Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (ФГОС),
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме

Рабочая программа и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_klass_2013_-_2014g.docx47.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

                                  УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «СОШ № ___»

_______________ / ______________/

«______» ______________ 20____ г.

                     

Рабочая программа

учебного предмета  «Окружающий мир»

(базовый уровень)

для 2 класса

Составитель

Фёдорова Е.В., учитель начальных классов

I квалификационной категории

г. Воскресенск

2013 год

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная  записка

         Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А.Плешаков Окружающий мир: рабочие программы. 1-4 классы  М.: «Просвещение», 2011г.

         Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. 2 класс —68ч (34 учебные недели).

Основное содержание программы.

Где мы живём? (4ч.)

Имя родной страны – Россия. Государственные символы Российской Федерации. Россия – многонациональная страна. Государственный язык. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Подготовка к выполнению проекта «Родной город». Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Где мы живём?»

Природа. (20ч.)

Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы.Связи между неживой и живой природой. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров. Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Животные живого уголка. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека. Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Природа».

Жизнь города и села. (10ч.)

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей.  Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. Учреждения культуры, их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музуй России – Кунсткамера. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта «Профессии».  Наблюдения за зимними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. Зимние  явления в неживой и живой природе. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Жизнь города и села». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Здоровье и безопасность. (9ч.).

Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Освоение правил безопасности пешехода.  Правила безопасного поведения в быту. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Здоровье и безопасность».

Общение. (7ч.)

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Подготовка к выполнению проекта «Родословная». Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игра, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в гостях. Правила поведения в общественных местах. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Общение».

Путешествия. (18ч.)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта.  Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. Водные богатства нашей планеты. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. Наблюдения за весенними явлениями природы. Экскурсия. Весенние явления в неживой и живой природе. Карта. Изображение территории России на карте. Правила показа объектов на настенной карте. Подготовка к выполнению проекта «Города России». Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы. Московский Кремль - символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. Санкт – Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания. Старинные русские города, расположенные на реке Оке. Приокско – Террасный заповедник. Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.  Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Путешествия». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  1. государственные символы России;
  2. объекты природы и предметы, созданные человеком;
  3. неживую и живую природу;
  4. дикорастущие и культурные растения;
  5. диких и домашних животных;
  6. насекомых, рыб, птиц, зверей;
  7. некоторые охраняемые растения и животные;
  8. правила поведения в природе;
  9. основные сведения о своем городе ( селе);
  10. виды транспорта;
  11. наиболее распространенные профессии;
  12. строение тела человека;
  13. правила личной гигиены;
  14. особенности охраны здоровья в разные времена года;
  15. правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  16. основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения;
  17. культуру поведения в общественных местах;
  18. основные стороны горизонта;
  19. устройство и назначение компаса;
  20. основные формы земной поверхности:  равнины и горы;
  21. основные виды естественных водоемов;
  22. названия нашей страны и ее столицы;
  23. названия некоторых других городов России;
  24. названия нескольких стран мира.

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

  1. наблюдать объекты окружающего мира; 
  2. работать с учебником,   энциклопедиями;
  3. работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;  
  4. рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
  5. уметь работать в паре, группе, индивидуально;
  6. уметь оценить себя, товарища;
  7. формировать коммуникативные умения;
  8. развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
  9. уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Нормы оценок по окружающему миру.

         Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
        Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
        При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
       Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
        Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
        Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
        Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
        Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
       
Оценка тестов.
       Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
       Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
       "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
       "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
       "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
       Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания,  аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень                               0 - 60%                

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

                                             менее 17 баллов                      

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

                                                        "2"

"3"

"4"

"5"

Перечень  используемой литературы:

1.  Программа:

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

2. Учебники:

-  Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

3. Рабочие тетради и пособия:

-  Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.  Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.  Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

- Тихомирова Е.М. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.  Издательство «ЭКЗАМЕН», Москва, 2013 г.

- Тихомирова Е.М. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.  Издательство «ЭКЗАМЕН», Москва, 2013 г.

4. Методические пособия:

- Максимова Т.Н. Уроки окружающего мира. Поурочные разработки. 2 класс. Издательство «ВАКО», Москва, 2012 г.

- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

- Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

- Плешаков А.А., Румянцева А.А.Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

Материально-техническое обеспечение:

I. Книгопечатная продукция:

1. Программа:

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

2. Учебники:

-  Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

3. Рабочие тетради и пособия:

-  Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.  Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.  Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

- Тихомирова Е.М. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.  Издательство «ЭКЗАМЕН», Москва, 2013 г.

