Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Дана полная пояснительная записка к предмету "Окружающий мир", с характеристикой КИМов, с описанием НРК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn.zap_._okr.mir_.docx | 35.35 КБ |
3kl_okr.mir_.docx | 80.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе нормативно – правовых документов (представленных выше) и авторской программы учебно-методического комплекса «Школа России» автор: Плешаков А.А. утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель программы – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю) .
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета :
Как устроен мир (7 ч)
Разнообразие природы. Классификация объектов природы. Царства живой природы. Человечество. Семья как часть общества. Экология.
Эта удивительная природа (19)
Тела, вещества, частицы. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Воздух и его свойства. Вода и её свойства. Круговорот воды в природе. Почва и её состав. Дыхание, питание размножение растений. Многообразие животных, их классификация. Разнообразие грибов и их строение. Круговорот веществ.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека и его органы. Питание человека. Предупреждение заболеваний. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность (8ч)
Действия при пожаре, утечке газа, аварии водопровода. Правила поведения на дороге. Опасные места. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (12 ч)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и экономика. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Промышленность. Деньги. Бюджет государственный и семейный.
Путешествия по городам и странам (14 ч)
Золотое кольцо России. Страны севера Европы. Страны центра Европы. На юге Европы. Знаменитые места мира.
Повторение (1 ч)
Материально-техническое обеспечение курса предмета:
Мультимедиапроектор.
Переносной экран.
Презентации уроков на изученные темы.
Приложение к учебнику на электронном носителе.
Дидактическое и методическое обеспечение курса предмета «Окружающий мир» 3 класс
- Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова. Москва «Просвещение» 2011 г.
- Учебник «Окружающий мир» - 2ч. А.А.Плешаков. «Просвещение» 2013.
- Рабочая тетрадь -2ч. А.А.Плешаков. «Просвещение» 2013.
- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»Н. Ю. Васильева. Москва «ВАКО» 2013.
- Атлас- определитель «От земли до неба» . А.А.Плешаков. «Просвещение» 2011.
- Великан на поляне или первые уроки экологической этики. А.А.Плешаков. «Просвещение» 2011.
- Мои достижения. Итоговые комплексные работы. О.Б.Логинова . «Просвещение» 2013.
- Методические рекомендации «Окружающий мир» 3 класс. А.А.Плешаков, Н.М.Белянкова. «Просвещение» 2012.
- «Книга для чтения по краеведению 2-4 класс» автор Е.В.Григорьева.
Характеристика контрольно- измерительного материала:
Проверочные работы -6; Практические работы- 13 ; Экскурсии –2; Проекты -6;
Форма | Кол-во | Тема | Цель проведения | Дата | |
1 четверть | Экскурсия Проект Практическая работа Проверочная работа | 1 1 4 1 | Природа.(урок № 1) Проект «Богатства, отданные людям» .(урок № 3) 1.Природа в опасности! .(урок № 6) 2.Разнообразие веществ. .(урок № 9) 3.Вода. .(урок № 11) 4. Размножение и развитие растений. .(урок № 17) Обобщение по теме «Как устроен мир) .(урок № 7) | Знакомство с разнообразием природы своей местности. Научить делать выводы на основе полученной информации. Научить ответственному отношению к природе. Обнаружение крахмала в продуктах. Познакомить со свойствами воды. Познакомить с размножением и развитием растений. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | |
2 четверть | Практическая работа Проект Проверочная работа | 3 2 1 | 1.Надёжная защита организма (урок № 29) 2. Наше питание. (урок № 31) 3.Дыхание и кровообращение. (урок № 33) 1.Проект «разнообразие природы родного края» (урок № 21) 2.Проект «школа кулинаров» (урок № 32) Обобщение по теме « Эта удивительная природа» (урок № 26) | Научить оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи. Научить правилам рационального питания. Научить измерять пульс. Научить использовать учебник и другие источники информации для получения ответов на вопросы. Научить делать выводы на основе полученной информации. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | |
3 четверть | Проверочная работа Экскурсия Проект Практическая работа | 2 1 2 4 | 1.Обобщение по теме « Мы и наше здоровье» (урок №36) 2. Обобщение по теме « Наша безопасность» (урок № 44) Дорожные знаки.(урок №39) 1.Проект « Кто нас защищает» (урок №40) 2. Проект «Экономика родного края» (урок № 51) 1.Экологическая безопасность. (урок № 43) 2.Полезные ископаемые. (урок №47) 3. Растениеводство. (урок №48) 4. Что такое деньги. (урок № 52) | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений Познакомить с дорожными знаками села Бобровка. Научить брать интервью, делать сообщения. Познакомить с экономикой родного края. Познакомить с устройством фильтра для очистки воды. Научить различать полезные ископаемые. Научить описывать растения по плану. Научить различать денежные единицы некоторых стран. | |
4 четверть | Проверочная работа Практическая работа Проект | 2 2 1 | 1.Обобщение по теме «Чему учит экономика» (урок № 56) 2. .Обобщение по теме «Путешествие по городам и странам» (урок № 69) 1.Золотое кольцо России. (урок № 59) 2.Наши ближайшие соседи. (урок № 61) Проект «Музей путешествий» (урок № 60) | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Научить работать с картой. Научить работать с картой. Познакомить с некоторыми городами нашей Родины и мира. |
Количество часов, отводимое на реализацию НРК по данному предмету, составляет 7 часов. Для реализации НРК на уроках окружающего мира используется материал, имеющий краеведческое содержание: «Книга для чтения по краеведению 2-4 класс» автор Е.В.Григорьева.
