Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Чубова Валентина Михайловна

Рабочие программы для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass_rabochaya_programma.doc494 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Гостинопольская основная общеобразовательная школа»

Рекомендовать                                                                                                                             Утверждено

к утверждению                                                                                                                              Приказом № 62 от 10.08.2011 года

Решение                                                                                                                                    директора МОБУ «Гостинопольская                

Педагогического совета                                                                                                                основная общеобразовательная школа»                            

протокол №7                                                                                                                                                                __________ Волковицкая Г.И.

от 15.06.2011

Рабочая программа

по окружающему миру

4 класс

учителя Чубовой Валентины Михайловны

2011 - 2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года,  примерной программы начального общего образования, авторской программы  Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС».

Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».

Цели обучения

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

•        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.  К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Разделы программы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий. Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, демонстрационный материал, карты.  

На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.  Плановых  контрольных тестов 6; экскурсий 4.

Курс обеспечен:  -Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2006.

-Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2011.

-Программа для начальных классов – М.: «Просвещение», 2010. 

-Тесты по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту  А.А.Плешакова М.: издательство «Экзамен», 2011 год.  

- Типовые тестовые задания за курс начальной школы. И.Ф.Яценко. М.:ВАКО, 2010 год.

- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»  4 класс М.: ВАКО,2008.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в рабочей программе 6 разделами:

«Земля и человечество» -10 ч.;

«Природа России» - 11 ч.;

«Родной край - часть большой страны» - 12 ч.;

«Страницы всемирной истории» -6 ч.;

«Страницы истории Отечества» -20 ч. ;

«Современная Россия» - 9 ч.

К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.

Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.

Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.                                                

       Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.

Раздел № 5 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.

Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Формы контроля

Критерии оценки

тесты

  1. "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
  2. "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
  3. "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания. Обучающихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные,  включенным в тест и выполнить их вместе с обучающимися.


Базовый уровень

0 - 50%

50 - 77%

77- 90%

90 - 100%

менее 15 баллов

15 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

устный опрос

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4»  ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

письменный опрос

практические задания

наблюдения

Содержание рабочей программы



Тема урока


Обязательный минимум содержания


Требования к уровню подготовки


Вид контроля


Дата  проведения


План


Факт

1 триместр ( 23 ч)

Земля и человечество 10 ч

1.

1.Солнце. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли

Мир глазами астронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы; тепловые пояса Земли. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете; работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.

фронтальный

2.09

2.

2. Планеты Солнечной системы. Практическая работа

Тест

5.09

3.

3. Звездное небо - великая книга Природы

Тест

9.09

4.

4. Мир глазами географа.

индивид

фронтальный

12.09

5.

5. Пояса Земли

Тест

16.09

6.

6. Мир глазами историка.

Индивид,,  фронтальный

19.09

7.

7. Р.к . Родной край –частица Родины.

Индивид

 фронтальный

23.09

8.

8. Прошлое и настоящее глазами эколога

индивид

фронтальный

26.09

9.

9. Сокровища Земли под охраной человечества

индивид

фронтальный

30.09

10.

10. Сокровища Земли под охраной человечества

Индивид

К.тест

3.10

Природа России 11 ч

11.

1.  Р.к.Экскурсия. Формы  земной поверхности: нашего края.

Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Раст. и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы.

Знать понятия «равнины», «горы»,; виды водоемов, общие условия необходимые для жизни живых организмов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки; приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать  особенности из внешнего вида и жизни.

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

индивид

фронтальный

7.10

12.

2.Моря, озера и реки России

Тест

10.10

13.

3.Зона арктических пустынь

Тест

14.10

14.

4. Тундра. Природа тундры

Тест

17.10

15.

5. Леса России

Тест

21.10

16.

6.Р.к Роль леса в природе и жизни людей нашего края

Тест

24.10

17.

7.Зона степей России

28.10

18.

8.Пустыни России

Тест

11.11

19.

9.У  Черного моря

Тест

14.11

20.

10. Экологическое равновесие

Тест

18.11

21.

11.Р.к. Охраняемые территории Ленинградской области. Использование и охрана лесов.

К. тест

21.11

Родной  край-часть большой страны  12 ч

22.

1.Р.к.Родной край – малая Родина. Экскурсия.

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родное село, особенности поверхности, формы поверхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.  Правила поведения в окружающей среде.

Знать название родного села; понятие «почва», состав воды и почв. Знать  основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь показывать на карте областной  город, водоемы, равнины, реки, выполнять основные правила поведения в окружающей среде; различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы. 

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.

25.11

23.

2. Р.к Поверхность нашего края

Тест

28.11

2 триместр    (23 ч)

24.

3. Р.к Водоемы  нашего края

Тест

2.12

25.

4. Р.к Наши  подземные богатства

Тест

5.12

26.

5.Почва, ее состав

Тест

9.12

27.

6.Р.к. Экскурсия. Жизнь леса.  Лес – природное сообщество.

фронтальный

12.12

28.

7.Жизнь луга. Луг - природное сообщество.

