Урок окружающего мира во 2 классе "Свойства воздуха"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) на тему

Татьяна Николаевна Кузьмина

Предлагается разработка урока окружающего мира для обучающихся 2 класса по теме "Свойства воздуха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир. Урок по теме «Свойства воздуха».

2 класс по системе Л.В.Занкова

Тип урока: открытие новых знаний; 3 урок по теме «Воздух».

Формы урока: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.

Структура урока

организация начала урока;

введение в тему урока;

актуализация знаний;

постановка темы и цели урока;

открытие новых знаний;

закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

задание на дом;

подведение итогов и результатов урока;

рефлексия

 

Цели:

 образовательная: расширить знания обучающихся о свойствах воздуха и их значении для человека; 

развивающая: формировать умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой, практической деятельности, работать в паре, в группе и самостоятельно; развивать восприятие как умение наблюдать, воображение как основу для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, обобщать, речь как умение характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, открытию новых знаний.

Ожидаемые результаты:

личностные

формирование положительного отношения и интерес к изучению окружающего мира;

понимания причин собственной успешности  (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе, в паре;

предметные

расширение у обучающихся представлений о воздухе как смеси газообразных веществ, изучение его основных свойств;

метапредметные

регулятивные

использование на практике простейших правил планирования своей деятельности (выбор цели- выбор средств её достижения- проведение эксперимента- оценка результата); формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом

познавательные

установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, перекодировать, фиксировать информацию в различных формах

коммуникативные

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Методы и приёмы:

дидактическая игра

эксперимент

частично поисковый метод

самостоятельная работа, самопроверка

элементы технологии коллективного взаимодействия

Оборудование:

компьютер;

мультимедиа, экран;

раздаточный материал: 3 конверта, в которые вложены рисунки: воздушный шар, заяц, распылитель краски; жетоны- смайлики для рефлексии;

футбольный мяч и насос;

чашка с горячей водой, чашка с холодной водой, пустая бутылка, воздушный шарик;

учебник «Мы и окружающий мир» 2 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков),Самара 2003; рабочая тетрадь к учебнику (авт. Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков), Самара 2010;

План урока:

Содержание

Время

Организационно – методические указания

1.организация начала урока, введение в тему урока;

1 мин.

2.актуализация знаний;

3 мин.

3. сообщение темы и целей урока;

1 мин.

4. открытие новых знаний, физкультминутка;

23мин.

2 мин.

5. закрепление материала, изученного на данном уроке, применение новых знаний;

10 мин.

6. задание на дом;

   1 мин.

7. подведение итогов и оценка результатов урока;

1 мин.

8.  рефлексия;

3 мин.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организация     начала урока, введение в тему урока.




Слайд 1.







- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости: учителя нашей школы. Повернитесь к ним и улыбнитесь, как радушные хозяева. Пусть и у них и у вас будет хорошее настроение.


- Посмотрите на экран, прочитайте сочетания слов.




- Какое лишнее. Почему?


Поворачиваются.

Улыбаются.






Атлантический океан, Воздушный океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.


Воздушный океан. Этого океана нет на карте.


2.Актуализация знаний.

Слайд 2.








Слайд 3.




- Из чего же состоит этот океан?


- Что мы уже знаем о воздухе?





- Что ещё о воздухе вы хотели бы узнать?


Из воздуха.


У Земли есть воздушная оболочка, которая называется атмосфера.

Воздух - смесь газов.


Высказывания детей.


Свойства воздуха.

Как человек использует свойства воздуха.

Надо ли охранять воздух?


3. Сообщение темы и целей урока.


- Тема нашего сегодняшнего урока «Свойства воздуха». Мы познакомимся с основными свойствами воздуха, как эти свойства используются в жизни, будем продолжать учиться работать в парах, группах, проводить эксперименты и делать выводы.







4. Открытие новых знаний.

























Слайд 4.












Слайд 5.




Слайд 6.


- Откройте учебники на стр. 112. Прочитайте тему урока.

- Какой знак видите под темой?

-Открываем тетрадь на стр. 28, находим № 64.

- Что нам предстоит выполнить?

- Что нужно сделать в первую очередь?

- Верно. Прежде, чем выполнить какую-либо задачу человек должен подумать для чего ему это необходимо. Цель всегда связана с желаемым результатом.

- Какова же будет цель нашей работы?

- Запишите в тетрадь.

- Как названы столбцы таблицы?

- Что надо вспомнить, чтобы их заполнить?

- Какие органы чувств вы знаете?

- Подумайте, какие из них вам пригодятся для определения первых четырёх свойств воздуха.

Работать будете в парах. Можно совещаться друг с другом.

- Подведём итог этой части работы.

- О каких свойствах воздуха узнали?

- Какой орган чувств помог?

-Давайте поиграем в мяч (мяч плохо накачан).

- Почему не получается?

- Как можно исправить?


- Чем наполнился мяч? А до этого воздух в нём был?

- Куда же поместился воздух, который мы добавили?

- Как вы думаете, с каким свойством воздуха мы сейчас познакомились?

- Прочитаем об этом в учебнике.

 

- Заполняем пункты 5 и 6 в таблице.



Свойства воздуха.


Работа в тетради.



Практическую работу.

Определить цель.







Изучить свойства воздуха.

Обучающиеся работают в тетрадях.


Органы чувств.


Перечисляют.




Обучающиеся работают в тетрадях.



Работа с компьютером.



Высказывания детей.


2 человека накачивают мяч.

Пробуют поиграть.



