Урок математики " Для чего нужны скобки в математике?"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
На уроке ознакомления с новым материалом дети должны не просто получить готовые знания, а вывести их самостоятельно, выполняя определенные действия. И чем больше таких практических действий будет совершено, тем лучше ученики усвоят новое правило.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_chego_nuzhny_skobki_v_matematike.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Для чего нужны скобки в математике?
2-й класс
На уроке ознакомления с новым материалом дети должны не просто получить готовые знания, а вывести их самостоятельно, выполняя определенные действия. И чем больше таких практических действий будет совершено, тем лучше ученики усвоят новое правило.
Тема. "Выражение со скобкой".
Цели. Закреплять вычислительные навыки в пределах 20; познакомить с постановкой скобок в примерах в несколько действий, их ролью, с порядком выполнения действий в таких примерах; показать новую запись решения задачи путем составления выражения; развивать наблюдательность, логическое мышление.
Оборудование. Карточки с примерами в несколько действий.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Устный счет
На доске:
Учитель. Первый вариант собирает верхнюю дорожку (от 8 до до знака вопроса), а второй вариант – нижнюю. Победит тот, кто раньше других определит число, спрятавшееся под вопросом.
Дети выполняют вычисления.
– Поздравьте победителя!
А теперь откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
Сегодня 21-е число. Охарактеризуйте его.
Дети. В числе 21 – два десятка, одна единица. Оно нечетное, двузначное. В его записи использованы две разные цифры.
У. Какие 2 двузначных числа надо сложить, чтобы получить 21?
Какие 3 однозначных числа надо сложить, чтобы получить 21?
Какие 2 однозначных числа надо умножить, чтобы получить 21?
Выслушиваются ответы детей.
III. Сообщение темы урока
У. Чтобы узнать тему нашего урока, вам надо расшифровать запись на доске.
На доске:
шифр
|
Дети производят вычисления, пользуются шифром и читают тему урока.
– Что у вас получилось?
Д. Выражения со скобками.
У. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: Что такое "скобка"? Какую роль играют скобки в выражениях?
IV. Чистописание
У. На минутке чистописания мы потренируемся правильно записывать разные виды математических скобок.
Скобка – знак препинания или математический знак в виде отвесной черты (закругленной, фигурной, квадратной, прямой наклонной).
На доске:
|
Учитель показывает правильную запись скобок на доске, дети изображают их в тетрадях.
V. Знакомство с новым материалом
У. Сравните записи на доске.
На доске:
|
– Чем похожи и чем отличаются выражения?
Дети отвечают.
– Как их прочитать? Как вычислять?
Д. Если скобок нет, вычисляем, начиная слева направо.
У. Рассмотрите равенство.
На доске:
5 + 2 + 1 = (5 + 2) + 1 |
– Чем похожа левая часть равенства на правую? Чем отличается?
Д. Слагаемые те же, но введены скобки.
На доске:
(5 + 2) + 1 = 5 + (2 + 1) |
У. А теперь?
Д. Слагаемые те же, в левой части скобки объединяют первые два слагаемых, а в правой – два последних.
У. Изменится ли порядок действий?
Д. Да, наличие скобок указывает на порядок действий.
У. В каком порядке нужно выполнять действия в левом выражении? А в правом?
Дети отвечают.
– Как можно объяснить числа в сумме?
Д. Можно складывать любые два соседних слагаемых, а затем прибавлять к ним третье слагаемое.
У. Как бы вы могли найти результат в следующем выражении?
На доске:
7 + 1 + 3 + 4 |
Дети выходят к доске и записывают варианты решений.
На доске:
(7 + 1) + 3 + 4 |
У. А с разностью посложнее!
На доске:
(9 – 1) – (5 – 3) = 6 |
– Не попадитесь в ловушку! Можно ли в выражениях, где есть разность, ставить скобки так же свободно, как с суммами?
Д. Нельзя.
У. Почему?
Д. Нужно обращать внимание на то, чтобы можно было выполнить действие вычитания, то есть уменьшаемое должно быть больше вычитаемого.
У. Какое действие главнее: сложение или вычитание?
Д. Оба они равноправны.
У. Расставьте порядок действий.
На доске:
У. Что нужно помнить при решении выражений со скобками?
Д. Сначала выполняют действия в скобках, а потом за скобками.
– Расставьте порядок действий.
На доске:
Работа выполняется коллективно с комментированием.
– А теперь запишите выражения в тетрадь и самостоятельно укажите порядок действий.
На доске:
|
Дети выполняют задание. Осуществляется проверка.
– Зависит ли результат выражения от порядка действий?
Д. Да.
У. Сделайте вывод.
Д. Если не знать порядка выполнения действий в примерах со скобками, можно решить примеры неправильно.
