Урок « Что из чего сделано?»
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
2 класс. « Что из чего сделано?»
ТИП: Объяснение нового материала
ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с природными материалами , из которых сделаны различные предметы, о производстве бумаги, стали, чугуна. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, умозаключения, сравнивать и обобщать.
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, формировать умение самостоятельно находить решение поставленной задачи
ОБОРУДОВАНИЕ. Демонстрационный материал, гербарий, крупы, полезные ископаемые, нити, древесина.
ТСО. Аудиокассета, презентация.
ХОД УРОКА.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
(Ученики разделены на 4 группы).
Звучит песня «Почемучки». Как? Почему? Где? Из чего? Что? (на доске)
-Такие вопросы можно услышать из ваших уст и в школе, и дома. Родители вас часто называют Почемучками. Мне очень приятно, что вы такие пытливые и любознательные.
-Сегодня на уроке предлагаю вам самим ответить на некоторые ваши вопросы, сделать открытия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1 задание.
Загадки (по 1 загадке каждой команде)
Растёт овсинка А под ней трясинка.
(РИС)
Вырос в поле светлый дом
Полный дом зерном.
Стены позолочены
Окна заколочены. (ПШЕНИЦА)
Всё поле в серёжках.
(ОВЕС)
Мала малышка
Золотая кубышка.
(ПРОСО)
-Покажите эти растения на иллюстрациях, (рис, овес, просо, пшеница)
-К какой группе растений их можно отнести? Почему?
-С какой целью люди выращивают эти растения?
2 задание.
- Назовите эти крупы, (каждой команде по 4 крупы) (геркулес, пшено, рис, манка)
-Как использует их человек?
-Какие растения дают эти крупы?
-Что ещё можно сделать из пшеницы? Муку можно получить не только из пшеницы, но и из гречихи, ржи, гороха.
-А хотите сами сделать ржаную муку? (командам раздаются колоски пшеницы, меленки, инструкции)
ИНСТРУКЦИЯ.
1 .Извлечь из колоска зёрна.
2.Очистить от шелухи.
3. Поместить зёрна в мельничку.
4.Плотно закрыть крышку .
5.Перевернуть вверх дном и вращать крышку по часовой стрелке.
6.Рассмотреть содержимое .
-Получилась мука? Это мука крупного помола, а это -мелкого.( мука) А если есть мука, то можно приготовить и оладьи, и блины, и пироги, и хлебушек испечь.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
-Какой смысл заложен в этих стихах? Как нужно относиться к хлебу?
3 задание.
-Рассмотрите ещё 2 растения.(гербарии хлопка и льна)
-Назовите эти растения.
-Их человек тоже выращивает. Как вы думаете для чего?
-Про какую рубашку можно сказать, что «Рубашка в поле выросла»?
4 задание.
(на столах 2 нити льняная и шерстяная)
-Определите, какая из них в поле выросла?
-А вторая нить из чего сделана?
-И эти вещи связаны из шерсти животных.
-Сделайте вывод .Из чего человек делает одежду?
-Что можно сделать из куска древесины?
-А я вам кашу сварила.
Она не простая, в тарелку не льют, ложкой не берут, в рот не кладут.
5 задание.
-Рассмотрите её. Скажите, как она называется? (БУМАГА) (целлюлоза разлита на плёнку тонким слоем)
-Хотите узнать подробнее, как делают бумагу? Прочитайте текст.
Бумагу делают на больших бумажных фабриках .Сюда из леса привозят
огромное количество деревьев. Тут за дело берутся машины: быстро
распиливают брёвна на чурбаки, снимают с них кору. Рубильная машина
рубит чурбаки на щепки. Щепки едут по самодвижущейся дорожке в котёл. В
котле в специальном растворе варится... каша- деревянная. Вот эта каша,
когда она готова, и становится бумагой.
- Из чего же делают бумагу?
- Чтобы сохранить леса- природное богатство, человек для изготовления бумаги использует старые вещи и макулатуру. Что это такое?
-В нашем городе существуют пункты приёма вторсырья, на которых принимают старые вещи и макулатуру. Не выбрасывайте бумагу, собирайте и отвозите её на такие пункты и вы спасёте деревья от вырубки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели.
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг -лесничий.
6 задание (Мешочек, в нём 4 полезных ископаемых: глина, уголь, гранит, железная руда)
Каждая команда берёт для себя 1 предмет.
-Угадайте название породы .Как ещё они называются? Для чего человек использует каждое полезное ископаемое?
-А эти изделия из какого ископаемого?
( тарелки, кружки, ваза) ГЛИНА
-Вы попробуйте что-то сделать самостоятельно из глины.(Каждой команде сухой кусок глины)
-Почему не можете? Сделаем на уроке труда.
7 задание.
-Как называется это полезное ископаемое? Она бывает железная, медная.
ЭТО РУДА.
-Для чего человек ведёт её добычу? Хотите узнать?
-Давайте посмотрим фильм. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ с комментариями учителя).
1 к. Добыча руд ведется открытым способом в карьерах. Огромные
экскаваторы насыпают руду в грузовики.
Машины везут руду на металлургический комбинат.
2 к. На комбинате работают доменные печи, в них идёт плавка металла.
3 к. Под воздействием высокой температуры , более 1000 градусов, кислорода , руда становится чугуном. Есть и другие печи - мартеновские, в которых чугун перерабатывается в сталь. Люди работающие у таких печей называются сталеварами.
4 к.Что же делают из чугуна и стали?
Машины, трактора, самолёты , вагоны , детские комплексы.
Многое можно сделать и из других металлов.
- Что же человек делает из железной руды?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
-Над какой темой работали?
- Какие открытия сделали?
-Хотите проверить свои знания?
-Тест. Соедините иллюстрации парами .Из чего это сделано? (Листы бумаги, клей, иллюстрации.)
Пшеница-хлеб
Овца- варежки
Дерево-бумага
Корова-молоко
Хлопок-ткань.
-Проверьте друг у друга.
Рефлексия.
-Довольны ли вы своей работой?
-Понравилось ли вам на уроке?
-На все ли вопросы вы получили ответы.?
Рекомендация учителя.
-Энциклопедия для дошкольников и младших школьников «Почемучка» поможет ответить ваши вопросы. (КНИГА)
•Литература
1. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников / Н.М. Конышева Начальная школа. - 2006. - № 1.
2. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников
М. : Вентана-Граф. - 2002.
3. Савенков, А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности / А. Директор школы. - 2004. - № 1
4. Савенков, А.И. Исследовательская работа школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики " Для чего нужны скобки в математике?"
На уроке ознакомления с новым материалом дети должны не просто получить готовые знания, а вывести их самостоятельно, выполняя определенные действия. И чем больше таких практических действий буде...
Урок - исследование.От чего зависит строение клюва.
Урок по окружающему миру....
Урок Знаний "С чего начинается Родина?" 1-4 классы
По традиции 1 сентября стал праздничным днем, ученики идут в школу, у них торжественная линейка, первый Урок Знаний. Каждый год с этого урока начинается новый учебный год. Тема урока...
Урок Здоровья «Из чего состоит наша пища»
В представленной работе предложен один из вариантов решения важной проблемы формирования у детей 6-9 лет основ правильного питания. p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #000000; text-a...
Технологическая карта урока технологии «Для чего нужны ткани.».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: совершенствование навыка работы с тканью, иглой и нитками, освоить строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью.Д...