фронтальный

16.12

29.

8. Р.к Экскурсия.Жизнь пресного водоема 

Тест

19.12

30.

9. Р.к Растениеводство в нашем крае

Тест

23.12

31.

10.Незаметные защитники урожая

Тест

26.12

32.

11. Р.к Животноводство в нашем крае

Тест

09.01

33.

12.Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны»

К.тест

13.01

Страницы всемирной истории 6 ч

34.

1.История человечества

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.

Знать историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья; выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Нового времени; и использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска доп. информации о подземных богатствах.

фронтальный

16.01

35.

2.Мир древности: далекий и близкий

Фронтальный

индивидуальный

20.01

36.

3.Средние века: время рыцарей и замков

Фронтальный

 индивидуальный

23.01

37.

4.Новое время: встреча Европы и Америки

Фронтальный

 индивидуальный

27.01

38.

5.Новейшее время

Фронтальный

индивидуальный

30.01

39.

6.Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

К. тест

3.02

Страницы истории Отечества 20 ч

40

1.История Отечества. Жизнь древних славян

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.

Звать название нашей  родной страны и ее столицы, историю Древней Руси; музеи России; выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.

фронтальный

6.02

41.

2.Во времена Древней Руси

Тест

10.02

42.

3.Страна городов

Фронтальный

индивидуальный

13.02

43.

4.Из книжной сокровищницы Древней Руси

Фронтальный

индивидуальный

17.02

44.

5.Трудные времена на Русской земле

Тест

20.02

45.

6.Русь расправляет крылья

Тест

24.02

46.

7. Куликовская битва

Тест

27.02

3 триместр (22 ч)

47.

8. Выдающиеся люди разных эпох:  Иван Третий

Тест

2.03

48.

9.Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный

индивидуальный

5.03

49.

10. Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный

 индивидуальный

9.03

50.

11.Выдающиеся люди разных эпох: Петр Великий

Фронтальный

индивидуальный

12.03

51.

12.Выдающиеся люди разных эпох: М.В. Ломоносов

Фронтальный

индивидуальный

16.03

52.

13.Выдающиеся люди разных эпох: Екатерина Великая

Фронтальный

индивидуальный

19.03

53.

14.Отечественная война 1812 года

Фронтальный

индивидуальный

2.04

54.

15.Страницы истории XIX в

Тест

6.04

55.

16.Россия вступает в XX век

Фронтальный

индивидуальный

9.04

56.

17.Страницы истории 1920-1930-х годов

Фронтальный

индивидуальный

13.04

57.

18.Великая война и  Великая Победа

Фронтальный

индивидуальный

16.04

20.04

58.

19.Страна, открывшая путь в космос

Фронтальный

Индивидуальный

59.

20.История вокруг нас

К.тест

23.04

Современная Россия 9 ч

60.

1.Основной закон России и права человека

Человек - член общества. Россия  - наша Родина. Государственные праздники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный  гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.

Знать государственные праздники, Основной закон России, права человека, название нашей страны и ее столицы, государственную символику.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска доп. информации о подземных богатствах. Уметь  описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. Уметь  описывать историю создания гимна, герба и флага России. 

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (областной

город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска информации о родном крае, родной стране


Фронтальный

индивидуальный

27.04

61.

2.Всенародные праздники, отмечаемые в России

 (День защиты детей)

Фронтальный

индивидуальный

30.04

62.

3.Человек - член общества. Президент Российской Федерации - глава государства

Фронтальный

индивидуальный

4.05

63.

4.Государственная символика России

Фронтальный

индивидуальный

7.05

64.

5.Государственные праздники

Фронтальный

индивидуальный

11.05

65.

6.Города России

Фронтальный

индивидуальный

14.05

66.

7.Путешествие по России

Фронтальный

индивидуальный

18.05

67

8. Путешествие по России

Контрольный тест

21.05


68

9. Путешествие по России

Фронтальный

 индивидуальный

25.05

Тематическое планирование

Тема урока

Дата  проведения

Контроль

План

Факт

1 триместр ( 23 ч)

Земля и человечество 10 ч

1.

1.Солнце. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли

2.09

2.

2. Планеты Солнечной системы. Практическая работа

5.09

3.

3. Звездное небо - великая книга Природы

9.09

4.

4. Мир глазами географа.

12.09

5.

5. Пояса Земли

16.09

6.

6. Мир глазами историка.

19.09

7.

7. Р.к . Родной край –частица Родины.

23.09

8.

8. Прошлое и настоящее глазами эколога

26.09

9.

9. Сокровища Земли под охраной человечества

30.09

10.

10. Сокровища Земли под охраной человечества

3.10

Контрольный тест

Природа России 11 ч

11.

1.  Р.к.Экскурсия. Формы  земной поверхности: нашего края.

7.10

12.

2.Моря, озера и реки России

10.10

13.

3.Зона арктических пустынь

14.10

14.

4. Тундра. Природа тундры

17.10

15.

5. Леса России

21.10

16.