№ п/п | дата | № урока | Раздел | Тема | Региональное содержание изуч. вопроса | Кол-во времени | Форма проведения |
1 | № 1 | Как устроен мир | Природа. Экскурсия. | Разнообразие природы родного края. | 40мин | Экскурсия (групповая) | |
2 | № 10 | Эта удивительная природа. | Воздух и его охрана. | Как сделать воздух чище. Охрана воздуха в Челябинской области. | 7-10мин | Беседа | |
3 | № 13 | Эта удивительная природа. | Берегите воду! | Охрана воды в Челябинской области. | 7-10мин | Беседа | |
4 | № 21 | Эта удивительная природа | Проект «Разнообразие природы родного края» | Разнообразие природы родного края. | 40мин | Беседа и индивидуальные выступления. | |
5 | № 23 | Эта удивительная природа | Охрана животных | Охрана животных Челябинской области | 7-10 мин | Беседа. | |
6 | № 24 | Эта удивительная природа | В царстве грибов | Грибы Челябинской области. | 6-7 мин | Беседа | |
7 | № 39 | Наша безопасность | Дорожные знаки (экскурсия) | Дорожные знаки села Бобровка | 40мин | Экскурсия (групповая) |
Формы организации учебного процесса:
- Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков, экскурсий.
- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» 70 часов (2 часа в неделю)
Дата | № урока, тема, содержание курса | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Цор нрк |
Как устроен мир 7 часов | |||||
1. Природа. Экскурсия. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы. Устанавливать связи между живой и неживой природой, осознают ценность природы для людей; научатся договариваться и приходить к общему решению. | нрк | |
2. Человек Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира | 1 |
| Учащиеся научатся отличать человека от других живых существ; различать внешность человека и его внутренний мир; узнают о ступенях познания; научатся аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. | ||
3. Проект «Богатства, отданные людям» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | В ходе выполнения проекта дети учатся:
— распределять обязанности по проекту в группах;
| Учащиеся научатся находить пути решения поднимаемой проблемы, работать в группах, сравнивать , обобщать, делать выводы на основе полученной информации. | ||
4. Общество Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся определять место человека в окружающем мире; узнают что такое общество, из каких частей оно состоит, научатся аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. | ||
5. Что такое экология Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей. Узнают чем занимается наука экология, научатся анализировать, делать выводы. | ||
6. Природа в опасности! Практическая работа.(посадка кустарников, деревьев) Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь—примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории | 1 |
устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств. | Учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе, познакомятся с влиянием человека на природу, научатся аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. | ||
7. Обобщение по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. | 1 | Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы. Оценивать свои знания. | |||
Эта удивительная природа 19 часов | |||||
8. Тела, вещества, частицы Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся различать тела, вещества, частицы; описывать изученные вещества, доказывать предположения. Делать выводы. | ||
9. Разнообразие веществ. Практическая работа ( обнаружение крахмала) Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди | 1 |
работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным \ признакам; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты. Анализировать, доказывать предположения, делать выводы. | ||
10 .Воздух и его охрана Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха | 1 | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воздуха, анализировать, доказывать предположения, делать выводы. Использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. | нрк | |
11. Вода. Практическая работа ( свойства воды, очистка воды) Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды | 1 |
работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию; работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы. Использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. | ||
12. Превращения и круговорот воды Три состояния воды. Круговорот воды в природе | 1 |
состояния воды;
работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку; | Учащиеся научатся увязывать круговорот воды с её свойствами, моделировать круговорот воды. Использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. | ||
13. Берегите воду! Использование воды человеком. Высказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию | 1 |
работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране и чистоте воды в родном городе (селе); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | нрк | |
14.Что такое почва Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | 1 |
анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения . | Учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследуя почву, моделировать связи почвы и растений. | ||
15. Разнообразие растений Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
знакомиться с группами растений по материалам учебника; работать в группе. классифицировать растения из предложенного списка предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку | Учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа – определителя, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. | ||
16. Солнце, растения и мы с вами Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. | Учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям. | ||
17. Размножение и развитие растений. Практическая работа (рассматривание плодов и семян) Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе. Моделировать их. | ||
18. Охрана растений Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся объяснять , почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы. | ||
19. Разнообразие животных Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа – определителя, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. | ||
20. Кто что ест? Классификация животных но способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. | 1 |
| Учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов. | ||
