Конспект урока по теме: "От Древней Руси к единой России". Окружающий мир. 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тема: "От Древней Руси к единой России".
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с эпохой усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московского государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока окружающего мира | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира, 3 класс
Автор: учитель начальных классов
Литягина Оксана Николаевна
Тема: От Древней Руси к единой России.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с эпохой усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московского государства.
Задачи:
- закрепить знания учащихся об исторических событиях и личностях Древней Руси;
- познакомить с периодами становления и развития Московского государства;
- познакомить с историческими событиями и выдающимися личностями Московского государства;
- развивать умение работать с иллюстрацией, как источником информации;
- формировать умения делать предположения, формулировать обоснования своих гипотез и выводы;
- развивать познавательную активность учащихся, внимание, логическое мышление, память, речь;
- развивать регулятивное умение организовывать свою деятельность на уроке;
- воспитывать чувство гордости за своё Отечество на примерах и образах стойкости и мужества русского народа.
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир», 3 класс, ч. 2; рабочая тетрадь к учебнику; компьютер; презентация «От Древней Руси к единой России».
Ход урока:
Организационный момент: 1мин.
- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Сообщение темы и цели урока: 3мин.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие на машине времени. Как вы думаете, в какое государство мы отправимся? ( В Древнюю Русь) (записать на доску)
- Верно. А еще мы побываем в России. (записать на доску)
- Прочитайте названия государств. Это разные страны или нет? Глядя на разные названия одного государства, можете предположить какова тема и цель нашего урока? Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить?
- Отправляемся в путешествие. (шум мотора)
Актуализация знаний:10 мин.
- Давайте определим, где же мы очутились? Что происходит? Посмотрите на экран и послушайте, о чем нам говорят Анюта и Илюша.
Наезды конных половецких отрядов невозможно предугадать и очень трудно отбить. Половцы напали внезапно, разграбили села и деревни, опустошили окрестности городов, убили и увели людей . Но пришли вооруженные княжеские дружины и разбили половцев.
- С какой целью они нападали на Русь?
-Продолжаем путешествие. (шум мотора)
- Остановка. Что происходит? Какой период истории Руси перед нами? Посмотрите на карту и послушайте.
«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Настало время тяжелых испытаний, обрушились на нее страшные беды. Первая беда- вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом…»
- О каких событиях сообщают наши друзья? Чем они характеризуются?
- Долго нам здесь оставаться нельзя. Отправляемся дальше.
- Послушайте, что говорит Анюта.
Мы оказались в 1242году.
А впереди по звонким льдинам,
Гремя железной чешуей,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен…(К.Симонов)
Впереди сверкало льдом озеро Чудское… (Н.Кончаловская)
- О каком событии сообщает Анюта? С какой целью рыцари напали на Русь?
- Кто руководил русскими войсками на Чудском озере?
- А мы продолжаем. Сейчас мы переместились еще на одно поле битвы. Вот как об этом расскажет Илюша.
-1237год. Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская Орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города. (Н.Кончаловская)
- Что произошло в 1237году? (запись на доске: В ХIII в. Русь попала под власть Золотой Орды)
-Какие земли были захвачены войсками монголов?
-С какой целью они шли на Русь? Удалось? Почему князья не могли защитить свой народ?
Физминутка: 2мин.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Постановка проблемы: 5мин.
- Как мы узнаём о событиях давно минувших дней? Из каких источников?
- Послушайте, о чем говорится в летописи.
« И лишь 8 поколений спустя наконец-то все переменилось на Руси! Государь сказал: «Дань платить мы не будем!» С той поры Иго тяжкое сброшено было, снова Русь светом засияла!»
-О чем сказано в летописи?
(запись на доске: Русь освободилась от власти Золотой Орды.)
- Какое противоречие заметили? Какой вопрос возникает?
- Как вы думаете, почему Русь смогла стать свободной и независимой?
- Предположите, что должно было произойти с Русью, чтобы она смогла освободиться?
- Продолжим путешествие.
Решаем проблему. Открываем новые знания. 15мин.