- Тихомирова Е.М. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.  Издательство «ЭКЗАМЕН», Москва, 2013 г.

4. Методические пособия:

- Максимова Т.Н. Уроки окружающего мира. Поурочные разработки. 2 класс. Издательство «ВАКО», Москва, 2012 г.

- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

- Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

- Плешаков А.А., Румянцева А.А.Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

II. Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:

1. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.

III.Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Телевизор.

4. DVDплеер.

5. Аудиоцентр.

6. Мультимедийный проектор.

7. Экспозиционный экран.

8. Компьютер.

         IV. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи

Календарно - тематическое планирование

по окружающему миру

(наименование учебного предмета)

на 2013 – 2014 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Где мы живём? (4ч.)

1

1

Имя родной страны – Россия. Государственные символы Российской Федерации. Россия – многонациональная страна. Государственный язык.

04.09.13г.

2

2

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Подготовка к выполнению проекта «Родной город».

06.09.

3

3

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.

11.09.

4

4

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Где мы живём?»

13.09.

Природа. (20ч.)

5

1

Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы.Связи между неживой и живой природой.

18.09.

6

2

Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров.

20.09.

7

3

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.

25.09.

8

4

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия.

27.09.

9

5

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.

02.10.13г.

10

6

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак.

04.10.

11

7

Горные породы и минералы. Гранит и его состав.

09.10.

12

8

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

11.10.

13

9

Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека.

16.10.

14

10

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.

18.10.

15

11

Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.

23.10.

16

12

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.

25.10.

17

13

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.

06.11.13г.

18

14

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных.

08.11.

19

15

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

13.11.

20

16

Животные живого уголка. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека.

15.11.

21

17

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

20.11.

22

18

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных.

22.11.

23

19

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту».

27.11.

24

20

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Природа».

29.11.

Жизнь города и села. (10ч.)

25

1

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги.

04.12.13г.

26

2

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей.

06.12.

27

3

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

11.12.

28

4

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

13.12.

29

5

Учреждения культуры, их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музуй России – Кунсткамера.

18.12.

30

6

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта «Профессии».

20.12.

31

7

Наблюдения за зимними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия.

25.12.

32

8

Зимние  явления в неживой и живой природе.

27.12.

33

9

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Жизнь города и села».

15.01.14г.

34

10

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

17.01.

Здоровье и безопасность. (9ч.).

35

1

Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.

22.01.

36

2

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.

24.01.

37

3

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

29.01.

38

4

Освоение правил безопасности пешехода.

31.01.

39

5

Правила безопасного поведения в быту.

05.02.14г.

40

6

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

07.02.

41

7

Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

12.02.

42

8

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону.

14.02.

43

9

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Здоровье и безопасность».

19.02.

Общение. (7ч.)

44

1

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

21.02.

45

2

Подготовка к выполнению проекта «Родословная».

26.02.

46

3

Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игра, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.

28.02.

47

4

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.

05.03.14г.

48

5

Правила поведения в гостях.

07.03.

49

6

Правила поведения в общественных местах.

12.03.

50

7

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Общение».

14.03.

Путешествия. (18ч.)

51

1

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.

19.03.

52

2

Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта.

02.04.14г.

53

3

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

04.04.

54

4

Водные богатства нашей планеты. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря.

09.04.

55

5

Наблюдения за весенними явлениями природы. Экскурсия.

11.04.

56

6

Весенние явления в неживой и живой природе.

16.04.

57

7

Карта. Изображение территории России на карте. Правила показа объектов на настенной карте.

18.04.

58

8

Подготовка к выполнению проекта «Города России».

23.04.

59

9

Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы.

25.04.

60

10

Московский Кремль - символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

30.04.

61

11

Санкт – Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания.

02.05.14г.

62

12

Старинные русские города, расположенные на реке Оке. Приокско – Террасный заповедник.

07.05.

63

13

Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте.

09.05.

64

14

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.

14.05.

65

15

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами.

16.05.

66

16

Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.

21.05.

67

17

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Путешествия».

23.05.

68

18

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

28.05.

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

68

0

0

0

0

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС

рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС УМК "Школа России"...

рабочая программа по Окружающему миру 1 класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. ...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ФГОС Школа 21 век

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс составлена с учетом ФГОС второго поколения на новый учебный год по программе школа 21 век...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС НОО

В данном материале представлено разаёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС

Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начально...

РАбочая программа по окружающему миру, 1 класс ФГОС

Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  окружающему миру   в соответствии с требованиями  Федерального го...