рабочая программа по окружающему миру ПНШ 1класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
на заседании МО учителей | зам.директора по УР | Директор МОУ «СОШ № 76» |
___________( ) протокол № _________ | ____________( ) | ___________ (Т.Г.Клочкова) приказ № __________________ |
"_____"______ 20 г. | "_____"_______ 20 г. | от "_____"_____ 20 г. |
Ленинского района города Саратова
Рабочая программа
Максимовой Елены Юрьевны, высшая категория
Ф.И.О., категория
_по__окружающему миру_________________________________________
Предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №_____
от «___»___________20 г.
2011 / 20 12 учебный год
Пояснительная записка
В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это, прежде всего:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
·получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
·обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
·приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
·получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
·познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
·получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
·примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Содержание тем учебного курса «Окружающий мир»
В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.
Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.
1. Тема: «Человек и природа».
Обобщенные требования к УУД по теме
В результате изучения темы обучающийся должен:
знать/понимать:
- виды городского транспорта (электричка,автобус,троллейбус);
- правила поведения в городе во время экскурсии;
- что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
- название органов чувств и их функции;
уметь:
-соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- различать объекты природы и изделия человека;
-различать объекты живой и неживой природы.
- название каждого времени года и их последовательность;
- основные признаки времён года;
- правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
уметь:
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой и неживой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- приводить примеры хвойных, лиственных деревьев, кустарников и травянистых растений своего края;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- выполнение изученных правил безопасного поведения на улице, в быту;
- написание на конверте своего адреса.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
*сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
*различать предметы и выделять их признаки;
*проводить групповые исследования ;
*проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
*объяснять как при помощи органов чвств мы разоичаем предметы и их признаки;
*сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаи, используя полученную информацию в резльтате наблюдений;
*назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;
*проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, таимим, как смена дня и ночи, сена времен года;
*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
*описывать сезонные изменения в природе;
*наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
*приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
*приводить пимеры домашних и диких животных;* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времеа года в нашем крае»
Обучающиеся получат возможность научиться:
*различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
*называть основные органы чувсив человека и их основные функции;
*называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
* проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
*оказывать помощь птицам в зимнее время года.
2.Тема: «Человек и общество»
В результате изучения раздела «Человек иобщество » обучающиеся научатся
*проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и свое место в классе;
*различать и оценивать формы поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*оценивать необходимость подготовки к уроку;
*знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*знать первый куплет и припев гимна России;
*выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
*выполнять правила поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;
*называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
3.Тема: «Правила безопасного поведения»
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся
- называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
- использовать мобильный телефон для связи с родителями;
- называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
- называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
- приводить примеры несъедобных грибов своего края;
- приводить примеры ядовитых ягод своего края.
- Рассказывать о б оказании первой помощи при укусе пчелы или осы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
Учебно – тематический план по «Окружающему миру» 1 класс
1. | Мы познаем мир | 6 часов |
2. | Животные – часть природы | 8 часов |
3. | Природа и её сезонные изменения | 14 часов |
4. | Зимние изменения в неживой природе | 12 часов |
5. | Пришла весна | 8 часов |
6. | Лето пришло | 7 часов |
7. | Первоначальное знакомство с термином «Экология» | 2 часа |
8. | Наша Родина - Россия | 9 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся по «Окружающему миру» на конец года
К концу первого года обучения, обучающиеся должны знать/понимать:
- название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
- государственную символику России;
- первый куплет и припев гимна России;
- виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
- правила поведения в городе во время экскурсии;
- что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
- названия органов чувств и их функции;
- название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
- основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
- название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);
- название каждого времени года и их последовательность;
- основные признаки времен года;
- правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Уметь:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- различать объекты природы и изделия человека;
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать части растений, отображать их в рисунке;
- приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
- приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
- приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
- приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
- приводить примеры съедобных грибов своего края;
- ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
- называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
- написания на конверте своего адреса;
- выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране.
Личностными УУД изучения курса «Окружающего мира» являются:
*осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
* осознание себя членом общества и государства, чувчто любви к своей стране, сорпричстность к ее истории и культуре;
*осознание своей этничесой и культурной принадлежности в контакте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур;
*уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
*уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания общечеловеческих ценностей;
*установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными УУД изучения курса «Окружающего мира» обучения в начальной школе являются:
*способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы;
*умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
*освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и т.д);
*способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными УУД результатами изучения курса «Окружающего мира» обучения в начальной школе являются:
*усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлеий, характерных для прпродной и социальной деятельности;
*сформировать целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
Умение наблюдать, формировать, исследовать явления окружающего мира;
*овладение основами экологоческой грамотности;
*понимание особой роли России в мировой истории и культуры.
Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:
- Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник,2010.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2011.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник, 2011.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник , 2010.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник , 2010.
№урока | №урока в теме | Тема урока |
1. | 1. | Введение. Здравствуй мир! |
2. | 2. | Где живёт семья Ивановых. |
3. | 3. | Мы познаём мир. |
4. | 4. | Экскурсия на пришкольный участок. |
5. | 5. | Мы познаем мир с помощью органов чувств. |
6. | 6. | Что нас окружает? |
7. | 1. | Животные – часть природы |
8. | 2. | Дикие и домашние животные |
9. | 3. | Насекомые – часть живой природы |
10. | 4. | Растения – часть живой природы |
11. | 5. | Дикорастущие и культурные растения. |
12. | 6. | Что общего у трав, кустарников и деревьев |
13. | 7. | Как растения расселяются на новые места |
14. | 8. | Обобщение по теме «Живая природа». |
15. | 1. | Природа и её сезонные изменения. |
16. | 2. | Осенние изменения в неживой природе. |
17. | 3. | Жизнь растений осенью. |
18. | 4. | Экскурсия . Где я живу. |
19. | 5. | Практическая работа. Получение знаний окружающего мира с помощью органов чувств. |
20. | 6. | Животные – дикие и домашние. Повторение. |
21. | 7. | Насекомые – часть живой природы. Повторение. |
22. | 8. | Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. |
23. | 9. | Знакомство с разнообразием плодов и семян. |
24. | 10. | Посадка семян. Наблюдения за прорастанием и ростом. |
25. | 11. | Хвойные и лиственные деревья осенью. |
26. | 12. | Листопад. |
27. | 13. | Труд людей осенью. |
28. | 14. | Как животные готовятся к зиме. |
29. | 1. | Зимние изменения в неживой природе. |
30. | 2. | Урок-экскурсия Изменения в природе. |
31. | 3. | Пришла зима. |
32. | 4. | Снежные загадки. |
33. | 5. | Жизнь лесных зверей зимой. |
34. | 6. | Как помочь птицам зимой. |
35. | 7. | Есть ли жизнь в воде подо льдом? |
36. | 8. | Экскурсия в зимний парк. |
37. | 9. | Как зимуют травы. Кустарники и деревья. |
38. | 10. | Учимся различать деревья и кустарники зимой. |
39. | 11. | Труд людей зимой. |
40. | 12. | Обобщение по теме «Зима». |
41. | 1. | Пришла весна. |
42. | 2. | Экскурсия в весеннюю природу. |
43. | 3. | Весенние изменения в неживой природе. |
44. | 4. | Какие растения весной цвести торопятся. |
45. | 5. | Какие животные весну встречают. |
46. | 6. | Про больших и маленьких. |
47. | 7. | Труд людей весной. |
48. | 8. | Обобщение по теме «Весна». |
49. | 1. | Лето пришло. |
50. | 2. | В лес по ягоды пойдем. |
51. | 3. | С лукошком за грибами. |
52. | 4. | Зеленая аптека. |
53. | 5. | Труд людей летом. |
54. | 6. | Природа и мы. |
55. | 7. | Обобщение по теме «Лето». |
56. | 1. | Первоначальное знакомство с термином «экология». |
57. | 2. | Красная книга России. |
58. | 1. | Наша Родина – Россия. |
59. | 2. | Наша Родина – Россия. |
60. | 3. | Столица нашей Родины – Москва |
61. | 4. | Достопримечательности Москвы |
62. | 5. | Знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн |
63. | 6. | Экскурсия в город. |
64. | 7. | Экскурсия в город. |
65. | 8. | Закрепление материала. |
66. | 9. | Обобщение по теме. Летние задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 1класса
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...
Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"
Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
урок по окружающему миру в 1классе "Мы-граждане России"(УМК "21ВЕК")
Тема урока «Мы - граждане России» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: создать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России, уточнения знаний о том, почему челов...
Игры на интерактивной доске к уроку окружающего мира в 1классе
Игровой материал к уроку окружающего мира в 1 классе...
урок окружающего мира в 1классе "Кто такие насекомые"
"Кто такие насекомые?" Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе...
Конспект урока по окружающему миру для 1класса: «Твои помощники – органы чувств»
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа XXI век" с использованием Сингапурских обучающих структур , формирующий представление об органах чувств и их значением в ж...