Конспект урока "Символика России" (окружающий мир, ПНШ)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Цели данного урока:
- Познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
- Создать условия для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_simvoly.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 67 г.о. Тольятти
Урок окружающего мира по теме: «Символы России»
(с использованием информационных технологий)
ПНШ, учебник «Окружающий мир» 2 класс, ч.2 Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов
Подготовила
учитель начальных классов
Середа Ирина Геннадьевна
Цель урока
- Познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
- Создать условия для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны.
Задачи урока
- Формировать у детей образ родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
- Способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности;
- Воспитывать в детях уважительное отношение к символам своего государства и других стран, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.
- Развивать у учащихся коммуникативные навыки, речь.
Основные понятия: герб, флаг (знамя), гимн.
Оборудование урока: изображения российских флага и герба, слова текста гимна, музыкальная запись гимна Российской Федерации, карта РФ, Конституция РФ, книги о Родине
Ход урока
1. Наша Родина - Россия
Сообщение темы и цели урока. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с символами Российской Федерации, их назначением и ролью в жизни каждого гражданина. Надеюсь, что этот урок – урок России запомнится вам надолго.
- Дети, как называется государство, в котором мы все живем? (Россия)
- Дети, а что для нас – Россия? (Ответы)
- Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)
- Посмотрите на слайд № 1. Назовите государственные символы нашей страны. ( Гимн, герб, флаг, Президент)
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.
- Назовите День рождения Российской Федерации – 12 июня (слайд № 2)
- Прочитайте вместе со мной стихотворение Г. Горшкова «Я – россиянин!» (слайд № 3)
2. Государственный флаг
22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага России (слайд № 4)
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды,
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко... (красным)
- Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
6 августа 1693 года, во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске. На ней впервые был поднят в качестве штандарта так называемый «Флаг царя Московского» — полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине.
3. Государственный гимн
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Мы слышим гимн в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины снимают головные уборы.
- Посмотрите на слайд № 5. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?
- Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России (слайд№ 6)
4. Государственный герб
. Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом (слайд №7)
Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. На Руси его именем часто называли детей - оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение Всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы - Столицы России.
- Конституция Российской Федерации
- Как называется Основной Закон государства? (слайд №9)
- Когда была принята Конституция Российской Федерации?
Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.
Права и свободы человека и гражданина:
- все равны перед законом
- каждый имеет право на жизнь
- каждый имеет право на жилище
- каждый имеет право на охрану здоровья
- каждый имеет право на образование
12 декабря в нашей стране государственный праздник. Мы отмечаем День Конституции, важную дату в истории государства (слайд № 10)
- Национальные символы России
Мы с вами говорили о государственных символах нашей страны, но в каждом государстве есть и свои национальные символы (слайд № 11).
- Посмотрите на доску и назовите, что вы видите. Это и есть наша гордость: русские березки, самовар, балалайка, Олимпийские символы. Об этом всём вы можете прочитать в книге Астахова П. «Я и государство».
7. Работа с учебником и тетрадью
- Откройте учебники на стр. 114, прочитайте текст и ответьте на вопросы.
- Выполните задание в тетради стр. 61 - 62(работа в паре, взаимопроверка)
- Закрепление
- Проверим, как и что вы запомнили на уроке (Презентация № 2)
- Найдите герб России (слайд №1)
- Назовите авторов гимна нашей страны (слайд №2)
- Определите, под какой цифрой находится флаг РФ (слайд №3)
- Назовите ФИО действующего президента России (слайд №4)
- Какая книга самая главная для граждан страны? (слайд №5)
- Выберите фото с изображением столицы нашего государства (слайд № 6)
- Какое дерево является символом России? (слайд №7)
- Выберите лишнее изображение (слайд №8)
9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Список литературы
- Астахов, П. Я и государство.- / П. Астахов.- М.: Эксмо, 2009 (Детям о праве).
- Верования древних славян // Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6. С. 255-278.
- Герб и флаг России. X - XX .- М.: Юридическая лит, 1997
- Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов РФ в школе: метод. рекомендации. - М, 2003
- Государственные символы и награды РФ. - М.: Книжная палата, 1999.-271 с.
- Государственные символы России. История и современность. - Детская энциклопедия.- 2009.- № 12
- Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия. / Владимир Даль. - М.: Эксмо, 2002
- Конституция Российской Федерации с гимном России.- М.: Проспект, 2011.- 32 с. - (Профессиональные юридические системы Кодекс)
- Лысенко, Н.Н. Русская государственная символика: очерки / художник Карпенко Г.З.- Л., 1990.- 37 с.
- Ривина Е. Герб и флаг. // «Обруч». 2001. № 6.
- Синова И.В. Герб, гимн, флаг России: справочник школьника/ С.-Пб: Издательский дом Литера, 2006 (Моя Родина – Россия)
- Словарь исторических терминов. СПб, «Лита». 1998.
- Соболева Н.А. Герб Российского государства. // Наука и жизнь. 1994. № 4.
- Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. М. «Владос». 2002.
- Использованы материалы сайта www.heraldry.knobby. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Золотое кольцо России",окружающий мир, 3 класс
К конспекту урока есть презентация....
Конспект урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Разработка урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А....
Конспект урока по теме: "От Древней Руси к единой России". Окружающий мир. 3 класс.
Тема: "От Древней Руси к единой России". Цель: создание условий для ознакомления учащихся с эпохой усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московск...
Конспект урока и презентация по теме " Живая природа зимой" УМК " Школа России" окружающий мир
В конспекте максимально выполнены требования к уроку по ФГОС...
конспект урока 3 класс УМК "Школа России" окружающий мир ,тема "Берегите воду!"
Уроки окружающего мира направлены наформирование экологической культуры. Если обучающимся в назидательной форме постоянно говорить о том, что надо беречь природу, то они просто перестают восприн...
Презентация и конспект урока 4 класс "Пустыни" УМК "Школа России" Окружающий мир по учебнику А.А. Плешакова
Сформировать у учащихся представление и природной зоне пустынь. Познакомить с географичеким положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром. деятельностью людей....
УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс Опрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»
УМК «Школа России» Окружающий мир 4 классОпрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»...