Конспект урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему
Разработка урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс
УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_4_klass.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Великая война и великая Победа. 4 класс
УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Цель урока: формировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы; уважительное отношение к истории России, своей семьи.
Образовательные:
- актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;
- расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;
- систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;
Воспитательные:
- воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;
- уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.
Развивающие:
1. Развивать личностные умения:
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
2. развивать предметные умения:
- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
3. развивать надпредметные УУД:
Развивать познавательные умения:
-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;
-извлекать необходимую информацию из текста;
1. Организация класса.
- Встали ровно. Садитесь. Начнем урок.
2. Проверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке мы продолжим узнавать историю нашей родины. Начнем с проверки домашнего задания. Назовите тему предыдущего урока.
( Страницы истории 20-30 годов)
- На ваших партах лежат листочки. Вам надо ответить на вопросы.
Страницы истории 20-30 годов.
1.Как стала называться наша страна в 1922 году? (Напиши полное и сокращенное название) | |
2. Выпиши новые слова, которые появились в 20-30е годы ХХ века. Советская власть. Император. Коммуналки. Колхозы. Князь. Дань. | |
3.Соедини линиями. - фабрикант - метростроевец - колхозники - учащийся курсов по борьбе с неграмотностью - царь - помещик | Российская империя Советский Союз |
- Закончили работу. Отложили листочки.
3. Изучение нового материала.
- Переходим к теме сегодняшнего урока. Прежде чем ее назвать послушайте запись и подумайте, чему будет посвящен сегодняшний урок.
Звучит запись песни «Священная война». После прослушиванья- ответы детей.
- Тема нашего урока «Великая война. Великая победа» (СЛАЙД 1)
- Как вы думаете, почему эту войну называют великой войной?
(Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии)
-Почему отечественная война? (Весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)
- Почему победу в этой войне называют великой?
( не смотря на все трудности советский народ выстоял в этой страшной войне и победил)
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Когда закончилась? (СЛАЙД1- щелчок)
- Сколько лет длилась?
- 4 долгих, страшных года.
Уч: Но что предшествовало этой войне?
- В 1939 году началась Вторая Мировая война. Главными ее виновниками были руководители Фашистской Германии, которые мечтали о мировом господстве.
1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Вслед за Польшей Германии покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.
- 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке- от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны. ( СЛАЙД 2, ЗАПИСЬ)
Ребенок(СЛАЙД 3)
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.
- Враг рассчитывал на молниеносную войну. Посмотрите на карту. (СЛАЙД 4)
- На какие города направляла Германия самые главные удары ?
- Это были самые крупные города Советского Союза. Через полгода от Советского Союза должны были остаться только воспоминания. Но планам фашистов не суждено было сбыться.
«Блицкриг» - так назвался план нападения на нашу страну. Давайте выясним, в чём он заключался!
Немецкие войска продвигались в северном направлении на Ленинград.
Враг двигался на Москву.
В направлении Киева и далее на Сталинград (Волгоград). Это южное направление - на Кавказ.
С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Во всех уголках нашей большой страны появились плакаты «Родина- мать зовет». Что он символизировал?
(СЛАЙД 5)
- Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории- партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.
Немецкие войска продвигались в северном направлении на Ленинград.
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. - Отметьте на карте направление удара на Ленинград.
Учитель: А каким бы цветом вы отметили удар врага?
Не считаясь с потерями, враги продолжали наступать вглубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны.
Ребенок
Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
- Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные дороги, была прервана сухопутная связь со всей страной. Сообщение с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и Ладожскому озеру. Город оказался во вражеском кольце. Запасы продовольствия были малы и тем, кто не успел покинуть город, предстояло пережить самое страшное - голод. (СЛАЙД 7 - 11)
-Что же помогло городу выстоять?
Ответы детей
(Страна не бросила город и как могла помогала: когда Ладожское озеро покрылось льдом –сотни грузовиков груженые продовольствием под постоянным обстрелом врага двинулись в осажденный город. Эта дорога получила название- дорога жизни. Также вывозили из города людей на большую землю, весной жители города разбивали огороды и сажали овощи. Огромное мужество, стойкость помогло городу выжить) (СЛАЙД 9)
БИТВА ЗА МОСКВУ
- Итак, направление следующего удара Москва- столица. Отметьте на карте направление удара на Москву
Почему вражеским войскам бал необходим захват Москвы?( СЛАЙД 12: МОСКВА)
У вас на столах есть карточка с заданиями, № 1
Ребенок
Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков. (СЛАЙД 13)
- На Красной площади на могиле Неизвестного солдата горит вечный огонь, символизирующий вечную память погибшим в Великой отечественной войне. (СЛАЙД 14)
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА (Слайд 15: Сталинград)
Отметьте на карте направление удара фашистских войск на Киев и далее на Сталинград (Волгоград). Это южное направление - на Кавказ.