21. Проект «Разнообразие природы родного края» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | В ходе выполнения проекта дети учатся:
совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; составлять и презентовать «Книгу природы родного края» | Учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, пользоваться атласом – определителем для распознавания природных объектов, использовать учебник и другие источники информации. | нрк | |
22. Размножение и развитие животных Размножение и развитие животных разных групп | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных разных групп по способу размножения; моделировать стадии размножения животных разных групп; рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей. Обнаруживать взаимосвязи в живой природе. | ||
23.Охрана животных Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;
обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; - с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных,’ занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее; создать книжку-малышку «Береги животных»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе. | нрк | |
24. В царстве грибов Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся объяснять строение грибов, их значение в природе и жизни человека, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы. | нрк | |
25. Великий круговорот жизни Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ | 1 |
Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы | Учащиеся научатся объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | ||
26. Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».Проверочная работа. | 1 |
| Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы. Оценивать свои знания. | ||
Мы и наше здоровье 10 часов | |||||
27.Организм человека Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система | 1 |
актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; характеризовать системы органов человека (их части и назначение),
анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника, практическая работа в паре: измерение рос га и массы тела человека,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой. | ||
28. Органы чувств Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств | 1 |
распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента, формулировать правила гигиены органов чувств; — работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся рассказывать органах чувств по плану, использовать тексты и иллюстрации учебника и других источников информации. | ||
29. Надёжная защита организма. Практическая работа(оказание помощи при повреждении кожи) Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить;
подготовить рассказ об уходе за кожей; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи , анализировать , делать выводы, обобщать. | ||
30. Опора тела и движение Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; следить за правильной осанкой на уроке и вне его;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы опорно- двигательной системы человека, держать правильную осанку, анализировать , делать выводы. | ||
31. Наше питание. Практическая работ( содержание питательных веществ в разных продуктах). Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. | 1 |
питания;
обсуждать правила рационального питания; | Учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образажизни. | ||
32. Проект «Школа кулинаров» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение сроков. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся выполнять правила рационального питания, использовать учебники и другие источники информации для поисков ответов на вопросы. | ||
33. Дыхание и кровообращение. Практическая работа (подсчёт ударов пульса) Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота | 1 |
количество его ударов в минуту при разной нагрузке;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносных систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс. | ||
34.Умей предупреждать болезни Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся закаливать организм, предупреждать болезни. | ||
35. Здоровый образ жизни Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся сформулируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять. | ||
36. Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. | 1 |
| Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы. Оценивать свои знания. | ||
Наша безопасность 8 часов | |||||
37.Огонь, вода и газ Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа | 1 | Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. | ||
38. Чтобы путь был счастливым Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте | 1 |
- актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах; работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода , велосипедиста, пассажира; работать в группе, высказывать своё мнение. | ||
39. Дорожные знаки. Экскурсия. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям, анализировать, сравнивать, обобщать. | нрк | |
40. Проект «Кто нас защищает» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 |
презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | Учащиеся научатся брать интервью, узнают о родственниках, воевавших в Вов, служащих в органах, защищающих и спасающих людей. | ||
41. Опасные места Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся правильно вести себя в квартире, доме и в ближайших окрестностях, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. | ||
42. Природа и наша безопасность Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки) | 1 |
| Учащиеся научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречи с животными, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. | ||
43. Экологическая безопасность. Практическая работа(устройство фильтра для очистки воды) Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, высказывать своё мнение, доказывать его. | ||
44. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».Проверочная работа. | 1 |
| Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы. Оценивать свои знания. | ||
Чему учит экономика 12 часов | |||||
45. Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека; товары и услуги, анализировать, обобщать , делать выводы. | ||
46. Природные богатства и труд людей — основа экономики Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. | ||
47. Полезные ископаемые. Практическая работа(рассмотрение образцов). Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I—2 классах.