У. А теперь выполним задание по рядам. Вы получаете карточки с математическими выражениями. В них надо указать порядок действий. Так как вычисления в данной работе производить не надо, вместо чисел в выражениях записаны нули. Каждый из вас работает с одним примером, затем передает карточку сидящему сзади.
Учитель раздает карточки. После выполнения работы дети, сидящие в разных рядах, меняются карточками и проверяют работу своих соседей. Ошибки разбираются у доски.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление нового материала
У. Предлагаю вам ответить на вопросы теста.
На доске:
1. В выражении 8 – 2 + 1 действия выполняются: а) по порядку справа налево; 2. Отметьте, где правильно расставлен порядок выполнения действий: |
Ответы: 1 – б); 2 – в) и б).
– А теперь мы будем учиться составлять и записывать математические выражения.
Один ученик работает у доски, пользуясь помощью учителя, остальные – в тетрадях.
К числу 10 прибавить разность чисел 17 и 9.
Из 12 вычесть сумму чисел 3 и 6.
Разность чисел 12 и 10 увеличить на 5.
К сумме чисел 8 и 3 прибавить разность чисел 14 и 6.
На доске:
|
У. А еще скобки встречаются и в таких выражениях.
На доске:
х + ( – ) = 5 ( + ) – а = 10 с – ( + ) = – |
– Как называются такие выражения?
Д. Уравнения.
У. С решением уравнений со скобками вы будете знакомиться позднее.
VIII. Решение задач
У. Прочитайте задачу. Сделайте краткую запись и решите ее.
Иван Царевич и его братья выпускали стрелы. 3 стрелы упали на царский двор, 4 – на боярский, а 8 стрел улетели в неизвестном направлении. Сколько всего стрел выпустили Иван-царевич и его братья?
Два ученика работают на закрытых частях доски.
На доске:
Решение задачи проверяется.
– А хотите узнать новый способ записи решения задачи? Вы умеете решать задачи по действиям. Сегодня я познакомлю вас с решением задачи путем составления выражения. Поможете мне?
Составьте условие задачи по ее краткой записи.
На доске:
– Прочитайте только условие задачи! Какой вопрос можно задать?
Д. Сколько-то книг стояло на первой полке, сколько-то – на второй. Надо узнать, сколько книг на двух полках.
У. Чтобы найти, сколько всего книг на двух полках, что нужно знать?
Д. Сколько книг на первой и сколько на второй полках.
У. Какое действие для этого нужно выполнить?
Д. Сложение.
У. Ставим посередине строчки знак "+". Опускаем лист вниз, открывая данные о первой полке.
– Сколько книг на первой полке, нам известно?
Д. Да, 7 книг.
У. Пишем число "7" слева от знака "+".
На доске:
7 + |
Опускаем лист ниже, открываем данные о второй полке.
– Сколько книг на второй полке, мы знаем?
Д. Нет.
У. Справа от знака "+" ставим скобки.
На доске:
7 + ( ) = |
– Подумаем, как же найти количество книг на второй полке, если известно, что на этой полке на 4 книги меньше?
Д. Из 7 вычесть 4.
У. Это выражение и записываем в скобках.
На доске:
4 + (7 – 4) = |
– Вот мы и записали решение задачи в виде одного выражения. Теперь нужно сосчитать, сколько получится книг.
На доске:
7 + (7 – 4) = 10 (кн.) |
IХ. Итог урока
У. Что нового вы узнали на уроке? Для чего применяются скобки в математике?
Дети отвечают.
Х. Домашнее задание
1. Составить задачу и решить ее с помощью выражения.
2. Составить 5 математических выражений со скобками из 4–5 чисел для соседа, записать их на карточке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе"Скобки"
Образовательная программа: система развивающего обучения Эльконина - Давыдова. Содержательная линия: "Целое и части". Тип урока: решения практической задачи....
Технологическая карта урока технологии «Для чего нужны ткани.».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: совершенствование навыка работы с тканью, иглой и нитками, освоить строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью.Д...
Урок математики Порядок выполнения действий. Скобки.
Познакомить с порядком выполнения действий при вычислениях; учить находить значения выражений со скобками; совершенствовать вычислительные навыки....
Технологическая карта урока педагогики «Для чего нужны банки» (1 класс)
Цель урока: формирования представлений о такой финансовой организации, как банк.Задачи урокаДидактические:познакомить обучающихся с видами банков;формировать представления у обучающихся о роли банка;п...
Технологическая карта урока педагогики "Для чего нужны банки" (1 класс)
Цель урока: формирования представлений о такой финансовой организации, как банк.Задачи урокаДидактические: 1.познакомить обучающихся с видами банков;2.формировать представления у обучающихся о роли ба...