Метапредметный проект естественно - научной направленности "Мои друзья - витаминки"
материал по окружающему миру (2 класс) по теме
Этим проектом мы хотели привлечь внимание ребят к правельному питанию , здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мои друзья- Витаминки»
Классный руководитель
Волкова Е. В.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационно- коммуникативной технологии, становится важной составляющей его профессионализма. В своей педагогической деятельности я выделяю одно из направлений использования ИКТ - это проектная деятельность учащихся.
Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено - компьютер. Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестаёт быть для ученика единственным источником информации, а становится партнёром ребёнка в процессе обучения.
Так на уроках «Окружающий мир» я применяю исследовательский проект. Он предполагает следующие этапы:
- постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта,
- обсуждение проекта и процесса,
- создание групп и распределение обязанностей,
- выполнение проекта,
- представление результатов работы.
Ученик или группа выполняют задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него или для группы, и при этом:
- осваивают модели учебной деятельности,
- приобретают конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получают представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов).
- получаю? наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
- развивают навыки общения.
На уроке предмета «Окружающий мир» во втором классе по теме «Путешествие» использую презентацию «Путешествие в Польшу», которую выполнил ребёнок. Перед ученицей стояла цель - найти общее в культуре русского и польского народа. Она поставила перед собой следующие задачи:
- узнать на чём можно доехать в город Гданьск,
- сравнить польский и русский языки.
- найти похожие по звучанию слова.
- найти схожие праздники в Польше и в России.
В результате пришла к выводу, что во время путешествия по двум странам, она увидела много общего в языках и праздниках, так как эти два народа связаны с очень давних времён и эти два языка относятся к одному общему языку - славянскому.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1- 4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала.
На уроке предмета «Окружающий мир» по теме «Путешествие но Москве» использую буклет «Путешествие по Москве», который составила группа учеников. В
буклете дети приглашают посетить Московский Кремль, знакомят с гербом и планом Москвы.
Проектная деятельность наиболее полно отвечает групповой или индивидуальной творческой работе, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. В ходе учебной деятельности каждый учащийся формирует своё личное информационное пространство. Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Наиболее эффективно в рамках проектной деятельности можно применить мультимедиа презентацию в начальной школе. Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Презентация демонстрируется на большом экране в сопровождении автора. Повышается эффективность учебного процесса. Восприятие учащихся активизируется за счёт использования зрения и слуха.
Так в третьем классе во второй четверти на уроке «Окружающий мир» по теме «Наше питание» я использую презентацию «Так ли важен завтрак?», которую составил ребёнок. (Приложение №1).
Ученик поставил перед собой задания:
- поговорить с бабушкой о важности завтрака,
- выяснить, завтракают ли дома ученики нашего класса,
- побеседовать с классным руководителем и выяснить, сколько учеников нашего класса завтракают в школе,
- убедить ребят в важности завтрака.
В результате пришёл к выводу, что надо с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье.
Уроки с использованием ИКТ - это области знаний, которые идут вперёд стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо всё время учиться. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребёнка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИТК. Если это 1 класс, то презентация должна соответствовать уровню первоклассников, а если 4 класс - четвероклассников.
Так в 1 классе на уроках «Окружающий мир» по теме «Ценный совет» знакомлю первоклассников с презентацией «Здоровые зубы - здоровые улыбки», где первоклассница даёт совет ребятам, как сохранить белоснежные улыбки. А в 4 классе на уроках «Окружающий мир» по теме «Звёздное небо - Великая книга природы» в презентации «Верить ли в гороскоп?» и «Такие разные праздники» в презентации «Моя мечта - стать модельером» учащиеся имели возможность проявить себя в неординарной ситуации, повторить изученный материал и познакомить со своими исследованиями. Ребята продемонстрировали высокий уровень подготовки, ответственность за порученное дело, интерес к предмету, желание познавать новое.
Самообразование и саморазвитие - важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и ещё одно направление использования информационных и коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности.
Предоставление моего педагогического опыта по использованию информационно- коммуникативных технологий на Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» отмечено Дипломами с 2005 по 2009 года.
При активном использовании информационных и коммуникационных технологий уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Использование информационных технологий для начальной школы означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Я очень рада, что мои выпускники имеют такую готовность и способность. В 5 классе они продолжают принимать участи в презентациях, конкурсах, исследованиях.
Использование информационных технологий позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечить высокую степень дифференциацию обучения (почти индивидуализацию), формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Важно представлять себе преимущества информационных технологий в образовании и найти ту грань, которая позволит сделать урок по- настоящему развивающим и познавательным.
Библиографический список
- Селевко Г.К.Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств.//Москва. НИИ школьных технологий. - 2005.
- Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.//Москва, «Народное образование». - 1998.
- Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера.//Начальная школа плюс До/и После. - 2007. - №7.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Всё чаще мы слышим о том, что здоровье людей с каждым годом ухудшается. Всё реже люди соблюдают режим питания , не ведут здоровый образ жизни. А для любой страны мира важно видеть своих граждан здоровыми ,сильными , крепкими.
Таким образом ,важнейшая задача стоящая перед государством и школой воспитать не только всесторонне развитую личность ,но и здорового , полноценного члена общества.
Этим проектом мы хотим привлечь внимание ребят к правильному питанию ,здоровому образу жизни. Чтобы каждый ученик понимал , на сколько важно быть крепким и здоровым.
Основы проекта базируются на здоровьесберегающих ценностях ,на опыте культурного наследия уважении к опыту предков. Ведь культура питания многих народов является национальной гордостью и достоянием страны, передаётся из поколения к поколению. Что помогает в нашем проекте раскрыть вопросы не только культуры питания, здорового образа жизни ,но и межнациональное сотрудничество. Проект обеспечивает качественно новый результат в формировании здоровьесберегающего мировоззрения.
