Рабочая образовательная программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету «Окружающий мир», а также авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова (образовательная программа «Школа России») и авторской программы исследовательского обучения младших школьников А.И.Савенкова.
Учебный курс «Мир вокруг нас» (1—4 классы) занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, так как познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока, а продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. 2часа в неделю. 68 часов в год.
Цель курса: — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи: - воспитание любви к своей малой Родине- городу Катайску, к своей Родине;
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г.Катайск
Рабочая образовательная программа
Рабочая образовательная программа
по предмету «Окружающий мир»
для 3 класса
на 2012-2013 учебный год
У
2012 г
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР («МИР ВОКРУГ НАС»)
Автор А. А. Плешаков
Данная линия учебников имеет грифы «Рекомендовано» и «Допущено»
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету «Окружающий мир», а также авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова (образовательная программа «Школа России») и авторской программы исследовательского обучения младших школьников А.И.Савенкова.
Учебный курс «Мир вокруг нас» (1—4 классы) занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, так как познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока, а продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. 2часа в неделю. 68 часов в год.
Цель курса: — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи: - воспитание любви к своей малой Родине- городу Катайску, к своей Родине;
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Методы.
Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.
Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:
-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,
- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,
- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,
-обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,
-экскурсии и учебные прогулки,
- встречи с людьми различных профессий,
-организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов, наряду с определенными автором, обозначен исследовательский метод. Внедрение методики организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира обосновано, тем, что исследовательский метод является одним из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и средством формирования общеучебных и учебных навыков.
Новизна данной программы, в отличие от авторской Плешакова А.А, заключается также в том, что:
- конкретизированы требования уровню усвоения предмета обучающимися по окончанию 3 класса, детализированы дидактические единицы, дополнен перечень практических занятий,
- внесены некоторые изменения в содержание разделов, тем, перечень практических занятий с учетом местных географических условий, материально-технической базы школы. Так, например, включен материал краеведческого характера.
В программе содержание материала представлено двумя шрифтами: обычным передано все содержание материала, представленное в УМК Плешакова А.А. по образовательной программе «Школа России», жирным шрифтом в программе выделен материал, определенный государственным стандартом начального общего образования, то есть тот образовательный минимум, который подлежит освоению каждым первоклассником.
В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественнонаучным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учитель также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Требования к уровню усвоения курса «Окружающий мир»
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
обучающиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количес- тво часов | В том числе на: |
уроки | проведение практических работ | Экскурсии | Уроки- исследования |
Как устроен мир | 7 ч | 5 | - | 1 | 1 |
Эта удивительная природа | 19 ч | 11 | 4 | 1 | 3 |
Мы и наше здоровье | 8 ч | 2 | 4 | 1 | 1 |
Наша безопасность | 9 ч | 4 | 3 | 1 | 1 |
Чему учит экономика | 12 ч | 9 | 1 | 1 | 1 |
Путешествие по городам и странам | 13 ч | 11 | - | 1 | 1 |
Всего: | 68ч | 42 | 12 | 6 | 8 |
Содержание тем учебного курса «Окружающий мир» в 3 классе (68часов).
III КЛАСС (68 ч)
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (8 ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (9 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Контроль уровня обученности (проверить знания обучающихся можно по рабочим тетрадям: Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя. М. Вита – Пресс. С 4 – 10.)
Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир». 3 класс
( 2ч в неделю, 68 ч в год )
№ урока | Тема | Дата |
Как устроен мир. (7 ч) Природа. |
Человек. |
Общество. |
Мир глазами эколога. |
Природа в опасности. |
Обобщение по разделу «Как устроен мир». |
Проверочная работа. |
Эта удивительная природа. ( 20 ч) Тела, вещества, частицы. |
Разнообразие веществ. |
Воздух и его охрана. |
Вода. |
Превращения и круговорот воды. |
Берегите воду! |
Как разрушаются камни? |
Что такое почва? |
Разнообразие растений. |
Солнце, растения и мы с вами. |
Размножение и развитие растений. |
Охрана растений. |
Разнообразие животных. |
Кто что ест? |
Невидимая сеть и невидимая пирамида. |
Размножение и развитие животных. |
Охрана животных. |
В царстве грибов. |
Великий круговорот в жизни. |
Обобщение по разделу «Эта удивительная природа». |
Мы и наше здоровье ( 8 ч) Организм человека. |
Органы чувств. |
Надёжная защита организма. |
Опора тела и движение. |
Наше питание. |
Дыхание и кровообращение. |
Умей предупреждать болезни. |
Здоровый образ жизни. |
Наша безопасность ( 8 ч) Огонь, вода, газ. |
Чтобы путь был счастливым. |
Дорожные знаки. |
Дорожные знаки. ( экскурсия) |
Опасные места. |
О молниях, змеях, собаках и прочем. |
Экологическая безопасность. |
Обобщение по разделу «Наша безопасность». |
Чему учит экономика ( 12 ч) Для чего нужна экономика? |
Три кита экономики. |
Полезные ископаемые. |
Растениеводство. |
Животноводство. |
Какая бывает промышленность? |
Что такое деньги? |
Что такое деньги? |
Государственный бюджет. |
Семейный бюджет. |
Экономика и экология |
Обобщение по разделу «Чему учит экономика». |
Путешествие по городам и странам ( 13 ч) Золотое кольцо России. |
Золотое кольцо России. |
Золотое кольцо России. |
Наши ближайшие соседи. |
На севере Европы. |
На севере Европы. |
Что такое Бенилюкс? |
В центре Европы. |
Путешествие по Франции и Великобритании. |
Путешествие по Франции и Великобритании. |
На юге Европы. |
По знаменитым местам мира. |
Что мы узнали и чему научились за год? ( КВН) |
Перечень литературы и средств обучения
Литература | Автор | Название |
Л.Г.Бобкова. Л.Г.Бобкова О.И. Дмитриева | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана. Профессиональная компетентность педагога: понятие, диагностика, условия развития: Учебные материалы для курсов повышения квалификации /ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2006.-50 с. Проектирование рабочей программы по учебному предмету: начальные классы. /ИПКиПРО Курганской области.- Курган, 2006. – 28 с. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» |
Учебные пособия | Автор | Название |
А.А.Плешаков А.А.Плешаков А.А.Плешаков А.А.Плешаков | Мир вокруг нас (1 и 2 части) 100 заданий по природоведению Великан на поляне Зелёные страницы |
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. руководителя по УВР руководитель ОУ
Косинцева С. В. Шаркова Н. В. Бралгина Н. В.
Протокол от ___№____ _______________(дата) Приказ от ______№_____
Учитель : Титова
Людмила Михайловна
стаж 32 года
категория 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)
Настоящие рабочая программа и календарно-тематический план разработаны на основеОбразовательной системы «Школа 2100».А.А. Вахрушев. Окружающий мир. Программа «Окружающий мир». – 2-е изд., перераб. и д...
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Рабочая программа по предмету окружающий мир УМК "Планета знаний"...
Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс "Школа России"
Дана полная пояснительная записка к предмету "Окружающий мир", с характеристикой КИМов, с описанием НРК....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Методическая разработка раздела образовательной программы по предмету «Окружающий мир» во 2 классе
В данной методической разработке раздела «Человек и общество» курса «Окружающий мир» 2 класс, определена важность изучения данного раздела в школе. Даны психолого-пе...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся третьего класса Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...