6.Р.к Роль леса в природе и жизни людей нашего края

24.10

17.

7.Зона степей России

28.10

18.

8.Пустыни России

11.11

19.

9.У  Черного моря

14.11

20.

10. Экологическое равновесие

18.11

21.

11.Р.к. Охраняемые территории Ленинградской области. Использование и охрана лесов.

21.11

Контрольный тест

Родной  край-часть большой страны  12 ч

22.

1.Р.к.Родной край – малая Родина. Экскурсия.

25.11

23.

2. Р.к Поверхность нашего края

28.11

2 триместр    (23 ч)

24.

3. Р.к Водоемы  нашего края

2.12

25.

4. Р.к Наши  подземные богатства

5.12

26.

5.Почва, ее состав

9.12

27.

6.Р.к. Экскурсия. Жизнь леса.  Лес – природное сообщество.

12.12

28.

7.Жизнь луга. Луг - природное сообщество.

16.12

29.

8. Р.к Экскурсия.Жизнь пресного водоема 

19.12

30.

9. Р.к Растениеводство в нашем крае

23.12

31.

10.Незаметные защитники урожая

26.12

32.

11. Р.к Животноводство в нашем крае

09.01

33.

12.Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны»

13.01

Контрольный тест

Страницы всемирной истории 6 ч

34.

1.История человечества

16.01

35.

2.Мир древности: далекий и близкий

20.01

36.

3.Средние века: время рыцарей и замков

23.01

37.

4.Новое время: встреча Европы и Америки

27.01

38.

5.Новейшее время

30.01

39.

6.Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

3.02

Контрольный тест

Страницы истории Отечества 20 ч

40

1.История Отечества. Жизнь древних славян

6.02

41.

2.Во времена Древней Руси

10.02

42.

3.Страна городов

13.02

43.

4.Из книжной сокровищницы Древней Руси

17.02

44.

5.Трудные времена на Русской земле

20.02

45.

6.Русь расправляет крылья

24.02

46.

7. Куликовская битва

27.02

3 триместр (22 ч)

47.

8. Выдающиеся люди разных эпох:  Иван Третий

2.03

48.

9.Выдающиеся люди разных эпох

5.03

49.

10. Выдающиеся люди разных эпох

9.03

50.

11.Выдающиеся люди разных эпох: Петр Великий

12.03

51.

12.Выдающиеся люди разных эпох: М.В. Ломоносов

16.03

52.

13.Выдающиеся люди разных эпох: Екатерина Великая

19.03

53.

14.Отечественная война 1812 года

2.04

54.

15.Страницы истории XIX в

6.04

55.

16.Россия вступает в XX век

9.04

56.

17.Страницы истории 1920-1930-х годов

13.04

57.

18.Великая война и  Великая Победа

16.04

58.

19.Страна, открывшая путь в космос

20.04

59.

20.История вокруг нас

23.04

Контрольный тест

Современная Россия 9 ч

60.

1.Основной закон России и права человека

27.04

61.

2.Всенародные праздники, отмечаемые в России  (День защиты детей)

30.04

62.

3.Человек - член общества. Президент Российской Федерации - глава государства

4.05

63.

4.Государственная символика России

7.05

64.

5.Государственные праздники

11.05

65.

6.Города России

14.05

66.

7.Путешествие по России

18.05

67

8 Путешествие по России

21.05

Итоговое контрольное тестирование

68

9.Путешествие по России

25.05

Итого

68

К.тестов -6

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  1. название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного села;
  2. государственную символику России;
  3. государственные праздники;
  4. основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  5. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  6. правила сохранения и укрепления здоровья;
  7. основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  1. определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  2. различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  3. различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  4. приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  5. показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России ( столицу, еще 1—2 города);
  6. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  2. ориентирования на местности с помощью компаса;
  3. определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  4. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  5. ухода за растениями (животными);
  6. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
  7. оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  8. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

Учебно-методическое обеспечение

1.Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2006.

2.Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2011.

3.Программа для начальных классов – М.: «Просвещение», 2010. 

4.Тесты по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту  А.А.Плешакова М.: издательство «Экзамен», 2011 год.  

5.Типовые тестовые задания за курс начальной школы. И.Ф.Яценко. М.:ВАКО, 2010 год.

6.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»  4 класс М.: ВАКО,2008.

Тест №1 «Планеты Солнечной системы»

Выбери верное высказывание:

1. Планеты Солнечной системы изучают ...

а) географы;         б) химики;

в) астрономы;         г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их .

а) 7;        б)9;        в) 11.

3. Плутон - это ...

а) самая большая планета Солнечной системы;

б) самая маленькая планета Солнечной системы;

в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

5. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) есть, один;        б) нет;        в) есть, два.

6. Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Плутон;        б) Нептун;

в) Марс;        г) Сатурн.

Тест №2 «Звездное небо»

Выбери верное утверждение:

1. Галактика, в которой мы живем, называется ...

а) Туманность Андромеды;

б) Большое Магелланово облако;

в) Млечный путь.