-Московское княжество, расположенное между реками Волгой и Окой, отгороженное дремучими и непроходимыми лесами и окраинными княжествами от частых вторжений завоевателей, постепенно становится центром объединения всех русских земель.
- Почему правители – московские князья – успешно противодействовали набегам ордынцев на Русь, не давая в обиду жителей своих земель?
- Как вы думаете, способствовало ли это объединению русских земель?
-Москва подчиняла себе другие княжества «силой, хитростью иногда и жестокостью». Москва из небольшой крепости превратилась в большой и богатый город.
- О чем эта фраза?
-Вы правы, Москва и была убежищем для спасающихся от Орды, но и она натерпелась от татаро-монгольских набегов. Ордынские послы, получившие серебро, соболей, сукно, заверили князя Данилу (клик мышью по слайду), что в его княжество войска не придут, и поэтому на Москве татар не ждали. А те, в очередной свой набег, прошли через Владимир и подошли к Москве. После этого опустошительного набега в конце XIII века не сразу Москва смогла набрать силу.
-Особенно Московское княжество и его столица, город Москва, усиливаются при князе Иване Даниловиче по прозвищу Калита. (клик по слайду)
Иван Калита щедро одаривал хана, его жён и придворную знать, сохранял внешнюю покорность и учтивость, исправно платил дань. Такое поведение не давало ордынцам повода для новых разорительных походов на Русь.
- Способствовало ли это усилению русских земель?
Русские земли получили необходимую передышку для дальнейшего восстановления и подъёма хозяйства.
Прекратились разорительные набеги, свободно вздохнули земледельцы, расцвело ремесло в городах. Московское княжество стало при Иване Калите сильнейшим на Руси. Богатела Москва.
- Рассмотрите иллюстрацию слайда. Из какого материала был построен московский Кремль?
Очень сильно изменился облик Москвы при внуке Калиты – Дмитрии Ивановиче. В очередной раз пожар сжёг дубовую крепость московскую. А Москва – уже столица большого княжества. Город остался без защиты.
- Подумайте, кто же мог угрожать Москве?
-В летописи сказано “Князь великий Дмитрий Иванович заложил град Москву камену”. За 1 год крепость была возведена и охватила кольцом Москву. На подводах мужики окрестных деревень возили в Москву белый камень-известняк. С тех пор и прозвали Москву белокаменной.
-Кремлёвские стены укрепляли у москвичей веру в свои силы. Москва превратилась в центр, где копились и собирались силы для борьбы с Ордой. Одолеть Орду можно было только в единении всех сил русских. (клик по слайду) “И разослал великий князь по всей русской земле скорых гонцов с грамотами по всем городам. И стали стекаться в Москву князья с полками из разных княжеств.” “Ныне же пойдём за Дон и там победим, и всё от гибели сохраним или сложим свои головы.”
- Вот мы с вами и оказались в Московском княжестве в 1380 году. Вместе с Дмитрием Донским отправляемся на битву с монголами. Откройте учебник на с.49 и прочитайте 2 абзац сверху.
- Зачем князь Дмитрий Иванович отправился к Сергею Радонежскому?
- Как говорят сказания, в ясный августовский день 1380 года, когда лето, уже было на исходе, русская рать вышла из стен Кремля через Спасские, Никольские и Константиново-Еленинские ворота. Над шлемами и щитами, над остриями копий реяли стяги и знамя князя – символ воинской доблести и чести.
-Всё московское население провожало войско. Долго глядели москвичи вслед удалявшимся дружинникам. Так велико было войско, что не могло “вместиться единою дорогой”. Растеклось оно по нескольким дорогам. Тысячи коней поднимали придорожную пыль. Зрелище было величественное и грозное.
-Откройте тетради на с.19 №2. Выполняйте задание по ходу рассказа.(восстанови последовательность).
