Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.zip | 48.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании МО учителей ГБОУ СОШ №139 Протокол № 1 От 31.08.2012г. Председатель МО | «Согласовано» на заседании Методического совета ГБОУ СОШ №139 Протокол № 1 От 29.08.2012г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №139 Приказ №192 От 31.08.2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА
начального общего образования
основного общего образования
по окружающему миру
базовый уровень
Составитель:
Булыгина Е.М.
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
2012 год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 3 класса, авторов Вахрушев А.А., Д.Д. Данилов, Раутиан А.С. «Окружающий мир («Обитатели Земли» ч.1) 3 класс» («Мое Отечество» ч.2)
I. Пояснительная записка
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
II. Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Основная задача заключается не в сообщении ученику информации, а в его обучении свободно оперировать приобретёнными знаниями. Такой подход развивает способность ученика осознанно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы, понимать их связи с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая систематически самостоятельно пополнять свой жизненный опыт.
Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
Ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний
Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания. Ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Традиционно для учебников «Школы 2100» использован принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики
Начиная со 2-го класса, в конце урока помещен перечень понятий, который должны усвоить школьники:
- понятия, выделенные шрифтом - программный минимум, который должны знать все школьники.
- понятия, которые не выделены шрифтом, - понятия «минимакса». Они часто встречаются в окружении ребенка, но эти слова знать не обязательно.
- третья категория понятий – максимум. Это те понятия, которые есть в тексте учебника, но не помещены в конце урока, они тем более не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.
Контроль усвоения знаний.
1 способ. Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах.
Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения.
2 способ. Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
Важную роль в проведении контроля имеют тетради для проверочных и контрольных работ.
Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях, самостоятельных и проверочных работах различается своей сложностью.
Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, и максимум, который при желании могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены.
В проверочных и контрольных работах, начиная со 2-го класса, отмечен уровень заданий (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики.
В проверочных работах акцент сделан на обязательный минимум и самые важнейшие положения максимума (минимакс) – с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к итоговому контролю.
В контрольных работах акцент сделан на обязательный минимум знаний – он является основой для итогового контроля учебного модуля (группы тем), как правило, одной четверти.
Контроль образовательных результатов.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Объём учебного времени в 3 классе составляет 68 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
V. Содержание учебного предмета
Содержание программы, которую реализует учебник «Окружающий мир («Обитатели Земли» ч.1) 3 класс» А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан рассчитано на 2 часа в неделю и составляет 34 часа. В рабочей программе отражено 32 часа. «окружающий мир»(«Мое Отечество» ч.2) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова рассчитано на 2 часа в неделю и составляет 34 часа. В рабочей программе отражено 36часов.
Основные темы курса В 3 классе | Авторская программа | Рабочая программа | |
Часть 1. Обитатели земли. | |||
1 | Вещество и энергия | 4 | 4 |
2 | Оболочка планеты, охваченная жизнью | 5 | 6 |
3 | Экологическая система | 9 | 9 |
4 | Живые участники круговорота веществ | 14 | 13 |
Часть 2. Мое Отечество | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Твои родные и твоя Родина | 5 | 4 |
3 | Времена Древней Руси | 5 | 5 |
4 | Времена Московского государства | 4 | 6 |
5 | Времена Российской империи | 5 | 5 |
6 | Времена Советской России и СССР | 5 | 5 |
7 | Современная Россия | 10 | 10 |
VI.Учебно-методическое обеспечение
Программа:
«Окружающий мир» А.А. Вахрушев, 2008.
Учебники:
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир» учебник для 3-го класса часть1(«Обитатели Земли»). М.:Баласс, 2012.
А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир» учебник для 3-го класса часть2(«Мое Отечество»). М.:Баласс, 2012.
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику окружающий мир («Обитатели Земли»). – М.Баласс, 2012.
Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»(«Мое Отечество»). – М.Баласс,2012
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.О. Родыгина Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли»). – М.Баласс,2012
А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина Окружающий мир («Наша Обитатели Земли») 3 класс. Методические рекомендации для учителя/ Под редакцией А.А. Вахрушева _М.:Баласс, 2011
Е.В. Сизова, Д.Д.Данилова, Е.м. Турчина Окружающий мир («Мое Отечество») 3 класс. Методические рекомендации для учителя _М.:Баласс, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...
Рабочая программа по окружающему миру (Школа - 2100) 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100
Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс
Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....