2. Звезда-это ...

а) раскаленный газовый шар;

б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.

3. Созвездия - это ...

а) группы звезд, изменяющие свои очертания;

б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.

4. Звезда Сириус находится в созвездии ...

а) Скорпион;         б) Большая Медведица;

в) Большой Пес;        г) Телец.

5. Полярная звезда всегда находится на ...

а) юге;         б) севере;

в) западе;        г) востоке.

6. Самые яркие звезды имеют ... цвет:

а) красный;        б) желтый;,

в) голубой;        г) белый.

Тест№3 «Тепловые пояса»

Найди продолжение высказывания.

1. Различные участки Земли солнце нагревает ...

а) одинаково;

б) по-разному.

2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю ...

а) отвесно; б)наклонно.

3. Полярные пояса ограничены линиями ...

а) Северный и Южный тропики;

б) Северный и Южный полярные круги.

4. В умеренных поясах летом день ...

а) короче ночи;

б) равен ночи;

в) длиннее ночи.

5. Тропический пояс проходит через ...

а) Южный тропик;

б) экватор;

в) Южный полярный круг.

Тест №4 «Равнины и горы России»

Продолжи высказывание:

1. Наш город расположен на ...

а) Средне-Сибирском плоскогорье;

б) Восточно-Европейской равнине;

в) Западно-Сибирской равнине.

2. Каменным поясом земли называли ...

а) вулканы Камчатки;

б) Кавказские горы;

в) Уральские горы.

3. Самые высокие горы России - это ...

а) Саяны;

б) Алтай;

в) Кавказские горы;

г) вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина - это ...

а) холмистая равнина;

б) плоская равнина.

5. В Список Всемирного наследия включены ...

а) вулканы Камчатки;

б) Саяны;

в) Алтай.

6. Ильменский заповедник расположен ...

а) на Кавказе;

б) в Саянах;

в) на Урале.

Тест №5 «Моря, озера и реки России»

1. Самое большое по площади озеро России - это

а) Онежское;

б) Байкал;

в) Каспийское.

2. Река, впадающая в Каспийское море, - это ...

а) Дон; б) Волга; в) Кама.

3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, - это ...

а) Енисей; б) Обь; в) Лена.

4. Самая длинная река России - это ...

а) Волга; б) Лена;

в) Обь; г) Енисей.

5. Море Атлантического океана на территории России - это ...

а) Японское море;

б) Балтийское море;

в) Черное море.

6. Какие озера в народе называют

«Онего-батюшко и Ладога-матушка»?

а) Аральское и Каспийское моря;

б) Ладожское и Онежское озера.

7. В Список Всемирного наследия внесено

а) Белое море;

б) озеро Байкал.

Тест №6 «Арктика»

1. Природная зона арктических пустынь расположена ...

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2. Территория зоны ...

а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились ...

а) суровые условия; б) комфортные условия.

4. В ледяной зоне растут ...

а) кедры, березы, черемуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.

5. В Арктике обитают животные: ...

а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, рыси;

в) моржи, тюлени, белые медведи.

6. Найдите верную цепь питания:

а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь;

б) водоросли—рачки—сайки—тюлени.

7. Арктический заповедник расположен ...

а) на земле Франца Иосифа;

б) на Северной земле;

в) на острове Врангеля.

8. Большое скопление птиц на скалах называют ...

а) «птичьи рынки»; б) «птичьи базары».

9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

Тест № 7 «Тундра»

1. Зона тундры расположена ...

а) севернее арктических пустынь;

б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена ...

а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах.

3. В тундре ...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

б) длинная суровая зима и жаркое лето;

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры - ...

а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие.

5. Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся ...

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) кедр, осина, пальма;

в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают ...

а) тюлени, моржи, киты;

б) песцы, лемминги, волки;

в) верблюды, лошади, коровы.

8. Укажи верную цепь питания:

а) растения — лемминги — полярные совы;

б) комары, мошки — полярные куропатки — песцы;

в) растения — кречеты — волки.

9. Тундровый заповедник расположен ...

а) на полуострове Ямал;

б) на полуострове Таймыр;

в) на Кольском полуострове.

Тест №8 «Природная зона лесов»

1. Природная зона лесов состоит из ...

а) 5 частей; б) 2 частей; в) 3 частей;        г) 1 части.

2. Самую большую территорию занимают ...

а) смешанные леса;        б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

3. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;

б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

4. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы; б) дубы, сосны, ели;

в) березы, липы, лиственницы.

5. Лесным исполином называют ...

а) благородного оленя; б)лося; в) медведя.

6. В Красную книгу занесены сл. животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;

б) краснозобая казарка, кречет, стерх;

в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

7. Экологические проблемы лесной зоны связаны ...

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;

б) с неблагоприятными погодными условиями;

в) с участившимися лесными пожарами.

8. На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский; б) Кандалакшский;

в) Приокско-Террасный; г) остров Врангеля.

