
  8. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  9. основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  10. разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  11. группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
  12. дикорастущие и культурные растения своей местности;
  13. сельскохозяйственные растения своей местности;
  14. названия растений Красной книги (не менее 2-3);
  15. группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  16. об особенностях диких и домашних животных;
  17. названия животных Красной книги России (не менее 2-3);
  18. о значении природы для здоровья и жизни человека;
  19. об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;-
  20. средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
  21. фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение ,составлять свою родословную;
  22. основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших), традиции лицея;
  23. названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества),традиции своего города;
  24. название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города ,название улиц;
  25. государственную символику России;
  26. правила безопасного поведения в природе;
  27. историю Московского Кремля и Зарайского, биографию А.С.Голубкиной.

Уметь:

  1. работать с оглавлением и справочниками учебника;
  2. различать объекты неживой и живой природы;
  3. устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  4. приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
  5. раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
  6. называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);
  7. приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;
  8. раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
  9. называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;
  10. называть своих ближайших родственников; описать портрет своего друга;
  11. проводить простейшие опыты;
  12. выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
  13. работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
  14. описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);
  15. отобразить в рисунках то ,что видели на экскурсиях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;
  2. демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца;
  3. нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;
  4. ухода за комнатными растениями;
  5. ухода за домашними животными;
  6. соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  7. узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;
  8. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  9. выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  10. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  11. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном городе

Литература

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 2 класс: Учебник-хрестоматия. — М,: Академкнига/Учебник, 2011. 
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

•   характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;

•   обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, растительный и животный мир);

•   объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

•  демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

•   сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

•   группировать  (классифицировать)  объекты   природы  по признакам:       насекомые-рыбы-птицы-земноводные-пресмы-кающиеся-млекопитающие (животные);

•   сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

•   называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

•  характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;

•   группировать  (классифицировать)  объекты   природы  по признакам:  культурные-дикорастущие растения,  однолетние-двулетние-многолётние   растения;   цветковые-хвойные-папо-ротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

•   характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

•   ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

•   наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

•   на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

•   выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);

•   использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;

•  обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

•   определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

•   понимать   необходимость   здорового   образа   жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);

•   находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•   извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

•   осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

•   соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);

•   пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

•   выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

•   оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

•   называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;

•   различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);

•  ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка);

•  описывать достопримечательности Московского Кремля;

•  использовать   дополнительные   источники   информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);

•  работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•  различать прошлое,  настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;

•  проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанным в Конституции;

•  использовать   дополнительные   источники   информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);

•  проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

•  оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

•  понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

•  понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

•  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

•  работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

•  соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;

•  выполнять правила безопасного поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...