Ребенок
В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.
Выступление Быкова
В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.
Уч:- 200 дней длилась Сталинградская битва. От города остались одни руины. Сейчас это город Волгоград. В нем находится историко-мемориальный музей «Сталинградская битва». (СЛАЙД 16)
- Летом 1943 года началось ключевое сражение в ВО войне. ( сражение на Курской дуге) СЛАЙД 17
- Прочитаем об этом в учебнике. СТР.144 1 абзац
У вас на столах есть карточка с заданиями, № 2
Вы ошиблись ,Советский Союз смог произвести танков в полтора раза больше, чем Германия.
-О чем говорит этот факт?
- Откройте учебник стр. 141 найдите и прочитайте какой девиз - призыв звучал в те годы ?
«Все для фронта! Все для победы!»- этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без устали, чтобы фронт получал новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки.
- Послушайте, что нам расскажут об этом сражении.
Ребенок
Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
Я: - В память об этом великом событии на поле сражения был установлен памятник «Звонница» (СЛАЙД 18)
- Какое значение в ходе войны имело сражение на Курской дуге?
( Победа под Курском стала началом массового изгнания фашистов, началом крупного наступления Советской Армии.)
-Давайте прочитаем о продолжении освободительной войны советского народа от фашистских захватчиков.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.(чтение СТР.144)
- В каком году наши войска вышли к границам Германии?
- Когда начался штурм Берлина?
- Что сделали советские воины, чтобы сообщить всем о своей победе? (СЛАЙД 19)
-Назовите еще раз дату Великой Победы.
- Посмотрите как советские солдаты встретили Победу. (СЛАЙД20)
- Какой была цена победы? (26 МЛН ЖИЗНЕЙ)
- 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся парад Победы, где к ногам народа- освободителя пали фашистские знамена. (СЛАЙД 21)
ИТОГ УРОКА.
- Какая была та война?
- Скажите, а надо ли помнить о ней, если столько горя и разрушений она оставила после себя?
- Почему?
- Я надеюсь, что вы будите всегда помнить об этом и с уважением и благодарность относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей.
- На этом наш урок закончен. Всем спасибо.
Карточки с заданиями по теме: «Великая война и великая победа»
Задание 1.
Как ты думаешь, зачем был устроен парад на Красной площади в Москве, когда фашистские захватчики были всего в 15-ти км от города? Выбери правильный ответ:
- Парад был устроен для проверки боевой готовности советских войск.
- Информация о параде давала силы в борьбе с врагом.
- Парад был устроен с целью испугать военного противника.
Задание 2. Проанализируй данные таблицы и сделай предположение, какая из воюющих стран в 1943 году произведет боевой техники в 1,5 больше.
1942г 1942г.
ВИДЫ ПРОДУКЦИИ | СССР | ГЕРМАНИЯ |
Чугун | 5 млн.тонн | 28 млн. тонн |
Сталь | 8 млн. тонн | 34 млн. тонн |
Нефть | 5 млн.тонн | 24 млн. тонн |
Уголь | 93 млн. тонн | 551 млн. тонн |
Задание 1.
Как ты думаешь, зачем был устроен парад на Красной площади в Москве, когда фашистские захватчики были всего в 15-ти км от города? Выбери правильный ответ:
- Парад был устроен для проверки боевой готовности советских войск.
- Информация о параде давала силы в борьбе с врагом.
- Парад был устроен с целью испугать военного противника.
Задание 2. Проанализируй данные таблицы и сделай предположение, какая из воюющих стран в 1943 году произведет боевой техники в 1,5 больше.
1942г 1942г.
ВИДЫ ПРОДУКЦИИ | СССР | ГЕРМАНИЯ |
Чугун | 5 млн.тонн | 28 млн. тонн |
Сталь | 8 млн. тонн | 34 млн. тонн |
Нефть | 5 млн.тонн | 24 млн. тонн |
Уголь | 93 млн. тонн | 551 млн. тонн |
План захвата СССР
Ленинград
Москва
Киев Сталинград
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Великая война. Великая Победа"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Великая война. Великая Победа"...
Конспект урока и презентация по теме " Живая природа зимой" УМК " Школа России" окружающий мир
В конспекте максимально выполнены требования к уроку по ФГОС...
Конспект урока по предмету Окружающий мир, 1 класс по программе «Школа России» А. А. Плешаков Окружающий мир 1 класс
Урок постороен в форме игры - спектакля. Информация наглядна и доступна....
Кейс-урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Великая война и Великая победа" УМК Школа России
Кейс-урок по окружающему миру в 4 классе. УМК Школа России...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".
Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".
Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...
Конспект урока окружающего мира "Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: · формирование понимания особой роли России в мировой истории;· формировани...