9. Фитонциды - это:

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;

б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

10. Охрана лесов - это:        

а) обязанность государства;

б) обязанность государства и долг каждого гражданина;

в) забота самих обитателей леса.

Тест №9 «Зона степей»

1. Зона степей расположена на ... нашей страны:

а) севере;        б) востоке;        в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:

а) розовым; б) зеленым; в) желтым;         г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей - это

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ...

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны:...

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: ...

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика — лемминг — песец;

б) водоросли — рачки — сайка — гагарка;

в) растения — заяц-беляк — рысь;

г) зерно — суслик — орел-беркут.

8. Основным занятием населения степей является ...

а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство.

9. В, Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:...

а) кречет, стерх, краснозобая казарка;

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;

в) зубр, филин, женьшень.

Тест № 10 «Пустыни»

1. Пустыни занимают...

а) огромную территорию в центральной части России;

б) небольшую территорию по берегам северных морей;

в) небольшую территорию на юго-западе страны.

2. В пустыне

а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая Зима;

б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;

в) ярко выделяются все четыре времени года.

3. Пустыни России ...а) каменные; б) песчаные; в) глиняные.

4. В пустыне...

а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;

б) выпадает малое количество осадков;

в) чаще всего осадков не бывает.

5. Растения пустыни ...

а) высокие, широколиственные;

б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;

в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.

6. Животные пустыни ...

а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни;

б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех;

в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы.

7. К растениям пустыни относятся:

а) ковыль, полынь, тюльпан; б) морошка, брусника, черника;

в) колосняк, солянка, джузгун.

8. К животным пустыни относятся:

а) корсак, сайгак, тушканчик; б) рысь, лев, тигр;

в) морж, тюлень, медведь.

9. Экологическими проблемами пустыни являются:

а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;

б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;

в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.

10. Пустынный заповедник:

а) Баргузинский; б) Черные земли; в) Приокско-Террасный.

Тест №11 «Черноморское побережье Кавказа»

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ...

а) в арктической зоне страны; б) в лесной зоне страны;

в) в субтропической зоне страны; г) в степной зоне страны.

2. Субтропики России - это ...

а) обширная зона в центре страны;

б) обширная зона на востоке страны;

в) небольшая зона на побережье северных морей;

г) небольшая зона на побережье Черного моря.

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются деревья:

а) бук, каштан; б) ель, сосна; в) ольха, липа.

4. На Черноморском побережье обитают:

а) пчелы, комары, мошки;

б) цикады, богомолы, олеандровые бражники;

в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки.

5. В Черном море у побережья обитают:

 а) киты, морские черепахи, тюлени;

 б) медузы, крабы, морские коньки;

 в) крокодилы, анаконды, котики.

6. В парках и на улицах городов Черноморск. побереж. растут:

а) кипарисы, пальмы, магнолии; б) липы, джузгун, маки;

в) полынь, типчак, ель.

7. Черное море относится к морям ... океана:

а) Индийского; б) Атлантического;

в) Северного Ледовитого; г) Тихого.

8. О каком животном идет речь в описании: это умные морские животные, хорошие пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей?

а) морской конек;         б) кит; в) дельфин; г) морская черепаха.

9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу?

а) бук; б) каштан; в) тис;        г) самшит.

10. В субтропической зоне:

а) умеренно жаркое лето и теплая зима;

б) жаркое лето и умеренно холодная зима;

в) умеренно теплое лето и холодная зима.

Тест №12 «Мой край»

1. Мой край расположен на материке...

а) Африка;        б) Евразия;

в) Австралия;        г) Северная Америка.

2. Мой край находится в природной зоне...

а) лесов;        б) тундра;

в) степи;        г) пустыни.

3. Мой край находится в ...

а) восточном полушарии;

б) западном полушарии.

4. В моем краю растут...

а) кактусы, кипарисы;

б) ягель, клюква, карликовая ива;

в) ель, береза, осина;

г) полынь, ковыль, саксаул.

5. У нас обитают...

а) лоси, зайцы, кабаны; б)косули, волки; в) олени, медведи.

6. Мой край дает стране...

а) продукты сельского хозяйства;

б) легковые автомобили;

в) морепродукты.

7. Территория моего края расположена в...

а) тропическом поясе;

б) полярном поясе;

в) умеренном поясе.

Тест №13 «Поверхность и водоемы нашего края»

1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется...

а) балка;        б) холм;        в) овраг.

2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют...

а) холм; б) гора; в) плоскогорье.

3. Горы, созданные людьми, называют...

а) холмы; б) плоскогорья; в) терриконы.

4. Хранилища воды называют...

а) низменности; б) водоемы; в) плато.

5. К естественным водоемам относятся...

а) пруд, озеро, канал;

б) ручей, море, река;

в) водохранилище, океан, пруд.

6. Какие океаны омывают Россию?

а) Индийский, Тихий, Атлантический;

б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;

в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.

7. Водоемы - это...

а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;

б) место обитания животных и растений;

в) украшение Земли.

8. С водоемами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли;

б) трясогузки, совы, кукушки;

в) орлы, аисты, кедровки.