| Учащиеся научатся различать важные полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. | ||
48. Растениеводство. Практическая работа(описание растения по плану) Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов | 1 | актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях,
работать с терминологическим словариком
| Учащиеся научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану; объяснять , что такое растениеводство и для чего люди им занимаются; анализировать, обобщать , делать выводы. | ||
49. Животноводство Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов | 1 |
актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах; характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;
формулировать выводы из изученного материала, | Учащиеся научатся классифицировать домашних животных, объяснять , что такое животноводство и для чего люди им занимаются; работать в парах, анализировать, обобщать , делать выводы. | ||
50. Какая бывает промышленность Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность | 1 |
работать с терминологическим словариком
| Учащиеся научатся различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать, обобщать , делать выводы. | ||
51. Проект «Экономика родного края» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 |
| Учащиеся научатся раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. | ||
52.Что такое деньги. Практическая работа (рассмотрение различных монет). Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения | 1 |
| Учащиеся научатся понимать роль денег в экономике, объяснять , что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран анализировать, обобщать , делать выводы. | ||
53. Государственный бюджет Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства | 1 |
выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства
| Учащиеся научатся объяснять , что такое государственный бюджет, из чего он складывается осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. | ||
54.Семейный бюджет Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся объяснять , что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи; анализировать, обобщать , делать выводы. | ||
55-56. Экономика и экология. Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику | 2 |
| Учащиеся научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; анализировать, сравнивать, обобщать , делать выводы. | ||
Путешествия по городам и странам 14 часов | |||||
57-59. Золотое кольцо России. Практическая работа( работа с картой). Золотое кольцо России—слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залес- ский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | 3 |
| Учащиеся научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, анализировать, сравнивать, обобщать , делать выводы. | ||
60. Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 |
презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | Учащиеся научатся находить и показывать на карте города, приводить примеры достопримечательностей этих городов; работать с разными источниками информации. | ||
61. Наши ближайшие соседи Практическая работа ( работа с картой). Государства, граничащие с Россией, их столицы | 1 |
| Учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей этих стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами. | ||
62. На севере Европы Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | 1 | работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, обобщать , делать выводы. | ||
63. Что такое Бенилюкс Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности | 1 | работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам | Учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, обобщать , делать выводы. | ||
64. В центре Европы Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | 1 | работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, обобщать , делать выводы. | ||
65-66. По Франции и Великобритании Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди | 2 |
работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;
| Учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, обобщать , делать выводы. | ||
67 На юге Европы Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, обобщать , делать выводы. | ||
68. По знаменитым местам мира Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж- Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы) | 1 |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Учащиеся научатся ценить памятники истории и культуры, осознавать необходимость бережного отношения к ним; анализировать, обобщать , делать выводы. | ||
69.Обобщение знаний по теме «Путешествия по городам и странам».Проверочная работа. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | 1 |
адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы. Оценивать свои знания. | ||
70. Повторение пройденного за год. | 1 | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах. Оценивать свои знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие учебные программы для 1 класса (УМК "Школа России")
В данном материале содержатся учебные программы по русскому языку (обучение грамоте), математике, окружающему миру, технологии (Роговцева), ИЗО (Неменский), литературному чтению....
Рабочая учебная программа для 4 класса "Школа России"
Рабочая учебная программа для 4 класса составлена для УМК "Школа России" и включает задания для ККО...
Рабочая учебная программа по русскому языку в 3 классе "Школа России"
Дана полная пояснительная записка к программе по предмету "Русский язык" 3 класс, с характеристикой КИМов, с описанием НРК. Поурочное тематическое планирование на весь год....
Рабочая учебная программа по математике в 3 классе "Школа России"
Дана полная пояснительная записка к программе по предмету "Математика" 3 класс, характеристика КИМов....
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год...
Рабочие учебные программы 1 класс УМК "Школа России"
Рабочие учебные программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, музыке составлены на основе примерной программы начального обще...
[11] Рабочая учебная программа по математике УМК "Школа России" ФГОС
Начальный курс математикм - курс интегрированный: в нём обьединены арифметический, алгебраический и геометрический материал....