урок окружающего мира в 1классе "Кто такие насекомые"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Федотова Марина Николаевна

"Кто такие насекомые?" Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_nasekomye.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1классе

Технологическая карта изучения темы «Кто такие насекомые?».

Тема

Кто такие насекомые?

Цель темы

Познакомить учащихся с признаками насекомых.

Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в паре, в группе.

Воспитывать бережное отношение к некоторым насекомым.

Планируемый результат

Знать о многообразии насекомых.

Усвоить, что у всех насекомых 3 пары ног

Научиться выделять насекомых из всего многообразия животного мира.

Основные понятия

Понятия: насекомые,  брюшко, грудь,

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник  А. А. Плешаков « Мир вокруг нас»

Тема: «Кто такие насекомые?»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Мир вокруг нас»

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап.  Организационный момент.

Долгожданный дан  звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

I этап.  Организационный момент.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний.

Цель – показать многообразие насекомых.

ПР: Знать это  многообразие.

Работать с информацией, представленной в форме кроссворда.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по разгадыванию кроссворда,

показать учащимся всё многообразие насекомых,

включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

II этап. Актуализация знаний.

-Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.

-Но кто же они? Чтобы это узнать, разгадаем кроссворд. Отгадайте загадки и впишите отгадки в клеточки. В выделенной строке прочитайте получившееся ключевое слово.

1. На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

2. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.  (бабочка)

3. Я поменьше, чем пчела,

А зовут меня … (оса)

4. Летит – гудит,

Сядет – молчит.  (шмель)

5. Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (комар)

6. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (стрекоза)

7. Целый день летает,

Всем надоедает;

Ночь настанет,

Тогда перестанет.  (муха)

8. Без работы, хоть убей,

Жить не может … (муравей)

Ключевое слово – насекомые.

 - Прочитайте ключевое слово. А  сейчас вы должны догадаться, о ком же мы сегодня будем говорить.

-Кто может теперь назвать друзей Муравьишки Вопросика? (пчёлы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы)

-В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки. А в траве стрекочут кузнечики.

II этап. Актуализация знаний.

-Есть ли среди насекомых такие, которые приносят пользу для человека? (Пчела, божья коровка)

-А какую пользу они приносят?

(Пчела делает мёд и опыляет растения, божья коровка  уничтожает тлю)

Познавательные УУД

Познавательные УУД

III этап. Изучение нового материала.

Цель – Познакомить учащихся с отличительными особенностями насекомых

ПР: Усвоить, что у всех насекомых  шесть ног

Участвовать в исследовательской практической работе  по изучению отличительных особенностей насекомых

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать практическую исследовательскую работу по изучению отличительных особенностей насекомых.

Организовать работу  в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

III этап. Изучение нового материала.

-Ребята, вы вспомнили множество насекомых. Они такие разные. А есть ли у них что-нибудь общее?

Учитель открывает запись темы на доске.

- Чтобы ответить на поставленный вопрос, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ.

Учитель демонстрирует несколько насекомых  ( комар, стрекоза, божья коровка) с хорошо выраженными частями  тела( крылья, лапки, усики, ножки.)

-Найдём у всех насекомых крылья, ножки, хоботок.

- У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него – челюсти, потому что эти насекомые питаются другой пищей.

- Сосчитайте количество ног у стрекозы и божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)

-Откройте учебник на с. 20

-Какое насекомое изображено? (бабочка)

- Давайте рассмотрим бабочку. Какие части тела у неё есть? А у других насекомых есть эти части?

-Сколько крыльев у бабочки? (4) Сколько мы видим? (2) Почему?

Сколько ног у бабочки? (6)

(Рассказ  о многообразии бабочек. Показ слайдов)

Обратите внимание на правую страницу (с.21)

-Каких насекомых вы видите? Сосчитайте ножки у насекомых.

(Дети считают и убеждаются в том, что у всех насекомых по шесть ног)

-Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет?