Тест № 14 «Наши подземные богатства»

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают.

а) археологи; б) геологи; в)строители.

2. К полезным ископаемым относятся...

а) кирпич, бетон, бензин;

б) станки, вазы, ножницы;

в) нефть, газ, глина.

3. В строительстве используются...

а) торф, железн. руда, самоцветы;

б) песок, глина, гранит;

в) мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из...

а) каменного угля, янтаря, мела;

б) жемчуга, известняка, торфа;

в) железной руды, медной руды.

5. При помощи буровых установок добывают...

а) нефть, природный газ;

б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит.

6. В шахтах добывают...

а) известняк, ракушечник, гранит;

б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

в) поваренную соль, жемчуг, графит.

7. В карьерах добывают...

а) известняк, песок, глину;

б) золото, малахит, мрамор;

в) нефть, торф, бурый уголь.

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...

а) алмаз, известняк, графит;

б) железная руда, поваренная соль, мел;

в) каменный уголь, антрацит, торф.

Тест № 15 «Земля-кормилица» (почвы)

1. Характерными почвами нашего края являются...

а) черноземы;         б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы;        г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают...

а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в степях; г) в пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества...

а) песка; б) перегноя; в) глины;        г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...

а) вода; б) воздух; в) камни;        г) соли.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...

а) песок; б) глина; в) перегной;        г) ил.

6. В состав почвы входят...

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо...

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...

а) 100-150 лет; б) 5-10 лет; в) 250-300 лет; г) 1-2 года.

9. Какое из высказываний верно?

а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

Тест №16 «Лес и луг— природные сообщества»

1. Лес называют природным сообществом, потому что...

а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;в) весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными.

2. В лесу растения образуют ярусы:

а) верхний - мхи и лишайники, средний - деревья, нижний - кустар;

б) верхний - деревья, средний – трав. растения, нижний - кустарник;

в) верхний - деревья, средний - кустарники, нижний - травы, мхи и лишайники.

3. На деревьях обитают...а) белки, дятлы, кедровки; б) мыши, зайцы, медведи;в) кроты, лоси, черви.

4. В лесной подстилке живут...

а) ежи, кроты, землеройки; б) бактерии, насекомые и их личинки;

в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши.

5. К съедобным грибам относятся...

а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы;

б) дождевики, пороховки, шампиньоны-рыжеющие;

в) лисички, рыжики, маслята.

6. На лугу растут...а) только травянистые растения; б) мхи и лишайники;в) кустарники и травянистые растения.

7. На лугу живут...

а) лебеди, рябчики, шелкопряды; б) шмели, совы, глухари;

в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки.

8. Растениями луга являются...

а) тимофеевка, клевер, нивяник; б) ландыш, осока, ягель;

в) черника, пион, типчак.

9. Санитарами луга и леса называют...

а) жуков навозника и могильщика, дятла;

б) пчел, кабанов, соек;

в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов.

10. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?

а) желуди — мыши — совы;

б) мятлик — мыши — совы;

в) остатки растений — дождевой червь — трясогузка.

Тест №17 «Жизнь пресного водоема».

1. К искусственным водоемам относятся...

а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, пруды, каналы;

в) ручьи, реки, озера, моря, океаны.

2. Растения водоема это...

а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;

б) брусника, черника, мох; в) кувшинка, ряска, тростник.

3. Санитарами пресных водоемов считают...

а) рака, беззубку; б) прудовика, катушку;

в) клопа-водомерку, жука-плавунца.

4.Живым фильтром называют...

а) головастиков; б) раков; в) двустворчатых моллюсков.

5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются...

а) люди; б) цапли; в) ондатры;         г) бобры.

6. С водоемами связана жизнь...

а) зябликов, трясогузок, соек; б) цапель, уток;

в) лебедей, тетеревов, сов.

7. Водоем называют природным сообществом, потому что...

а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;

б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;

в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.

8. Болота - это...

а) ненужная и вредная часть природы;

б) природное хранилище чистейшей воды;

в) место жизни многих растений и животных.

9. Хищниками пресных водоемов являются...

а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;

б) караси, мотыли, раки;

в) циклопы, прудовики, головастики.

10. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что...

а) это плавает ряска; б) много микроскопических водорослей;

в) на дне много ила.

Тест № 18 «Растениеводство и незаметные защитники урожая»

1. Основными отраслями растениеводства являются...

а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство;

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство.

2. Село дает городу...

а) продукты питания;

б) продукцию для заводов и фабрик;

в) продукцию для ткацких фабрик.

3. Главными зерновыми культурами являются...

а) картофель, томаты, лен;

б) овес, ячмень, рожь, пшеница;

в) лук, репа, подсолнечник.

4. К овощным культурам относятся...

а) морковь, петрушка, томат;

б) капуста, абрикос, персик;

в) вишня, баклажан, патиссон.

5. К сельскохозяйственным профессиям относятся...