Высказывания детей.






Обучающиеся работают в тетрадях.



Физкультминутка.



4. Открытие новых знаний.


Слайд 7.



























Слайд 8.


- Продолжаем работать с учебником. Читаем последний абзац на стр. 112.

- О каком свойстве воздуха узнали?

-Как известно на Луне нет воздуха. Представьте, что вы путешествуете по Луне и хотите привлечь внимание другого космонавта, сообщить ему о ценной находке. Как вы это сделаете?

- Читаем 1 абзац на стр. 113.

- Что узнали нового о воздухе?

(работа с иллюстрацией в учебнике)

- Читаем дальше.

- О каком свойстве воздуха узнали?

- Дочитываем статью учебника.

- О каком свойстве воздуха шла речь?

- Итак, о каких свойствах воздуха узнали, прочитав статью учебника?


- Давайте проведём ещё один эксперимент. (На горлышко пустой бутылки надеваем воздушный шарик. Сначала ставим бутылку в горячую воду, наблюдаем).

- Что происходит?

(Затем эту бутылку ставим в холодную воду, наблюдаем).

- Что происходит?

- Попробуйте объяснить результат этого опыта.

Вывод: тёплый воздух расширяется и поднимается вверх, а холодный сжимается и опускается вниз.



Работа с учебником.

Проводит звук.


Разыгрывают ситуацию.




Работа с учебником.

Имеет массу.


Работа с учебником.

Пропускает солнечные лучи.

Работа с учебником.

Сохраняет тепло.


Высказывания детей.







Шарик надувается.



Шарик сдувается.

Высказывания детей.


5.Закрепление пройденного и применение полученных знаний.

Слайд 9.

Слайд 2.









Слайд 10, 11, 12.






- Вспомните, как звучала тема урока.

- О каких свойствах воздуха узнали?




- Что хотели узнать?

- О чём ещё не говорили?

- Попробуем сами это узнать, используя изученные свойства воздуха.

- Работать будем в группах. Вы уже разделены на группы по рядам. Определитесь, кто будет руководителем группы.

- Руководители группы подойдите к столу и возьмите один из конвертов.

В них лежат картинки. Назовите предметы, изображённые на них, попробуйте определить, какое свойство воздуха используется.





Высказывания детей.









Работа в группах.


6.Домашнее задание.


Слайд 2.


Слайд 13.




- Вернёмся ко второму слайду.

- О чём осталось поговорить?



Об этом вы поразмышляете дома. Можно приготовить сообщение, нарисовать рисунок. Это задание по желанию, а статью в учебнике о свойствах надо прочитать всем.


Надо ли охранять воздух?




Дети записывают задание в дневник



7.Подведение итогов и результатов.


Выставление оценок.

8. Рефлексия



- Мы с вами знаем, что воздух окружает нас со всех сторон и что он обладает сжимаемостью. Дополним стилизованными молекулами воздуха часть доски. (Смайлики).

Прикрепляют смайлики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Атлантический океан Воздушный океан Индийский океан Северный Ледовитый океан

Слайд 2

воздушный океан

Слайд 3

Что бы вы ещё хотели узнать о воздухе? Какими свойствами обладает воздух? Как человек использует воздух? Нужно ли воздух охранять?

Слайд 4

цвет глаз запах нос вкус язык форма глаз белый бесцветный душистый без запаха круглый нет формы жидкий нет вкуса

Слайд 6

цвет глаз бесцветный запах нос без запаха вкус язык нет вкуса форма глаз без формы сжимаемость глаз ухо кожа упругость ухо кожа изменение формы шипение звонкость плотность

Слайд 7

Проводит звук Имеет массу Пропускает солнечные лучи Сохраняет тепло

Слайд 8

о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о оо о о оо оооооооо

Слайд 9

Свойства воздуха: - без цвета; - проводит звук - без вкуса; - имеет массу; - без запаха; - не имеет формы; -сжимаемый; - упругий; пропускает солнечные лучи; сохраняет тепло; при нагревании расширяется.

Слайд 10

Что бы вы ещё хотели узнать о воздухе? Какими свойствами обладает воздух? Как человек использует воздух? Нужно ли воздух охранять?

Слайд 14

Что бы вы ещё хотели узнать о воздухе? Какими свойствами обладает воздух? Как человек использует воздух? Нужно ли воздух охранять?

Слайд 15

Домашнее задание: Учебник с.112-114 Творческое задание по желанию: тема «Охрана воздуха» (сообщение или рисунок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок-исследование по окружающему миру по теме «Свойства воздуха»

Вид  урока: урок-исследование.Тип урока: получение новых знаний.Цели урока:Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.Развивать умен...

Урок окружающего мира 3 класс по теме: «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

Создать условия о расширении знаний учащихся о свойствах воздуха....

Урок окружающего мира "Состав и свойства воздуха"

Цели:·         ознакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха, закреплять представления о газообразных веществах;·...

Урок окружающего мира 3 класс, "Свойства воды", учебник А.А. Плешаков, Школа России

Задачи урока: образовательные: через практическую деятельность познакомить обучающихся со свойствами воды, показать необходимость употребления воды; развивающие: развивать познавательный интерес к пре...

Урок окружающего мира . 3 класс. Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».

Цель урока.Выяснить свойства воздуха опытным путем.Определить значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.Воспитывать бережное отношение к природе.В...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Свойства воздуха" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: выявление свойств воздуха в ходе наблюдений и опытов; заполнение «Исследовательского листа» Планируемые результаты Предметные: знать определение воздуха, ег...