(Нужно сосчитать его ножки)

-Сверим свой ответ со словами Мудрой Черепахи (с.20 )

-Что объясняет Мудрая Черепаха Муравьишке? (У всех насекомых шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.

III этап. Изучение нового материала.

Практическая работа в группах: выбор из множества животных - насекомых. Каждая группа получает рисунки.

По окончании работы группы отчитываются о проведённом исследовании.

Делается вывод: « У всех насекомых шесть ног»

-Найдите рисунок вверху с.20. Назовите животных, которые не являются насекомыми (Сороконожка, рак, паук)

-Почему?

-Кто знает, как называется это насекомое? (учитель показывает богомола)

-Точно узнать название этого насекомого нам поможет Атлас-определитель «От земли до неба» (с.158)

-Найдите это насекомое в Атласе – определителе. Прочитайте название. (Богомол)

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

IV этап. Закрепление изученного.

Цель – Научиться находить насекомых по описанию

ПР: уметь различать разных насекомых

 

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать фронтальную работу  по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

IV этап. Закрепление изученного.

 1.Самостоятельная работа в паре с рисунками в нижней части на с. 21

-Подумайте, почему кузнечик зелёный, а шмель пёстрый.

-Кузнечику помогает зелёная окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защитить, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пёстрой окраской, он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в ход жало.

 Раскрасьте рисунки

2. Работа по учебнику с 21

-Сколько туфелек принёс Муравьишка Бабочке? Почему? (Бабочка – насекомое. У неё шесть ног.

Игра «Узнай насекомое»

-Я буду загадывать вам загадки. А вы будете прикрывать кружочками рисунок-отгадку в учебнике (с.21 вверху)

  • Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит

Сядет – молчит;

Кто его убьёт-

Свою кровь прольёт. (комар)        

  • Кто над нами вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится? (муха)

  • С ветки на тропинку,

С травки на былинку,

Прыгает пружинка-

Зелёная спинка

  • Где сладко, там она кружит,

Как пчела,

Она жалит и жужжит

Как пчела

И попадается в компот

Как пчела

Вот только мёду не даёт

Как пчела  (оса)

  • Необычный я усатик.

Я отважный клоп - …  (солдатик)

-А сейчас прикройте названия кружочками и назовите насекомых ещё раз

IV этап. Закрепление изученного.

Работа в рабочей тетради с. 19 (самостоятельная работа)

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Контролирующее задание

2. Тест

Самостоятельная работа.

1) Сколько ног у насекомых?

а) четыре

б) шесть

в) восемь

г) количество может быть разным

2) Какое из животных не относится к насекомым?

а) паук

б) муха

в) комар

г) шмель

3) Из каких частей состоит тело насекомого?

а) из головы, брюшка и крыльев

б) из головы и брюшка

в) из головы, груди и брюшка

г) из головы, груди и туловища

4) Зачем шмелю пёстрая окраска?

а) для красоты

б) для маскировки

в) для привлечения других насекомых

г) для предупреждения о том, что он ядовит

5) Какое насекомое человек одомашнил?

а) таракана

б) клопа

в) муху

г) пчелу

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?                                               знаю          

Расскажите по схеме:                                  Я                         запомнил

                                                                                                смог                                                  

- Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо определять насекомых? (Практическая работа)

- Назовите ещё раз основное отличие насекомых от других животных.

Нарисовать насекомых, приносящих пользу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....

Урок окружающего мира. Тема: Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся. Их жизнь в разные времена года.

План конспект урока окружающего мира по программе «Начальная школа 21 век» по учебнику 2 класса.Тема: Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся. Их жизнь в разные времена года....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Кто такие насекомые?"

Представлено адекватное понимание специфики деятельности учителя по проектированию урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, выраженное в корректной диффе...

Урок окружающего мира во 2 классе "Насекомые весной"

Урок окружающего мира с использованием презентации....