а) ткач, металлург, геолог;

б) агроном, комбайнер, овощевод;

в) цветовод, археолог, инженер.

6. Масло получают из семян...

а) гречихи и ячменя; б) проса и овса;

в) подсолнечника и льна.

7. Жука с десятью черными полосками называют...

а) майским;         б) скоробеем;

в) колорадским;         в) жужелицей.

8. Врагами тлей являются...

а) канюки;        б) златоглазки;

в) синицы;        г) божьи коровки.

9. Гусениц яблоневой плодожорки уничтожают...

а) златоглазки;         б) пустельги; в) жужелицы; г) скворцы.

10. От мышей и полевок урожай защищают...

а) совы;         б) дрозды; в) канюки;        г) пустельги.

Тест №19 «Отрасли сельского хозяйства»

1. Растениеводство делится на отрасли:

а) пчеловодство, цветоводство, плодоводство, птицеводство;

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

в) полеводство, коневодство, свиноводство, плодоводство.

2. Растения, из зерен которых получают муку и пекут хлебобулочные изделия, это...

а) овес;        б) рожь;

в) просо;        г) пшеница.

3. К овощным культурам относятся...

а) огурец, морковь, чеснок;

б) картофель, подсолнечник, лен;

в) овес, слива, астра.

4. Выберите верную цепь питания:

а) зерна — полевка — скворец;

б) листья картофеля — колорадский жук — жужелица;

в) яблоки — тли — златоглазки.

5. В животноводстве есть такие профессии...

а) овощевод;        б) ветеринар;

в) зоотехник;        г) пчеловод.

6. Крупный рогатый скот- это...

а) коровы;        б) козы; в) быки;        г) свиньи.

Тест №20 «Страницы всемирной истории»

Вариант I

1.        Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?

а)        история Новейшего времени;

б)        история древнего мира;

в)        первобытная история.

2.        В глубине пещер первобытный человек изображал:

а)        животных; б)        людей; в)        растительность.

3.        На берегах какой реки возникло Египетское государство?

а)        Нил; б)        Дон; в)        Нева.

4.        Кто, согласно легенде, основал город Рим?

а)        Рем; б)        Ромул; в) Марс.

 5. В Средневековье буддизм возник

а)        в Европе; б) в Индии; в) на Ближнем Востоке.

 6. В Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли:

а)        рыцарь; б) ковбой; в) оруженосец.

7.        Какой материк называют Новым Светом?

а)        Африка; б) Америка; в) Антарктида.

8.        Кто написал картину «Сикстинская мадонна»?

а)        Рафаэль Санти; б)        Леонардо да Винчи;

в)        Даниэль Дефо.

9.        С какого года мы ведем отсчет истории Новейшего времени?

а)        1917; б) 1920; в)        1900.

10.        Это техническое изобретение XX века:

а)        паровоз; б) автомобиль; в)        компьютер.

Вариант II

1.        Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?

а)        история Средних веков;

б)        история Новейшего времени;

в)        история Древнего мира.

2.        Первые орудия труда первобытного человека были из:

а)        камня; б)        металла; в) дерева.

3.        Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида-...

а)        Эхнатон; б)        Хеопс; в)        Тутанхамон.

4.        Холм в Афинах, где находились главные храмы города:

а)        Акрополь; б) Агора; в)        Академия.

5.        Здания для молитв у мусульман называются:

а)        церкви,соборы;

б)        буддистские храмы;

в)        мусульманские мечети.

6.        Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом, назывались:

а)        литеры; б) литавры; в)         лавры.

7.        Кто открыл Америку?

а)        Фернан Магеллан; б)        Христофор Колумб;

в)        Михаил Лазарев.

8.        Кто автор книги «Робинзон Крузо»?

а)        Даниэль Дефо; б) Жюль Верн; в)Рафаэль Санти.

9.        Кто первым побывал на Южном полюсе?

а)        Роберт Пири; б) Фернан Магеллан;

в)        Руаль Амундсен.

Тест №21 «Жизнь древних славян»

Вариант I

1.        Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а)        восточных славян;

б)        западных славян;

в)        южных славян.

2.        Древние славяне жили:

а)        семьями;

б)        в одиночку;

в)        племенами.

3.        Посуду делали Древние славяне из:

а)        глины;

б)        металла;

в)        дерева.

4.        Богом грома и молнии у Древних славян был:

а)        Зевс;

б)        Перун;

в)        Марс.

 Вариант II

1. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы;

б) в восточной части Европы;

в) в центральной Европе.

2. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

3. Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды;

б) в честь Солнца;

в) в честь Земли.

 4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б) бортничеством;

в) рыболовством.

Тест №22 «Трудные времена на Руси»

Вариант I

1. Поход монголо-татар возглавил хан...

а) Чингисхан;

б) Батый;

в) Темучин.

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань;

б) Владимир;

в) Новгород.

3. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Новгород;

б) Рязань;

в) Козельск.

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп;

б) налог;

в) дань.

Вариант II

1. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли...

а) монголы;

б) шведы;

в) рыцари-крестоносцы.