- Битва началась на рассвете 8 сентября 1380 года. Восемь дней стояло русское войско на поле битвы, как говорили в старину, “на костях”. Надо было помочь раненым, оказать воинские почести погибшим за родину и предать их тела земле. Бой начался около 11 часов утра поединком ордынского великана Челубея с русским витязем Пересветом. И наш витязь, и татарский батыр погибли, убив друг друга, после чего Мамай двинул навстречу Сторожевому полку свой передовой отряд из 4 четырёх тысяч легких конников. Мамай, видя, что недалек час, когда главные силы русских будут охвачены и окружены, торжествовал победу. Однако перед прорвавшимся врагом неожиданно появились пешие ратники резерва, преградив ему дорогу стеной щитов, ощетиненной копьями. Железные стрелы, выпущенные из самострелов, выкосили сотни ордынцев.
И в этот момент сзади на ордынцев обрушился Засадный поли. Теперь противник, уже лишившийся многих воинов, оказался между молотом и наковальней – его с трех сторон уничтожали русские ратники и витязи. Этого ордынцы не вынесли и бросились бежать.
Войско Мамая было полностью разгромлено.
Сам Дмитрий Иванович впоследствии за Куликовскую победу названный Дмитрий Донской, был ранен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной берёзой в бессознательном состоянии.
И только 1 октября 1380 года москвичи радостно и торжественно встречали вернувшихся победителей. Велика была радость, но и велика была скорбь по погибшим.
- Что показало данное сражение? Как вы думаете, освободилась ли земля русская от Орды?
- Спустя 100 лет Московское княжество окончательно присоединило к себе территории почти всех русских земель. Поэтому правнука Дмитрия Ивановича Ивана Васильевича стали именовать “Великим князем (государем) всея (всей) Руси”.
-В роду московских князей он был третьим по счёту Иваном, поэтому, чтобы не перепутать его правление с временем княжения других московских князей по имени Иван, его принято называть Иваном III.
Русь росла и крепла. Татарские ханы уже не решались двинуть свои орды на наши земли.
Воспользовавшись этим, Иван III в 1480 году отказался платить дань ордынцам. Он решительно разорвал письмо хана, в котором тот угрожал Руси новыми набегами.
Кончилась долгая зависимость от татар. Крепкое объединённое сильное русское государство теперь уже стало называться не Русью, как это было раньше, а Россией. Воспользовавшись этим, Иван III в 1480 году отказался платить дань ордынцам. Он решительно разорвал письмо хана, в котором тот угрожал Руси новыми набегами.
Кончилась долгая зависимость от татар. Крепкое объединённое сильное русское государство теперь уже стало называться не Русью, как это было раньше, а Россией.
- Сравните карту Московского княжества в XIV веке с картой: что изменилось и что осталось без изменений?
Итог урока. Рефлексия. 4 мин.
- Вот и закончилось наше путешествие во времени. Мы вернулись в 2014 год в Россию.
- Какие события в истории нашей страны положили начало временам Московского государства?
-Кто же окончательно освободил Русь от татаро-монгол?
- Что на уроке показалось самым интересным?
- Оцените свою работу.
-Д/З: параграф 9, задание 3 в рабочей тетради.
Звенит звонок, заливается,
Перемена вас дожидается. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока на тему "Боги древних славян" 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, пораж...
Проверочная работа по теме «Времена Древней Руси. IX-XIII века». Окружающий мир ("Моё Отечество") 3 класс.
Тест систематизирует знания детей о главных событиях времён Древней Руси (IX-XIII века): занятия славян, первые русские князья, победы и поражения в военных действиях....
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "От Древней Руси к единой России".
Презентация к уроку окружающего мира....
Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе " От Древней Руси к единой России" с использованием ИКТ.
Подробная технологическая карта урока с применением ИКТ....
Конспект урока по теме "Мифы Древней Греции"
Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства во 2 классе.Цель: знакомство с понятием «миф», обзорное знакомство с мифологией древней Греции....
Урок истории. 3 класс.тема: " От Древней Руси к единой России". ОС "Школа 2100"
Урок истории в 3 классе по ОС "Школа 2100". Тема урока: "От Древней Руси к единой России". Ученики работают в группах и сами открывают новые знания....
Тест по теме: «От Древней Руси к единой России»
Проверка знаний по теме....