Ситуация ухудшается тем, что в средствах массовой информации и в торговой системе подаётся далеко не качественная информация о продуктах питания и их производителях. Да и химическая промышленность всё чаще входит в наше питание ,тем самым мы теряем оздоровительные продукты .Часто о здоровье мы беспокоимся когда оно нарушается, когда болезнь прогрессирует, хотя её можно было предотвратить на раннем этапе развития. И решение этой задачи лежит в основе нашего проекта.
Нашему подрастающему поколению крайне важно понимать всю сложность и ответственность здорового образа жизни. Надо помочь молодым осознать всю важность и спортивных занятий ,и правильного питания ,и закаливания .Эта деятельность весьма актуальна в формировании глубокого понимания и уважения к здоровому образу жизни.
Помимо достижений научных, образовательных и воспитательных, работа по сбору материала о полезном ,здоровом питании имеет ярко выраженный социальный характер.
Он даст возможность участникам проекта узнать о проблемах питания, предотвратить проблемы со здоровьем, помочь себе вырасти здоровыми полноценными членами общества.
Название проекта « Мои друзья- Витаминки»
Проблемная ситуация: дети да и взрослые часто не задумываются над тем, что мир здоровья доступен нам без особых финансовых затрат. Достаточно обратить своё внимание на огромное изобилие фруктов и овощей, в которых содержится так много витаминов.
Цели:
- формирование представления об уникальности природы -воспитание любви к природе
- воспитание уважения к труду людей
-умение выделять полезные для здоровья продукты питания
Задачи: I
- сформировать представление о витаминах в овощах и фруктах; -воспитание уважения к труду людей разных профессий; -изучение традиции русской кухни.
Тип проекта:
- по форме организации детей:
- индивидуально-групповая;
-по доминирующей деятельности:
- исследовательский, творческий, ролевой; -по сфере применения результата: -культурологический, социальный;
- по широте охвата содержания:
- внепредметный и межпредметный (окружающий мир .литературное чтение, технология, этика, изобразительное искусство);
- класс
2 класс;
-состав участников:
одноклассники (но разновозрастный, так как участниками являются дети , родители и педагоги);
-по характеру контактов:
в рамках школы;
-по времени работы: продолжительный (один год);
- режим работы:
внеурочное и урочное время;
-форма продуктов проектной деятельности:
Создание альбома «Полезные странички» , инсценировка сказки «Репка», памятка «Что полезнее всего?», практическая работа «Витаминный салат», презентация « Что узнали для себя нового?»
ПЛАН ПРОЕКТА
«Мои друзья - Витаминки»
Этапы | Практическая деятельность | Участники проектной деятельности |
1.Диагностический | Анкетирование | Классный руководитель , психолог |
2. Подготовительный | * Создание творческих групп. | Классный руководитель, творческие группы, родители. |
| * Составление иллюстрированных отчётов. Создание индивидуальной папки. |
|
3. Поисково-исполнительный | * Составление карты путешествия « По дорогам витаминов». Представление творческих работ.( 5 занятие) | Классный руководитель, дети. |
* Беседа «Откуда к нам пришли овощи?» Историческая страничка.(7 занятие) | Классный руководитель, родители, дети. |
* Информация об овощах в сказках, книгах .рассказах (9 занятие) | Классный руководитель, творческие группы. |
* Беседа « Экзотические фрукты. Почему их так назвали?»(11 занятие) | Родители, творческие группы. |
* Беседа « А есть ли польза во фруктах ?» (13 занятие) | Все участники проекта. |
* Экскурсия в теплицу (15 занятие) | Классный руководитель |
* Беседа - отчёт « Откуда зимой у нас на столе свежие овощи?»(16 занятие) | Родители и дети. |
* Семейное исследование «Наблюдение над развитием растения из семени» Посадка фасоли, гороха.(17 занятие) | Творческие группы |
* Беседа « Как питается наша семья?» (19 занятие) | Все участники проекта |
* Конкурс загадок « Узнай по признакам предмет (овощ или фрукт) (24 занятие) *Коллаж « Здоровое питание» (25 занятие) | Классный руководитель, дети. |
4. Обобщающий (проверка качества проекта) | * Объединение собранного материала (27 занятие) | Классный руководитель, дети, родители. |
5. Заключительный (презентация проекта) | * Практическая работа «Приготовление витаминного салата»(30 занятие) | Все участники проекта. |
6. Итоговый (рефлексивный) | "Презентация фильма «Мои друзья- Витаминки» *Обмен впечатлениями. | Все участники проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых форм тестов для проверки естественно-научных знаний.
Игровые формы тестов помогут учителю быстро и с интересом проверить знания учащихся, выявить готовность к восприятию нового материала....
Естественно-научное образование школьников в свете требований ФГОС
Статья по окружающему миру...
"Юный Эколог" - внеурочная деятельность (направление естественно-научное)
Программа; Учебно-тематическое планирование; Методическое обеспечение программы занятий по внеурочной деятельности (1 - 4 класс)....
Актуальность использования цифровой естественно — научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР» в школьном курсе «Окружающий мир»
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001154 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001138В статье рассматривается современный подход к исследовательской и практической деятельности учащегося...
Наш первый учебный-исследовательский проект (естественно научное направление) "Украсим клумбу цветами"
В ходе проекта учащиеся ищут пути решения проблемы выращивания рассады цветов для озеленения территории школы. Участие в проекте исключительно на добровольной основе. Работа учащихся: изуч...