2. Разбил шведов на реке Неве князь...

а) Александр;

б) Ярослав;

в) Владимир.

3. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?

а) Мудрый;

б) Невский;

в) Вещий.

4. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 года;

б) 20 мая 1242 года;

в) 5 апреля 1421 года.

Тест №23 «Русь расправляет крылья»

Вариант I

1.        Какой монгольский хан привел свои войска к реке Угра?

а)        Мамай;

б)        Батый;

в)        Ахмат.

2.        Около какой реки происходила Куликовская битва?

а)        Угра;

б)        Дон;

в)        Волга.

3.        Сражение на Куликовом поле состоялось...

а)        8 сентября 1380 года;

б)        летом 1380 года;

в)        осенью 1480 года.

4.        Главный храм на Руси:

а)        Троицкий монастырь;

б)        Грановитая палата;

в)        Успенский собор.

Вариант II

1. Зависимость Руси от Орды закончилась...

а) в 1480 году;

б) в 1380 году;

в) в 1242 году.

2.        При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?

а)        Иван Калита;

б)        Дмитрий Донской;

в)        Иван III.

3.        Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при...

а)        Иване Калите;

б)        Дмитрии Донском;

в)        Иване III.

4.        Объединение разрозненных княжеств на Руси – эта задача стояла при правлении...

а)        Дмитрия Донского;

б)        Ивана Калиты;

в)        Ивана III.

Тест №24 «Отечественная война 1812года»

Вариант I

1.        Во Франции в XVIII веке к власти пришел полководец...

а)        Багратион;

б)        Наполеон;

в)        де Толли.

2.        Французская армия вторглась в Россию в...

а)        1821 году;

б)        1818 году;

в)        1812 году.

3.        В честь победы над Наполеоном был построен...

а)        Петропавловский собор;

б)        Храм Христа Спасителя;

в)        Спасо-Преображенский собор.

4.        После окончания Отечественной войны 1812 года в Москве на
Красной площади соорудили памятник...

а)        Минину и Пожарскому;

б)        Медный всадник;

в)        Екатерине II.

Вариант II

1.        Главнокомандующим русскими войсками был назначен...

а)        М.И. Кутузов;

б)        А.В. Суворов;

в)        Ф.Ф. Ушаков.

2.        Бородинская битва произошла...

а)        26 января 1812 года;

б)        26 августа 1821 года;

в)        26 августа 1812 года.

3.        Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?

а)        оставить Москву;

б)        дать под стенами Москвы еще одно сражение;

в)        признать Наполеона победителем.

4.        Война 1812 года называется Отечественной потому, что...

а)        главное сражение произошло под Москвой;

б)        на войну поднялся весь народ;

в)        вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.

Тест №25 «По страницам истории Отечества»

Вариант III

1. Русский князь, который прибил свой щит к воротам Царьграда.

а) Игорь; б) Олег; в) Владимир.

2. Славянскую азбуку создали...

а) Кирилл и Мефодий;

б) Минин и Пожарский;

в) Иоганн Гутенберг.

3. Что выплачивала Русь Орде?

а) Налог  б) Выкуп; в) Дань.

4. Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле?

а) Дмитрий;

б) Владимир;

в) Ярослав.

5. На какой реке русская рать с Иваном III встретилась с войском хана Ахмата?

а) Нева;

б) Угра;

в) Дон.

6. В каком году был заложен город на Неве?

а) 1703;

б) 1803;

в) 1817.

7. Город Санкт-Петербург начал строиться с...

а) Петропавловского собора;

б) Крондштата;

в) Петропавловской крепости.

8. Кто из военачальников стал генералиссимусом?

а) Ф.Ф. Ушаков; б) А.В. Суворов; в) М.И. Кутузов.

9. Когда началась Первая мировая война?

а) в 1914; б) в 1917 в) в 1922.

10. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

а) 300 дней;   б) 600 дней   в) 900 дней.

Вариант IV

1. Как стали называть в Древней Руси князя Владимира?

а) Долгорукий;

б) Невский;

в) Красное Солнышко.

2. В Древнем Новгороде городом управляли...

а)посадники;

б) вече;

в) бояре.

3. На какой реке князь Александр побил шведов?

а) Дон;

б) Днепр;

в) Нева.

4. Кокой город стал центром княжества при Иване Калите?

а) Москва;

б) Киев;

в) Новгород.

5. Как прозвали князя Дмитрия после Куликовской битвы?

а) Невским;   б) Донским;   в) Мудрым.

6. В каком году Романовы вступили на престол?

а) 1613;    б) 1720;   в) 1813.

7. По предложению Ломоносова в Москве открыли...

а) Музей;  б) Университет;   в) Парк.

8. Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности?

а) Петр I;    б) Николай II;  в) Александр II.

9. В каком году появилось новое государство - СССР?

а) 1922;  б) 1917;   в) 1914.

10. Какое событие произошло в 1991 году?

а) Первый человек полетел в космос;

б) Советский Союз прекратил свое существование;

в) Запущен первый спутник земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...